25 лет назад 2 марта 1993 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай» за №309, в целях оказания государственной помощи Республике Горный Алтай, ныне Республике Алтай.

Это-второй документ государственной важности, после Указа Елизаветы Петровны о принятии алтайских кочевников в состав Российской империи, касающийся Горного Алтая и его жителей, подписанный главой государства.

Своим мнением о значимости, для развития экономики, социальной сферы региона, принятия данного документа делится депутат Республики Алтай  Николай Малчинов.
c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_deputaty_nmalch04.JPG

Прежде, чем увидеть свет

-В разговоре процесс подписания и принятия Указа Президента Российской Федерации кажется простым делом, хотя, на практике, это-достаточно сложный бюрократический процесс.

Чтобы было понятнее читателям, особенно молодым, как участник тех событий попробую описать, хотя бы вкратце, какой путь приходится преодолеть документу до его выхода в свет.

Первым делом Правительству, Парламенту, руководству соответствующих отраслей следует провести подробный анализ ситуации в тех отраслях и сферах, чтобы выявить проблемные вопросы, которые необходимо включить в проект готовящегося документа. На их основе, готовится проект указа, включающий проблемные, для республики, вопросы, поручения федеральным органам исполнительной и законодательной власти, а также пояснительную записку, финансово-экономическое, техническое и другие обоснования, проектно-сметное обеспечение каждого объекта.

К тому же, весь комплекс вопросов обговаривают, согласовывают с Председателем Правительства Российской Федерации, курирующими заместителями председателя, министерствами, госкомитетами, ведомствами Правительства России. Полученная поддержка является гарантией быстрейшего согласования.

Особо стоит сказать о поддержке, со стороны Президента РФ, попасть на прием к которому, практически, очень сложно, не говоря уже о необходимости доказать ему важность принятия документа, в виде поручения Правительству РФ, министрам о подготовке проекта указа. Да и встреча «за круглым столом» с главой государства не является абсолютной гарантией принятия ожидаемого документа. В процессе согласования его могут «зарубить» и не согласовать. И тогда начинается мучительно-долгий этап согласования проекта Указа с федеральными министерствами, госкомитетами и ведомствами.

Согласование-не единичный процесс, а многоразовый, приходится, иногда, пройти по нескольку раз в одно и то же министерство по одному и тому же
вопросу. Только получив согласие и подписи руководителей министерств, ведомств, включенных в проект указа, Председателя Правительства России и сдав документ в Администрацию Президента Российской Федерации, можно быть уверенным, что он будет подписан.

В этом плане, стоит отметить, что, несмотря на продолжающийся, на тот момент, глубокий финансово-экономический и другие кризисы в стране в конце XX века, руководителю республики Валерию Ивановичу Чаптынову вместе с председателем Правительства Республики Алтай Владимиром Ивановичем Петровым удалось убедить Правительство и Президента Российской Федерации о необходимости оказания государственной помощи республике.

Задачи поставлены


Указом был сохранен за территорией Республики Алтай статус Эколого-экономической зоны "Горный Алтай", а также были приняты предложения Правительства и Верховного Совета Республики Алтай о введении с 1 января 1993 года на территории Республики Алтай районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4.

Наряду с вопросом о районном коэффициенте, получили поддержку предложения Правительства Республики Алтай, предусматривающие развитие на территории Республики Алтай энергетической базы, с использованием гидроресурсов и твердого топлива; отраслей по переработке и хранению сырья и продукции агропромышленного и лесного комплексов; развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых и создание мощностей по их переработке; укрепление материально-технической базы учреждений культуры, полиграфии, книгоиздательского дела и телерадиовещания, сохранение памятников археологии; развитие международного туризма, альпинизма и спорта.

Указ также предусматривал проведение на территории Республики Алтай научных исследований, связанных с установлением степени влияния многолетних ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на медико-демографическую обстановку региона и принятие неотложных мер по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Республики Алтай, расположенных в зоне неблагоприятного воздействия ядерных испытаний, открытие в 1993 году Горно-Алтайского государственного университета, на базе Горно-Алтайского государственного педагогического института;

Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Республики Алтай было поручено:

-обеспечить устойчивое снабжение Республики Алтай электроэнергией в объемах, необходимых, для развития ее народно-хозяйственного комплекса и для перевода на электрическое отопление школ, больниц и детских дошкольных учреждений, расположенных в Кош-Агачском и Улаганском районах, приравненных к местностям Крайнего Севера;

-рассмотрение вопроса о целесообразности реконструкции (расширения) аэропортов в г.Горно-Алтайске, с.с.Кош-Агач и Усть-Кокса, с учетом их возможного использования в перспективе, для международных полетов;

-о предоставлении в г. Москве здания общей площадью до 1 тыс. кв. метров для размещения Постоянного представительства Республики Алтай при Президенте Российской Федерации и о передаче его в собственность Республики Алтай.

Несмотря на кризис, галопирующую инфляцию и дефолт

Практическое выполнение Указа Президента Российской Федерации совпало со смутными 90-ми годами, развалом СССР, сопровождающиеся глубоким политическим, финансово-экономическим и другими кризисами, галопирующей инфляцией и наконец, дефолтом.

Сегодня, спустя 25 лет, хочется получить ответ на вопрос: как же практически был реализован Указ главы государства?

Стоит сразу отметить, что, несмотря на тяжелые финансово-экономические, нестабильные политические условия в стране, было сделано немало.

Так, в 1993 году были приняты несколько постановлений Правительства Российской Федерации. В т.ч. в отношении введения районного коэффициента 1,4 (40%) к заработной плате от 29.05.1993г. Таким образом, с 1 января 1993 года жители республики этим благом пользуются более 25 лет. И об этом мы не должны забывать.

Была, практически, утверждена долгосрочная комплексная программа развития Республики Алтай на перспективу (Постановление Правительства РФ от 09.09.1993г. №901). До сегодняшнего дня, продолжаются работы по выполнению этого перспективного плана.

В эти же годы, было принято и успешно реализовано постановление Правительства России от 25.11.1994г. №1288 «О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай». Цель принятия постановления-оказание государственной поддержки развитию экономики и социальной сферы названных районов, приравненных к местностям Крайнего Севера.

Еще одним постановлением Правительством РФ от 31.12.1995г. №1307 утверждена Федеральная целевая программа по оказанию медицинской, социальной помощи населению и нормализации санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов Республики Алтай, подвергшихся радиационному воздействию в результате испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, на 1996-1997 годы и на период до 2000 года. Она успешно реализована, региону оказана значительная помощь.

Во исполнение и практической реализации настоящего указа и принятых постановлений Правительства Российской Федерации, были приняты постановления Правительства и Верховного Совета Республики Алтай, которые позволили в 1993 году, на базе местного пединститута открыть Горно-Алтайский государственный университет. Продолжил свою успешную деятельность эколого-экономический регион "Горный Алтай" (ЭЭР). Участники эколого-экономического региона платили налоги, которые увеличились, к примеру, только в Дорожный фонд c 18млн.руб. до более, чем 100млн.руб.

Продуманная технология (схема) пополнения республиканского дорожного фонда, за счет поступающих средств, позволила реконструировать и заасфальтировать дороги «Усть-Сема-Чемал», «Чоя–Артыбаш», которые дали всплеск развитию туризма в Республике Алтай. Кроме того, за счет средств ЭЭР, решались ставшие хроническими острые социальные проблемы: выплаты зарплаты учителям, медикам, приобретение продуктов питания, медикаментов, одежды и других социально-значимых товаров.

Была завершено государственная электрификация основных населенных пунктов Улаганского района. Подготовлены проектно-сметная документация, с проведением экспертизы на реконструкцию Национального драматического театра и аэропорта в г.Горно-Алтайске. Объекты были полностью согласованы с федеральными министерствами, государственными комитетами (такие структуры были до создания Агентств), ведомствами, курирующими заместителями Правительства России не только проекты, но и источники, объемы финансирования и годы исполнения.

Поэтому-то эти объекты, по истечении 10 и более лет, были без проблем профинансированы. Соглашусь, что реконструкция театра длилась очень долго, были ошибки в проектировании, в процессе строительных работ. Но оптимальное техническое решение было найдено, решены вопросы финансового обеспечения реконструкции театра, и объект был сдан в эксплуатацию. Точно такая же проблема была с аэропортом в г.Горно-Алтайске.

В силу непреодолимых обстоятельств


За прошедший период, не все объемы работ удалось реализовать. Часть запланированных объектов были построены, реконструированы позже, большинство из которых реализованы, к настоящему времени. К примеру, в 2009 году было арендовано здание в столице России, для размещения Постоянного представительства Республики Алтай в г.Москве, и только в 2017 году оно передано в собственность Республики Алтай. Считаю, что основанием, для положительного решения этого вопроса, послужил подписанный более 20 лет назад настоящий указ.

К большому сожалению, в силу непреодолимых финансово-бюджетных, политико-экономических, денежно-кредитных, технических и других обстоятельств, независящих от республики, остались невыполненными некоторые пункты Указа. В их числе строительство Катунской ГЭС и Талды-Тюргунского угольного разреза; строительство мощностей по переработке и хранению сырья и продукции агропромышленного и лесного комплексов; перевод на электроотопление школ, больниц и детских садов Кош-Агачского и Улаганского районов; реконструкция и возобновление работ аэропортов в с.с.Кош-Агач и Усть-Кокса.

Справедливости ради, хочу подчеркнуть, что работу по подготовке и согласованию проекта Указа главы государства координировали Государственный комитет Республики Алтай, председатель Александр Николаевич Алчубаев, его заместитель Григорий Барзынович Чекурашев, в г.Москве-Александр Поликарпович Манзыров, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, постоянный представитель Республики Алтай при Президенте Российской Федерации.

Указ помог сохранить молодую республику в самые тяжелые годы ее становления и заложить основу, для будущего развития.