Если обратиться к славной трудовой биографии уважаемого юбиляра и попытаться понять, что же было главным на его трудовом пути, то мы увидим: это-борьба за справедливость.

c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_deputaty_tervyst.jpgИменно этим можно объяснить тот факт, что из всех профессий Степан Сузанович выбрал профессию юриста. В трудные военные годы, в доме его матери Меже Мыклаевны, которая осталась вдовой, вместе жили и делили все тяготы того времени 13 человек—одных и близких Степана Сузановича. Среди них были дети репрессированных крестьян, жила семья Тадыкиных, после возвращения из казахстанской ссылки, жили двоюродные братья, которые тоже познали горькую безотцовщину.

Положение крестьян, в послевоенные годы, было трудным, Степан Сузанович видел много несправедливости, и поэтому было понятно его решение-после окончания рабфака у нас, в г.Горно-Алтайске, поступать на юридический факультет знаменитого Казанского университета.

Летом 1953 года, когда наша страна прощалась с эпохой Сталина, выпускник Казанского университета Степан Тюхтенев, по распределению, отправился работать на свою родину, в г.Горно-Алтайск, следователем областной прокуратуры. Председателем комиссии по распределению был сам прокурор РСФСР, и, когда дошла очередь до Степана Сузановича, он зачитал телеграмму от Первого секретаря Горно-Алтайского обкома партии товарища Сороки. Деканат юридического факультета рассчитывал, что наш выпускник останется в аспирантуре и продолжит научную работу, в которой уже проявил себя достаточно хорошо, но обком партии считал нецелесообразной учебу товарища Тюхтенева в аспирантуре и ходатайствовал о том, чтобы молодой специалист попал в распоряжение областной прокуратуры.

Этот факт свидетельствует о многом. Говоря о нынешних научных заслугах Степана Сузановича, мы должны иметь в виду, что его интерес к науке был виден еще в годы студенчества. С другой стороны, его заслуги в последовательном становлении Республики Алтай мы можем объяснить тем, что, уже на студенческой скамье, он был замечен тогдашним руководством автономной области, и оно, вовремя, помогло Степану Сузановичу определить свою дальнейшую судьбу, которая была неразрывно связана с малой родиной.

Работа в органах прокуратуры, а позднее, в секретариате облисполкома, в должности главного редактора газеты «Алтайдын Чолмоны»—всё это помогло, как показало время, встретить начало перестройки с богатым багажом жизненного опыта, политической зрелости и гражданского мужества. Для кого-то, «звездный час» приходит в молодые годы, другие раскрывают себя в более зрелом возрасте, но в творческой биографии Степана Сузановича есть событие, которое принесло ему феноменальный и, вполне заслуженный, успех.

Речь идет о его статье «Где наши «губернские» права? Или о статусе автономной области», которая была опубликована 1 июля 1989 года одновременно в двух газетах—«Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны». Статья, которую написал наш юбиляр в свои 60 лет, до сих пор, не теряет своей актуальности, хотя, со времени ее публикации, нынче летом, исполнится ровно 30 лет.

Степана Сузановича Тюхтенева по праву можно считать одним из основателей Республики Алтай. Его вклад в решение вопроса о повышении статуса автономной области высоко оценил Председатель Госсобрания–Эл Курултай Республики Алтай 2-го созыва, заслуженный юрист РСФСР Данил Иванович Табаев. Его статью «Где наши «губернские» права? Или о статусе автономной области» (июль 1989 года) и написанную в продолжение этой темы вторую статью «Единственный шанс» (октябрь 1990 года) Данил Иванович называл историческими. Обе статьи посвящались судьбоносному вопросу Горного Алтая, его государственности.

С 1930 года, как напомнил Степан Сузанович в первой своей статье, наша автономная область находилась в составе Западно-Сибирского края. Но мы не должны забывать, что её права были закреплены постановлением ВЦИК РСФСР от 18 ноября 1926 года «Об органах управления автономной области Ойротского народа». При создании Сибирского края, провозглашалось, что Ойротская автономная область входит в его состав, в качестве самостоятельной административно-хозяйственной единицы.

Мы помним, что вопрос о повышении статуса Горно-Алтайской автономной области ставили такие руководители, как Николай Михайлович Киселёв и Михаил Васильевич Карамаев. Но, если, ранее, вопрос этот ставился, в большей степени, с позиций экономической целесообразности, в целях лучшей управляемости нашей территорией, то Степан Сузанович выступил, как талантливый публицист и, при этом, как высокопрофессиональный юрист и законодатель.

С его точки зрения, в период нахождения автономной области в составе Сибирского края за ней сохранялись «губернские» права—на том же уровне, как у Новониколаевской, Омской или Томской губернии. Автор статьи убедительно показал, что, с сентября 1937 года, когда бывший Сибирский край был разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский края, права Ойротской автономии оказались существенно урезанными.

С образованием Алтайского края и включением в его состав Ойротской автономной области, она оказалась в двойном подчинении. А с ликвидацией Западно-Сибирского края, наша автономия, фактически, потеряла всякую самостоятельность. В последующие годы, эти урезанные права неоднократно подтверждались, на практике. Так, например, в крае считали необходимым обязательно утверждать решения областного исполнительного комитета, прежде, чем эти решения доходили до Москвы. Всё это порождало, ничем не оправданную, волокиту.

Степан Сузанович первым поставил вопрос повышения статуса автономной области, с точки зрения законодательства. Он убедительно показал, что Конституция РСФСР 1978 года значительно урезала права автономных областей, по сравнению с Конституцией РСФСР 1918 года, закрепляя в своем тексте такое, например, категоричное положение. В ст.82 Конституции указывалось, что автономная область находится в составе РСФСР и входит в край. Получалось, что автономная область попадала в двойное подчинение: во-первых, со стороны РСФСР, а во-вторых—со стороны соседнего с нами Алтайского края. Отсюда возникал вопрос: что же представляла собой автономная область? Каким было её правовое положение?
Степан Сузанович хотел видеть наш регион равным среди равных, вне зависимости от территории и численности населения.

Дальнейшие обсуждения привели к необходимости не только выхода нашей автономной области из состава края, но и о преобразовании ее в республику. Был разработан проект Декларации о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной области. Проект был опубликован, для всенародного обсуждения в областных газетах. Сессия областного Совета по рассмотрению проекта Декларации, как мы помним, намечалось на 24-25 октября 1990 года.

По свидетельствам Степана Сузановича, дискуссия шла, поначалу, далеко не в пользу преобразования области в республику. И поэтому он принимает решение—18 октября 1990 года в обеих областных газетах опубликовать статью «Единственный шанс», в которой обосновывалась необходимость преобразования нашей автономной области в республику, а председатель областного Совета Валерий Иванович Чаптынов и председатель облисполкома Владимир Иванович Петров вдвоем, буквально, за три дня до сессии, выступили в областных газетах со статьей «На пути к самостоятельности». Эти статьи помогли сформировать общественное мнение и мнение депутатов. Депутаты областного Совета абсолютным большинством голосов проголосовали за принятие Декларации.

Верховный Совет РСФСР, законом от 15 декабря 1990 года, вывел нашу автономную область из состава Алтайского края, т.е. вернул ей губернские (областные) права, о которых писал Степан Сузанович. Одну из особенностей правового статуса Горно-Алтайской автономной области он видел в том, что бюджет области оставался составной частью бюджета края, и, при распределении ресурсов, несправедливо оценивалось реальное положение области, не в полной мере учитывались интересы Горно-Алтайской автономной области. Это, не раз, отмечалось в различных выступлениях высших должностных лиц области. Об этом наш юбиляр писал уже в другой статье—«Путь к самостоятельности» («Звезда Алтая» от 1 июня 1991 года).

После ее выхода в свет, прошло чуть больше месяца, и Законом РСФСР от 3 июля 1991 года наша автономия была преобразована в республику, в равноправный субъект Российской Федерации. Событие, которого ждали у нас в Горном Алтае, с того самого момента, когда был ликвидирован Сибирский край—ровно 54 года, на момент провозглашения нашей республики. И всё это–при жизни нашего уважаемого юбиляра.

В годы становления Республики Алтай Степан Сузанович поддерживал постоянную связь с законодательным органом власти—республиканским Парламентом. Он известен, как один из разработчиков проекта Конституции Республики Алтай, автор ряда законопроектов, которые были приняты высшим законодательным органом республики.

Для нас, депутатов республики, его яркая и богатая событиями жизнь продолжает оставаться примером верного и честного служения Закону, примером политического долголетия и удивительной щедрости, которую проявляет наш юбиляр, будучи профессором Горно-Алтайского университета.

Земной поклон Вам, Степан Сузанович, и искренняя благодарность за все свершения, на благо нашей республики!