c_200_250_16777215_00_images_stories_2017_tyulentin_vntitogi.jpg3 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую социалистическую республику в составе РСФСР»-этот день и празднуется, как день рождения нашей республики.

Как видите, понадобилось более семи месяцев напряженной работы всех структур имевшихся органов государственной власти, общественных формирований, для широкой разъяснительной работы среди населения, принятия организационных мер по выходу из состава Алтайского края, обеспечения устойчивой работы всех отраслей народного хозяйства, по бесперебойному снабжению жителей города и районов всем необходимым.

Всю организаторскую работу по этим вопросам, а также проведению выборов и формированию республиканских органов управления, подготовке документов для основополагающей сессии проводили Рессовет и ресисполком Горно-Алтайской ССР, во главе с Валерием Ивановичем Чаптыновым и Владимиром Ивановичем Петровым.

И все это происходило на фоне системного политического и экономического кризиса, который привел 19-21 августа к ГКЧП и запрету КПСС, развалу СССР, прекратившим свое существование 26 декабря 1991 года.

В самые тревожные месяцы конца 1991 года, полные неизвестности и перспективы, какой-то определенности на будущее, готовились проекты документов по представлению, только что образованной республике, серьезных преференций.

Я имею в виду Постановление Совета Министров РСФСР по эколого-экономической зоне «Горный Алтай», подготовка Указа Президента России «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Горный Алтай»-те, что помогли нам, буквально выжить, в начале 90-х г.г.

Выборы в Верховный Совет проходили в несколько этапов:

-22 декабря 1991 года из 75 было избрано 39 депутатов.

-10 января 1992 года прошло повторное голосование, в ходе которого избрано еще 24 депутата.

Количество депутатов в 63 человека уже позволяло провести легитимную сессию.

До открытия сессии, для работы оргкомитета из 21 депутата во главе с Суминым Геннадием Петровичем, Гайдабрус Марией Павловной, Дмитрачковым Василием Ивановичем и Торбоковым Владимиром Сергеевичем, специалистами рессовета и ресисполкома были подготовлены проекты решений на предстоящую сессию. Оргкомитет, в течении трех недель, проделал громадную работу по подготовке и проведению I исторической сессии. Газеты «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» на своих страницах регулярно давали информацию об этом и публиковали проекты решений по основным вопросам.

Сессия начала свою работу 5 февраля 1992 года в 10-00 часов в этом зале.

По сообщению Председателя избирательной комиссии Степана Сузановича Тюхтенева, всего на 75 мандатов в двух турах голосования кандидатами в депутаты было выдвинуто 289 человек, зарегистрировано-251, баллотировалось-234. На альтернативной основе, избрано 63 депутата.

На сессию прибыли все 63 избранных депутата и 36 приглашенных.

В число приглашенных входили ответработники рессовета и ресисполкома, отвечающие за прохождение документов на сессии, руководители города и районов, а также немногочисленные, в то время, руководители федеральных структур.

Решением Оргкомитета, подтвержденным, через процедуру голосования депутатами на сессии, было отказано в присутствии на заседаниях представителям всех, без исключения, политических партий и общественных организаций. Наверное, это было не совсем в духе, того времени, и недемократично. Но, сегодня, по истечении четверти века, это выглядит, по крайней мере, прагматично. В противном случае, сессия свою работу могла не завершить и в неделю, а не то что в четыре дня.

Всего на I сессии было рассмотрено и приняты решения по 39 вопросам. По сегодняшним меркам, вроде бы, обычное количество, но вы только вспомните их масштабность и значение, для будущего развития республики:

-Принятие Регламента Верховного Совета.

-Рассмотрение проектов законов «О Верховном Совете» и «О Правительстве».

-Выборы Председателя Верховного Совета, избрание заместителей Председателя.

-Образование постоянных комиссий и выборы их председателей.

-Избрание Президиума ВС.

-Выборы Председателя Правительства.

-Выборы членов Правительства.

-Рассмотрение бюджета.

-Утверждение штатов Верховного Совета и Правительства.

-Образование Конституционной Комиссии.

-О порядке назначения глав администраций города и районов.

-О наименовании Горно-Алтайской ССР.

И, наряду с этим:

-Вопросы о цене на хлеб.

-реорганизации управления лесами.

-О Катунской ГЭС и перспективах развития энергетики.

-О программе приватизации, о разграничении собственности.

-О мерах по социальной защите малообеспеченных слоев населения, в связи с катастрофическим ростом цен.

-Об упорядочении создания и деятельности концернов, ассоциаций, кооперативов на территории республики…

На сессии были также рассмотрены и первые депутатские запросы.

Это было чрезвычайно насыщенное политическими событиями время, и, наравне с разработкой законодательной базы, очень значительной была политическая составляющая работы Парламента. Репортажи с сессий транслировались по радио и телевидению, в газетах публиковался «Дневник сессии». Только пассионарность Председателя Верховного Совета Валерия Ивановича Чаптынова, сумевшего сохранить межнациональное согласие и найти баланс политических сил в Парламенте, а также уникальная работоспособность Даниила Ивановича Табаева, при опоре на соратников, позволили Парламенту выполнить на I-ой сессии свою историческую миссию.

Это был, поистине, революционный период нашей истории. Вот этот Большой зал был эпицентром всех политических событий в республике. Здесь, в зале заседаний, проходили самые острые дискуссии, которые, иногда, заходили, в своем накале, до того, что проходили закрытые заседания. Здесь была трибуна, для проявления собственных или партийных амбиций, в самом добром смысле этого слова.

Вспомним, что, перед каждой сессией, у здания Парламента проходили митинги, выставлялись пикеты, с экономическими и политическими лозунгами.

Депутатам Республики Алтай пришлось работать, в сложных политических и социально-экономических условиях, реагируя на митинги и протесты. Именно тогда закладывались законодательные основы социальной политики республики.

По форме государственного устройства, наша республика классифицировалась, как парламентская республика. На сессиях избирались председатель Правительства, все члены Правительства, утверждались руководители республиканских и федеральных подразделений исполнительной власти.

На I сессии были избраны составы Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда республики, утверждены в должностях начальник республиканского управления безопасности (сегодня ФСБ), начальник управления Центробанка по республике, председатель правления отделения Сбербанка, дано согласие на назначение прокурора республики.

Примером тому, насколько депутаты были воодушевлены возможностями статуса республики, служит образование на I-ой сессии постоянной комиссии по вопросам внешних сношений и защите интересов республики, а также создание Совета безопасности 4 марта 1992 года. Сегодня это звучит немного претенциозно, но это-наша история.

Вторую половину 1991 и начало 1992 годов можно характеризовать, как трагическую, но и романтическую страницу в истории России и Горного Алтая. Это было время абсолютного освобождения от партийного, чиновничьего, государственного диктата, время грандиозного всплеска гражданского и национального самосознания. Наряду с крайне бедственным положением большинства населения, у всех присутствовало ощущение свободы, ожидание светлого и справедливого будущего. Абсолютная чистота помыслов и устремлений, некоторая наивность, возможность сделать жизнь лучше и справедливей, используя республиканский статус-были определяющим ориентиром, для большинства депутатов Верховного Совета.

И, надо откровенно признать, что популизм, стремление показать себя, заявить о себе–также привлекало многих видеть себя в депутатском «кресле». Но, говоря объективно, карьерные и политические мотивации депутатского статуса не имели доминирующей роли.

Депутатский корпус республики первого созыва составляли, в абсолютном своем большинстве, реально мыслящие, ответственные люди. В итоге, Парламент Республики Алтай стал действенной трибуной народовластия.

В этот период, приобретался колоссальный опыт депутатской деятельности. Депутаты учились парламентской, политической культуре взаимоотношений.

Депутаты первого созыва принимали активное участие и в политической жизни страны. Уже на первой сессии был рассмотрен проект «Соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов в составе Российской Федерации».

31 марта 1992 года в Кремле тремя депутатами от нашей республики: Валерием Ивановичем Чаптыновым, Владимиром Ивановичем Петровым, Ауэльханом Жазитовичем Джаткамбаевым, по поручению I сессии Верховного Совета Республики Алтай, был подписан исторический Федеративный Договор, сохранивший целостность России.

На второй сессии Верховного Совета 5 мая 1992 года он, в этом зале, был ратифицирован.

Уважаемые коллеги!

Четверть века в наше стремительное время-серьезный временной срок. За это время, ушли из жизни 25 депутатов Верховного Совета и 5 членов первого Правительства Республики Алтай.

Прошу почтить их светлую память минутой молчания.

Главным итогом работы Верховного Совета Республики Алтай в 1992-1993г.г. является успешно выполненная основная задача законодательной власти–создание нормативно-правовой базы Республики Алтай. В этот период, были приняты основополагающие законы, завершалась работа по проекту Конституции Республики Алтай.

И, сегодня, мы считаем несправедливыми обвинения, иногда звучащие, в адрес депутатов четвертого, пятого и, тем более, шестого созывов, что они отдали почти все полномочия исполнительной власти. Ведь надо отчетливо понимать, что мы–республика в составе Российской Федерации, и приоритет федеральных законов, для нас, очевиден и обязателен. Только выполнением требований федерального законодательства объясняется передача части полномочий Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай.

Но, при этом, сохраняются основные рычаги воздействия на все политические, экономические, социальные процессы, происходящие в республике, через утверждение социально-экономических программ развития, контролем за движением всех бюджетных средств, исполнением республиканских законов.

А также ежегодный Отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай перед депутатами в Парламенте республики.
К этому можно добавить и обязательную информацию судов, прокуратуры, МВД на сессиях. Эта норма закреплена Конституцией Республики Алтай.

Правила работы Парламента, сложившиеся 25 лет назад, действуют и сегодня. В основе деятельности Государственного Собрания, неизменным остается принцип разграничения компетенции между Правительством и Парламентом, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, конструктивизм и уважение, во имя сохранения стабильности, для решения всех жизненных проблем населения.

В новейшей истории Горного Алтая общественно-политические процессы, происходившие с 13 марта 1989 года–дня исторического заседания исполкома Горно-Алтайского Совета народных депутатов, принявшего решение о выходе из Алтайского края по 5 февраля 1992 года дня открытия I сессии ВС РГА, требуют глубочайшего научного исследования и осмысления.

Многое, в этом отношении, сделали в своих книгах и публикациях, а также на лекциях в ГАГУ непосредственные участники процесса образования и становления нашей республики Даниил Иванович Табаев и Степан Сузанович Тюхтенев. Научное освещение начато в коллективной монографии «Очерки по новейшей истории Республики Алтай (1991–2010г.г.)», изданной научно-исследовательским институтом алтаистики им.Сазона Саймовича Суразакова в 2014 году.

Уверен, что этот переломный момент в истории алтайского народа, вписавшийся в период распада Советского Союза, в период реальной угрозы распада РСФСР, еще найдет своих пытливых исследователей, в самом недалеком будущем.

Уважаемые коллеги!

Эффективность и результативность работы республиканского Парламента, в целом, и каждого ее депутата в отдельности, в большой степени, зависит от активности и зрелости наших избирателей, от гражданского самосознания каждого жителя Республики Алтай.

Развитие парламентаризма в Республике Алтай обязано способствовать повышению эффективности работы всех органов государственной власти, во имя развития нашей республики. В этом мы, парламентарии, видим главную цель своей деятельности.

Благодарю за внимание!