Уважаемые коллеги!

Тема моего выступления имеет важнейшее значение для субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. 

Вопросы жизнеобеспечения северных районов, развитие муниципальных образований в них имеют специфические особенности, вызванные экстремальными природно-климатическими условиями, слабой транспортной доступностью, низкой плотностью населения, большими территориями, значительная часть которых не освоена.

belekov.jpg 9 апреля 1992 года Правительством Российской Федерации принято постановление за №239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов», в соответствии с которым два из десяти районов Республики Алтай–Кош-Агачский и Улаганский были включены в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029.

В ходе реформы местного самоуправления в Республике Алтай на территории высокогорных Кош-Агачского и Улаганского районов образовано 18 сельских поселений.

В Республике Алтай принят и действует Закон Республики Алтай от 15 апреля 2005 года №26-РЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай и расположенных на территории Республики Алтай в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», устанавливающий гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, в связи с работой и проживанием на территории Республики Алтай в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем, мы понимаем, что производимые мероприятия совершенно недостаточны, для выведения северных районов из предкризисного состояния. Необходим комплекс мер федерального, регионального и местного значения, для качественного повышения уровня жизни граждан, проживающих в таких районах России.

Считаю, что одним из главных направлений совершенствования федерального законодательства должны стать вопросы развития национально-региональной политики, являющейся, по сути, главным способом регулирования социально-экономического и общественно-политического развития субъектов нашего федерального государства.

Одним из злободневных в Республике Алтай как, наверное, и в других регионах, остается вопрос реализации прав коренных народов. Еще в 1989 году на сессии Генеральной конференции международной организации труда была принята и в 1991 году вступила в силу конвенция №169, которая устанавливает основные стандарты, принципы и права коренных народов.

В Российской Федерации Конвенция не ратифицирована, но принято несколько федеральных законов, в т.ч. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Однако, на мой взгляд, этого-недостаточно, т.к. в законе не рассматривается (не регулируется) целый ряд жизненноважные, для коренного населения, аспектов.

В Республике Алтай это стараются решить на региональном уровне. Так, в стадии разработки находятся следующие законопроекты: «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Республики Алтай», «О перечне и традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Республики Алтай», «О статусе коренных малочисленных народов Республики Алтай», «Об отгонном животноводстве Республики Алтай», «О родовой общине алтайцев и других этнических общностей Республики Алтай».

Обращаясь в историческое прошлое алтайского народа, мы знаем, что всегда российское Правительство выделяло особое внимание управлению национальными окраинами государства. До революции 1917 года, алтайцы не облагались особым налогом, их земля находилась в неприкосновенности, официально считаясь землями кабинета императора России.

Управление «инородцами» и «национальными окраинами», в целом, велось, с учетом их национально-этнической специфики, условий жизни аборигенного, туземного населения и особенностей территории. Подтверждением сказанного является присоединение к России коренных народов Сибири и введение «особого» управления ими, когда централизованно-административный контроль сочетался с самостоятельностью управления внутри родоплеменных общностей. Такое взаимоотношение центра и окраин было характерно и для горного Алтая, где дючины, как административно-территориальные единицы с родоплеменным разделением и зайсанской властью сохранились до 1912-1914г.г., до проведения административных и земельных реформ.

М.М.Сперанский, известный реформатор ХIХ века, был хорошо знаком с существом рассматриваемого вопроса. Опыт управления Сибирским краем в 1819-1821г.г. привел его к написанию «Уложения для управления Сибирью» «Устав об инородцах». Выводы М.М.Сперанского, его предложения по реформе местного самоуправления современны и сегодня.

Сперанский представил глубокое теоретическое исследование по вопросам организации местного управления. Правильная организация местного управления, по мысли Сперанского, зависела, в первую очередь, от точного определения компетенции каждой из отраслей местного управления и строго разграничения обязанностей между ними. В привлечении общественности к участию в работе местных учреждений Сперанский усматривал гарантию сдерживания неоправданного расширения рамок социальной регламентации, осуществляемой центральной властью. Выдающийся реформатор высших органов государственной власти начала ХIХ века особое значение придавал развитию местных учреждений, в нем он видел единственную возможность противостоять чрезмерному и неоправданному усилию центральной власти и с ним связывал преодоление дефицита свободы в российском обществе.

В этой связи, хотел бы отметить некоторые направления, по которым, в настоящее время, ведется активная работа органами государственной власти Республики Алтай.

Во-первых, наша республика вошла в число семи регионов-победителей в конкурсе по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Наша республика, действительно, является притягательным центром, который может стать туристической Меккой и духовным оазисом, и будет работать на благо России, как здравница и место отдыха. Это было отмечено Миссией ЮНЕСКО, две недели назад, посетившей нашу республику.

Но мы понимаем, что работы предстоит много. В настоящее время, мы, как законодатели, большое внимание уделяем и разработке нормативных правовых актов Республики Алтай, которые позволят выйти на качественно новый уровень развития субъектами туристско-рекреационной деятельности. Однако, для этого, необходимо сформировать соответствующий механизм его реализации.

Во-вторых, необходимо отметить проблему отсутствия правового регулирования горных территорий Российской Федерации, как значительной ландшафтной составляющей страны. Из-за объективных экономических условий, стоимость обеспечения жизнедеятельности населения и затратность производства на таких территориях в 2-2,5 раза выше, по сравнению с равнинными.

Учитывая актуальность данной проблемы, в республике предпринимается ряд мер по правовому регулированию горных территорий. В частности, в порядке законодательной инициативы, нами разработан проект федерального закона «О горных территориях Российской Федерации». Законопроект отклонен, но полагаю, что данный вопрос заслуживает общефедерального внимания и работу в этом направлении необходимо продолжить.

В этом контексте, мы могли бы принять самое активное участие и представить свои развернутые предложения по совершенствованию российского законодательства в данной важнейшей сфере и надеемся на помощь других субъектов России, имеющих жизненную заинтересованность в этом вопросе.

Мы также считаем, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должно быть определение особенностей организации местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Подводя черту, отмечу, что, в настоящее время, есть объективная необходимость в выработке нового подхода к определению на федеральном и региональном уровнях мероприятий по повышению уровня жизни жителей районов Крайнего Севера и приравненных к Крайнему Северу территорий, и только совместными усилиями регионов России и центра можно решить эту задачу.