Уходящий 2006 год был, во многом, необычным, для Парламента Республики Алтай, сразу по нескольким причинам.

Впервые депутаты Государственного Собрания избирались по смешанной системе. Половина была представлена политическими партиями, набравшими наибольшее количество голосов избирателей, другая половина–20 депутатов-избирались в одномандатных округах.

По своему качественному составу, новый депутатский корпус весьма представителен: все депутаты имеют высшее образование. В составе Парламента 1 доктор и 4 кандидата наук. Депутаты четвертого созыва имеют большой практический опыт работы в различных отраслях экономики и социальной сферы республики, многие из них–руководители трудовых коллективов. К настоящему времени, Парламент республики завершил сложный этап организационного становления. Из 41 депутата избраны и приступили к работе 41, в т.ч. на освобожденной основе–7 депутатов.

В процессе организационно-структурных преобразований, были созданы предпосылки, для усиления влияния республиканского законодательного органа на жизнедеятельность республики.

В отличие от предыдущего созыва, количество комитетов увеличилось с 5 до 6, но число депутатов, работающих на освобожденной основе, осталось на прежнем уровне. Сформированы комитеты по правовой политике и местному самоуправлению (председатель Комитета В.В.Ромашкин) по социальной политике и охране здоровья населения (председатель Комитета А.П.Кергилов), по аграрной политике, природопользованию и проблемам села (председатель Комитета Н.М.Тайтаков), по образованию, культуре СМИ и общественным объединениям (председатель Комитета Н.В.Туденев). Экономические вопросы были разделены между двумя комитетами: по бюджету и налоговой политике (председатель Комитета Т.АГигель), по экономической политике, предпринимательству и туризму (председатель Комитета В.И.Безрученков).

Созданы постоянные депутатские объединения: фракция «Единая Россия» (руководитель Т.АГигель), фракция «Справедливая Россия» (сопредседатели Ч.Т.Бардин и В.К.Морозов), фракция «Аграрная» (руководитель Н.М.Тайтаков), фракция «КП РФ» (руководитель В.В.Ромашкин), фракция «ЛДПР» (руководитель М.И.Лазарев).

Если говорить о представительстве политических партий в нашем Парламенте, то надо отметить, что все они не ставят перед собой каких–то особенных от других программных целей, что обусловлено их однородной социальной базой. Поэтому внутри Парламента не возникает антогонизма и даже просто существенных противоречий, по сути решения, того или иного, вопроса. В какой-то мере, это еще можно было ощутить, при избрании на освобожденные должности в Госсобрании, но и этот процесс закончился, на мой взгляд, вполне продуктивно. Представители всех партий и объединений представлены в руководстве Госсобрания. Надеюсь, что взаимоотношения между фракциями будут строиться, на основе делового и уважительного партнерства, без проявлений политического экстремизма.

Одним из основных принципов, которым руководствуются депутаты, при определении основных задач и направлений деятельности, является преемственность. Из 41 депутата нового состава из предыдущего созыва вошли 14 депутатов, что составляет 34,1%, еще трое были народными избранниками в Парламенте республики I-II созывов. Многие прошли школу парламентаризма в городском, районных Советах депутатов. Так что, абсолютных новичков-неофитов в Госсобрании, практически, нет. Это позволило нам сразу, без раскачки, приступить к осуществлению своих полномочий. При этом, депутатский корпус исходит из представления о том, что преемственность является залогом эффективного территориального управления и стабильного развития республики.

Депутатский корпус определил главные стратегические направления законотворческой работы, в числе которых законодательное обеспечение: повышения реального уровня и качества жизни населения, борьбы с бедностью, защиты социальных прав граждан через национальные проекты; региональной экономической политики, поддержания собственного производителя; повышения доходной части бюджета, в т.ч. за счет эффективного использования республиканской собственности; повышения эффективности государственного управления; реформы местного самоуправления. Они и обозначили тематику выносимых и рассматриваемых на сессии вопросов.

Второй особенностью парламентского года стало то обстоятельство, что, проведя первую организационную сессию 31 марта 2006 года, Парламент полноценно осуществлял свои полномочия всего 9 месяцев, включая летний отпускной сезон. Однако, даже за этот период, депутаты провели восемь сессий, на которых были рассмотрены важные вопросы жизни республики во всех ее аспектах.

Самое главное, был принят Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2007 год». В пятнадцатилетней практике парламентской работы, это второй случай, когда удается принять основной финансовый закон республики до начала нового финансового года. Этому предшествовала большая кропотливая работа депутатов над представленным Правительством республики проектом бюджета на заседаниях комитетов, временных согласительных комиссиях, двух сессиях Государственного Собрания–Эл Курултай. Впервые проект бюджета прошел общественную экспертизу.

Окончательные параметры бюджета составили 6 259млн.руб. доходной части и 6 427млн.руб.-расходной. Дефицит исчисляется 168млн.руб., или 13%. Собственные доходы, без учета финансовой помощи, в 2007 году составляют 1,214млн.руб. В ходе обсуждения было отмечено, что собственные доходы у нас увеличиваются быстрее, чем финансовая помощь. Темп роста доходов составил 112%, уровень дотационности республики, в будущем году, составит 63% против 72% в 2006 году. Первоочередные расходы бюджета-(46%)–направлены на социальную сферу. Отличительной особенностью бюджета 2007 года является и то, что, впервые в подготовке его был сделан анализ строительных объектов и финансирование расходов было ориентированно на пусковых объектах, без прежнего распыления. Впервые, на «оживление» экономики было направлено 632млн.руб. и еще 100млн.руб., для поддержки малого и среднего предпринимательства. Впервые, бюджет носит созидательной характер.

На VII-ой сессии Парламента депутаты приняли Закон Республики Алтай «О программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы». Надо отметить, что, для республики-это знаковое событие. Долгие годы, мы не имели такой программы, действовали, без четких ориентиров в принятии решений по различным аспектам жизнеобеспечения и развития республики. Это стало возможным, благодаря конструктивной, по-настоящему деловой и бесконфликтной работе депутатов с Правительством Республики Алтай. Программа одобрена на федеральном уровне и утверждена Законом Республики Алтай, где обозначены приоритеты, цели и задачи региона на среднесрочную перспективу. В соответствии с данной Программой, финансирование только из федерального бюджета предполагается осуществить в объеме более 14,2млрд.руб.

Новый состав Правительства Республики Алтай и обновленный депутатский корпус, с первых дней, были настроены на совместную работу. Ведь, для абсолютного большинства населения, нет разницы между Парламентом и Правительством. Они совершенно правы в требовании, чтобы все делалось, для улучшения их жизни, их не волнуют нюансы взаимоотношений между двумя ветвями власти. Поэтому 30 мая 2006 года Президиум Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай и Правительство республики приняли совместное Постановление «О плане совместной законопроектной деятельности Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай и Правительства Республики Алтай на 2006 год». Это позволило более оперативно и качественно подготовить и принять на сессиях ряд законопроектов по конкретным направлениям социально-экономической жизни республики. Кроме того, принят общий план мероприятий Парламента и Правительства Республики Алтай по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. И когда пошла нормальная, без лишних декларативных заявлений, работа, результаты не замедлили сказаться. Я имею в виду, уже названные законы о Бюджете и Программе развития.

Однако, надо трезво осознавать, что никакой идиллии в отношениях между законодательной и исполнительной властью не может быть, по определению. Парламент будет четко исполнять свои контрольные функции за действиями исполнительной власти, как это прописано в Конституции Республики Алтай.

Третьей особенностью является то, что 2006 год в Республике Алтай проходил под доминантой празднования 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. Юбилейная дата широко отмечалась во всех населенных пунктах республики и в г.Москве. Осенью 2005 года в рамках празднования юбилея в г.Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась презентация природных и культурных объектов Республики Алтай.

Указ Президента Российской Федерации «О 250-летии добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства» придал нашему юбилею общероссийский, государственный статус, подтвердил ответственность государства за судьбу своих народов, подтвердил, еще раз, многовековой незыблемый принцип многонациональной державы. Юбилейные торжества в г.Москве, Дни Республики Алтай в столице были проведены на самом высоком уровне и вызвали большой интерес москвичей.

Заметно изменился центр нашей столицы–г.Горно-Алтайск: реконструирована центральная площадь, впервые сооружен памятник Г.И.Чорос-Гуркину, открылся, после ремонта, обновленный национальный театр, появился студенческий бульвар. Одним словом, г.Горно-Алтайск приобрел черты настоящей столицы республики. Празднование юбилея стало, для нас, не только праздником, но и своеобразным отчетом, поводом, для размышления над будущим республики.

Время подтвердило правильность наших устремлений в конце 80-х годов минувшего столетия. 15 лет существует Республика Алтай. Она стала не просто географическим понятием, а полноправным субъектом обновленной России. Только благодаря самостоятельности и прямой поддержки федерального центра, мы смогли выжить в труднейшие девяностые годы прошлого века. Республика стала достоянием всего многонационального народа Алтая. У нас нет никаких сомнений, что, в недалеком будущем, Республика Алтай станет самодостаточным регионом, и, тем самым, снимутся все домыслы о ее существовании.

Я должен сказать, что Республика Алтай приобрела и оформила свой политический статус в 1990-1997 годах, культурный статус-в 1995-2006 годах, и с 2006 года начинает свой путь по оформлению экономического статуса. Это не укладывается в рамки мирового опыта зарождения, развития и становления самостоятельного региона. По канонам: сначала культура-потом экономика и, как следствие–политическое оформление. Но это-наш Российский путь, без оглядки на опыт западной демократии. Он абсолютно органично вписывается в суверенную демократию, как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются, ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами. Это-феномен культуры, и потребность в ней формируется только изнутри самого общества, экспортировать или навязать демократию, однозначно, невозможно, как и выбирать за народ то, что ему нужно.

Можно сказать, что, уже сегодня, на республику обратили внимание и выразили готовность к сотрудничеству крупные инвестиционные компании и международные общественные организации. В настоящее время, на различных уровня готовности находятся такие проекты, как проектирование и строительство Алтайской ГЭС на р.Катунь, проектирование и строительство газопровода «Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск, с отводом на Белокуриху», строительство «большого» газопровода на Китай, реконструкция Горно-Алтайского аэропорта, расширение пропускной способности федеральной автодороги М-52 «Чуйский тракт», строительство автодороги М-40 на Казахстан Риддер-Карагай-Усть-Кан, создание системы вертикально-интегрированного агрохолдинга.

Наша республика стала победителем конкурса на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. До 2011 года будет вложено 4,8млрд.руб. из федеральных источников. В т.ч., 700млн.руб.-уже в следующем году. В 2008 году, сумма вложений составит 1 160млн.руб. Эти серьезные вложения, несомненно, повлекут за собой создание новых рабочих мест и повышение качества жизни населения республики. Депутатам, другим субъектам законодательной инициативы, в самое короткое время, необходимо подготовить пакет законопроектов по регулированию функционирования особой туристкой зоны.

Также подписаны генеральные соглашения с крупнейшими российскими инвесторами АФК «Система», нефтегазовой компанией «ИТЕРА» и ОАО «Газпром» на вложение средств, в ближайшей 5-7-летней перспективе. Все это создает благоприятные условия развития республики и вселяет надежду на лучшие перспективы всему ее населению. Мы уверенно смотрим в будущее. У нас есть все, чтобы люди жили достойно.

Главный итог юбилейных мероприятий–единство народов, населяющих республику. Сегодня Республика Алтай–пример стабильности, уверенности в будущем Российской государственности, где нет проявлении национальной розни, где царит мир и спокойствие, где, как нигде, ощущается созидательное начало тех преобразований, которые происходят в стране. Каждый, кто живет в республике, ценит это, бережет этот очаг стабильности и уверенности, созданный усилиями жителей республики, верой в собственные возможности и подтверждения политикой Президента по стабилизации политической обстановки в стране, развитие демократии, веру в силу и могущество государства, консолидацию нашего общества.

Знаменательным событием 2006 года явилось открытие Национального Комитета ЮНЕСКО в нашей республике. Это событие можно расценивать, как прорыв в самоутверждении республики в культурном аспекте на мировом уровне, важным фактором международного признания и гуманитарного сотрудничества. Надо сказать, что подобный орган существует в Российской Федерации лишь в четырех регионах из восьмидесяти восьми. То, что Комитет организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) счел возможным и необходимым открыть свое представительство в Республике Алтай–результат длительной работы с ЮНЕСКО, имеет важнейшее значение, для авторитета Республики Алтай, и подтверждает ее моральную ответственность перед мировым сообществом в сокровенной миссии сохранения памятников природы и культуры международного значения. Ответственный секретарь отделения ЮНЕСКО в России Г.Э.Орджоникидзе на презентации национального комитета отметил, что республика имеет огромный научный и культурный потенциал. Создание Комитета позволит привлечь весь этот потенциал к реализации программ ЮНЕСКО. Думаю, что и депутаты нашего Парламента внесут свой вклад в развитие этого процесса.

Депутаты Республики Алтай отчетливо представляют, что проводимая реформа административно-территориального устройства России является абсолютно необходимой и правомочной, но, в то же время, это-лишь один из путей совершенствования управляемости территорий. На VII-ой сессии Государственного Собрания–Эл Курултай депутаты приняли Заявление о недопустимости ликвидации статуса республики. Я, очевидно, выражу мнение подавляющего большинства депутатов, что полностью удовлетворен реакцией руководства Администрации Президента России, заверившей Главу Республики Алтай А.В.Бердникова, о том, что у них нет оснований, для запуска объединительного процесса. Министерством экономического развития и торговли, другими органами исполнительной власти Российской Федерации республике была дана высокая оценка, как стабильного и привлекательного, для инвестиций, региона, у которого большое будущее, ими оказывается всевозможная поддержка во всех действиях, направленных на достижение главной цели–самодостаточности республики и, как следствие, повышения жизненного уровня населения. Думаю, что, сегодня, у нас есть все основания направить всю свою энергию только на созидательную деятельность. Каждый человек должен почувствовать, что экономический рост республики–это расширение и его возможностей, улучшение его жизни.

Главной задачей депутатского корпуса, по определению, является законотворческая работа по обеспечению законодательной базой социально-экономических процессов в республике. По состоянию на 15 декабря 2006 года, в Республике Алтай официально опубликованы и действуют порядка 200 республиканских законодательных актов (Конституционных законов Республики Алтай и законов Республики Алтай), включая правовой акт высшей юридической силы–Конституцию (Основной Закон) Республики Алтай, принятых Верховным Советом и Государственным Собранием–Эл Курултай Республики Алтай. Многие законодательные акты требуют внесения изменений и дополнений, а также разработки новых законов (новых редакций законов), в связи с изменением положений федерального законодательства, в свете проходящей реформы законодательства Российской Федерации.

Почти в каждой из сфер деятельности, урегулированные законодательными актами Республики Алтай, необходимо проводить большую работу как по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным, так и работу, направленную на развитие и совершенствование законодательной базы Республики Алтай в развитие законов Российской Федерации, возлагающих на субъекты Российской Федерации обязанности по законодательному регулированию некоторых правоотношений.

Для полнейшей реализации Республикой Алтай положений Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Республикой Алтай должно быть принято несколько законов, регулирующих в частности: порядок охраны земель, занятых отгонными и сезонными пастбищами; установление перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых, для других целей, не допускается; установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядка использования и охраны данных земель; установление порядка привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений; установление условий предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, для сенокошения и выпаса скота; установление порядка резервирования земель; об ограничения хозяйственной деятельности на землях природоохранного назначения; установление категорий земель, относящихся к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. Надо сказать что, это направление, особенно трудно, осуществляется не только, из-за нерасторопности или некомпетентности отдельных исполнителей, но и потому, что законодательство затрагивает массу «пограничных» вопросов и трудно реализуемо.

Можно привести несколько примеров и того, что необходимо сделать, для полнейшей реализации положений Жилищного и Градостроительного кодексов Российской Федерации. В частности, для полнейшей реализации Республикой Алтай положений Жилищного кодекса Российской Федерации республикой должно быть принято порядка 12 законов, определяющих установление оснований и порядок признания гражданина малоимущим, для предоставления данной категории лиц жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, а также определение иных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях. 


На сегодня, закон, регулирующий данные вопросы принят. Предстоит, в ближайшем будущем, принять законопроекты: об установлении порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим и иным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях; о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение малоимущих и иных категорий граждан жилыми помещениями и другие.

В некоторых случаях, при наличии достаточной законодательной базы, некоторые республиканские законодательные акты не имеют финансовой поддержки, и их действие приостанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год. Препятствием, для их финансирования, в некоторых случаях, является отсутствие подзаконных правовых актов, определяющих порядок компенсации (возмещения) расходов.

В результате реформ 90-х годов, наиболее ощутимо пострадал аграрный сектор экономики, в основном из-за диспаритета цен на его продукцию и промышленных товаров. Для нас, живущих вдалеке от основных рынков потребления продуктов сельского хозяйства, эти трудности неизмеримо возрастают. Парламенту Республики Алтай, в будущем году, опираясь на поддержку Министерства сельского хозяйства России, необходимо разработать и принять ряд законов, регулирующих отгонное животноводство, табунное коневодство, мараловодство с тем, чтобы эти отрасли, являясь традиционным и основным занятием, средством существования, для большинства сельских жителей, стали прибыльными и престижными.

Государственному Собранию–Эл Курултай, говорю это без всякой патетики, в интересах будущих поколений необходимо принять Законы о природном и заповедном фонде, о сохранении нематериального духовного наследия многонационального народа Республики Алтай. В законотворческой работе центром внимания должен стать человек.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что республиканское законодательство нуждается в существенных изменениях, дополнениях и принятии качественно новых законов, регулирующих жизненноважные сферы. Представительному органу государственной власти республики необходимо вести постоянную работу, направленную на взаимодействие с Правительством Республики Алтай, в целях разработки законодательной базы Республики Алтай, соблюдения норм действующего законодательства республики, в условиях реформы законодательства Российской Федерации.

Практика уходящего 2006 года показала, что, в будущем, нам, законодателям, надо более взвешенно и реалистично относиться к подготовке и принятию первоочередных и базовых законопроектов. Я имею в виду, что, в плане совместной работы Государственного Собрания–Эл Курултай и Правительства, на текущий год было запланировано по законодательной инициативе Правительства 35 законопроектов, внесено-лишь 14, а принято-только 12. О чем это говорит? Еще нет достаточной согласованности в совместных действиях, нет полного отчета в своих возможностях, в обозначенные сроки, подготовить законопроект.

Над этим, нам тоже предстоит работать в предстоящем году.

Важной частью своей работы депутаты считают взаимодействие с районными администрациями и Советами депутатов муниципальных образований республики. В течение года, депутаты Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай уделяли значительное внимание вопросам координации деятельности представительных органов муниципальных образований. Члены Президиума Государственного Собрания–Эл Курултай приняли участие в работе более, чем 40 сессий представительных органов муниципальных образований. За этот период, законодательные инициативы были от Майминского, Кош-Агачского районных, городского Совета депутатов. Председатели Советов депутатов активно участвовали в проходящих сессиях Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай. Возобновлена деятельность Постоянно действующего Совета представительных органов власти при Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай.

В порядке контроля, на Президиуме Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай предложено рассмотреть вопрос о реализации Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», рекомендовано активизировать законодательную инициативу районных Советов депутатов, принимать активное участие, при обсуждении законов на сессиях Парламента Республики Алтай. Правительству Республики Алтай, главам муниципальных образований предложено провести работу по увеличению фонда поддержки бюджетов сельских поселений, а также представлять муниципальным образованиям контрольные цифры бюджета и информацию о размерах финансовой помощи на очередной год.

В сентябре 2006 года на Совете рассмотрели вопросы: «О принципах и подходах формирования муниципальных бюджетов на 2007 год», «О программах социально-экономического развития муниципальных образований» в рамках исполнения Федерального Закона №131. Признано необходимым каждому сельскому поселению республики иметь собственную программу социально-экономического развития, на перспективу. Кстати, именно на этой проблеме акцентировал свое внимание Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе А.В.Квашнин, во время визита в нашу республику весной этого года.

«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России–это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это-гарантия от инертного проедания средств, без ощутимой отдачи. Это-курс на инвестиции в человека, а значит–в будущее России»..

Эти слова Президента Российской Федерации В.В.Путина, определившие курс Российского государства, на перспективу, легли в основу действий и нашего Парламента. Совместно с Правительством Республики Алтай проведено заседание, на котором были определены конкретные меры по выполнению приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье–гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

Вопросы выполнения национальных программ находятся на постоянном контроле в комитетах Государственного Собрания, рассматриваются на Президиуме и сессиях Парламента республики. И мы, сегодня, можем отметить, что приоритетные национальные проекты в Республике Алтай реализуются уверенными темпами–приняты все необходимые нормативные акты, идет стабильное финансирование из федерального и регионального бюджетов. На эти цели, в республиканском бюджете на 2007 год заложено 100млн.руб.

Здесь, особо можно выделить приоритетные проекты в сфере образования и здравоохранения, поскольку значительная их часть реализуется, в виде прямого федерального финансирования (выплаты учителям и врачам) и прямых федеральных поставок оборудования, однако, и этих средств-недостаточно, для придания необходимого импульса отраслевому развитию.

Эффективная реализация приоритетных проектов в сфере сельского хозяйства и жилищного строительства упирается в «больные» вопросы. Это, прежде всего-«земельный вопрос», нехватка средств региональных и местных бюджетов.

Значительная часть проблем реализации национальных проектов в Республике Алтай обусловлена природными характеристиками нашего региона–это суровые климатические условия (40% территории РА относится к территориям, с условиями Крайнего Севера) и повышенная сейсмичность (8-9 баллов). Это влияет на то, что: стоимость строительства на 40-50% выше, в сравнении с другими регионами; более затратным является и сельскохозяйственное производство, с преобладанием традиционных отраслей отгонного животноводства, в частности, овцеводства, так и не вошедшего в соответствующий нацпроект; для доставки учеников в школы, требуется спецтранспорт повышенной проходимости.

По всем этим направлениям нами ведется активная работа.

2006 год был поворотным в отношениях между Республикой Алтай и федеральным центром. И мы всемерно поддерживаем усилия Главы Республики Алтай А.В.Бердникова и членов Правительства, успешно решающих вопросы перспективного развития республики. Свидетельством тому является ноябрьский визит Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.В.Гордеева, имеющий, в будущем, серьезные перспективы кардинальных изменений в сфере сельскохозяйственного производства и природоохранной деятельности в республике.

Последние годы характеризуются ростом экономики республики, о чем свидетельствуют устойчивые темпы роста таких показателей, как валовый региональный продукт, оборот розничной торговли, объем платных услуг, грузооборот предприятий транспорта. Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения превышают уровень предыдущих лет. По итогам 2005 года, бюджетная обеспеченность Республики Алтай, в расчете на одного жителя, составила 28 441 рубль, и она находится на первом месте в СФО и на 16 месте-в Российской Федерации. Данные показатели характеризуют деловую активность исполнительных органов субъекта, направленную на возможность сформировать программные стратегические цели развития территории и умение защитить их на федеральном уровне.

В республике наблюдается достаточно высокий темп роста заработной платы. Если в 2000 году среднемесячная заработная плата составляла 1 248,2 рубля, то к началу 2006 года ее уровень возрос до 5 799 рублей, или почти в 4,6 раза. В 2005 году среди регионов СФО Республика Алтай имела самый минимальный объем просроченной заработной платы. Тенденция к росту номинальных и реальных денежных доходов населения в Республике Алтай характеризуется стабильностью. Среднедушевой доход, в номинальном выражении на одного жителя республики, за период с 2000 до 2005 годы увеличился с 1 167,6 рублей до 4 379 рублей, или в 3,75 раз. Численность населения, с доходами ниже прожиточного минимума, в Республике Алтай снизилась с 60,5% в 2000 году к общей численности населения до 34,5% в 2005 году.

Основной задачей, на которую направлены усилия органов власти Республики Алтай–это достижение к 2010 году в Республике Алтай средних значений показателей уровня жизни населения по Сибирскому федеральному округу. Позитивная динамика социально-экономического развития Республики Алтай позволит уже в 2007 году сократить уровень дотационности региона, а в перспективе, выйти на бездотационный бюджет и стать донором федерального бюджета.

По инициативе Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай, 9-10 июня 2006 года проведено заседание Международного Координационного Совета «Наш общий дом-Алтай», в работе которого участвовали делегации приграничных территорий России, Монголии, Китая, Казахстана, а также делегации Алтайского края и Кемеровской области и г.Москвы. На заседании были подведены итоги работы Совета, намечены пути развития туризма, изучения возможности разработки пилотного проекта открытия трансграничного туристического маршрута по государствам: Россия, Монголия, Китай, Казахстан под названием «Золотое Кольцо Алтая».

С 31 августа по 9 сентября делегация Парламента Республики Алтай побывала в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. В рамках решения Координационного Совета «Наш общий дом-Алтай» перед нашей делегацией стояла задача принять участие в разработке международного туристического проекта «Алтай–золотые горы». В единый туристический маршрут предполагается включить четыре сопредельные территории–Китая, Монголии, Казахстана и России. Именно этот вопрос был главным, при встречах с официальными лицами, политическими деятелями Синьцзян–Уйгурского автономного района, административных территорий. Первые шаги к сотрудничеству предполагают начать практическое осуществление проекта, в плане подготовки туроператоров, специалистов.

Республикой Алтай заключено 16 действующих Соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Данные соглашения, позитивным образом, стимулируют товарный оборот, а также взаимодействие в других сферах деятельности. Это относится к Кемеровской, Новосибирской, Томской областям, Алтайскому краю, республикам Татарстан и Саха (Якутия).

Если говорить о наиболее близком партнерстве, то хотелось бы остановиться на нашем сотрудничестве с Правительством г.Москвы. Данное сотрудничество имеет уже более, чем десятилетнюю историю и начиналось, еще при Валерии Ивановиче Чаптынове. Сотрудничество осуществляется, на базе Соглашения между Правительством Республики Алтай и Правительством г.Москвы о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, последняя редакция которого подписана в июле 2006 года. В рамках данного Соглашения были проведены Дни Республики Алтай в г.Москве, посвященные 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства, значительную часть организационных хлопот и затрат Правительство Москвы взяло на себя.

6 июля текущего года на Руднике «Веселый» состоялось открытие фабрики по производству волластонитового концентрата, построенной на средства Правительства г.Москвы, не только вовлекающей в оборот запасы волластонитового сырья на территории республики, но и формирующей нового налого-плательщика и предоставляющей новые рабочие места.

Республикой Алтай было предоставлено место, а Правительство г.Москвы взяло на себя обязательства по строительству в Чемальском районе детского пульмонологического санатория на 280 мест. В ноябре текущего года Правительство г.Москвы приняло решение о разработке в 2007-2009 годах карьера по добыче блоков гранита на месторождении «Новое» в Турочакском районе. Это-серьезный шаг не только в поступлении доходов, для республики, но, и появления до 120 рабочих мест, для местных жителей.

Три года назад, в с.Сейке была открыта средняя школа, пожалуй, самая лучшая в республике, построенная Правительством г.Москвы также в рамках межрегионального сотрудничества. Значительную помощь Правительство г.Москвы оказало нам, при строительстве объектов, возводимых, при ликвидации последствий землетрясения, прошедшего в республике в 2003 году. Хочу сказать, что сотрудничество Республики Алтай и Правительства г.Москвы ведется не только в сфере капитального строительства, но и в области развития пищевой промышленности, образования и науки, здравоохранения, культуры и искусства.

Уходящий год, для жителей нашей республики, был насыщен яркими событиями 250-летнего юбилея, он останется в памяти годом возвращения надежды на лучшую перспективу как для всего Алтая, так и для каждого отдельного жителя. Перед нами открываются серьезные возможности, для повышения уровня жизни населения. Но, для этого, надо много сделать на всех уровнях власти, и это будет, для нас, главной задачей на предстоящий год, при поддержке всех жителей республики. Ведь самой главной ценностью, для нас всех, живущих в Республике Алтай, должно быть общее дело ("республика" в переводе с латинского).