В первую очередь, уважаемые коллеги, друзья хотел бы всех вас приветствовать в стенах Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай! А то, что мы здесь, в Парламенте, обсуждаем вопрос о нематериальном наследии, это-прежде всего, свидетельство важности обсуждаемой темы, данной проблемы.

Мне вспоминается третий съезд работников культуры и духовного развития нашей республики, который состоялся в конце 2004 года, где среди прочих вопросов, проблем современного состояния духовного развития нашей республики делегаты приняли решение о разработке серьезного документа, Закона Республики Алтай о нематериальном наследии. Я думаю, это было отправной точкой. Ведущие интеллектуальные силы нашей республики по этой теме, по этой проблеме высказывались не единожды. В целом, я думаю, наша земля выстрадала, сегодня, на уровне коллективного разума, на уровне коллективной оценки, что такое нематериальное наследие, в современном понимании, какие критерии, какие приоритеты должны быть, и выработать какой-то общий документ, чтобы мы могли более системно и целенаправленно заниматься этими вопросами.

Если учесть, что мы, сегодня, вступили и живем в эпоху глобализации всей жизни, в эпоху коммерциализации, на этом фоне, нематериальное наследие–обычаи и традиции народов, которые прошли через многие века, сегодня, в двадцать первом веке, приобретают особую актуальность, я бы даже сказал, тревожное состояние. Если мы, под колесом глобализации, коммерциализации пустим все на самотек, действительно, речь тогда пойдет, в целом, о нашей духовной безопасности.

Мне, здесь, вспоминаются слова национального лидера России Владимира Владимировича Путина, который в декабре 2006 года в Кремле на заседании Государственного Совета, при обсуждении вопросов культуры, сказал следующее: «Без сохранения, развития вековых народных обычаев, традиций, без укрепления нравственных, духовных устоев общества, ни о каком социально-экономическом развитии или прогрессе не стоит говорить».

Хотя, казалось бы, на уровне общечеловеческой мысли мы, вроде бы, и раньше об этом говорили. Но, когда первое лицо страны говорит об этом, когда среди всех важнейших государственных задач или международных вопросов, актуализируется именно эта проблема, я считаю, это говорит о многом!

Если говорить о Горном Алтае, здесь все мы являемся носителями не только богатейшего природного наследия, об этом тоже весь мир, сегодня, говорит и знает. Наряду с общепризнанными материальными ценностями культурного наследия, Алтай, сегодня, привлекает внимание не только российской общественности, но и всего мирового сообщества именно богатейшим нематериальным наследием, духовным богатством народов, проживающих в Республике Алтай.

Фундаментальные творения нашего эпоса или искусства горлового пения-эти феномены нематериального наследия могут составить один из шедевров, памятников общечеловеческой цивилизации. О чем свидетельствует пример наших братьев в российской семье народов, я имею в виду саха-якутов, когда "олонхо", сегодня, признан памятником общечеловеческой цивилизации. И они, я, не раз, встречался с ведущими деятелями культуры и духовности Якутии, прямо говорят: «Ваш героический эпос, ваше горловое пение является шедевром мирового уровня». Мы обязаны это осознать. Я очень благодарен здесь присутствующим людям, что вы, проникнувшись этой идеей, этой заботой, сегодня, откликнулись на нашу просьбу вместе поразмышлять над животрепещущей проблемой духовного состояния Алтая.

Отрадно, что, сегодня, уже стали проводиться республиканские и межрегиональные мероприятия по нематериальному наследию. Я имею в виду такие, как «Эл-Ойын» или «Родники Алтая». Кстати, принято решение, что «Родники Алтая» будут проводиться в Усть-Коксинском районе, это будет постоянное место дислокации. "Эл-Ойын" в Онгудайском районе будет проходить. Такой феномен как «Курултай сказителей» уже приобрел международный статус.

Т.е., мы, если себя причисляем к разряду деятелей культуры и искусства, сегодня, мы не можем не замечать, что процесс развития духовности через призму сохранения и культивации нематериального наследия очень остро нуждается в законодательно-правовом обеспечении. У нас есть федеральное законодательство, наше республиканское законодательство. «О культурном наследии народов Республики Алтай», есть такой закон у нас. Мы новую редакцию приняли в 2003 году. Но этот закон регулирует только ценности культурно-материального наследия.

Поэтому, мне думается, нам, сегодня, очень важно определиться, даже составить реестр всех объектов нематериального наследия. Если мы хотим этому придать государственный статус, т.е. оказать государственную поддержку, если мы упустим момент, потом-будет поздно. Мы должны уже разработать государственную программу сохранения и развития нематериального наследия, если закон нам удастся в этом созыве принять.

Или такая проблема, как поддержка носителей обычаев, традиций, молодых дарований–это тоже требует государственной поддержки. На мой взгляд, вот Зоя Сергеевна неоднократно эту проблему поднимала, речь идет о том, что мы, сегодня, должны создать фонд хранения нашего нематериального наследия. Сегодня, к нашему стыду, даже все то, что Алексей Григорьевич Калкин нам все изложил, еще не инвентаризировано. А ведь дальше надо сохранять живую речь ,уже на уровне современных технических достижений. Вот этим мы должны серьезно заняться. Если вернуться к опыту Саха-Якутии, там уже создали целый дом-институт "олонхо", где, помимо всего собирательства, занимаются и научно-исследовательской, просветительской работой, иначе, все это может исчезнуть.

Когда мы говорим о нематериальном наследии, также надо, в обязательном порядке, учесть многонациональный и поликонфессиональный факторы Республики Алтай. То, что мы имеем образцы нематериальной культуры старообрядцев Алтая Уймонской долины–это феномен на уровне всей русской народной, традиционной культуры. То, что мы имеем, мы не встретим даже в г.Вологде, или на Кубани, или в Забайкалье. А у нас есть. Мы должны беречь это, мы должны это сохранять, опять-таки, через призму законодательного закрепления. В с.Мульта, сейчас, занимаются народными промыслами, я там постоянно бываю и знаю, когда приезжают специалисты по русской народной традиции, они просто поражаются, какие особенности русских народных традиций у нас сохранены.

Понятно, это, еще со времен Никона, когда они из г.Новгорода сюда переселялись. Вот, что такое-нематериальное наследие Республики Алтай. Наш друг Мурат Мухтарович Ауэзов один из самых интеллектуальных людей Казахстана, когда бывает в Кош-Агачском районе, он плачет и говорит то, что есть в народных обычаях, традициях казахов Алтая, этого нет во всем Казахстане. Это-также наше общее достояние нематериального наследия. И, мне кажется, через призму сохранения и развития нематериального наследия народов Республики Алтай, все это, как раз, будет служить сближению народов, взаимопониманию.

Мы, сегодня, располагаем огромным арсеналом российского и международного опыта в сохранении и развитии духовности, в этом деле. Участники Дней Алтая в г.Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО говорили об единстве культурно-природного разнообразия. Алтай явил мировой цивилизации, современному духовному процессу уникальные явления потому, что, когда мы говорим об обычаях, традициях нематериального наследия, в нашем сознании это, как раз, отождествляется с природными особенностями потому, что лес, дерево, ледники–это не только физические явления, они, для нас, являются и духовными составляющими. И, здесь, с точки зрения общечеловеческих подходов, нематериальное наследие, на примере Горного Алтая, приобретает специфическую особенность.

Я очень благодарен Александру Сазоновичу Суразакову, мы с ним, за последнее десятилетие, эти проблемы, не раз, обсуждали, дискутировали. В подготовке законопроекта о нематериальном наследии, в общем-то, авторство принадлежит ему. Кстати, когда мы принимали закон о культурно-историческом наследии, Александр Сазонович также был его автором. Это был первый закон в Российской Федерации, уже спустя пять лет, был принят Федеральный закон. На Госсовете Президент России поставил такую задачу: в России нужен свой федеральный закон по нематериальному наследию, если мы не хотим быть «Иванами не помнящими своего родства». А сегодня, наша республика уже подошла к этому, у нас есть возможность, в этом законотворческом поле, принять свой закон, пока российский будет еще готовиться. Я тоже призываю всех присутствующих приложить все усилия, чтобы этот закон у нас появился.

В заключении хотел сказать вот о чем.

Мы, сейчас, с Правительством Республики Алтай приняли план совместной законотворческой деятельности. Считаю, что мы, в контексте нашей законотворческой работы, в порядке приоритетных направлений, определили закон о нематериальном наследии.

У нас принят закон об отгоном животноводстве Республики Алтай, в нем также речь не идет только об овцах, верблюдах, коровах и так далее, это ведь-наше духовное состояние, это-наша традиционная форма жизнедеятельности. Мы такой закон приняли на последней сессии, хотя там много еще проблем, но этим будем заниматься. И планируем, уважаемые коллеги, принять закон о природном и заповедном фонде Республики Алтай. Вы понимаете, я не буду комментировать, это, для нас-один из тех приоритетов, на которых базируется наша республика. Кстати, мы подготовили проект федерального закона о Телецком озере. Сейчас мы направили его в г.Москву в Государственную Думу.

Недавно мы подписали соглашение с Общественной палатой. Я смотрю, члены Палаты здесь присутствуют. И знаете, когда эти законопроекты будем готовить, мы хотим в первую очередь, прежде, чем принимать и обсуждать, представить их вашему вниманию, на вашу экспертизу. Через Общественную палату, через творческие организации, широкую общественность, пропускать законопроекты, и только тогда мы сможем получить такой закон, который будет выражать чаяния, устремления всего многонационального народа Республики Алтай.

Спасибо за внимание.