Уважаемые друзья, коллеги!

Я рад приветствовать в этом зале депутатов всех созывов нашего Парламента, депутатов Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Алтай С.Т.Пекпеева и Р.Р.Сафина, представителей исполнительной власти республики и федеральных структур, муниципальных образований, политических партий и общественных организаций, наших дорогих гостей!

Мы собрались, сегодня, не для того, чтобы отметить 15-летие Государственного Собрания, как юбилей, в общепринятом смысле, этого события, а, в первую очередь, как возможность оглянуться назад и оценить пройденный путь, проследить тенденции и обозначить ориентиры на будущее! Очень ценными, глубоко уверен, будут выступления депутатов прежних созывов Парламента. Им, как никому, наиболее заметны как наши достижения, так и недоработки. Их жизненный и политический опыт позволяет объективно и беспристрастно оценить наши успехи и упущения.

Ведь, по существу, как я уже неоднократно говорил, предтечей современного Парламента были и Алтайская Горная Дума, и областной Совет автономной области, и Верховный Совет Республики Алтай до 1993 года. Не обладая законодательными функциями, органы государственной власти автономной области через своих депутатов являлись выразителями интересов населения и всегда достойно выполняли свои представительские функции. В разные исторические эпохи в центральных органах власти Российской Федерации отстаивали жизненные интересы жителей Горного Алтая Г.И.Чорос-Гуркин, И.С.Алагызов, Сары-сеп Конзычаков, П.А.Чагат-Строев, Н.М.Киселев, Ч.К.Кыдрашев, М.В.Карамаев, В.И.Чаптынов. Надо признать, что, даже в условиях тоталитарного государства, им очень многое удалось сделать-Алтай не растворился в массе других субъектов федерации, а сохранил свое и физическое, и духовное, и нравственное лицо.

Надо отдать должное мужеству и стойкости этих людей, многие из которых в борьбе за будущее Алтая потеряли не только здоровье и должности, но и саму жизнь. Мы в вечном долгу перед ними. Мы, еще до сих, пор не всем и не все сделали по увековечению их памяти. Это-наш нравственный долг, и мы, несомненно, его выполним. Открытая, вчера, галерея руководителей представительных органов республики и Парламентский музей–это лишь один шаг к выполнению нашего долга.

С другой стороны, 15 лет-это очень большой срок, учитывая, что десять из них пришлись на период коренной перестройки государственных институтов власти, всей идеологии общества. В конечном итоге, это был переход к другой общественно-политической формации. В годы революционных изменений, счет времени идет совсем по другому, чем в годы эволюционного развития общества.

В начале нашего пути, мы, практически, не имели никакого парламентского опыта. Полностью отсутствовала законодательная база. Но депутатский корпус и во времена областного Совета, и Верховного Совета серьезно занимался различными вопросами общественно-политического и социально-экономического характера, вопросами сохранения природного богатства Алтая. Так, была принята в октябре 1990 года Декларация независимости, поднимались вопросы статуса области.

А вот сам представительный орган претерпел большие изменения и по количественному составу и по способам его избрания. Судите сами:
-Областной, республиканский Совет до 1991 года-100 человек;
-Верховный Совет 1991–1993г.г.–75 человек;
-Госсобрание, юбилей которого мы, сегодня, отмечаем в своем составе, насчитывал 27 человек, а с 1998 года по настоящее время-41 депутат. С 2006 года впервые половина депутатского корпуса сформирована по партийным спискам.

До 1997 года, по форме государственного устройства, наша республика классифицировалась, как парламентская республика. На сессиях Госсобрания избирались Председатель Правительства, все члены Правительства, утверждались руководители региональных ведомств, по согласованию с Парламентом, назначались Прокурор республики, Председатель Верховного Суда республики, другие должностные лица федерального подчинения.

Это было очень насыщенное политическими событиями время, и, наравне с разработкой законодательной базы, очень значительной была политическая составляющая работы Парламента. Только пассионарность Главы республики, Председателя Госсобрания В.И.Чаптынова, сумевшего найти и сохранить баланс политических сил в парламенте, и фантастическая трудоспособность Д.И.Табаева,  при опоре на председателей комиссий, позволили Парламенту выполнить свою роль. Главным итогом работы Госсобрания, к этому времени, было принятие 7 июня 1997 года Конституции Республики Алтай. Также были приняты базовые законы о Госсобрании-Эл Курултай, о Правительстве Республики Алтай, Регламент работы Парламента, утверждена символика республики-Герб и Флаг, чуть позже в 1999 году принят Гимн Республики Алтай.

Разработка и применение республиканских законов, в то время, затруднялось отсутствием общероссийского правового поля. Четкого разграничения предметов ведения федеральным центром и регионами не существовало, что осложняло работу и, в будущем, принесло депутатам достаточно много рутинной работы по приведению собственного законодательства в соответствие с федеральным.

Но мы учились на собственных ошибках и упущениях других, в спорах и дебатах искали истину (помните многочасовые прямые трансляции по радио сессий Верховного Совета и Госсобрания).

Это был революционный период нашей истории. Вот этот Большой зал Верховного Совета, а потом Госсобрания, был эпицентром всех политических событий республики, здесь, в зале заседаний проходила острая политическая дискуссия, где была трибуна, для проявления собственных или партийных амбиций, в добром смысле этого слова. И надо признать, что популизм, стремление показать себя, заявить о себе именно это и привлекало многих видеть себя в депутатском «кресле». И сессии проходили, как правило, в течение 2-3 дней.

Мы учились. Учились парламентской, политической культуре взаимоотношений. Через это мы прошли, это было обязательным, для нас, хотя приводило к определенным издержкам. Для примера, могу сказать, что бюджет текущего года иногда принимался в августе, а отчет об исполнении бюджета за прошедший год в ноябре. Сегодня, это выглядит неестественно. Но это было, и мы видим, как далеко мы шагнули в развитии парламентаризма, за прошедшие годы, хотя бы потому, что в ноябре прошлого года уже приняли бюджет (основной финансовый закон) республики на 2009 год.

Вспомним, что, перед каждой сессией, у здания Парламента проходили митинги, выставлялись пикеты с экономическими и политическими лозунгами. В итоге, сессии затягивались, и, самое главное, иногда в нервозной обстановке принимались неверные решения.

Сегодня, весь центр законотворческой работы перенесен в комитеты. На их заседаниях всесторонне, во всех аспектах происходит обсуждение внесенного законопроекта. Кроме того, законопроект проходит тщательную юридическую экспертизу и, в результате, довольно динамично принимается или отклоняется на заседании сессии.

Кстати, работа депутатов в комитетах Госсобрания и на сессиях регулярно освещается и на телевидении, и по радио, а также в печатных средствах массовой информации. Конечно, уже не в том объеме, как было 15 лет назад. Но я понимаю и журналистов, и население, что освещение скучной, рутинной работы, условно говоря, «над запятыми» проекта закона никого особенно и не интересует. Главное-в сути принятого документа. В чем его польза, как он способствует социально-экономическому развитию республики, отвечает нуждам населения.

Ведь, для того, чтобы подготовить законопроект, например, о социально-экономическом развитии республики, на перспективу, требуется привлечение научных институтов. Сами депутаты в ходе предварительного обсуждения вносят существенные поправки. У нас-очень серьезный депутатский корпус. Многие имеют ученые степени в разных областях знания, большой практический и жизненный опыт.

Депутаты Парламента прошлых созывов становились и депутатами Федерального Собрания России и Главой республики. Достаточно назвать фамилии С.И.Зубакина, С.Т.Пекпеева, М.З.Гнездилова, В.В.Ромашкина, представлявших нашу республику в Государственной Думе Российской Федерации. В.И.Чаптынов, В.И.Петров, Д.И.Табаев, Ю.В.Антарадонов представляли нашу республику в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Свой начальный политический опыт получил в Парламенте Республики Алтай и член Совета Федерации Р.Р.Сафин. Большинство членов Правительства нашей республики также прошли через статус депутата.

Кроме того, мы, ни в коей мере, не должны забывать об Аппарате Госсобрания, который принимает большое участие не только в техническом обеспечении всей деятельности депутатского корпуса, но и активно работает над законопроектами в стадии их подготовки. Многие бывшие работники Аппарата, сегодня, работают на значимых постах в структуре исполнительной власти, судебных и других органах государственного управления.

По закону о государственной службе, каждый работник должен не только иметь соответствующее образование, но и один раз в 5 лет проходить специальную переподготовку на курсах повышения квалификации. Этот процесс с конца 90-х годов проходит планомерно и в полном объеме в Сибирской Академии госслужбы в г.Новосибирске и Российской Академии госслужбы в г.Москве.

Мы также осуществляем постоянную связь с районными Советами депутатов. У нас создан Совет представительных органов муниципальных образований городского округа и районов, где на заседаниях, проходящих, по плану один раз в квартал, происходит обмен опытом, своеобразное обучение, семинары, для депутатов сельских поселений. Последнее такое семинар-совещание прошло в Шебалинском районе 12 ноября прошлого года.

Парламент Республики Алтай, выполняя свою ключевую задачу-заботу о населении республики, в целях оптимизации процессов управления и во исполнение Федерального закона №131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 13.01.2005г. принял закон «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ».

Принципиальный подход к этой проблеме очень прост-власть должна быть ближе к людям. Люди сами должны решать свои проблемы на местах. А долг государства-максимально помочь им в этом. Необходимо открывать гражданам возможности самостоятельно решать свои локальные проблемы, без указаний и распоряжений сверху-вот, что есть суть местного самоуправление в России». А еще четверть века назад, в статье «Как нам обустроить Россию» А.И.Солженицин говорил, что «без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятие «гражданской свободы» теряет смысл».

Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай, за это время, приняло 17 законов о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по различным направлениям их деятельности.

Таким образом, в нашей республике, уже три года, до официального вступления в силу федерального закона, проводится в жизнь, накапливается опыт по организации местного самоуправления.

Надо сказать, что процесс по отдельным муниципальным образованиям идет неравномерно. Это зависит, отчасти, от субъективных причин на местах, но главное препятствие-несовершенство федерального законодательства в части разделения полномочий.

Мы существуем не в вакууме, изучаем законотворческий опыт других республик, краев, областей. У нас заключены договоры о сотрудничестве с Республикой Татарстан, Томской, Кемеровской, Новосибирской областью, г.Москвой. Мы обмениваемся парламентскими делегациями, берем на вооружение их лучший опыт. В свою очередь, и у нас есть свои достижения. Например, депутатов Московской городской Думы очень заинтересовал наш закон «О туризме». Они намерены использовать, при разработке своего закона о туризме, многие положения, применяемые нами.

Депутаты Республики Алтай, в последние годы, уверенно осуществляют рабочие контакты с парламентариями соседних государств, выполняя геополитическую функцию. Я имею в виду с Казахстаном, Китаем и Монголией в рамках соглашения «Наш общий дом-Алтай», международными общественными организациями, в первую очередь-ЮНЕСКО и туристическими центрами во Франции. Они высоко оценивают потенциал наших предложений, и в этом обмене опытом мы имеем хорошие перспективы.

Постоянное сотрудничество у нас налажено с Государственной Думой и Советом Федерации. Часть наших законопроектов проходит экспертизу в Федеральном Собрании, мы участвуем в заседаниях, проводимых этим органом по различным аспектам законотворческой работы.

Надо сказать, что уже, начиная с Конституции Республики Алтай, которая признана самой «пророссийской» и получила одобрение в высшем законодательном органе России, качество наших законопроектов имеет достаточно высокую оценку.

Все они направлены не только на совершенствование социально-экономического, но и политического устройства республики в неотъемлемой связи со всем происходящим в России. В наших законах никогда не было даже намека на проявление сепаратистских устремлений. Об этом говорил на последнем съезде партии «Единая Россия». Председатель Правительства Российской Федерации, лидер партии В.В.Путин: «Мы всегда были сильны многообразием и единением наций и культур. И каждый из нас считает Россию своим Отечеством, хочет жить в свободной и благоустроенной стране, честно и добросовестно трудиться, строить надежное будущее для себя и своих детей».

Особое место в работе нашего законодательного органа всегда занимало бережное отношение к природе Алтая, сохранению, для наших детей, внуков и правнуков, этого бесценного дара, который очень легко можно уничтожить, но очень трудно сохранить. Могу напомнить, что, еще в 80-е годы, областным Советом принимались решения о прекращении вырубки кедровых лесов и запрещении молевого сплава древесины по рекам.

Верховный Совет Республики Алтай в 1992-1993г.г. принял законы «О животном мире», «О недрах и недропользовании», «Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай». Немного позднее, был принят Закон Республики Алтай «О Телецком озере». В зале присутствует депутат областного Совета, Госсобрания-Эл Курултай последних созывов В.К.Сабин, который был одним из инициаторов и разработчиков этих законов.

Все это привлекло внимание российской и мировой общественности к проблемам сохранения Алтая, как природного культурного, духовно-исторического уникального региона, и в 1998 году ЮНЕСКО включил сразу пять уголков Алтая в перечень объектов Всемирного природного наследия человечества.

Именно благодаря философам и историкам, депутатам и экологам, стало вызревать мнение об уникальности Горного Алтая.

Виктор Алексеевич Лопатников, известный и уважаемый в России и за ее пределами человек, сенатор от нашей республики, широко озвучил это заключение, назвав Алтай духовным полюсом планеты. Он разделяет мнение многих мыслителей современности о том, что на Алтае имеются все возможности, для реализации первой в мире модели духовно-экологической цивилизации будущего.

А Григорий Эдуардович Бурбулис, Госсекретарь России в начале 90-х годов, а сегодня, Советник Председателя Совета Федерации в интервью газете «РS» говорит: «Можно ли применять, по отношению к вашему субъекту, стандартный, унифицированный подход? Ни в коем случае! Меня могут спросить: почему? Отвечаю: это, во-первых, действительно, уникальное пространство не только в нашей российской действительности, но и в нашей истории. Я подчеркиваю: не просто «территория», а именно пространство–в философском значении этого слова. Более того, можно даже говорить о том, что мировое признание исключительности этого пространства, его природной, культурной, экологической и, если хотите, космологической сути исключает здесь единый, для всех, закон о местном самоуправлении».

Проектом федерального закона «Об охране Телецкого озера» очень заинтересовались в Совете Федерации. Цитирую: «Вызывает уважение Ваша деятельность по совершенствованию национального экологического законодательства, связанная с подготовкой и продвижением федерального законопроекта «Об охране Телецкого озера».

В случае его принятия, в России возникнет прецедент «зонтичного» закона, создающего новую предметную область экологического права и, по сути дела, зону прямого действия Конституции Российской Федерации, прежде всего, в части реализации права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42)».

Впервые в Российской законотворческой практике проект этого закона ставит и разрешает проблемы не только сохранения, но и развития всего природно-экологического комплекса Телецкого озера. И поэтому его основные положения могут быть трансформированы и на другие святыни Алтая - г.Белуху и плато Укок.

«По настоящему, пионерским», в смысле первым в России, признан наш закон о нематериальном наследии в Республике Алтай. По мнению Первого заместителя Председателя Совета Федерации А.П.Торшина депутаты нашего Парламента сумели найти правильные формулировки, имеющие значение, для всей страны, особенно, в условиях глобализации всей нашей жизни.

Во второй половине минувшего года, в жизнь страны и республики, в наши планы вторгся мировой финансово-экономический кризис. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Д.А.Медведев начал с того, что характеризовал наступающий мировой экономический кризис, как серьезное испытание, для всей России.

Депутатами во всех комитетах, на Президиуме совместно с Правительством республики и на сессии во всех аспектах рассмотрены наши возможности ослабить воздействие кризиса на социально-экономическое положение в республике, принят соответствующий рабочий план.

Кризис создает не только трудности. Он открывает новое «окно возможностей»-рационально проведенную антикризисную мобилизацию трудовых, финансовых, материально-технических и административных ресурсов. С учетом минерально-сырьевой, гидроэнергетической и рекреационной специфики республики, нам дается исторический шанс создать ряд новых инвестиционных рыночных продуктов. Надо поддержать реальный сектор экономики. Особенно, в сельской местности, для создания условий будущего роста налогооблагаемой базы.

Мы, сегодня, должны трезво оценивать возможность своего бюджета, оптимизировать систему госуправления, экономить на ее содержании.

Нам необходимо, еще раз, просмотреть бюджет республики, с учетом поддержки малого бизнеса и предпринимательства, заработной платы, безработицы, жилищного строительства и налогообложения.

Словом, серьезность ситуации требует от нас мобилизации всех сил на сохранение стабильности в республике.

Не отходя от плановой законотворческой деятельности, комитеты Госсобрания, в сложившихся условиях, будут выстраивать свою работу, путем разрешения ежедневно возникающих у людей проблем. Мы перенесем центр тяжести в плоскость рассмотрения конкретных, практических вопросов жизни населения, не оформляя «задним числом» сложившуюся ситуацию, исправляя упущения и недостатки, а будем предпринимать все действия в пределах своих полномочий с тем, чтобы в максимальной степени смягчить последствия кризиса. Народ должен почувствовать, что власть делает все возможное, для того, чтобы облегчить положение. В этих же целях, с разъяснениями и для снятия напряженности в обществе, депутаты должны чаще встречаться с избирателями.

Надо четко отдавать себе отчет в том, что если достаток будет результатом человеческого труда, а не финансовых схем и операций, если экономика будет основываться на простом принципе, что именно труд – интеллектуальный, физический и даже духовный является основой жизни человека, у нас произойдет моральное оздоровление общества, и это необходимо донести до сведения людей.

Одним из важных направлений работы Парламента является всестороннее урегулирование отношений законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Практика показывает, что взаимодействие органов государственной власти-не субъективное желание конкретных лиц, замещающих государственные должности Республики Алтай. Это-объективная необходимость-необходимость в координации и участии всех ветвей власти в определении законодательных приоритетов, в выработке принципиальных положений важнейших законов, в прохождении таких законов, в преодолении, тех или иных, противоречий, возникающих между ветвями власти, в более квалифицированном решении важных, для общества, вопросов, для организации сбалансированного механизма государственной власти.

«Разделение властей служит не только взаимному контролю государственных органов власти, но и, прежде всего, поиску наиболее приемлемого и эффективного решения проблем». Этот постулат Председателя Конституционного Суда ФРГ, озвученный на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации, в полной мере относится к любому обществу, строящему свои отношения на демократических основах, в т.ч. и к нашей республике.

Я должен сказать, что только в этом созыве мы смогли уйти от конфронтации с Правительством республики. Бесконечные попытки выяснить, кто главнее и кто полезнее, уступили место конструктивному сотрудничеству. Мы стали ежегодно принимать план совместной законотворческой работы.

Однако, рудименты противостояния еще проявляются, наше намерение-их твердо устранять.

Более плодотворному проведению сессий в настоящем созыве послужило и формирование фракций в нашем Парламенте.

Сегодня, в Парламенте Республики Алтай IV созыва зарегистрированы 4 партийные фракции, представляющие политические партии «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Фракции нарабатывают опыт парламентаризма, с учетом направленности своих партийных целей и задач, а также с защитой интересов членов политических партий. Но самое главное, депутаты, имеющие разные политические воззрения и цели, при рассмотрении вопросов, затрагивающие жизнедеятельность населения республики, находят общий язык, принимают консолидированные решения. Это-самое важное, на сегодняшний день, наше достижение.

Республике нужен авторитетный, работоспособный и ответственный Парламент.

За последние годы, Парламент Республики Алтай стал серьезным фактором стабилизации общества. Проделана огромная законотворческая работа по созданию правовых основ современной экономики и политической системы. Сегодня, развивая опыт парламентаризма в Республике Алтай, проводится последовательный курс на формирование устойчивой многопартийной системы, как главной движущей силы развития республики и подлинно гражданского общества.

Мы многого не сделали. И, пожалуй, самый главный упрек нам, сегодня, прозвучит в том плане, что не решен земельный вопрос. Слабым местом в работе Парламента можно считать и контроль за исполнением принятых решений.

Уверен, что в выступлениях прозвучат слова критики и предложения по совершенствованию работы Госсобрания. Заверяю всех, что они будут восприняты, с максимальной ответственностью, и послужат руководством к улучшению нашей парламентской деятельности.

Вместе с тем, нельзя забывать, что эффективность и результативность работы республиканского Парламента, в целом, и каждого ее депутата в большой степени зависит от наших избирателей, от зрелости гражданского общества, от гражданского самосознания каждого жителя Республики Алтай.

Развитие парламентаризма в Республике Алтай обязано способствовать повышению эффективности работы всех органов государственной власти, во имя развития нашей республики. В этом, мы, парламентарии, видим главную цель своей деятельности.