О состоянии и перспективах развития мониторинга законодательства Республики Алтай

Уважаемый Александр Васильевич!
Уважаемые депутаты и приглашенные!

Вашему вниманию представлен доклад «О состоянии законодательства Республики Алтай за 2008 год», отражающий итоги двухлетней работы Парламента Республики Алтай по мониторингу правового обеспечения основных направлений развития Республики Алтай и, по своему содержанию, вбирающий в себя основные результаты, выводы и проблемы, которые характеризуют динамичный процесс, прежде всего, социально-экономического и политико-правового развития Республики Алтай и особенности его текущего момента. 

belekov10.jpg
По словам Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «наше законодательство, сейчас, уже значительно лучше, чем в начале и середине девяностых годов. Это уже-законодательство, в принципе, развитого государства, но это не значит, что работа становится легче и количество вопросов, которые приходится решать, становится меньше. Я абсолютно понимаю сложность этой работы–и понимаю профессионально-готов, всячески, способствовать ей, готов к постоянным консультациям по всем вопросам, которые связаны с законотворчеством».

Весь законотворческий процесс, в конечном счете, в, той или иной, мере базируется на ценностях и нормах Конституции Российской Федерации и Республики Алтай и является мировоззренчески правовым развитием ее духа и смысла. Особенностью представленного вам доклада является постановка вопроса о взаимосвязи качества закона и качества жизни населения, которая выражается, прежде всего, в качестве власти и эффективности управления.

2008 год стал, для страны, годом испытания системным глобальным финансово-экономическим кризисом, что потребовало специального рассмотрения особенностей регулирующего воздействия законодательства, в этих условиях. В этой связи, по-новому развивается идея конституционного партнерства, как основы взаимосвязи правотворчества, правоприменения и мониторинга права, с акцентом на ее актуальную антикризисную составляющую. В докладе предпринята попытка отразить вопросы специфического статуса закона, как высшей формы государственного решения и как базового критерия воздействия власти на качество жизни населения.

Принципиальной новизной представленного доклада, в котором анализируются тенденции развития законодательства за 2008 год, является попытка рассмотреть качество законодательства, с точки зрения его стабильности, устойчивости и эффективности. Для этого, наряду с разделами о законодательном обеспечении развития государственно-политических, социальных институтов, стратегии экономического развития, рассматриваются также вопросы нормативно-правового обеспечения основных направлений социально-экономического развития исполнительными органами государственной власти, имеющие интегральную значимость, для реализации на территории Республики Алтай прав и свобод человека и гражданина.

Проводимый нами мониторинг позволяет создать комплексный механизм оценки нормативной правовой системы, ее адекватности задачам деятельности органов государственной власти, что, на современном этапе, является необходимым условием дальнейшего развития законодательства и законодательного процесса в нашей республике.

В связи с этим, особую значимость имеет совершенствование всей нормативной правовой системы Республики Алтай. Растущий массив нормативных правовых актов предъявляет высокие требования к упорядочению связей между ними. Особенно, это относится к тем законам республики, которые служат базой всей нормативной правовой системы нашего региона. Законодательство Республики Алтай должно представлять собой структурно упорядоченную совокупность систематизированных республиканских законов, приспособленных, для эффективного применения.

Укрепление системных основ законодательства достижимо по двум направлениям:

-во-первых, упорядочение законодательства Республики Алтай и его связь с федеральным законодательством;

-во-вторых, посредством обеспечения более четкого соотношения законов и иных нормативных правовых актов Республики Алтай между собой, имея в виду, как их баланс внутри отраслей, так и между ними.

Эти направления должны быть строго согласованы между собой, отражая реальные социально-экономические изменения в Республике Алтай и потребность удовлетворения публичных интересов, что, особенно актуально, в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса. Мы многое сделали в этом направлении, однако, в порядке самокритики, должен признать, что в 2008 году совершенно не продвинулись в решении важнейшего, для сельского населения республики, земельного вопроса.

Принимая во внимание органичную взаимосвязь законотворческого процесса с правоприменительной практикой, в специальных IV и V разделах анализируются тенденции правоприменительной практики, через мониторинг законодательства и правоприменительной практики в деятельности прокуратуры Республики Алтай и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, участие которых в законотворческом процессе, по результатам, 2008 года было продуктивным и содержательным.

Работа по мониторингу законодательства, проводимая Парламентом Республики Алтай, основана на опыте работы Совета Федерации, которому в марте текущего года на рассмотрение представлен, уже пятый по счету, доклад «О состоянии законодательства Российской Федерации в 2008 году», отражающий видение правового развития Российской Федерации, основанное на системном единстве правотворчества, правоприменения, мониторинга права, и в тенденции оценивающий эффективность правовых механизмов регулирования общественных отношений и правотворческой деятельности публичной власти по уровню и качеству жизни населения.

В минувшем году, мы в подготовке законопроектов по нематериальному наследию, по Телецкому озеру, поправок в Федеральный закон «О туризме», применили новые критерии осмысления духовности, на современном этапе. Также впервые в своей законотворческой практике сделали попытку нового определения эколого-правовых подходов, которые придали законодательному процессу общефедеральную значимость. Этот качественный сдвиг в развитии республиканского парламентаризма имеет принципиальное значение.

В марте 2009 года, аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Российской Федерации выпустило за №2 Аналитический вестник «О состоянии законодательства в Российской Федерации» под редакцией, Первого заместителя Председателя Совета Федерации А.П.Торшина, посвященный Государственному Собранию-Эл Курултай Республики Алтай. Впервые в истории законодательной власти республики, к нашему субъекту Совет Федерации проявил такое неподдельное внимание. В новом сборнике законодатели нашей огромной страны смогут найти стенограммы выступлений всех прозвучавших на презентации доклада Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», которая состоялась 5 декабря 2008 года в Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай, организованная Советом Федерации, Центром мониторинга законодательства и правоприменительной практики при Совете Федерации. Хочу высказать, в связи с этим, слова благодарности и признательности Геннадию Эдуардовичу Бурбулису, который принимает самое активное участие в совершенствовании республиканской законодательной базы и не смог приехать, сегодня, из-за болезни.

Завершая свое выступление, отмечу, что продолжение работы над изучением правовой системы Республики Алтай, в форме проводимого Парламентом Республики Алтай исследования, в форме докладов о состоянии и развитии законодательства за 2007-2008г.г., представляется необходимой составляющей законодательной деятельности. Убежден, что реализация сформулированных в них идей и предложений будет способствовать повышению качества правотворческой работы и внесет значимый вклад в общественно-политическое и социально-экономическое развитие нашей республики, повышение уровня жизни населения.

Благодарю за внимание.