Уважаемые коллеги!

Современный этап правового развития российского общества предъявляет повышенные требования к мониторингу законодательства, как системе постоянного анализа и контроля за процессом законотворчества и правоприменения.

Для Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, системный мониторинг и подготовка ежегодных докладов о состоянии законодательства Республики Алтай, в течение ряда лет, стали одним из важнейших направлений работы. Результатом проводимой работы является качественно новый сдвиг в работе депутатов Республики Алтай над проектами законов Республики Алтай, а также в контроле над исполнением принимаемых республиканских законодательных актов. c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_belekov16.jpg

Ежегодные доклады Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай о состоянии законодательства Республики Алтай призваны стать важным средством систематизации законодательства, своеобразным индикатором социально–экономической результативности правотворческой деятельности Парламента Республики Алтай, показателем эффективности практики правового мониторинга, источником конкретных предложений, направленных на совершенствование федерального и республиканского законодательства.

Оценка практики применения законодательства Республики Алтай представляет собой самостоятельный, систематический и комплексный вид деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и субъектов права законодательной инициативы, связанной со сбором, обобщением и оценкой эффективности действия всего спектра законодательства Республики Алтай и практики его применения, причин его недостаточной эффективности, а также с подготовкой научно-обоснованных предложений по совершенствованию республиканского законодательства.

Вашему вниманию представлен Доклад Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай «О состоянии законодательства в Республике Алтай за 2009 год», являющийся комплексным изложением итогов законотворческой деятельности Парламента Республики Алтай в 2009 году, основных результатов проведенного им мониторинга законодательства в прошедшем 2009 году, тенденций и перспектив развития республиканского законодательства и его реализации в 2010 году.

В структуру проекта доклада «О состоянии законодательства в Республике Алтай за 2009 год» включено 4 раздела:

I раздел посвящен анализу общей характеристики законотворческой деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в 2009 году (включая статистические данные о принятых законах Республики Алтай, в т.ч. количество законопроектов, прошедших рассмотрение в комитетах Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай).

Во II разделе отражен анализ основных направлений развития законодательства Республики Алтай в 2009 году по направлениям:

-конституционное, муниципальное и административное законодательство;

-законодательство по вопросам экономической политики, предпринимательства и туризма;

-законодательство по вопросам бюджетной, финансовой и налоговой политики;

-законодательство по вопросам аграрной политики и природных ресурсов;

-жилищное и градостроительное законодательство;

-законодательство по вопросам социальной политики;

-законодательство, регулирующее отношения в социально-культурной сфере.

Данный раздел изложен, в свете реализации следующих направлений деятельности Парламента Республики Алтай:

-мероприятий Парламента Республики Алтай и Правительства Республики Алтай по реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 год и плановую перспективу, утвержденных постановлением Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 18 декабря 2008 года №25-3;

-мероприятий Парламента Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в сфере минимизации последствий финансово-экономического кризиса на 2009 год и плановую перспективу, утвержденных постановлением Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 18 декабря 2008 года №25-3 ;

-плана комплексных законодательных мер по поддержке духа новаторства во всех сферах общественной жизни по реализации основных положений, содержащихся в статье Президента Российской Федерации Д.Медведева «Россия, вперед!», утвержденных постановлением Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай от 6 ноября 2009 года №31-39.

В III разделе Доклада отражены вопросы планирования законотворческой и контрольной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай на 2009 год и результаты данной деятельности, включая:

-статистические данные о количестве запланированных к рассмотрению законопроектов, фактически принятых, законодательных актах Республики Алтай, количестве невнесенных в Парламент Республики Алтай проектов законов Республики Алтай субъектами права законодательной инициативы;

-направления контрольных мероприятий Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и их результаты.

IV раздел Доклада посвящен анализу проблем правового регулирования, а также путям их решения-предложениям дальнейшего совершенствования и развития законодательства Республики Алтай в 2010 году.

В своей совокупности, законодательство Республики Алтай демонстрирует системность и эффективность правового регулирования общественных отношений, инициативный и новаторский подход в решении актуальных задач.

Вместе с тем, существует немало проблем, сдерживающих законодательное регулирование общественных отношений в Республике Алтай. Часть из них обусловлена экономическими и организационными условиями, часть-правовыми, формируемыми федеральным законодателем. Так, заметное влияние на развитие республиканского законодательства оказывает политика делегирования федеральным центром полномочий субъектам Российской Федерации без соответствующего обеспечения ресурсами, наличие неурегулированных споров по земельным, имущественным и другим вопросам.

В 2010 году необходимо уделить пристальное внимание следующим направлениям социально-экономического развития Республики Алтай.

Первое. Нам необходимо продолжить дальнейшую работу по минимизации последствий экономического кризиса, затронувшего все сферы жизнедеятельности граждан России. Государственному Собранию-Эл Курултай Республики Алтай, в ближайшей перспективе, нужно разработать проект закона Республики Алтай, регулирующего вопросы снижения налогов на предпринимателей, т.к. это–шаг навстречу малому бизнесу. Снижение налогового бремени позволит малым предприятиям республики сэкономить финансовые средства, что, в сложившейся ситуации, несомненно, будет способствовать созданию благоприятных условий, для сохранения рабочих мест и развития предпринимательства в Республике Алтай в целом.

Второе.
В 2009 году Парламентом Республики Алтай в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации была направлена законодательная инициатива «О внесении изменений в ст.ст.11 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации», предусматривающая пролонгацию договора аренды лесного участка, без проведения процедуры лесного аукциона, для добросовестных арендаторов, исполнивших ранее заключенный договор аренды лесного участка в полном объеме и без нарушений норм лесного законодательства.

Наша инициатива была поддержана Экспертным советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, однако, соответствующий федеральный закон принят не был. Полагаю, что работа Парламента Республики Алтай по данному вопросу должна быть продолжена, в целях обеспечения гарантий инвесторов, вкладывающих денежные средства на развитие туристской инфраструктуры на землях лесного фонда, создания условий, для развития туристских комплексов, отвечающих мировым стандартам.

Третье.
Подлежат всестороннему обсуждению, в целях выработки соответствующих мер вопросы перехода на новую систему оплаты труда педагогических работников в Республике Алтай, а также вопросы повышения тарифов на ЖКХ. Предлагаю профильным комитетам Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, в ближайшее время, провести «круглые столы» по указанным проблемам, с выработкой действенных мер по урегулированию ситуации.

Четвертое.
Парламенту Республики Алтай надо инициировать и возглавить работу по организации правового просвещения граждан, в борьбе с коррупцией, формирования у жителей республики должного правового сознания, правовой культуры и уважения к закону, вношу предложение о проведении «Часа Конституции Республики Алтай» в общеобразовательных учебных заведениях Республики Алтай в начале учебного 2010-2011 годов, с участием депутатов Республики Алтай, а также специалистов-юристов органов государственной власти федерального и республиканского уровней.

Пятое.
В связи с изменениями федерального законодательства по вопросам установления полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодных отчетов о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в т.ч. по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с изменениями порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственному Собранию-Эл Курултай Республики Алтай, в ближайшее время, необходимо принять соответствующие законодательные акты Республики Алтай.

Кроме того, обращаю внимание представителей органов местного самоуправления в Республике Алтай на необходимость внесения изменений в уставы муниципальных образований по вопросу установления ответственности главы муниципального образования перед представительным органом муниципального образования (соответствующий Федеральный закон принят в мае 2009 года).

Таким образом, основными задачами законотворческой работы на 2010 год являются:

-задача, в свете реализации посланий Президента Российской Федерации;

-анализ и регулирование земельных отношений в Республике Алтай;

-оценка регулирования тарифов ЖКХ на территории Республики Алтай;

-совершенствование новой системы оплаты труда в Республике Алтай;

-подготовка и принятие законодательных актов Республики Алтай в сфере установления полномочий Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай по представлению в Парламент Республики Алтай ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства Республики Алтай, в т.ч. по вопросам, поставленным Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай и многие другие.

Несмотря на различные трудности, законодательная база Республики Алтай находится в постоянном изменении и развитии.

Нам предстоит повышать эффективность и качество правового регулирования в основных сферах деятельности республики, обеспечивать защиту конституционных прав и законных интересов жителей Республики Алтай, развивать системы мониторинга правового пространства и правоприменительной практики.

Подготовка ежегодных докладов о состоянии законодательства Республики Алтай призвана способствовать тому, чтобы каждый закон Республики Алтай рассматривался, через призму его социальной направленности и повышения уровня жизни граждан.

Эта работа обеспечивает обратную связь между властью и обществом, способствует повышению качества республиканских законов, а, в конечном счете, помогает достичь того, чтобы закон и его применение были понятны и полезны каждому жителю Республики Алтай.

А в период смены депутатского корпуса, настоящий доклад представляется особенно актуальным. Он позволяет депутатам, особенно вновь избранным председателям комитетов, более четко планировать законотворческую деятельность, на предстоящий срок полномочий.

Благодарю за внимание!