Уважаемые участники II Форума регионов Российской Федерации и Республики Польша!

Протекание диалога в сообществах людей, состояние межэтнического взаимодействия–одна из самых серьезных проблем современной цивилизации. Поиск путей к корректным отношениям между народами, к утверждению норм общения свободных от превосходства, высокомерия, авторитарности и диктата, привлекает растущее внимание международной общественности.

В этом смысле, культура материальная, духовная, художественная открывает широкое поле, для сотрудничества, взаимодействия, взаимообогащения. Культура выступает индикатором развития всех составляющих жизни обществ: их производительных сил, уровня жизни и распределения социальных благ, органов управления, законности и справедливости, демократических институтов. Развитость общества, заключается не только в том, насколько отношения внутри него носят «очеловеченный», культурный характер, но и в какой мере ресурсы этого цивилизованного общества проявляют себя по отношению к другим странам, народам, нациям и этническим группам.

Качество представлений и суждений о цивилизованности общества опирается на знание истории, этнополитических, историко-культурных процессов.

Я представляю Парламент Республики Алтай–российского региона, расположенного в самом центре Евразии. Нашей республике-всего 20 лет, хотя традиции государственности складывались в пределах Алтая, со времен Тюркских каганатов, и одним из первых сказал об этом известный востоковед, профессор Сергей Григорьевич Кляшторный, по своему происхождению белорусский поляк. Благодаря его трудам, мы, сегодня, заново переосмысливаем свою историю и ощущаем себя народом, который может назвать себя равным среди равных. Знание истории цивилизации, во многом, формируется, на основе изучения историко-археологического наследия сосредоточенного в Горном Алтае–одном из духовных полюсов планеты.

В силу своих уникальных природно-климатических условий, это место стало заселяться древним человеком более одного млн. лет назад. В ходе смены веков и тысячелетий оно становилось пристанищем древних цивилизаций. Народы, населявшие Горный Алтай, входили в различные племенные союзы и государства. Современная наука, опираясь на бесчисленные сведения и данные, считает Алтай этнографическим и историко-генетическим центром Евразийской кочевой цивилизации. Уникальным феноменом выступает тот факт, что коренные народы, населяющие это край, сохранили себя, избежали уничтожения, в непрерывном диалоге друг с другом живут и здравствуют, несмотря на природные катаклизмы, войны, геноцид, эпидемии.

Современный уровень изученности памятников, находящихся здесь, свидетельствует: в Евразийском пространстве только Алтай располагает такой высокой концентрацией объектов наследия. Отнесение Горного Алтая к прародине современных индоевропейских народов является, бесспорно установленным, прочно утвердившимся в научном мире фактом. Здесь, на этом пространстве сформировался первозданный язык тюрков, писались первые рунические письмена и рукописи. Ян Тадеуш Ковальский, всемирно известный польский тюрколог, еще сто лет назад, говорил, что «Алтай, как и Аравийский полуостров, является родиной письменных традиций человечества».

Однако, археологические богатства республики подвергались не только изучению, но и варварскому разорению. И только последние четверть века позволяют говорить о подступах к комплексному освоению хранящихся, здесь, древних памятников святилищ, захоронений-наследие, которое призвано послужить всему цивилизованному миру. Тысячелетняя история Алтая тесно связана с масштабными событиями, имевшими место в Северной, Центральной, Средней Азии и Восточной Европы. В древних курганах сохранились ремесленные изделия, своим происхождением подтверждающие принадлежность к соседним цивилизациям. На Алтае, как нигде, сохраняются многие элементы древних верований, традиционных культов, уходящих в древность представлений о мироздании, о духовных связях с космосом, потусторонним миром.

В декабре 1998 года на ХХII-ой сессии ЮНЕСКО Телецкое озеро и прилегающие к нему заповедные места включены в перечень объектов природного наследия человечества. В настоящее время, в республике имеются 93 памятника истории и культуры федерального значения, 300–республиканского.

На территории Республики Алтай проживает население более 70-ти национальностей. В межэтническом отношении, историческое, уходящее в древность коренное население республики (30,6%), представляют алтайцы. Коренные алтайцы, в основе своей, оказались невосприимчивы к попыткам навязывания им традиционных мировых религиозных вероучений. Поклонение Солнцу и Огню, идея организующей силы Вечного Синего Неба составляет религиозно-философскую основу их приверженности шаманизму. Но и это обстоятельство не накладывает какого-то негативного отпечатка на межэтнический диалог, наоборот добавляет живописных красок в культуру и быт современного Горного Алтая. Своеобразный сплав, являющийся результатом длительного мирного сосуществования многих этнических общностей, позволяет говорить об особой цивилизационной среде, где происходит полиэтнический диалог представителей различных культур. Именно диалог, его цивилизованность в межэтнической толерантности выступает, здесь, повседневной общественной нормой.

Три фактора: археологические памятники, бытовой этнографический комплекс и природная среда создают региону исключительность, привлекательность, приоритетность. Многим объектам нет аналогов нигде в мире. Характерной приметой времени стало растущее паломничество сюда не только россиян, но и туристов-иностранцев. При населении в 200тыс.чел. мы ежегодно принимаем более миллиона туристов.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_pol1.jpg Современное руководство региона в тесном контакте с федеральным центром делает все возможное к тому, чтобы придать местной экономике современный динамичный характер. В регион приходят инвестиции, развивается транспортная инфраструктура, социальный сектор. Не за горами то время, когда в Центральной Азии появится регион, по всей доступности, оснащенности и привлекательности, не будет уступать ни Итальянским, ни Французским, ни Швейцарским Альпам.

Республика Алтай стала единственным из всех российских регионов, где, на уровне нашего Парламента, была начата разработка нового Закона о духовном нематериальном наследии–такой закон принимается впервые в России. На рубеже веков наша республика провела презентацию в штаб-квартире ЮНЕСКО, у нас в Горном Алтае проводились международные конференции по устойчивому экологическому, этно-конфессиональному и культурному развитию. Наш регион был первым в России, где отрабатывалась модель эколого-экономического развития в рамках особой экономической зоны.

Деловые и интеллектуальные ресурсы региона, в настоящее время, сосредоточены на создании здесь свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа. Осуществляется проект под названием: «Археологический парк–Перекресток миров». Его творцы сосредоточены на том, чтобы интегрировать археологическое наследие в сферу туризма. Это-единственное средство сохранения и популяризации древностей края. Здесь открыты и изучены памятники, принадлежащие к неолиту, скифской и тюрской эпохам. Мысли и фантазии наших философов, ученых простираются дальше. По их мнению, в Горном Алтае имеются все возможности, для реализации первой в мире модели духовно-экологической цивилизации будущего.

С 10 по 13 мая 2005 года на территории Республики Алтай находился Войцех Ярузельский. Семья Войцеха Ярузельского в июне 1941 года вместе с сотнями других поляков была депортирована на Алтай-в с.Турочак. В 1942 году был арестован глава семьи–Ярузельский. Он похоронен в г.Бийске, где сейчас ему поставлен памятник.

Войцех, как и другие поляки, чтобы прокормить семью–мать и младшую сестру–работал в сибирской тайге на лесоповале. В мае 1943 года Войцех записался добровольцем в польскую армию.

Два памятника–жертвам репрессий и В.Ярузельскому–стоят рядом, за захоронением тщательно ухаживают активисты польского землячества на Алтае. В.Ярузельский поблагодарил сибиряков за то, что чтят память его отца и всех павших поляков.

Он напомнил, что на территории Польши захоронено 600 тысяч солдат Великой Отечественной войны и поляки заботятся о могилах россиян. «Эти могилы нас объединяют», -подчеркнул пан Ярузельский, выступая на траурной церемонии.

«Где твои могилы, Польша, и где их нет! Ты знаешь лучше–и господь на небесах»-такая памятная надпись выгравирована на обелиске жертвам репрессий. Польские памятники стали символом братской дружбы алтайского и польского народов.

Перед возложением венков и букетов у могил состоялось католическое богослужение.

В октябре 2007 года в г.Горно-Алтайске впервые собрались потомки высланных на Алтай поляков, чтобы создать свою общественную организацию. 1 февраля 2008 года данная общественная организация была зарегистрирована под названием «Польское национально-культурное объединение «Родник» (Здруй).

Его организаторы преследовали цель изучения культуры, языка своих предков. В начале организация была малочисленной, по воспоминаниям Ягелло, поскольку очень многие высланные до войны в республику поляки вернулись домой, а из оставшихся очень редко кто ощущал или позиционировал себя как поляк. Тем более что за годы проживания на Алтае многие поляки переженились с местными жителями и теперь имеют смешанные корни.

Но время шло, и поиск поляков, проживающих на территории республики, дал свои положительные результаты. Сегодня, в организации уже постоянными ее членами числятся 44 человека. Они официально заполнили анкеты, в которых приводят доказательства своего польского происхождения.

Интересная деталь: осуществляющие поиск земляков активисты из объединения «Родник» смогли найти поляков среди реабилитированных, которые уже давно забыли о своей национальной принадлежности.

Сегодня, связь между поляками в республике становится все более тесной. Члены общественной организации не только встречаются, но и активно привлекают к себе желающих изучать польский язык не только молодежь с польскими корнями, но и русское население и алтайское. В объединении работает на общественных началах три преподавателя польского языка.

Вошло в традицию проводить праздник «День дятко», который его организаторы посвящают изучению родословной членов организации. Круг общения у общественной организации расширяется. Теперь, уже не только жители города и близлежащего Майминского района, принимают участие во встречах, но идет поиск земляков в Чемальском и Турочакском районах.

Члены организации «Родник» установили тесные связи с польскими общественными организациями, занимающимися сбором материала по истории народа, в частности, нахождению поляков в Сибири. По приглашению Польши часть алтайских поляков побывала на своей исторической родине–на севере и юге Польши, где их очень доброжелательно встречали жители страны (г.г.Плотск, Варшава, Краков и др.)

Сейчас «Родник» занимается самодеятельным искусством–разучивают польские национальные танцы, польские песни.

С искренней скорбью восприняли русские поляки известие о трагедии в Катыни. Тем более, что среди погибших оказалась хорошо им знакомый сенатор–Янина Фетлинская. С ней они были лично знакомы и знают, какое активное участие принимала эта женщина в открытии музея в г.Гданьске по истории второй мировой войны, жизни, ссыльных в Сибирь, поляков.

У наших народов и государств есть не только горькое историческое прошлое, но и стремление развивать связи по самому широкому спектру сотрудничества.

Профессор сельского хозяйства, известный ученый в области торфоведения Лех Шайдак в прошлом году приезжал в Горный Алтай, для изучения состояния болот и запасов торфа на территории региона. Лех Шайдак является руководителем химической лаборатории в исследовательском центре сельского хозяйства и окружающей среды в Польской академии наук.

Шайдак рассказал, что на Западе использование торфа, для нужд сельского хозяйства, является распространенным и прибыльным бизнесом. Торф–естественный продукт, который богат биологически активными веществами, важными, для человеческого организма. В бальнеологических санаториях вытяжки экстрактов из торфа используются в оздоровительных целях. Торф, благодаря богатым фитокомпонентам, используется, в качестве полезного удобрения, для растений, укрепляет их корневую систему.

Нашим ученым и специалистам также интересна эта тема. Республика является аграрной, но наша продукция имеет высокую себестоимость и не может конкурировать с крупными агрохолдингами. Если болотное сырье позволит поднять урожайность сельскохозяйственных культур, это положительно скажется на развитии производства.

В планах центра–поддерживание тесных связей с исторической родиной, открытие осенью в г.Горно-Алтайске польской школы, исследование истории поляков, заброшенных волею судьбы в наш горный край.

Я мог бы приводить и другие примеры расширения и укрепления связей между нами, ведь именно этот процесс позволяет нам с оптимизмом и уверенностью смотреть в будущее. Приглашаю всех посетить мою родину и убедиться в этом.

Благодарю за внимание.