Уважаемые участники совещания!


Потребность в систематической борьбе с коррупцией, на сегодняшний день, осознана всеми политическими силами в стране, о чем свидетельствуют принятый массив нормативных правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_belekov22.jpgЯвляясь неизбежным следствием избыточного администрирования, со стороны государства, коррупция, по-прежнему, затрудняет нормальное функционирование общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе обоснованную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается, как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего, в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в рамках скоординированной актикоррупционной политики стала настоятельной необходимостью, в контексте обеспечения развития как регионов Российской Федерации, так и страны, в целом.

Выступая на заседании Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции 02.07.2008г., Президент РФ Д.А.Медведев, говоря о мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции, как о необходимом условии полноценной, системной основы, для противодействия коррупции в стране, обратил внимание на необходимость обязательного проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Не превращая эту деятельность в самоцель, надо «...заложить критерии этой экспертизы: что исследуется, на предмет каких конкретно возможностей, с тем, чтобы мы не взрыхлили юридическую поляну до такой степени, что работать будет невозможно».

Безусловно, сейчас, как никогда, остро встала проблема выявления и устранения, так называемых, «коррупциогенных факторов», содержащихся в правовых актах и способных вызвать коррупционные проявления. В первую очередь, это касается правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, которые носят нормативный характер, поскольку они затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц-граждан, хозяйствующих субъектов, устанавливая их права и обязанности, запреты и ограничения в различных сферах жизнедеятельности-от социальных гарантий самых необеспеченных слоев населения до предпринимательской деятельности крупных экономических структур. Одновременно, этими же актами отдельным чиновникам государственных и муниципальных органов предоставляются те или иные полномочия по регулированию прав и обязанностей физических и юридических лиц, зачастую, без четкого определения пределов такого регулирования, решение многих вопросов остается на усмотрение чиновника.

Именно возможность, так называемого, «свободного усмотрения» и позволяет чиновнику «вершить судьбу» гражданина ли, мелкого предпринимателя или крупного бизнесмена, по собственному разумению, коль скоро закон это позволяет, что называется, «по умолчанию»

Своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок, еще на стадии принятия нормативного правового акта, не только будет способствовать недопущению коррупционных проявлений, со стороны правоприменителей-должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и позволит совершенствовать их деятельность и, в конечном итоге, не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.

И, если, на республиканском уровне, обеспечению законности принимаемых органами власти решений уделяется достаточное внимание, то на муниципальном уровне, учитывая ограниченные возможности органов местного самоуправления, говорить о стопроцентной законности нормотворчества, к сожалению, не приходится.

А ведь именно органы местного самоуправления, как реализация одной из форм народовластия, обеспечивающие самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, наиболее приближены к населению, и принимаемые муниципальными органами и их должностными лицами решения затрагивают повседневные жизненные вопросы.

Учитывая актуальность данной проблемы, в свете задач, поставленных Президентом РФ, реализация положений антикоррупционного законодательства органами государственной власти Республики Алтай и органами местного самоуправления позволит поднять на качественно новый уровень вопросы предотвращения коррупционных проявлений в сфере регионального и муниципального нормотворчества.