Уважаемые участники парламентских слушаний!

От всей души приветствую вас с началом работы парламентских слушаний. Знаю, что в зале собралась не только педагогическая общественность, но и представители других сфер деятельности. И это легко объяснимо. Поднимаемый сегодня вопрос: «Проблемы и перспективы развития законодательного регулирования отношений в области образования в Республике Алтай» волнует очень многих. Люди понимают, что успех модернизации и весь будущий вектор развития нашей страны, напрямую, зависит от того, какое образование получит наша молодежь, как она реализует свои конституционные права и личностные возможности.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_belekov25.jpg Задача перед нами стоит непростая-сообща, дать ответ, способствуют ли принятые, в последнее время, законы и подзаконные акты в области образования превращению России в духовного и интеллектуального лидера, а также наметить ориентиры на будущее. Мы все понимаем, что нам нужна не сырьевая экономика, а экономика знаний, чтобы из стен наших школ, в какой бы глубинке они ни находились, выходили грамотные выпускники, стремящиеся получить и дальше престижное образование, которое поможет им встать на ноги и будет способствовать экономическому росту государства.

Надеюсь, что предстоящий разговор поможет нам выделить болевые точки законодательного регулирования отношений в области образования в РА, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, Федерального закона №83, Федерального закона №309.

Прежде всего, попробуем разобраться: отражает ли имеющееся сегодня законодательство представлениям граждан России о современном образовании—образовании XXI века. Ведь положения, ныне действующего, Закона «Об образовании», принятого в 1993 году и о котором уже высказано немало критических замечаний, вплоть до категоричных, были не только не выполнены, но они оказались совершенно неадаптированными к рыночным отношениям.

В этой аудитории я хотел бы остановиться на Законе №83 от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который уже начнет действовать на территории страны с июня 2012 года. Да, он разработан, в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009г. «О бюджетной политике в 2010-2012г.г.». Вносимые изменения предполагают переход от сметного финансирования существующих бюджетных учреждений к финансированию установленного государственного задания посредством предоставления субсидий.

На первый взгляд, предоставив большую финансовую самостоятельность, Закон открывает широкое поле деятельности перед образовательными учреждениями, дает возможность более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. Его цели благие-повышение качества образования.

И, все-таки, он имеет много противоречивых статей. Будь иначе, принятие данного Закона не вызвало бы таких бурных обсуждений среди работников образовательной сферы. И вопросы ставятся очень серьезные: станет ли платным школьное образование? Как изменится статус бюджетной организации? Будет ли разрешено школам вести коммерческую деятельность?

И вот, здесь, я бы хотел присоединиться к участникам проходящих, по сей день, бурных выступлений и не согласиться с некоторыми постулатами нового закона. По моему глубокому убеждению, принципиально неправильно сводить функции образовательных учреждений только к оказанию услуг. Эта парадигма в корне неверна. Образование–это, прежде всего, система воспитания, социализации человека, передачи духовных и культурных ценностей. Это-если хотите, государственная политика.

На мой взгляд, сама формулировка «оказание услуг» подразумевает некие условия ее оказания на платной основе. Но, для нашей школы, это неприемлемо, поскольку наша школа не просто оказывает услуги, она воспитывает патриотов своей страны, граждан великой России. В своем ноябрьском послании Федеральному Собранию Президент страны Д.Медведев этому вопросу уделил особое внимание. Он считает, что «большое внимание нужно уделить патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Они вырабатывают и командный дух, и сильный характер и формируют навыки поведения, в сложных условиях».

Уважаемые коллеги! Действительно, нашей системе образования требуется модернизация. И в этом направлении многое сделано. Так, в ходе реализации инициативы «Наша новая школа» уже обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты, для среднего и старшего звена. Но давайте назовем вещи своими именами: ФЗ №83, если в него не будут внесены существенные коррективы, сделает платными многие социальные услуги, которые, до сих пор, оставались бесплатными. А большинство жителей республики к такой постановке вопроса не готовы, поскольку не в состоянии оплатить дополнительные занятия на, тех же, факультативах, которые не будут включены в принятые образовательные стандарты.

На мой взгляд, очень расплывчато звучит в Законе понятие «выполнение госзаказа». А что будет, если вдруг перегруженные региональные бюджеты не смогут, вовремя, оплатить за госзадания? Непонятно, как будут регулироваться цены на них. Считаю, что у нас есть время проработать вышеназванные проблемы на федеральном уровне—в Совете Федерации, Государственной Думе РФ, в период обсуждения и принятия нового базового федерального закона «Об образовании», в обсуждение которого с 1 декабря включилась вся общественность.

В современном законодательном пространстве очень сложным видится решение проблем малокомплектных школ. Все чаще, мы слышим, далеко не в шутку, произносимые намеки—содержать малокомплектные школы невыгодно. Но не все в нашем мире можно перевести на деньги. Для нашей республики, высказывание «существование сельских школ определяет существование села, как такового»-не просто красивая фраза, это-аксиома. Малокомплектные школы в малых селах нашего региона-это основной очаг культуры. Именно школа вселяет в селян надежду! Раз она работает, то есть надежда, что жизнь станет лучше. В условиях нашей республики, где из 199 общеобразовательных учреждений 53% от общего количества общеобразовательных школ—малокомплектные, начальные и основные, мы просто обязаны их сохранить.

Мне могут возразить, что слишком много денег выделяется на содержание малокомплектных школ (около 30% от общих субвенций, выделяемых на общеобразовательные школы), тогда, как численность обучающихся в малокомплектных школах составляет всего 14% от общего количества обучающихся. Сегодня, и впрямь, в них учится немного детей. Но завтра все будет по-другому. Не стоит забывать, что наша республика находится на третьем месте по рождаемости в России, после Чечни и Тывы, а это значит, что очень скоро придут в сегодняшние полупустые классы дети.

Радует то, что в этом вопросе позиция депутатов республики, как и депутатов всех других уровней, совпадает с позицией Правительства, Министерства образования-сохранить все эти школы, в условиях демографического взрыва, в необходимом объеме. Хотя есть случаи, и эти слухи до нас доходят, когда муниципалитеты пытаются снять с себя бремя ответственности по содержанию нерентабельных учебных заведений и выходят с предложением сократить малокомплектные школы. И вот здесь я бы посоветовал людям не идти на поводу таких реформаторов, а напомнить им, что в стране работает 131-ый Закон, согласно которому администрация поселения, района не вправе закрыть школу, если на то не будет решения сельского схода граждан. Депутаты республики за исполнением законодательства в этой части, сегодня, следят с особым пристрастием.

Хотя стоит сказать, что повода для радости «все у нас решается» по вопросу защиты малокомплектных пока еще мало. Да, сегодня действующий Закон «Об образовании» позволяет создавать условия выравнивания финансирования малокомплектных школ в условиях нормативного подушевого финансирования по определенным справочным коэффициентам, или, говоря проще, не допустить сокращения малокомплектных школ. Но будет ли данный постулат прописан в новом Законе «Об образовании», пока еще не ясно, работа над новым законом еще продолжается.

«Так, что же делать?», -так и напрашивается извечный наш вопрос. К счастью, на него есть ответ. Мы должны не только понимать, что в новом законе об образовании должна эта статья остаться, но и применить, для этого, некоторые усилия, активно включаясь в обсуждение нового законопроекта «Об образовании». Со своей стороны, я уже направил предложения в разрабатываемый новый закон на сайт «Законопроект 2010.ру». Предлагаю всем сидящим в зале присоединиться к этому обсуждению. Чем больше будет предложений с мест, тем совершеннее будет новый закон.

Считаю необходимым особо остановиться на понятии, функции и цели содержания национально-регионального аспекта государственно-образовательного стандарта. С этой темой я уже выступал на международном семинаре «Родные языки в системе общего образования в условиях нового образовательного законодательства Российской Федерации», который проходил 15 сентября в г.Горно-Алтайске, на Парламентских слушаниях 13 октября в Государственной Думе РФ, где речь шла о проекте федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации.

Хочу сказать, что моя позиция, за прошедшее время, не изменилась. Мне кажется (и это я повторял во всех своих официальных выступлениях), что мнения большинства авторов концепции, которые определяют содержание национально-региональной составляющей образования, как среду Гуманизации: изучения родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, обычаев, традиций и других факторов этногенеза, регионального бытия, заслуживают внимания.

Уверен, что упущение в 2007 году национально-регионального аспекта в действующем законодательстве лишь привнесло противоречия в федеративное устройство нашего государства. Введение национально-регионального компонента позволило добиться среди учащихся хорошего знания родного языка как коммуникативной, так и грамматической основе. И, что особенно важно, в условиях современной России, наши ученики стали двуязычными, они воспринимают русский язык, как родной. Каждый ребенок-алтаец, заканчивая как национальную, так и смешанную школу, глубоко осознает, что он-россиянин, где один государственный язык—русский, что у нас единое культурное пространство. Именно такой подход позволил воспитать конкурентоспособное поколение нашей молодежи.

Очень надеюсь, что разработчики нового Закона «Об образовании» к этой норме вернутся. Необходимость принять законодательный акт по развитию и сохранению национально-региональных особенностей, который будет ориентирован на духовную культуру личности, в ее конкретно историческом выражении, как условие воспроизводства этнокультурных и исторических корней личности и ее гражданской активности, патриотического воспитания человека в современном общецивилизованном процессе созрела.

Депутатский корпус республики держит на контроле вопрос по введению новой системы оплаты труда в системе образования. Да, школам была дана самостоятельность в распоряжении финансовыми средствами, предусмотренными на заработную плату работников. Фонд оплаты труда стал формироваться, в зависимости от норматива финансирования, количества учеников и поправочного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления самостоятельно, в зависимости от объема оказываемых образовательных услуг. Но, пока, к сожалению, в образовательной системе республики не все задачи решены. Мы не можем сказать, что с введением новой системы образовательный процесс улучшился, как и о том, что везде соблюден предполагаемый разработчиками уровень справедливости в оплате труда учителей, привлечению общественности к управлению образованием, созданию объективной и прозрачной, для всех субъектов школьной жизни, систематической диагностики результатов деятельности педагогов и школы в целом.

Коллеги!

Мое выступление носило критический характер, но в нем нет и тени политиканства. Это было сделано, с единственной целью-выделить главные болевые точки, чтобы совместно их устранять. Ведь, по большому счету, что мы делаем, мы делаем, ради детей, ради будущего, поскольку хотим, чтобы они жили лучше, чем мы, чтобы они смогли сделать больше, чем мы. Я нисколько не сомневаюсь, что, сообща, мы с трудностями справимся.

В ноябрьском Послании к Федеральному Собранию Президент страны Д.Медведев много внимания уделил проблемам российского образования не зря. Это говорит о том, что федеральная власть ищет реальные рычаги выхода из непростых ситуаций, которые возникают в современной школе. Думаю, что учительство с воодушевлением восприняло решение Президента, уже в 2011 году, создать возможности, для стажировки и повышения квалификации учителей в ведущих вузах страны и лучших школах. На эти цели, из федерального бюджета планируется выделить более 2млрд.руб. Интересно звучит предложение, в течение 2011 года, для каждой школы, создать проект школы будущего, поработать над созданием общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей.

Спасибо за внимание!