Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай пятого созыва в январе, по традиции, подводит итоги своей работы. Ушел в прошлое 2011 год. Он был знаменателен: празднованием:

-255-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской Империи.

Присоединение к России открыло, для алтайцев, перспективу дальнейшего их исторического развития.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_news_deputaty_2012_belitogi.jpg-20-летия образования Республики Алтай. Идея образования у алтайцев своей республики появилась в начале 20 века, но была воплощена, только к его концу. Сегодня, Республика Алтай-самостоятельный субъект федеративного российского государства.

-Проведением в республике десятого юбилейного заседания Международного координационного совета «Наш общий дом—Алтай».

Республика Алтай, впервые, выступила, в качестве председательствующей стороны. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поддержал идеи МКС «Наш общий дом-Алтай» и отметил, что, в данном направлении, работы необходимо разрабатывать конкретные программы взаимодействия между сторонами.

-Получением итогов проведенной в 2010 году Всероссийской переписи населения, которые помогли нам ответить на самые главные вопросы последнего времени: в каком состоянии находимся мы, сейчас, после того отрезка времени, который начал свой отсчет в год создания республики, и куда мы движемся в своем развитии?

Для нас, был важен, кроме того, анализ в соотношении сельского и городского населения, чтобы видеть четкие ориентиры в миграционной политике. Накануне проведения переписи, у нас, в республике, шли дискуссии, вызванные подготовкой к научно-практической конференции «Единство этнического разнообразия—основа устойчивого развития Республики Алтай». Многим было непонятно, почему республиканский Парламент выступил организатором этой конференции.

Сейчас, спустя время, мы можем сказать, со всей определенностью, что проделанная, в то время, работа, была востребованной и прошла не зря. Своих целей конференция достигла: алтайский народ сохранил свое единство, более того, он вырос, в численном отношении—нас, теперь-73тыс.чел.

Я должен уточнить: прежде, чем начинать подготовку к этой конференции, мы провели серию консультаций с ведущими учеными нашей республики, г.г.Новосибирска и Москвы, посоветовались с представителями депутатского корпуса, этнических сообществ, творческой интеллигенции, и, только после этого, было решено вынести заявленную тему на всенародное обсуждение.

-Проведением выборов депутатов Государственной Думы шестого созыва.

К великому сожалению, Республика Алтай не получила депутатского мандата в высшем законодательном органе России, что послужило поводом, для, разного рода, толкований. Этот печальный результат стал, если хотите, лакмусовой «бумажкой» политической активности различных сил и разобщенности, в этом важнейшем направлении. В то же время, он послужил сигналом, который был услышан руководством государства. Именно Президент в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что будет инициирован законопроект о внесении изменений в выборное законодательство–о пропорциональном представительстве по 225 округам.

В то же время, депутатскому корпусу приходилось отвечать на, разного рода, вызовы политического, экономического, а также социального характера. Выполнив поставленные временем задачи, у нас есть все основания утверждать, что наша республика, как и страна, в целом, за этот год, стали прочнее и устойчивее ко, всякого рода, изменениям, происходящим в мире. Преодолевая возникающие трудности, она не только не остановилась на достигнутом, но и, однозначно, шла вперед. Это касается всех важнейших направлений нашей деятельности. Строились школы и больницы, аэропорт, возводились дороги и мосты, шла активная работа по повышению материального благосостояния и социальной защите населения. И депутаты пятого созыва внесли серьезный вклад в повышение качества жизни жителей республики.

В отчетный период времени, парламентарии провели 9 сессий, на которых было рассмотрено 180 вопросов. Принято 94 закона. За каждой из этих цифр стоит ежедневная кропотливая работа, которая требует максимум профессионализма и настойчивости.

В рамках контрольной деятельности ГС-ЭК РА заслушаны:

-Доклад Главы Республики Алтай «Об Отчете Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2010 год»;

-Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай»;

-3 отчета (об исполнении бюджета Республики Алтай и бюджета ТФОМС, о деятельности КСП);

-4 информации (о деятельности в 2010 году: МВД, прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов Республики Алтай).

В соответствии с ФЗ-6 от 6 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Комитетом по бюджету и налоговой политике разработан в новой редакции Закон РА «О контрольно-счетной палате Республики Алтай».

Также принят в первом чтении проект закона РА «О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольных счетных органов муниципальных образований Республики Алтай». Новыми законами не только расширяется штатная численность аудиторов в КСП. Его нормы позволяют проводить более эффективную и независимую внешнюю финансовую проверку расходования бюджетных средств не только на республиканском, а что особенно важно—на муниципальном уровнях.

Как итог, можно констатировать, что контрольная функция Парламента, в соответствии с законодательством, была усилена.
Перед каждой сессией регулярно проходили Правительственные часы. Высказанные, во время обсуждения злободневных вопросов, предложения приобретали форму рекомендаций и законодательных инициатив, с дальнейшей проработкой их, в качестве законопроектов. Работа всех шести комитетов в 2011 году приобрела системный характер, срывов заседаний, практически, не было. Работа в комитете занимает центральное место в деятельности любого депутата и, в целом, Парламента. Это понимание пришло ко всем, вновь избранным, депутатам.

Проводимые выездные заседания комитетов, «Дни депутата в районах» постоянно действующего совета представительных органов, "круглые столы", правительственные часы и парламентские слушания способствуют укреплению «обратной связи» с населением и органами местного самоуправления. В то же время, каждое проведенное мероприятие должно иметь свой результат, даже отрицательный. Однако, имеются моменты, когда рекомендации остаются на бумаге, а предполагаемые цели не достигаются. Поэтому, для повышения эффективности, необходимо ставить достижимые, четко определенные цели (1-2 цели) и 5-6 рекомендаций.

Остается проблема (как, впрочем, и в предыдущих созывах) планирования работы. Составление планов должно основываться, в первую очередь, на действительной необходимости внесения вопросов в план и реальной возможности их выполнения, чтобы не получилось, как в прошедшем году:

-на сессиях рассмотрено всего лишь 41% запланированных законопроектов;

-на заседаниях Президиумах-только 61% вопросов, из внесенных в план.

В первую очередь, это-недоработка Президиума и результат недоработки комитетов.

Для примера:
1.Комитет по образованию, молодежной политике, спорту, культуре, СМИ и общественным объединениям: 7 запланировано–4 принято.
2.Комитет по правовой политике и местному самоуправлению: 8 запланировано–6 принято.
3.Комитет по экономической политике и предпринимательству: 3 законопроекта запланировано –1 принят.

В то же время, комитеты загружены рассмотрением внеплановых вопросов.

Считаю, что ежегодный доклад по мониторингу законодательства должен превратиться в реальный инструмент формирования реального плана законодательной деятельности.

Между тем, следует иметь в виду, что в общем числе принятых законов запланированные законодательные акты составляют 40,4%, что может быть результатом как ошибочного планирования, так и большой зависимости регионального законотворческого процесса от нормотворчества на федеральном уровне. В связи с этим, следует обратить внимание на повышение качества прогнозирования законотворческой деятельности, а также на более глубокую проработку проектов законов, для того, чтобы учитывать возможное внесение изменений в федеральные акты и, соответственно, внесение своевременных изменений в республиканские акты.

Также необходимо учитывать предстоящие изменения по перераспределению полномочий, предложенные Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

В будущем, по итогам выездных заседаний, комитетов, "круглых столов", считаю, что в повестку дня надо вносить вопросы, действительно, определяющие, те или иные, конкретные аспекты социально-экономической жизни республики, влияющие на ее поступательное развитие.

Программный документ

В ушедшем году, законодательный орган Республики Алтай работал над реализацией Послания Президента, которое Д.А.Медведев направил Федеральному Собранию 7 декабря 2010 года. В программном документе были поставлены задачи всем органам власти на 2011 год. Обобщая итоги проведенной работы, в данном направлении, следует отметить, что, в своем большинстве, запланированные мероприятия Государственному Собранию удалось исполнить.

В рамках реализации основных положений Послания Президента РФ обеспечена законодательная база по бесплатному предоставлению земельных участков под строительство индивидуального жилья многодетным семьям, по введению «материнского капитала», финансируемого из республиканского бюджета. Доплата к основному «капиталу» составляет 50тыс.руб. Практически, сдвинута с "мертвой точки" проблема по обеспечению конституционных прав детей на дошкольное образование.

На заседании Президиума рассмотрен вопрос по реализации республиканской целевой программы «Демографическое развитие Республики Алтай на 2010-2015 годы», где основной акцент сделан именно на развитие дошкольного образования. В ушедшем году, в эксплуатацию введено около 1 000 мест. В 2012 году, несмотря на финансовые сложности, их ввод должен быть не меньшим.

У нас, в республике, за последние годы, сдано в эксплуатацию немало новых школ, отвечающих самым последним современным нормам, но их наполняемость не всегда соответствует количеству учащихся. Депутаты считают целесообразным лишние площади отдать под детские сады. Парламентарии также поддерживают инициативу возвращения помещений детских садов, в годы перестройки переданных разным коммерческим структурам. Сегодня, в этом направлении, ведется самая серьезная работа. Некогда приватизированные помещения детских садов Правительство республики выкупает обратно. Но число таких сделок, пока, невелико—в пределах 10%.

Кроме того, на прошедшей XIV-ой сессии был принят закон, по которому, для частных детских садов, установлена «нулевая» ставка по налогу на имущество, чтобы стимулировать частные инвестиции в дошкольное образование. По предложению депутатов Республики Алтай, в 2012 году резервный фонд в сумме 80млн.руб. будет направлен на строительство и реконструкцию детских садов.

Несмотря на рост рождаемости, решение вопросов по увеличению мест в дошкольных учреждениях, мы не можем, пока говорить, что с демографической ситуацией в республике у нас-все благополучно. К сожалению, мы имеем и очень печальную статистику, которая касается возрастания детского суицида. Сегодня, она носит уже тревожный, если не сказать угрожающий, характер. За текущий год, более 10 подростков ушли добровольно из жизни. Мы обязаны разобраться в причинах такого печального явления. В связи с этим, стоит отметить, что на все это наша реакция, как органа государственной власти, должна быть более, чем адекватной.

Настало время, когда все общество в комплексе должно заняться вопросами физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей, а также предупреждения причинения вреда их здоровью. И, в этом плане, соответствующие законодательные акты нами приняты. Мы намерены вернуться к этим документам в этом году и рассмотреть вопрос о ходе их реализации.

В отчетный отрезок времени, мы активно работали над совершенствованием политической системы, которая была оформлена поправками в Конституцию Республики Алтай. В действующий закон о муниципальных выборах, с учетом предложений Президента РФ, таблицей поправок, в первом квартале ушедшего года были внесены нормы об обязательном использовании пропорциональной или смешанной системы на выборах представительных органов в городском округе и муниципальных районов, с численностью депутатов не менее 20 человек. И, сегодня, по новой системе, будут проходить выборы в г.Горно-Алтайске.

Принятый в октябре 2011 года закон «О статусе депутата Республики Алтай» определяет, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией РА, ФЗ-№184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», права и обязанности депутата Республики Алтай, а также он устанавливает основные правовые и социальные гарантии, при осуществлении им депутатской деятельности.

Также хочу особо подчеркнуть, что законодательно скорректированы нормативы налоговых отчислений в местные бюджеты (районов и поселений), в сторону увеличения с 30% до 60% по налогу на доходы физических лиц, на все 100% переданы налоги по упрощенной системе налогообложения.

Еще раз о бюджете

Несмотря на то, что, в течение года, мы постоянно возвращались к вопросу о бюджете, считаю целесообразным остановиться на этой теме, еще раз. И, прежде всего, напомнить, что бюджет на 2011 год имел явно выраженную социальную окраску. Более 5млрд.руб., или 62% бюджетных средств, были направлены на реализацию социальной политики. Увеличены расходы на образование, здравоохранение, культуру, на малообеспеченные слои населения—пенсионеров и детей.

Этой теме был посвящен в Парламенте "круглый стол", с участием общественности и ответственных структур на тему: «Меры социальной поддержки семей в Республике Алтай». Его участники признали приоритетными в деятельности органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в РА работу по формированию социально-экономической политики поддержки семьи, решению демографических проблем, воспитанию подрастающего поколения, реализации конституционных прав детей и подростков. Правительству РА было предложено разработать Концепцию семейной политики РА на среднесрочный период до 2015 года. А также рекомендовано внести на рассмотрение ряд изменений в законопроекты, касающиеся статуса многодетной семьи, перечня лиц, имеющих право на однократное бесплатное получение земельного участка, для индивидуального строительства.

В прошедшем году, была опробована процедура предварительного обсуждения бюджета Республики Алтай. В, так называемом, нулевом чтении, практически, с начала лета, данные бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы обсуждались по отраслям. Результатом таких обсуждений и деятельности рабочей группы Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по бюджету и налоговой политике стало облегченное—без дополнительных таблиц поправок принятие Закона Республики Алтай о бюджете на 2012 год и плановый период.

Государственное Собрание-Эл Курултай, весь отчетный год, осуществляло контроль за исполнением бюджета на 2011 год, а также за формированием и расходованием финансовых ресурсов РА. В течение года, пять раз вносились изменения в бюджет республики на 2011 год, который был связан, с распределением дополнительных доходов на общую сумму более, чем 4млрд.руб. Депутаты, всякий раз, имели реальные возможности отстаивать интересы своих избирателей.

Впервые

Слово «впервые» имеет магический смысл, для каждого человека. В законодательном органе республики в 2011 году многое произошло тоже впервые.

Так, впервые в прошлом году, Председатель Правительства РА, Глава РА выступал перед депутатами с трибуны ГС-ЭК РА, представляя Отчет о работе Правительства. Можно считать, что с 2011 года мы заложили, безусловно, важнейшую парламентскую традицию.

Сохранение природы должно стать основным ориентиром действий всех органов власти на территории нашей республики, главным вектором, при принятии законодательных актов Парламентом, распорядительных документов, актов исполнительной власти. Жизнь, постоянно, нам выдвигает новые вызовы, требующие незамедлительной реакции, но сохранение природы есть и будет нашей непреходящей базовой ценностью, как было заявлено в программной статье В.В.Путина «Россия сосредотачивается–вызовы, на которые мы должны отвечать».

Впервые Президентом страны Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ уделено внимание экологическим проблемам. Эта часть выступления взята на вооружение парламентариями республики. Да, парламентарии этому вопросу всегда уделяли немало внимание. Принят целый ряд законов, напрямую, касающихся охраны наших природных памятников и заповедников. Но, как показывает действительность-проблем в этой сфере меньше не становится.

Мы должны, как предложил Президент страны, оценить реальное состояние загрязненных территорий и рассмотреть этот уровень, в качестве стартового, для осуществления программ минимизации воздействия на окружающую среду и, накопленного ранее, экологического ущерба. Ведь здоровье нации, ее будущие успехи прямо зависят от того, какое природное наследие мы оставим детям.

Впервые в стенах Государственного Собрания, в отчетном году, мы провели Парламентские слушания, касающиеся проблем малого и среднего бизнеса. В настоящее время, у нас, в республике, зарегистрировано более 12тысяч предпринимателей, а это-серьезная заявка на рост экономики, в будущем.

К сожалению, пока еще, мало кто из представителей малого и среднего бизнеса умеет грамотно пользоваться законодательной базой. Хотя, на сегодняшний день, в регионе действует более 40 нормативных правовых актов. Будем надеяться, что проведенная встреча в стенах Парламента даст толчок к правовому самообразованию наших начинающих бизнесменов.

В то же время, можно сказать, что депутаты разных уровней всерьез озабочены будущим предпринимательства, проявляют неподдельную заинтересованность, чтобы представителей предпринимательского класса стало больше. Именно депутаты способствовали тому, чтобы наше законодательство было направлено на сокращение проверок малого бизнеса.

Благодаря парламентариям, облегчена система применения упрощенной системы налогообложения, беспроблемным стало оформление прав на аренду помещений. Словом, данная встреча должна участникам мероприятия помочь более четко ориентироваться в законах и применять их, на деле. Надеюсь, что Парламентские слушания поспособствуют, пусть не всем, а хотя бы, некоторым предпринимателям, перестроить свое мышление. Ведь предприниматель-это, ни в коем случае, просто богатый человек, это-человек, который выстраивает экономику. Именно на нем, в будущем, будет держаться государство. И вот, здесь, хотелось бы остановиться еще на одной важной детали. Депутаты, сегодня, намерены не просто поддерживать любой бизнес. Наш выбор-инновационное развитие. Именно инновационные внедрения должны, в первую очередь, иметь благоприятный режим, для развития.

В 2011 году, в ГС-ЭК РА введена принципиально новая функция-возможность видео-просмотра сессий Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, в режиме "он-лайн", тем самым, расширился круг взаимодействия представительного органа государственной власти с населением республики.

В декабре 2011 года, в Малом зале Государственного Собрания-Эл Курултай была осуществлена модернизация комплекса звукоусиления и видеоотображения информации (телемост), которая позволяет, в режиме "он-лайн" проводить видео-конференции.

Информационная открытость

Введение в 2011 году самостоятельного сайта ГС-ЭК РА расширяет наши возможности по связям с населением, позволяет более полно и оперативно извещать о всех направлениях деятельности Парламента, а также обеспечение всех депутатов материалами, в электронном виде.

С целью повышения интерактивности и взаимодействия населения и Парламента Республики Алтай, произошел текущий переход к новой модели сайта Государственного Собрания-Эл Курултай в международной сети Интернет. Работа на новом независимом хостинге началась с января 2011 года. С декабря 2011 года был осуществлен полный переход на новую версию.

Подводя итоги, следует отметить, что в 2011 году продолжился рост интереса посетителей Всемирной сети к электронному ресурсу ГС-ЭК РА. По данным на конец 2011 года, средний показатель посещаемости сайта увеличился почти на 10%. Если в 2010 году размещенные на сайте публикации в течение месяца прочитывали 111 посетителей, то, по итогам текущего года, их число возросло до 121. В дни проведения особо значимых мероприятий, в т.ч. федерального уровня: заседание «Наш общий дом-Алтай», открытие аэропорта в республиканском центре, встреч с представителями международных делегаций, количество сообщений увеличивается до 4-5 в день. Эти материалы рассылаются во все районные и республиканские газеты, а также федеральные электронные СМИ.

В 2011 году на сайте Государственного Собрания-Эл Курултай РА организован сервис «Интернет-приемная», посетители которой могут задать вопросы, касающиеся законотворческой деятельности, работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, социально-экономического развития республики, направить письмо в комитеты ГС-ЭК РА, задать вопрос юристу. К сожалению, пока, данный ресурс используется населением слабо.

Новый сайт ГС-ЭК РА, презентация которого прошла 21 декабря, несомненно, станет новой площадкой, для качественного улучшения информационной деятельности Парламента. Уже сейчас, регистрируется интерес к новому ресурсу. В декабре 2011 года интерес к нему проявили более 3 500 посетителей Всемирной сети. Ежедневно на разделы сайта заходят 130 читателей. Всего же, за время функционирования нового сайта, его посетило почти 12 890 человек.

В отчетном году, также отмечен рост интереса республиканских и федеральных печатных и электронных изданий к деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай РА. Подготовленные сотрудниками отдела материалы—интервью, статьи, информации (более 300) публиковались информационными агентствами: ИТАР—ТАСС, Федерал-Пресс, РИА-Новости, Банк-факс, Новости Горного Алтая, Коллективный блог журналистов РА, республиканскими государственными и частными газетами, а также районными. Их размещение носило большей частью бесплатный характер.

«Нет» остаточному принципу

Много в 2011 году сделано, для сельского хозяйства. Три четверти населения РА проживает в сельской местности, более половины-заняты в сельском хозяйстве. Без дополнительной поддержки этой важнейшей отрасли, не обойтись. Стоя на страже интересов сельского населения, мы работали над законами, которые важны, для развития сельского хозяйства республики и обеспечения нашей продовольственной безопасности. Фермеры имели возможность на законодательном уровне получать субсидии и дотации на молоко, мясо, шерсть, на племенное поголовье животных, на приобретение кормов, семян удобрений и возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования по лизингу, а также на возмещение части процентов по привлеченным кредитам на развитие собственного хозяйства. Депутаты одобрили предложение Правительства о создании откормочных площадок. При этом, на каждое скотоместо выделяется солидная субсидия-10тыс.руб.

Сегодня, на федеральном уровне, принято постановление на возмещение затрат на проведение межевания земель сельхозназначения. В декабре депутаты республики одобрили подобное постановление, на уровне республики. И, теперь, наши фермеры смогут, без больших затрат, оформлять свои паи в собственность. Созданы механизмы государственного регулирования торговой деятельности, возможность изъятия земли у неэффективных собственников, которые используют землю не по назначению.

Депутатский корпус всегда добивался выделения дополнительных средств, при распределении дополнительных доходов, для этой важнейшей отрасли. Буквально накануне Нового года, отрасль получила солидные средства на субсидии и дотации. В ушедшем году, принята целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса с 2011 по 2017 годы». Уверен, что зафиксированные в паспорте Государственной программы развития сельского хозяйства средства не будут снижены.

Главное—последовательность

Отдельно следует сказать о двух важнейших сферах, на которые, в прошлом году, Государственное Собрание-Эл Курултай РА уделяло особое внимание. И это-неслучайно, поскольку именно по их состоянию можно судить о качестве социальной политики государства, в целом. Это-образование и здравоохранение. Да, здесь, проблем-немало. И модернизация в них-крайне необходима. Об одной из них-увеличении фондов оплаты труда школьных педагогов, с тем, чтобы их заработная плата повысилась до среднего уровня по экономике, мы вели речь, уже начиная с весны 2011 года. Другая программа посвящена модернизации в здравоохранении. И она, уже в нашем регионе, заработала. По ней федеральный бюджет, в течение двух лет, в целом, по стране выделяет, на условиях софинансирования специальных региональных программ в этой сфере 460млрд.руб.

Наверное, многие помнят, что в декабре 2007 года норма о полномочиях субъектов Российской Федерации устанавливать национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта была признана утратившей силу и, соответственно, ч.4 ст.44 Конституции РА вступила в противоречие с положением Федерального закона «Об образовании».

После внесения данного изменения в ФЗ, многие регионы выступили о недопустимости такого изменения в образовательном процессе, т.к. оно, не совсем корректно, выступает в полиэтническом, поликонфессиональном и поликультурном плане. После неоднократных обращений субъектов РФ, в первую очередь, республик, в федеральные органы государственной власти, в ФЗ были внесены изменения о предоставлении субъектам Российской Федерации права участвовать в разработке примерных основных образовательных программ, с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей). Думаю, что и обращения от нашей республики, озвученные лично в Государственной Думе на парламентских слушаниях «О проекте ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также на заседании Совета законодателей в Совете Федерации России, наряду с другими, легли в основу этих изменений.

Значительное внимание в 2011 году ГС-ЭК РА уделяло вопросам защиты прав детей. На республиканском уровне, принят закон, в соответствии с которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют, на законодательном уровне, социальную поддержку, в виде однократного проведения ремонта принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, за счет средств республиканского бюджета, в порядке, установленном Правительством РА.

В ходе проведенных депутатских расследований созданы дополнительные условия, для сдерживания роста цен на услуги ЖКХ. На управляющую компанию возложена обязанность раскрывать информацию о своей деятельности, продлена приватизация жилья, закреплены гарантии защиты прав дольщиков.

Задачи по выделению ветеранам Великой Отечественной войны собственного комфортного жилья остаются первостепенными. Забота о ветеранах является существенным показателем отношения общества к собственной истории.

Парламент выступил с двумя законодательными инициативами в ГД ФС Российской Федерации (о внесении изменений в Лесной и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации), а также с 1 обращением в Министерство транспорта Российской Федерации (по проблемам транспортного обслуживания населения).

Результатом внесения проекта федерального закона, в предыдущем году, стало увеличение количества мировых судей и судебных участков на территории Республики Алтай, таким образом, инициативы Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в Государственной Думе не остаются безответными.

Ни для кого не секрет, что причиной народных волнений, во многих случаях, выступает, как раз, безработица среди молодежи, вот почему нам нужно, сегодня, выстраивать грамотную молодежную политику. Приходит время, когда мы должны уходить от разговоров общего характера о том, что «надо развивать производство», от расплывчатых призывов к тому, чтобы «создавать новые рабочие места». Вопрос в том, каким должно быть производство, в условиях Горного Алтая, и каким должен быть труд современной молодежи–малоквалифицированным или имеющим интеллектуальный характер? И вот, здесь, сами собой, возникают вопросы, связанные, с уровнем образованности нашей молодежи.

В настоящее время, мы проявляем повышенный интерес к качеству собственного законодательного обеспечения, уделяя большое внимание созданию системы мониторинга законодательства и правоприменительной практики в Государственном Собрании-Эл Курултай РА. С этой целью, мы постоянно совершенствуем систему мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Целью мониторинга 2011 года стало повышение качества принимаемых законов, совершенствование, на основе законодательной и правоприменительной деятельности системы, принятия и реализации государственно-политических решений и, в конечном счете, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Мы внимательно относимся ко всем обращениям. По инициативе общественных организаций, отдельных обращений граждан, в 2011 году, согласно принятым законодательным актам, проиндексированы выплаты опекунам. Также в 2011 году начали возмещаться затраты на газификацию жилых помещений.

На IX-ой сессии Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, 22 февраля, был принят закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай по вопросу предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию» или, говоря простым языком, в Закон «О комендантском часе».

Этот закон имеет двухгодичную историю. Впервые к его рассмотрению приступили депутаты четвертого созыва, над рядом его ограничительных формулировок работали члены Молодежного парламента. Будем надеяться, что он сыграет положительную роль в наведении правопорядка на ночных улицах наших поселений и города, поскольку в нем прописана административная ответственность родителей за ненадлежащий присмотр за детьми и подростками, а также ответственность юридических лиц и предпринимателей, в помещениях которых молодежь старается проводить время далеко за полночь. Этот закон-яркое свидетельство неразрывной связи депутатов со своими избирателями, выполняя «Депутатские наказы».

По предложению парламентариев Правительством РА, разработано Постановление Правительства, устанавливающее ограничительные меры по продаже спиртных напитков в республике. Органы внутренних дел совместно с депутатами РА, общественными организациями регулярно проводят рейды, для предотвращения продажи спиртных напитков несовершеннолетними, в вечернее и ночное время.

В 2011 году впервые изменена структура Аппарата Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, которая, практически, не менялась за всю его историю с 1992 года. Сегодня, при оптимизации количества ответработников, сформирована структура, отвечающая современным требованиям и вызовам времени. Мы стремились привести ее в соответствие с новыми взаимоотношениями между обществом и властью.

В ушедшем году, мы перешли на новую организационную форму обучения специалистов аппарата и частично депутатов. Я имею в виду выездные сессии преподавателей СИБАГС в г.Горно-Алтайске. Это повышает охват категорий обучающихся, а также значительно удешевляет процесс переподготовки кадров. Говорить о том, как важно, сегодня, повышать квалификацию ежегодно, ежемесячно, ежедневно–банальность.

Как уже отмечалось, 2011 год был насыщен политическими событиями и представители всех четырех партий, представленных в Парламенте, естественно, позиционировали себя, в зависимости от, тех или иных, событий республиканского или российского масштаба. Выборы в марте региональных законодательных собраний в ряде регионов России, а также декабрьские выборы депутатов Государственной Думы РФ VI созыва, наложили свой отпечаток на характер межфракционных отношений в нашем Парламенте.

Партийные позиции оказались доминирующими над интересами республики. Стороны оказались неуслышанными друг другом. А ведь слово «парламент» произошло от слова «говорить» поэтому я уверен, что надо договариваться. Договариваться, в интересах своего населения. Ведь, совершенно очевидно и понятно, что и в марте, и в декабре, при принятии главного финансового документа–бюджета на 2012 год, ряд депутатов голосовали против не из принципиальных соображений (на заседаниях комитетов все были «за» бюджет), а только, по приказу центральных комитетов своих партий. При всем разнообразии платформ политических партий и общественных движений, в республике необходим конструктивный подход в решении практических задач повседневной жизни. Это-главное условие поступательного движения вперед.

2012 год

В наступившем году, нам предстоит обсуждение нескольких федеральных законопроектов, касающихся конституционных изменений в российском законодательстве по модернизации политической системы.

В июне в нашей республике состоится выездное заседание Комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Межкультурный диалог на евразийском пространстве». Повестка заседания и место проведения уже привлекают внимание ученых, политиков, журналистов.

В конце июня мы должны достойно отметить 90-летие образования Горно-Алтайской автономной области.

Жизнь не стоит на месте, и, сегодня, в повестке дня стоят важные масштабные задачи, требующие непосредственного участия, со стороны законодателей. Нам предстоит вместе с Правительством работать в рамках новой программы развития сельского хозяйства, принимать новые законы по обеспечению рационального землепользования. Мы должны достойно продолжить модернизацию в образовании и культуре, фиксируя этот процесс законодательными актами. У нас немало вопросов стоит по развитию туризма на территории Республики Алтай, как одной из составляющих экономику региона. И один важный шаг мы, в этом направлении, уже сделали, приняв в конце года закон о развитии зимних видов туризма. Впереди нас ожидает модернизация межбюджетных отношений. И все эти задачи требуют участия законодателей, исполняющих, в первую очередь, волю своих избирателей.

В газетном формате, этой статьи я не смог полностью и по всем направлениям осветить все аспекты деятельности нашего Парламента и все планы, на будущее. Все это можно найти на, уже упоминаемом, сайте ГС-ЭК РА в более полном объеме. Там же можно сделать замечания, высказать свои предложения по совершенствованию работы республиканского законодательного и представительного органа власти.