В процессе самоидентификации любого народа есть отправная точка отсчета осознания себя, как национальной общности. Это находит свое отражение в эпосе, мифах и преданиях, исторических и археологических исследованиях. Затем, появляется потребность исторически c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_novosti_torzhestva_01.06.12_belek2.jpgопределить дату зарождения государственности. У тюрков, по мнению российского историка, основоположника теории этногенеза Л.Н.Гумилева, такой датой является 546 год–начало становления Первого Тюркского каганата. Это было государственным объединением кочевых тюркских племен, возникшим в 552-555 годах.

До ХХ века, в мировой историографии бытовало устойчивое мнение, о том, что кочевые народы не имели не только своей собственной государственности, но даже и своей истории. Первым против подобного евроцентристского восприятия истории кочевых народов выступил в своих работах Лев Николаевич Гумилев. Его исследования-это раскрытие внутреннего мира кочевников, взгляд изнутри.

В свое время, Л.Н.Гумилев поддержал позицию академика Бартольда. Суть ее в следующем: «Кочевники не «переняли» государство у их соседей, а были вынуждены развить свою особую форму государственной организации, для эффективного ведения дел, с более организованными оседлыми соседями».

На протяжении длительного времени с III в. до н.э. до XIV в. н.э., в рамках обширной евразийской степной полосы от Великой китайской стены до берегов Каспия существовало более двух десятков государственных объединений, у истоков которых стояли кочевые народы от хуннов, древних тюрков до монголов и их наследников. Все эти государства имели необходимые атрибуты высокой политической организации, в виде государств, с определенными территориальными границами, с добровольной или регулярной армией, с четкой военно-административной организацией.

22-23 февраля 1996 году в г.Москве, по инициативе Республики Алтай, поддержанной Президентом и Правительством Российской Федерации, была проведена научно-практическая конференция, посвященная 1450-летию первого тюркского каганата, под руководством первого Главы Республики Алтай В.И.Чаптынова. Тюркские народы России, впервые достойно, отметили эту дату, на столь высоком уровне. Во время торжественного мероприятия, Валерий Иванович в своей вступительной речи отметил, что «наше современное российское федеративное государство является естественным наследником и правопреемником не только Российской империи и СССР, но и всех предыдущих великих государств на территории евразийского пространства. Преемственность и неразрывность государствообразующих традиций-фундаментальный признак, для всего обозначенного периода».

До середины XVIII века, алтайские племена входили в состав крупного и сильного государства Центральной Азии–Джунгарского ханства. В 1745 году завершает свое правление последний и самый влиятельный правитель Джунгарии Галдан Церен. Сразу же после смерти хана, в стране вспыхивает острая кровопролитная борьба за власть, которая продлилась, на десять лет.

Ослабленная феодальными междоусобицами Джунгария не в силах была противостоять агрессорам. Бросив против нее огромную армию, Китай превратил Джунгарию в место сплошного кровавого побоища. Известный исследователь Сибири Сергей Шашков, описывая последствия этих кровавых событий, отмечал, что Джунгария, буквально, была усеяна трупами. Нашествие и разбои китайских завоевателей коснулись и Горного Алтая. Преследуя беженцев, а зачастую, под этим предлогом, завоеватели вторгались в пределы края (долины р.Челушман, на территорию современных Усть-Канского, Онгудайского, Шебалинского и Майминского районов).

Население Горного Алтая не желало принимать китайского подданства и, в меру своих сил и возможностей, оказывало сопротивление насильникам. Оно создавало конные отряды численностью в 300-400 человек, во главе которых вставали их зайсаны. Но малочисленность отрядов не давала возможности добиться полной победы над врагом.

Здесь необходимо отметить особую роль Амыр-Саны. В алтайских преданиях бытует ряд самостоятельных сюжетов об Амыр-Санаа. В них прощальные слова героя о своем возвращении схожи с завещанием Шуну.

Как отмечает доктор филологических наук Тамара Садалова, в контексте этих событий, в преданиях сложилось двоякое отношение народа к Амыр-Санаа. В одних текстах он возведен на уровень статуса Шуну-батыра, как народный спаситель, а в других-как человек, из-за амбиций которого погибло целое государство.

Но мудрая народная память, взвешивая ошибки и человеческие просчеты исторических прототипов героев, оправдала это неотвратимостью произошедших исторических событий и предпочла их героизацию, выделив Амыр-Санаа, его главные богатырские деяния, направленные на защиту своей родины.

Учитывая настойчивые притязания китайцев взять жителей Горного Алтая в цинское подданство, их родовые правители собираются на совет на р.Кайрлык, который постановил: обратиться к русским властям о приеме алтайских зайсанов, с их подданными, в "русскую протекцию". Такое прошение, от имени 12 алтайских зайсанов, и поступило в январе 1756 года в Бийскую крепость, а от зайсана Омбы и других-в Чагырскую крепость.

9 марта 1756 года такое прошение было направлено сибирскому губернатору В.Мятлеву.

После продолжительных колебаний, взвесив все "за" и "против", российское правительство идет на прием алтайских кочевников в "русскую протекцию". Это его решение было закреплено "Высочайшим указом" императрицы Елизаветы Петровны от 20.05.1756г. Руководствуясь им, с июня 1756 года в крепостях, форпостах и редутах Колывано-Кузнецкой военной линии начался прием алтайских кочевников в русское подданство. Добровольно войдя в состав России, они не только спасли себя от физического уничтожения маньчжурами, но и получили новые возможности, для своего дальнейшего экономического и культурного развития.

Необходимо отметить, что вхождение в состав Российского государства носило мирный, добровольный характер. Оценивая, сегодня, этот исторический акт, следует подчеркнуть его эпохальное значение в судьбе алтайского народа и создании благоприятной возможности, для мирного, спокойного развития в рамках единой России. Алтайский народ вошел в состав России, со своими обширными землями и неисчислимыми богатствами, охватывающие огромные территории Центрально-Азиатского пространства-Алтайских гор. События, связанные с добровольным вхождением алтайского народа в состав России, сыграли также большую роль в укреплении позиции Российского государства в Центральной Азии, того периода.

Период 1917-июнь 1918 годов был одним из важнейших в истории Горного Алтая. По значимости, на первом месте стоял национальный вопрос. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными, для народных масс национальных окраин, оказались лозунги большевиков о равноправии национальностей, признание за каждой нацией права на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

В 1917 году Временным Правительством в Сибири вводятся земства. В Горном Алтае были проведены съезды инородческих волостей, на которых, явочным путем, был создан первый орган местного самоуправления-Алтайская Горная Дума, которую возглавил художник Г.И.Чорос-Гуркин. Однако, Бийская уездная управа, всячески, препятствовала созданию национальной государственности алтайцев.

Горная Дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно-Алтайского уезда, еще до Октябрьских событий. Тогда было дано согласие на образование своего уезда, и, для утверждения решения Временным правительством, в г.Петроград были делегированы председатель Думы Г.И.Чорос-Гуркин и секретарь Т.К.Семенов.

В 1918 году, для образования алтайской государственности, ее активистами был использован этноним «ойрот». На совещании, предшествовавшем знаменитому съезду алтайских инородцев в с.Улала, ойротскую идеологию красноречиво сформулировал Василий Иванович Анучин.

Замысел Анучина состоял в том, чтобы объединить различные племена, живущие на Алтае, в т.ч. тувинцев, хакасов, шорцев и телеутов, в особый народ, отыскать исторические корни этого уренхайского народа и, этим, подтвердить его право на политическое самоопределение. «Округ вам ничего не даст: ни законодательной инициативы, ни денег–вы будете в зависимости», -говорил он. На совещании было решено выделиться, сначала, в округ, и сразу же начать работу по созданию республики. Василий Иванович Анучин и Сары Сэп Конзычаков пытались воскресить идею «Ойротского государства», в советских условиях, объединив Алтайский, Бийский, Кузнецкий, Минусинский и Ачинский уезды в советскую республику Ойрот, включая и Урянхайский край.

Одновременно с планом создания Тюркской Советской Республики, прорабатывался и план выделения Горного Алтая в автономную область. Осенью 1921 года в г.Москву прибыл представитель Алтайского ревкома Сары-Сеп-Конзычаков, с проектом «О выделении Алтая в автономную область».

Коллегия Наркомнаца, рассмотрев этот вопрос, запросила Сибревком. Уже к февралю 1922-го, проект был готов и утвержден на совместном заседании губкома партии и экспертов-экономистов.

Таким образом, 1 июня 1922 года был принят Декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании автономной области ойротского народа». В нем был определен и порядок формирования новых органов власти, в соответствии с которым «съезд Советов Ойротской области избирает исполнительный комитет (облисполком), с правами губернского исполнительного комитета…». Административным центром стало село Улала. 1–5 мая 1923 года прошел Учредительный съезд советов. На нем избрали областной исполнительный комитет, председателем которого стал Н.Ф.Меджит–Иванов.

В Декрете также перечислялись 19 волостей бывшего Горно-Алтайского уезда и четыре волости Бийского уезда, вошедшие в состав области. В перечне не оказалось волостей предгорной части Горного Алтая, входивших в Горно-Алтайский уезд. Это-Солтонская, Старо-Бардинская (ныне Красногорский район), Алтайская, Грязнухинская (ныне Советский район) и некоторые другие волости, на территории которых проживали алтайцы.

Автономная область просуществовала самостоятельно лишь три года, в 1925 году она была включена в состав Сибирского края, с 1930 года по 1937 год находилась в составе Западно-Сибирского края, а в 1937-м-стала частью вновь образованного Алтайского края и была ею до июля 1991 года.

Казалось бы, область в правовом положении должна была сохранить губернские права, предоставленные Декретом 1922 года, но принятые Конституции СССР (1936г.) и РСФСР (1937г.) не закрепили соответствующее положение, и регион, по своим правомочиям, стал ниже области и чуть выше района края. Органы управления утратили всякую самостоятельность в решении местных вопросов, по остаточному принципу осуществлялось финансирование. Эти и другие факторы способствовали отставанию области, по всем показателям, от районов края и соседних территорий Западной Сибири.

Благодатное время и возможности, для ускоренного развития экономики, социальной сферы, науки, образования, медицины и культуры, не были полностью использованы и безвозвратно потеряны.

Несмотря на все трудности, появление Ойротской автономии имело историческое значение: давало определенную степень экономической свободы, возможность создания социальной инфраструктуры, формирования слоя партийных и управленческих кадров, интеллигенции из среды коренного населения. Т.е. являлось одним из первых шагов в процессе интеграции алтайского народа в систему советского социалистического общества, становления его государственности.

В кратчайшие сроки, были преодолены последствия Гражданской войны-голод, хаос и полная разруха сельского хозяйства. Уже в 1922–1923 годах, центр оказывал помощь хлебом, семенами, медикаментами и денежными средствами. Постепенно вводились и развивались новые формы хозяйств–артели и товарищества по обработке земли, позднее преобразованные в колхозы и совхозы. Основой экономики стало сельское хозяйство, ведущей отраслью–животноводство. Была ликвидирована общая неграмотность населения, открылись школы, техникумы, педагогический институт. Развивалось здравоохранение, исчезли многие болезни, веками «процветавшие» в регионе.

Если, так можно выразиться, произошел взрыв этнической энергетики. Создается письменность, формируется интеллигенция, художники, писатели, врачи, учителя, музей и национальный театр. Во всех крупных селах открылись Дома культуры, кинотеатры. Практически, всем позитивным тенденциям, в развитии нашего региона, начало было положено в двадцатом столетии.

Можно многие из них перечислять, с применением термина «впервые», но, прежде всего, это-электрификация, строительство мостов, дорог, аэропортов, предприятий легкой промышленности и строительной индустрии. Одним из определяющих факторов поступательного развития региона, в середине прошлого века, стал крепкий кадровый потенциал. И конечно, навсегда в памяти народа останутся имена талантливых руководителей области разных лет и тех, кто боролся за ее создание. Это политические деятели начала XX века Г.И.Чорос-Гуркин, Н.Ф.Меджит-Иванов, Сарысеп Канзычаков, П.А.Чагат-Строев, И.С.Алагызов, П.Я.Гордиенко, И.С.Чусов, М.С.Правда, В.И.Плетнев, Л.А.Папардэ, А.Д.Парк.

Большой трагедией, для всей страны, но, в особенности, для такого небольшого региона, как Горный Алтай, оказались репрессии конца 20-х середины 30-х гг.

Практически, весь пассионарный слой нарождающейся элиты оказался или расстрелянным, или в лагерях. Это, несомненно, сказалось на дальнейшем развитии области. Среди репрессированных политиков оказались и великий художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин и знаменитый деятель Аргымай Кульджин, что надолго «заглушило» стремление алтайской региональной элиты создать собственную более высокую по статусу национально-государственную структуру, к которой они вместе стремились.

И самый страшный удар нанесла Великая Отечественная война 1941-1945г.г.

Реорганизация Ойротской АО в Горно-Алтайскую АО в 1948 году также не прибавила политической значимости области, а Конституция РСФСР 1978 года, еще значительнее, урезала права автономных областей. Это был удар сложившейся административно-командной системы по национальным автономиям. Наша область из Ойротской превратилась в административно-географический субъект РСФСР–Горно-Алтайскую автономную область.

Так называемая, хрущевская «оттепель» вызвала оживление гражданственности среди некоторой части как алтайского, так и русского населения. Именно под ее воздействием, в конце 50-х г.г. руководство автономной области предприняло попытку изменить статус Горно-Алтайской автономной области. Автономия не давала достаточных возможностей, для развития Горного Алтая, и, уже в середине 50-х г.г., руководство области, в лице Н.М.Киселева и Ч.К.Кыдрашева ставило вопрос о повышении статуса.

Предполагалось сделать ее республикой и вывести последнюю из юрисдикции краевых властей. Этим шагом наши лидеры стремились добиться экономической самостоятельности региона, заменить командно–распорядительную функцию края на собственную политическую и экономическую деятельность. Как известно, это не нашло, тогда, поддержки в центральных органах власти. Правда, репрессии ограничились партийно-административным наказанием. Потребовалось еще почти полвека, чтобы проблема «самоопределения алтайского народа» была разрешена.

Лишь с развитием демократических процессов, с середины 80-х г.г. процесс возобновился. В марте 1989 года на расширенном заседании облисполкома и в сентябре 1989 года на сессии областного Совета народных депутатов были официально рассмотрены вопросы выделения области в самостоятельный субъект РСФСР.

Об этом было публично заявлено М.В.Карамаевым на сессии Верховного Совета РСФСР в ноябре 1989 года, а в мае 1990 года В.И.Чаптынов выступил, по этому вопросу, на I Съезде народных депутатов РСФСР.

Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской АССР, принятая сессией областного Совета народных депутатов 25 октября 1990 года, провозгласила преобразование автономной области в автономную республику. Указывалось, что, в современный период, статус автономной области, ограниченный в своих суверенных правах, не способствует эффективному использованию экономического потенциала Горного Алтая, не обеспечивает подлинного равенства народов и их свободное развитие, и, в связи с этим, предлагалось считать неприемлемым дальнейшее откладывание рассмотрения вопроса о повышении государственно-правового статуса автономной области, что противоречило бы историческому стремлению народа Горного Алтая к национальному суверенитету.

Эти решения явились основанием, для постановки перед федеральными органами власти вопроса о повышении конституционно- правового статуса области и принятия соответствующих законов. Завершающим юридическим актом явился Закон РСФСР "О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР", принятый Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 года.

29 декабря 1991 года состоялись выборы Верховного Совета республики, в который было избрано 75 депутатов. Он стал работать, как полноценный законодательный орган. На сессиях дважды обсуждался вопрос о названии республики. Сначала, она была названа «Республика Горный Алтай», а на второй сессии депутатами было принято более правильное название-«Республика Алтай».

Надо отметить, именно в этот период, как и в 20-ые годы, у нас произошел всплеск пассионарности-выразившийся в стремлении добиться самоопределения, стать хозяином своей судьбы. Безусловным лидером этого движения стал В.И.Чаптынов, объединивший самые прогрессивные силы в борьбе национальной автономии за самостоятельность. Такие личности, как Д.И.Табаев, С.С.Тюхтенев, В.И.Петров и многие другие, вместе с Чаптыновым теоретически обосновали и организационно оформили очень непростой, по исполнению, выход из состава Алтайского края, обретение самостоятельности, делали первые шаги по становлению нового административно-территориального формирования России. Это именно им приходилось убеждать в исторической необходимости преобразований не только руководство России, но и собственных граждан. Ведь, во время создания нашей республики, высказывались опасения, что нам не выжить, без поддержки края, что республика создается только в интересах алтайцев, в связи с этим, будут ущемлены права других национальностей. Это был самый сложный период в современной истории Республики Алтай.

Руководители нашей республики сумели добиться принятия ФЗ о создании на нашей территории эколого-экономической зоны "Горный Алтай". Это позволило республиканскому бюджету пережить острые кризисные моменты. В то время, были задержки, с выплатой заработной платы, детских пособий, но не было задержек, с выплатой пенсий, и все это, благодаря статусу республики. Но, самое главное, небольшого отрезка времени хватило проживающему на территории республики многонациональному народу, чтобы превратить ее в полноценный субъект Российской Федерации.

На сегодняшний день, у нас накоплен богатый опыт сотрудничества с федеральными органами власти, с рядом субъектов России, серьезными бизнес–структурами, общественными и политическими организациями. Руководство региона имеет возможность, напрямую, общаться с Президентом страны, Председателем Правительства РФ, с Администрацией Президента РФ в СФО, где обсуждаются не только актуальные, острые проблемы, но и удается найти поддержку по ряду важнейших вопросов.

Очень непросто вначале складывались отношения между республикой и Алтайским краем. Связи, по всем направлениям социально-экономической и культурной жизни, подвергались ревизии. С 1991 по 2006 годы руководство края не скрывало своих намерений по объединению территорий. С приходом А.Б.Карлина и, особенно, И.И.Лоора, наши взаимоотношения стали дружескими, уважительными и конструктивными, надеясь на дальнейшее добрососедское взаимопонимание.

За последние годы, вырос жизненный уровень населения республики. Растет заработная плата, реальные доходы, увеличивается средняя продолжительность жизни. Сегодня, Республика Алтай входит в тройку регионов России, с устойчивым приростом населения. По коэффициенту естественного прироста населения, республика занимает пятое место среди всех регионов. Утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года-основной документ, который определяет стратегические направления развития республики и место республики в стране и мире. Инвестиционные проекты, направленные на создание и развитие туристско-рекреационного комплекса, энергетической инфраструктуры, дорожно-транспортного комплекса и агропромышленного хозяйства, должны обеспечить, в перспективе, выход республики на самодостаточный уровень. Бесспорно, и, уже всем очевидно, что именно статус республики позволил нашему региону развиваться быстрее и эффективнее.

Мы далеки от самоуспокоенности и политической эйфории. Отчетливо осознаем, что, еще очень много, предстоит сделать, для повышения качества жизни наших земляков, преодоления недостатков и проблем. Для нас, непреходящей ценностью является, как зеницу ока, сбережение общественной стабильности, межнационального и межконфессионального согласия и внутриэтнического единства.

Открытие в столице республики г.Горно-Алтайске классического университета, колледжа культуры, государственного оркестра и других учебных, творческих и научных учреждений стимулировало дальнейшее развитие интеллектуального и духовного потенциала. Наши артисты и спортсмены, сегодня, известны далеко за пределами России, наши земляки работают в посольствах и Торгпредствах г.г.Мадрида и Пекина, учреждениях г.г.Стамбула и Торонто, во Всемирном банке в г.Вашингтоне. Международное признание республика получила на презентации объектов природного наследия в штаб-квартире ЮНЕСКО в г.Париже.

Общепризнанным на весь мир является уникальное культурно-историческое наследие Алтая. Для многих идеологов «укрупнения» регионов, стало настоящим открытием, что не только экономика, но и в, такой же, степени культура может определять самодостаточность, того или иного, субъекта Федерации.

За прошедшие годы, в Республике Алтай сформирована необходимая законодательно правовая база, тот каркас законодательства, по которому мы живем. В первую очередь, таким системообразующим законодательным актам относится Конституция Республики Алтай, 15-летие которого, ныне, справляем, закрепившая в преамбуле положение о том, что добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение, под ее юрисдикцией, создали условия, для сохранения исторической территории, образования государственности и сохранения национальной самобытности нашего региона. Для разработки проекта Конституции, на второй сессии Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай в марте 1994 года, была утверждена Конституционная комиссия в составе 23 человек, под руководством В.И.Чаптынова.

Проект Конституции Республики Алтай имел завершенную логическую форму, основанную на органической связи–основы конституционного строя: человек–общество–государство. В ходе обсуждения поступило более 500 предложений и замечаний, которые были в, той или иной, степени учтены. Важнейшей правовой базой нашей Конституции, бесспорно, явилась Конституция Российской Федерации. Конституционная комиссия неоднократно направляла проект на правовую экспертизу в комитеты и отделы Совета Федерации и Государственной Думы, а также в институт сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

В заключении, на проект Конституции, представленным нам отделом Совета Федерации по вопросам федерализма и национальным отношениям.

Сказано, что «ознакомление с представленным проектом Конституции Республики Алтай позволяет сделать вывод о том, что его авторами проделана большая и серьезная работа. Проект представляет собой целостный документ, с продуманной структурой и охватывающий все стороны государственного устройства Республики Алтай. Четко определяется статус республики, как субъекта Российской Федерации, взаимоотношения с которой строятся, на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора, федеральных законов, принятых по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации. Все это заслуживает одобрения и высокой оценки».

Был высказан и ряд замечаний и предложений, связанных, с необходимостью приведения отдельных положений проекта, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В основном, замечания и предложения были учтены, при окончательной доработке.

По словам заместителя секретаря Совета безопасности Российской Федерации Михаила Алексеевича Митюкова, который принял участие в работе исторической сессии нашего Парламента, «… принятие Конституции Республики Алтай выполняет не только внутреннюю региональную роль по укреплению конституционного строя. Этот факт имеет общефедеральное значение. Им, практически, завершается конституционная реформа субъектов Российской Федерации».

У нашей Конституции уже сложилась своя история и своя нелегкая судьба. Отдельные ее положения были предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации. Мы не смотрим на наш Основной закон, как на, что-то застывшее во времени и пространстве. Повседневная жизнь, изменения в Федеральном законодательстве, модернизация политической системы, требуют от нас оперативно реагировать изменением республиканского законодательства, и некоторые изменения приходится вносить и в нашу Конституцию. Но мы делаем это очень тщательно и бережно. Такое отношение сохраним к конституции, и в будущем.

Ведь, по выражению Президента Российской Федерации В.В.Путина, «Конституция-это документ … который создает определенные рамки и ограничения, связанные, с соблюдением принципов демократии…».

В своем кратком докладе я, естественно, не смог осветить детально все этапы становления и развития республики, да это и не ставилось основной задачей. Уверен, что более полно и квалифицированно все это будет озвучено в последующих тематических докладах.

Убежден, что сегодняшняя конференция будет серьезным этапом дальнейшего изучения и осмысления нашей истории, послужит толчком к новым исследованиям.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать единственное. Будущее нашей республики-в наших руках.

Дорогие друзья! Желаю всем плодотворной работы.

С праздником!
Спасибо за внимание!