Уважаемые участники семинара!

Рад приветствовать вас на алтайской земле! Хочу выразить слова благодарности за обсуждение такой актуальной темы, как: «Проблемы и пути совершенствования прокурорского надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды».

Для нас, эта тема-особенно актуальна и близка. Менталитет коренного населения республики не разделяет человека и природу. Еще в 80-е годы прошлого столетия, мы предпринимали попытки защитить природу. Так, Горно-Алтайским облисполкомом, через решение сессии, были приняты постановления о прекращении молевого сплава древесины и запрете сплошной рубки кедра.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_belekov_belprokur.jpgОб особой, приоритетной значимости экологических проблем в жизни российского общества и государства, сегодня, настойчиво говорит и руководство страны.

В настоящее время, правовая база природопользования и охраны окружающей природной среды, непрерывно обновляясь, представляет собой довольно сложную систему федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актов межведомственного характера, а также и ведомственных нормативных документов.

Не способствует укреплению законности в сфере экологии некоторая расплывчатость норм федерального законодательства, вносит неоправданность в полномочия федеральных и региональных органов по владению, управлению и использованию природных ресурсов. В этих условиях, субъекты хозяйственной деятельности и исполнительные органы государственной власти не всегда успевают отслеживать изменения действующего законодательства, продолжая руководствоваться утратившими силу юридическими нормами и правилами, по существу, совершая многочисленные правонарушения. Запутанность в «Трех соснах»-уровнях ответственности.

Анализ экологического законодательства показывает, что порядка 20%-30% правовых норм носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации. Нередки случаи, когда нормативные правовые акты, разрабатываемые в развитие федеральных законов, отражают, в первую очередь, интересы определенных министерств и ведомств, в ущерб экологическим интересам населения России. Отсутствуют юридические нормы, устанавливающие пределы негативных воздействий, превышение которых приводит к административной или уголовной ответственности.

И очень радует, что, в этих условиях, была создана новая структура–межрегиональная правоохранная прокуратура. Новому ведомству есть над чем работать, кое-что, ею уже сделано.

Республика Алтай, при своей известности, как одного из самых чистых, в экологическом отношении, регионов России и всего мира, не избавлена от общих, для нашего общества и государства, проблем, связанных с экологической безопасностью. Поэтому тематика семинара особенно актуальна и близка нам. Состояние экологии не оставляет безучастными и население республики и органы власти и управления всех уровней.

Ст.16 Конституции РА гласит: «Земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием Республики Алтай и национальным богатством ее народа, используются и охраняются, как основа его жизни и деятельности. Республика Алтай обеспечивает экологическую безопасность, рациональное природопользование, защиту уникальной территории республики и ее природно-заповедного фонда».

Остановлюсь на некоторых экологических проблемах.

1.Незаконные рубки леса, в результате которых уничтожаются наиболее ценные породы деревьев, большая ответственность и тяжесть решения данной проблемы лежит на правоохранительных органах. Усиленное внимание следует уделять, в данном вопросе, профилактике нарушений правил лесопользования.

2.Соблюдение законодательства об охране атмосферного воздуха. Воздух-это жизненно важный компонент окружающей среды. Уровень загрязнения атмосферного воздуха нужно понижать. В Республике Алтай этому способствует проводящаяся газификация предприятий и жилого сектора. Очень часто меры по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха принимаются предприятиями, лишь после вмешательства органов прокуратуры.

Например, после обращения в суд Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, прекращена незаконная деятельность асфальтобетонного завода, расположенного в черте г.Горно-Алтайска. Предприятие осуществляло выбросы в атмосферный воздух вредных вещества (диоксид серы, азот, углерод, пыль), с превышением допустимых нормативов.

3.В 1998 году ЮНЕСКО занесло в список Всемирного наследия "Золотые горы Алтая"–пять объектов: Алтайский заповедник, Катунский заповедник и плоскогорье Укок, гора Белуха и Телецкое озеро. В условиях глобализации, существует ряд проблем по вопросам сохранения и развития объектов Всемирного природного наследия, расположенных как на территории Республики Алтай, так и на всей территории Российской Федерации. В первую очередь, данная проблема связана, с правовой неопределенностью статуса таких территорий, на уровне федерального законодательства.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» объекты, включенные в Список всемирного наследия, подлежат особой охране. Однако, данный термин не получил дальнейшего развития в законодательстве РФ. Предстоит большая работа по проведению анализа состояния данных природных территорий, в целях выявления правовых режимов их использования и охраны, проблем сохранения, популяризации и развития, разработке законодательства, уточняющего правовой режим понятия особой охраны таких природных территорий.

Взаимодействие Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай с органами прокуратуры Республики Алтай находится на должном уровне, есть взаимопонимание и желание совместно работать. Хочется отметить большую работу в деле обеспечения экологической безопасности, которую проделала Горно-Алтайская межрегиональная природоохранная прокуратура. Создана она совсем недавно, летом 2010 года, но есть успехи, положительные результаты.

Конечно, в этом большая заслуга прокурора Республики Алтай Николая Викторовича Мылицына, при непосредственном участии которого создавалась Горно-Алтайская межрегиональная природоохранная прокуратура.

Уже на первой встрече с депутатами Республики Алтай, я помню, Николай Викторович выдвинул, в качестве приоритетов своей будущей работы, в качестве прокурора республики, природоохранную деятельность. Надеюсь, что наша дальнейшая совместная работа в означенной проблеме принесет свои результаты.

В завершение, желаю участникам семинара плодотворной работы, выработки новых подходов в решении очень непростых вопросов по охране природы от человеческого воздействия.

Благодарю за внимание.