Сегодня, 1 октября, общественность страны широко отмечает юбилейный день рождения Льва Николаевича Гумилева (1 октября 1912 года-15 июня 1992 года).
c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_novosti_chestvovaniya_gumilev01.10.12_gum.jpg

И это-вполне объяснимо. Л.Н.Гумилев-выдающийся ученый и мыслитель ХХ-го века. Это он, взяв за основу системный подход Л.Берталанфи и учение о роли биохимической энергии живого вещества В.И.Вернадского, установил наличие в исторической географии замкнутых систем, ограниченных в пространстве и во времени-этносов.

Именно Льву Николаевичу принадлежит открытие теории пассионарности–меры потенциальных возможностей этноса. "Эффект избытка биохимической энергии живого вещества, -по мнению ученого, -порождает жертвенность, ради иллюзорной цели, определяет способность к сверхнапряжению". Лев Николаевич не определил источник этой энергии, оставив эти исследования, для последующих поколений ученых.

По учению Гумилева, различие этносов между собой определяется не расой, языком, религией, образованностью, а только стереотипом поведения, являющимся высшей формой активной адаптации человека в ландшафте–месте развития этноса, где этнос, впервые, сложился, как система. Процесс рождения, развития и исчезновения этноса под воздействием получения пассионарной энергии и ее утраты есть, по Гумилеву-этногенез. Словом, современное народоведение невозможно представить, без элементов теории Л.Н.Гумилева

Кроме неординарных теоретических разработок общего характера, много времени и сил ученый отдал изучению этногенеза тюркских народов, что очень высоко оценено самими этими народами. Во всем тюркском мире работы ученого получили достойное признание, а его имя часто появляется на страницах печатных изданий. Яркий пример уважения к этому неординарному мыслителю—проведенный в 2004 году в нашей республике Гумилевский форум. Его инициаторами выступили Правительство Республики Алтай, Министерство культуры Российской Федерации и авторитетная международная организация «Тюрксой».

Говоря о Гумилеве, нельзя не отметить, что все его творчество проникнуто той мыслью, что в любом живом этносе сохраняется бережное отношение к окружающей природе, ландшафту. У каждого индивидуума есть свобода выбора, но за каждую ошибку индивид платит своей жизнью. Экологичность–вот отличительная черта научных трудов Л.Н.Гумилева.

Теория Л.Н.Гумилева о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народов с ландшафтами роднит его с идеями евразийцев. В своих трудах, исследуя историю основных этносов Евразии–монголов, тюрков, гуннов, Лев Гумилев является евразийцем по полному праву, перекликаясь с трудами П.Н.Савицкого, Г.В.Вернадского, Н.С.Трубецкого, показывая то огромное влияние, которое эти народы, наравне с византийцами, оказали на психологию и культуру русского и других славянских народов.

Поскольку разговор коснулся идей евразийства, не могу не сказать, что, ныне, Россия—это своеобразная евразийская ось, состоящая из содружества тюрко-славянских народов, соединяющих собой Европу и Азию. В целом, это, как бы, Евразия в Евразии. Россия—полиэтническая страна, где веками нарабатываются традиции межэтнического и межкультурного диалога и творческого этнокультурного взаимовлияния. Именно российские мыслители заложили основу такому известному в интеллектуальной среде явлению, как евразийство—это П.Савицкий, Н.Алексеев, Л.Карсавин, Н.Трубецкой. Их идеи, конечно же, возникли не на пустом месте. Этому направлению способствовали мысли М.Ломоносова, А.Пушкина, Ф.Достоевского, Д.Менделеева. Немало, для развития евразийских идей, сделали Н.Рерих и его сын Ю.Рерих. В этом ряду, конечно же, находится и Л.Н.Гумилев.

Стоит заметить, что путь в большую науку, тогда еще молодой, Гумилев начинал у нас, на Алтае, находясь, в качестве участника археологической экспедиции под руководством академика Сергея Руденко. Экспедиция проводила раскопки, теперь уже знаменитых на весь мир, Пазырыкских курганов в Улаганском районе

Хочется сказать, что в 1982 году, когда мы готовились проводить Дни алтайской литературы в г.Москве, я лично позвонил Льву Николаевичу и попросил принять участие в мероприятии. Он дал согласие, но болезнь помешала ему это осуществить.

Кстати, проведение в 2004 году на алтайской земле Гумилевского форума-совершенно неслучайно. В течение столетий, поликультурная целостность России, основанная на многообразии евразийского пространства, формировала позитивные традиции бесконфликтного сосуществования европейских и азиатских культур, сложившихся на территории Горного Алтая. Алтай является местом становления и развития древних культур и этносов, распространившихся, затем, на обширные пространства Евразийского материка, местом взаимодействия индоевропейских, тюркских, тунгусо-манчжурских народов. Здесь оставили свой след племена, близкие скифам, сакам, прошли легендарные гунны, создали свою государственность тюрки.

Уникальность Республики Алтай заключается еще и в том, что Горный Алтай входит в состав обширной Саяно-Алтайской горной системы, которая является географическим центром Евразийского материка, что придает ему особый статус на евразийском пространстве.

В природном отношении, Алтай—это один из уникальных регионов биоразнообразия планеты. Кроме огромного растительного разнообразия, здесь насчитывается 62 вида млекопитающих, свыше 260 видов-птиц, в водоемах обитает 20 видов рыб. Многие представители флоры и фауны занесены в Красную книгу.

Но не только природой славен Алтай, но и богатейшей культурой. На Алтае открыта Улалинская стоянка. Исходя из ее материалов, можно утверждать что древние люди появились здесь 1-1,5 миллионов лет назад. Своего устройства ждет известная Усть-Канская пещера в гор.Белый камень. На Алтае открыты таинственные росписи каракольской культуры эпохи бронзы. Здесь находятся известные на весь мир памятники пазырыкской культуры скифского времени. Грандиозные каменные курганы вождей Пазырыка, Туэкты, Шибе, Башадара, оледеневшие на века усыпальницы, сохранившиеся, до наших дней, мумии и сопровождающие их предметы. Здесь стоит только напомнить о нашумевшей на весь мир «Принцессе Укок», которая нашла свой покой в открывшемся, на днях, реставрированном Национальном музее им.А.В.Анохина. Разрабатывается проект по созданию центра пазырыкской культуры в Улаганском районе.

Широко отмечая юбилей ученого, мы с новой силой возвращаемся к проблемам межкультурного общения, формирования в социальной сфере толерантности. Умение услышать и понять друг друга не складывается само собой, а целенаправленно формируется в процессе постоянного межэтнического общения.

Сегодня, вопрос евразийства, идейным отцом которого выступил Л.Н.Гумилев, находится в центре внимания политиков, руководителей нашего государства, стран ближнего и дальнего зарубежья. Совсем недавно, лидер нашей страны В.В.Путин предложил очень интересный проект по созданию евразийского союза. В этой связи, очень актуально звучит предложение наших депутатов провести на территории Республики Алтай выездное заседание Совета Федерации по теме: «Межкультурный диалог на евразийском пространстве».

 

Иван Белеков,
Председатель Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай,
кандидат исторических наук