Уважаемые участники
IV парламентского форума!

От имени Парламента Республики Алтай, горячо и сердечно приветствую всех участников и присутствующих в этом зале!

В первую очередь, хотелось бы выразить огромную благодарность руководству Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике за большое внимание к вопросам сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Для нашего субъекта, это тема-очень актуальна. На сегодняшний день, у нас наработан положительный опыт по сохранению и развитию нематериального культурного наследия. Хотел бы поделиться с вами некоторыми аспектами разработки этой темы в нашей республике.

В нашей стране назрела острая, на мой взгляд, необходимость принятия специального законодательного акта о сохранении и государственной поддержке традиционной культуры народов России, в т.ч. нематериальной, т.к., на сегодняшний день, эпоха глобализации и коммерциализации несет большую угрозу духовной безопасности российских народов, становясь источниками серьезной угрозы деградации, исчезновения и разрушения вековых духовных ценностей, нравственности, правды, уважения и народных традиций.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_publish_speaches_belekov_05.10.12_belekov2.jpgОсознавая важность и необходимость сохранения нематериального наследия, как гарантии устойчивого развития общества, в его тесной взаимосвязи, с материальным культурным, природным наследием; а также со стремлением творческих, интеллектуальных сил общества обеспечить охрану уникальных вековых духовных ценностей, для последующих поколений, создать достойные условия, для современного его существования, в 2008 году Парламентом Республики Алтай был принят закон «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия народов Республики Алтай».

Следует отметить, что в сфере законодательства страны, по данному направлению, наш регион выступил пионером. Этот факт открыл возможность использования международного, российского и регионального опыта в деле защиты, управления, сохранения в надлежащем состоянии, развития и популяризации накопленного веками историко-культурных традиций.

Принятый республиканский закон о нематериальном наследии, на сегодняшний день, представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, относящихся к деятельности республиканских государственных органов исполнительной и законодательной властей по совершенствованию сферы нематериального наследия, призванного обеспечивать единство культурного разнообразия и форм его самовыражения.

К числу полномочий Правительства Республики Алтай в рамках данного закона отнесены: формирование общих принципов государственной политики и определение приоритетных направлений в сфере выявления, сохранения и использования нематериального культурного наследия; учреждение государственного реестра феноменов (объектов) нематериального культурного наследия и т.д.

Определенное, в нашем законе, такое понятие, как государственный реестр, соответствует понятию "Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации"–информационной системы, включающей в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (идентификация, документирование, исследование), единство и сопоставимость которых обеспечиваются, за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения каталога.

Важнейшей государственной задачей определены сохранение и утверждение их самоидентификации, что требует принятия на федеральном и региональном уровнях законов и специальных целевых программ, предусматривающих меры стимулирования творческой деятельности носителей нематериального культурного наследия, сохранения, изучения, документирования и возрождения фольклора и народных традиций.

Выраженная государственная стратегия крайне важна, для Республики Алтай, отличающейся своим разнообразием культурного самовыражения. На Алтае зародилась древнетюркская цивилизация, и многие современные тюркские народы ведут свое происхождение с Алтая. Алтай-хранитель древнейших пластов евразийской культуры. Веками он был центром взаимодействия индоевропейских, тюрко-монгольских, угро-самодийских, тунгусо-маньчжурских народов. Веками он собирал в своей сокровищнице элементы их культурного разнообразия.

Нематериальное культурное наследие Республики Алтай играет и сегодня неоценимую роль, в качестве фактора, способствующего сближению и взаимопониманию между народами. Свидетельством этому служат регулярно проводимые праздники: алтайский "Эл Ойын", русские и старообрядческие "Родники Алтая", казахский "Навруз".

Особо хотелось бы отметить пункт закона, относящийся к знаниям и обычаям о природе и вселенной, под которым, в первую очередь, нужно подразумевать определение сакральных мест, священных территорий. Священные территории и объекты являются одними из базовых аспектов культурного наследия, представляя неотъемлемую часть культурного ландшафта, что конкретно не закреплено в федеральных и региональных законодательных нормативных документах, хотя в Федеральном законе от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к числу объектов культурного наследия отнесены достопримечательные места, где совершаются религиозные обряды.

В марте текущего года Правительством Республики Алтай принят нормативно-правовой акт по сохранению сакральных мест, а именно Положение «О сохранении и развитии сакральных мест Республики Алтай», т.к. нами собран достаточно большой материал по почитаемым горам, священным родовым объектам, тотемным животным, родовым подразделениям. Это-также один из первых документов в этой области, принятый нашей республикой, в отличие от других российских субъектов.

Данный факт, как мы считаем, ускорит дальнейшие шаги в деле сохранения священных объектов нашей республики: горных вершин, перевалов, целебных источников, истоков рек, родников и т.д. В этом, нам, во многом, помогает включение в 1998 году в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО 5 объектов в номинации «Алтай-золотые горы».

В контексте обсуждаемой темы, могу сказать, что мы намерены войти в ЮНЕСКО с предложением расширения данной номинации объектами историко–культурного наследия уникального Пазырыкского периода. Также нами совместно с Тывой и Хакассией готовится предложение о включении в Список нематериального культурного наследия человечества традиций сказительного искусства и горлового пения, распространенных у многих народов Центральной Азии-алтайцев, хакасов, тувинцев, урянхайцев.

Россия-многонациональное государство, поэтому мы не должны жить изолированными друг от друга и, как можно, больше знать о культурных ценностях народов, проживающих в нашей стране. В этом ключе, есть замечательный пример из истории народов СССР, когда культурные связи, декады национальных культур, конкурсы, фестивали, тематические передачи Центрального телевидения, взаимные переводы прозы и поэзии, произведения национальных авторов становились общим достоянием, и все это укрепляло государство.

Сегодня, считаю уместным, к нашей обсуждаемой теме, вспомнить имя выдающегося ученого и мыслителя ХХ века Л.Н.Гумилева, 100-летний юбилей которого наша общественность широко отметила в начале этого месяца. Лев Николаевич в своем учении об этногенезе показал, что этнос-сущность, непрерывно изменяющаяся, имеющая свой жизненный цикл, в котором каждый этнос возникает, претерпевает пассионарный подъем, спад и исчезает, оставляя за собой материальное и нематериальное наследие. И, на сегодняшний день, вопрос евразийства, идейным отцом которого выступил Л.Н.Гумилев, находится в центре внимания политиков, руководителей нашего государства, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Совсем недавно, лидер нашей страны В.В.Путин предложил стратегический проект по созданию евразийского союза. В связи с этим, хочу отметить, что современная Россия—полиэтническая страна, где веками нарабатываются традиции межэтнического и межкультурного диалога и творческого этнокультурного взаимовлияния. Поэтому считаю, что перед нами стоит общая задача по укреплению основ евразийства и (через наше уникальное нематериальное наследие) российской цивилизации.

Я вижу в этом зале людей от интеллекта, воли, общественного и научного потенциала, положения которых, во многом, зависит решение, развитие и внедрение в жизнь проблемы, обозначенной в повестке форума. Уверен, что общими усилиями мы сможем, коренным образом, повлиять на этот процесс.

Благодарю за внимание!