В НАШЕЙ ЖИЗНИ
бывает много интересных совпадений, и одно из них–мы с Главой нашей республики Александром Васильевичем Бердниковым, будучи сверстниками, появились на свет под одной луной, в один месяц, по древнему алтайскому календарю. И, хотя наша судьба складывалась по-разному, тем не менее, в жизни у каждого из нас бывали такие события, когда мы начинали понимать, что случайных совпадений не бывает, и каждое из них предопределено судьбой.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_vip_berd.jpgЯ хорошо помню годы своей работы в «Алтайдын Чолмоны», и тот день, когда мне пришлось по работе попасть на какое-то совещание, и там я, впервые, услышал выступление Александра Васильевича с трибуны. У каждого из нас есть свои стереотипы, в восприятии военных, судей и прокуроров, работников милиции, и эти стереотипы мешают нам, порой, увидеть реального человека за его чином и служебным положением.

Не буду скрывать, таким стереотипам в молодости был подвержен и я. Мне казалось: что может быть интересного на совещании, с участием майминских «силовиков»? С откровенно скучающим видом я сидел в зале, поглядывая на часы. И, в это время, слово дали начальнику Майминского РОВД  А.Бердникову.

Я не помню дословно его выступление, но он, в считанные минуты, расшевелил сидящих в зале, они словно ожили, весь зал дружно смеялся, когда Александр Васильевич приводил такие примеры и случаи, от которых, как говорится, «хоть стой–хоть падай». Удивительная вещь: он находил для своего выступления такие факты из жизни, которые заставляли нас смеяться над самими собой. Для меня это было непривычно: высокий милицейский чин, если подходить формально, как бы, «развлекал» людей, собравшихся на партхозактив. Но, как я понял в дальнейшем, это, как раз, и было отличительной чертой стиля его руководства.

Сейчас, когда прошло много лет, я понимаю, что увидел в тот день на высокой трибуне настоящего русского человека, нашего земляка, а если точнее–коренного жителя Горного Алтая, который тонко чувствовал, что можно говорить с трибуны, и чего, ни в коем случае, нельзя.

Он тонко чувствовал грань между добрым смехом и пустым зубоскальством. Время было такое, когда никто из нас не знал, как повернутся события дальше. Перестроечное время, крушение прежних надежд, переоценка прошлого, и, при этом, никакой уверенности в будущем.

1992 год принес в судьбу каждого из нас одинаковое совпадение: мы стали работать вместе с Александром Васильевичем в одной команде, в тогдашнем тандеме Чаптынова–Петрова. Ему доверили пост Министра внутренних дел Республики Алтай, а мне–пост зам.Председателя Правительства РА. И, после этого, пять лет мы работали вместе, решая, сообща, многие важнейшие вопросы укрепления правопорядка на территории республики.

Когда я говорю о том, что мы с ним «из команды Чаптынова», в этом нет никакого преувеличения. Это факт, который всем известен. Я хорошо помню, как, после трагической гибели Министра Ф.Троценко, шло обсуждение кандидатур на пост нового руководителя МВД, и именно слово В.Чаптынова оказалось тогда решающим. Валерий Иванович так и сказал: нам нужен во главе этого Министерства человек, знающий местные особенности, это должен быть коренной житель республики, а по большому счёту, это должен быть простой и понятный, для, нас человек.

Удивительное чутьё, которым обладает Александр Васильевич, в разные годы, помогало ему выбирать линию поведения, и оно никогда его не подводило. Вот что, для меня, удивительно. Всё, что заложено природой, не идет ни в какое сравнение с образованием и получением, тех или иных, профессиональных навыков. Казалось бы, майминские сыщики проходили одинаковую подготовку, у них были одни и те же наставники, но почему, до сих пор, ветераны говорят, что в Майме лучшим опером, за последние два-три десятилетия, был не кто иной, как капитан Бердников? А секрет здесь прост: природное чутье всегда помогало ему, в самых запутанных и непредсказуемых обстоятельствах.

В НАШЕ ВРЕМЯ среди чиновников считается модным и престижным состоять в рядах «Единой России». А кто был у истоков создания этой партии на рубеже веков? Сейчас, уже мало кто помнит о том, что тогдашним отделением «Единства» в 2002 году выдвигался на пост главы республики кандидат А.В.Бердников. Понятно, что представителям силовых структур в нашей стране трудно рассчитывать на широкую поддержку избирателей, и это характерно, не только для нашей республики, но, тем не менее, тысячи избирателей поддержали, тогда, представителя никому неведомой партии во главе с Е.Латышковым и С.Ефимовым.

В то время, как чиновники дружными колоннами устремились, тогда, под знамёна Аграрной партии России, у нас в республиканской организации «Единства» оставалось около 700 самых стойких и убежденных сторонников нового Президента страны В.Путина. А в рядах АПР насчитывалось, тогда, более двух тысяч человек, почти втрое больше, чем у нас в «Единстве». И я, до сих пор, помню, как убедительно прозвучали на одном из наших собраний слова Александра Васильевича: «НДР, АПР, ДПР, ПДВР–всё это-временно, а наша партия всех переживет!» Так оно и случилось.

Бердников сумел наладить диалог с федеральной властью. До него, никому из двоих его предшественников это не удавалось: мешали политические амбиции и мелкие партийные пристрастия. Ему удалось установить прочные связи, с самыми влиятельными ведомствами, структурами общероссийского и даже мирового значения. Его заслуга в том, что он сумел выстроить работу республиканского Правительства таким образом, что наш регион, в считанные годы, стал инвестиционно привлекательным. Как это удаётся нашему губернатору? Участвуя вместе с ним в разных встречах и переговорах, я не устаю, всякий раз, удивляться тому, как он умеет расположить к себе собеседников, он выглядит всегда, как коренной житель Горного Алтая, и люди это чувствуют.

Вспомним, как представлял его кандидатуру на пост Главы республики тогдашний сибирский полпред А.Квашнин. С некоторой долей раздражения он говорил в зале нашего Госсобрания: вы хотели видеть на этом посту местного человека, что ж, будет вам местный…
Он хотел видеть во главе нашей республики совсем другого «силовика», а если сказать точнее, молодого политического каскадера из Красноярского края. Но он ошибся в своих расчетах, полагая, что Александр Васильевич, будучи тоже «силовиком», после назначения, будет все время брать «под козырек».

Для нашего юбиляра, интересы жителей Горного Алтая всегда стояли на первом месте, и он прекрасно понимал, с первых дней своего губернаторства, что такие вопросы, как укрупнение регионов, ни в коем случае, нельзя решать по-военному. Он убедился в ходе практической работы: все субъекты нашей Федерации настолько разные, уникальные и неповторимые в своей самобытности, что в одночасье выстроить их в шеренгу, увы, не получится. И я хорошо помню, как он радовался, когда получил политическую поддержку, при защите республиканского статуса от такого «тяжеловеса», как Минтимер Шаймиев.

Бердников тем и отличается от других губернаторов, которые дружно «встали в строй» и разрешили ликвидацию национальных округов, что он -совсем не такой. При том, что он тоже назначен на пост главы республики, для нас, он никогда не был «пришлым». Он вырос среди нас, алтайцев. И, по отношению к отставному генералу Квашнину он, вовсе, не был каким-то безропотно-безродным подчинённым, только и ждущим, как бы спросить: «Чего изволите?» Нет, он, с самого начала, был политически самостоятелен, что бы ни говорили, сегодня, его противники.

ПРИШЛО ВРЕМЯ, когда я обязан рассказать всем своим землякам о подробностях трудной встречи, которая проходила в октябре 2006-го, по инициативе полпреда А.Квашнина, с участием губернатора Алтайского края А.Карлина, спикера ЗакСобрания А.Назарчука и нас с А.Бердниковым. Около двух часов мы вели спор о будущем нашей республики. До сих пор, помню, как рьяно доказывали необходимость «укрупнения» полпред А.Квашнин и бывший главный аграрий страны А.Назарчук. Замечу, что губернатор А.Карлин вел себя сдержанно, сохранял по отношению к нам вежливую дипломатичность.

"Идти, сейчас, на ликвидацию республики, ни в коем случае, нельзя, -доказывал Александр Васильевич, -мы только начали вставать на ноги, у нас-хорошие перспективы, для развития экономики нового типа, а нам предлагается получить статус обычного степного района–вроде Славгородского…". Он говорил, со знанием дела, очень убедительно, и я, в тот момент, благодарил судьбу за то, что она дала Бердникову возможность поработать Главным федеральным инспектором в Алтайском крае. Спорить с ним было-крайне трудно, и это больше всего раздражало А.Назарчука.

«У нас есть университет, есть республиканская больница, национальный театр, -доказывал наш глава. –А что вы предлагаете взамен? Открыть какой-нибудь техникум, районную «больничку», местный драмкружок?». Он говорил в свойственной ему манере, очень к месту вставляя где нужно крепкое словцо, а потом вдруг неожиданно спросил: «А вы подумали, что с ними будет?», -и показал на меня. При этих словах, честно скажу, у меня даже "мурашки" по спине побежали.

Наш Глава, в том разговоре, взял весь алтайский народ под свою защиту, я об этом свидетельствую, и мои слова подтвердят все участники той встречи. «Мы почему не хотим их слышать? -продолжал напирать Александр Васильевич. –Они же добровольно пришли в состав России, и мы обязаны за них отвечать». Квашнин, при этих словах, с трудом сдерживал свое раздражение. Да, он ошибся: Бердников был, в его глазах, «военным человеком», а на деле, он оказался истинным патриотом Горного Алтая. И когда Александр Васильевич спросил: «Где же наша историческая ответственность?»-его оппоненты махнули рукой: что с него взять, с «туземца»…

Прежде, чем судить о чем-то, надо в точности знать, о чем идет разговор. Наши местные ура-патриоты «борются» с министрами Г.Суминым или И.Яимовым, с вице-премьером республиканского Правительства Ю.Антарадоновым, когда они выступают в поддержку нашего губернатора. А что прикажете делать им, давно уже знающим о том нашем разговоре с А.Квашниным и А.Назарчуком? Это была великая ответственность, добровольно принятая на себя нашим Главой, никто его не заставлял идти на такой конфликт, это был его личный выбор, и мы обязаны ценить такие его поступки. Если угодно, он выступил осенью 2006 года как продолжатель той линии, которую начал, в годы хрущевской «оттепели», другой знаменитый уроженец с.Майма–видный партийный работник Николай Михайлович Киселев.

Когда мы с Александром Васильевичем вели спор с А.Квашниным и А.Назарчуком, я продолжил его слова, сказав о том, что мы всегда были и всегда остаемся российскими государственниками. А вот наши оппоненты могут ли сказать то же самое о себе? Вижу, они насторожились… Я же, пользуясь случаем, продолжил: где и кем доказано, что объединение «двух Алтаев» будет нам на пользу? Вот, если бы объединить индустриальную мощь Кузбасса, интеллектуальный потенциал г.Новосибирска, аграрную силу степного Алтая и рекреационные возможности Горного Алтая в рамках одного макрорегиона–тогда, согласен, это было бы настоящее укрупнение…

И в этот самый момент, у А.Назарчука вырвалось: «Нет, нет, с Кемеровской областью, ни в коем случае, нельзя объединяться!» При этих его словах, даже полпред А.Квашнин с трудом сдержал усмешку. За словами о каких-то «государственных» интересах, чаще всего, скрываются шкурные позывы, во всяком случае, Барнаул оказался не готов жертвовать статусом краевого центра, ради укрепления «государственности». Что и требовалось доказать. Я так и сказал полпреду в конце встречи: «Вот кто, Анатолий Васильевич, на самом деле, против идей укрупнения!», и ему нечего было сказать в ответ.

КАКИЕ БЫ важные и знаковые события, последнего времени, мы ни называли, сегодня-будь то начало газификации республики, открытие аэропорта или наше участие в реализации национальных проектов в области образования, здравоохранения, ЖКХ–всё это связано с работой нашего главы республики. Вспомним строительство нового здания национальной гимназии-для того, чтобы оно началось, Александр Васильевич ходил на личный прием к Президенту Д.Медведеву. Или взять капитальный ремонт новой школы в с.Онгудай-его тоже не было бы, если бы наш Председатель Правительства не попал на прием к тогдашнему премьер-министру В.Путину. Открытие Национального музея им.А.В.Анохина–еще одна заслуга А.В.Бердникова.

Я вспоминаю, сегодня, презентацию нашей республики в Торгово-промышленной палате России, с участием ее руководителя Е.Примакова. Наш регион оказался, в тот день, в центре внимания всего бизнес-сообщества Российской Федерации, и, как точно, прозвучали там слова Евгения Максимовича: «Алтай, и в самом деле, как выясняется, обладает особой духовной энергетикой». И когда я слушал его, то, лишний раз, убедился в том, что это уже не просто слова, коль скоро мы говорим о новой духовно-экологической цивилизации, которая начинает зарождаться, в т.ч. у нас на Алтае.

Нам всегда интересно общаться с Александром Васильевичем на подобные темы. Это лишь внешне он воспринимается многими, как типичный «силовик», на самом же деле, я редко встречал столь же внимательного слушателя, когда речь заходила о теории ноосферы В.И.Вернадского, об этногенезе, в понимании Л.Н.Гумилева, или особой духовной миссии Алтая, в представлениях Н.К.Рериха. И мне, всякий раз, приятно слышать о том, что мы, два руководителя регионального уровня, удачно дополняем друг друга.

На мой взгляд, Александру Васильевичу удалось сформировать, на редкость, сплоченную и дееспособную команду, что бы ни говорили, сегодня, его недоброжелатели. Да, в его команде есть представители из соседнего Алтайского края. Но давайте вспомним: кто привез к нам первого Министра здравоохранения Н.Куропятника? Многие уже забыли, но я напомню: это заслуга М.В.Карамаева. А кому обязан республиканский центр за то, что его городским хозяйством грамотно руководит многие годы мэр В.Облогин? За это, мы должны благодарить последовательного борца за укрепление статуса республики, писателя и поэта Аржана Адарова.

В бытность Председателя облисполкома Ч.Кыдрашева, к нам в г.Горно-Алтайск, по его личному приглашению, из г.Барнаула приехал Георгий Гаврилович Матюхин. Долгие годы, он руководил облфинотделом, и вряд ли кто из его подчиненных мог предположить тогда, что их заведующий станет, со временем, главой Центробанка России. Вот что значила, в те времена, работа по подбору и расстановке кадров. И нам с Александром Васильевичем повезло в том плане, что суть этой работы нам ясна и понятна, и это помогает нам, при формировании высших органов управления республики.

Барнаул всегда помогал нам в развитии экономики, мы, и дальше, будем развивать наши связи с соседями. Заслуга А.В.Бердникова в том, что он ищет и находит в крае людей, способных по-новому, свежим взглядом оценить то состояние, в котором находится наш регион. Можем ли мы считать «пришлыми» вице-премьеров Р.Пальталлера и С.Тевоняна, после того, как они вывели энергетическое хозяйство республики из-под краевого подчинения? Разве не их заслуга в том, что у нас начата масштабная газификация, а сама наша республика получает, сегодня, такие инвестиции, о которых не могли даже мечтать их предшественники? И таких примеров я мог бы приводить много.

Наш регион стал узнаваемым на федеральном уровне, и в этом тоже заслуга нашего губернатора. С другой стороны, именно, с его приходом к власти, наша республика стала принимать таких уважаемых гостей, как В.Путин и Д.Медведев, Г.Греф и А.Миллер, И.Левитин и В.Янукович, А.Чубайс и В.Евтушенков, губернаторы из соседних регионов В.Кресс, Ш.Кара-оол, В.Зимин и многие другие. Наша республика участвует во многих международных выставках в области туризма, и это всегда находит поддержку, со стороны губернатора А.Бердникова.

МЫ РАБОТАЕМ вместе уже семь лет, и ни разу, за это время, мы не подвели друг друга, хотя кому-то кажется, что Парламент республики должен «бороться» с Правительством А.Бердникова, должен быть «зубастым» и т.д. Что я могу сказать в ответ на все эти упреки? Если бы эти люди знали, какие споры идут между председателями парламентских комитетов и министрами из республиканского Правительства, и если бы они знали, сколько нервов тратится «вне трибун», они бы так не говорили. Конструктивное взаимодействие ветвей власти всегда важнее, чем бесплодное противостояние.

В адрес уважаемого юбиляра я мог бы сказать еще много других теплых слов, но, в завершение, хотел бы рассказать о памятной, для меня, встрече с Главой Республики Тыва Шолбаном Валерьевичем Кара-оолом. Это было два-три года назад, в г.Москве, перед очередной встречей, с участием региональных властей. Руководитель соседней республики подошел ко мне и, по-простому, сказал: «Как я завидую вам… Вы всегда вместе с Александром Васильевичем, всегда, сообща, решаете все вопросы. А у нас…». Не говоря дальше ни слова, он махнул рукой, и я, до сих пор, помню, сколько расстройства было в его глазах.

А у нас, до сих пор, кому-то кажется, что у соседей-«настоящая политическая борьба». Кому-то хочется, чтобы так же было и у нас.

Смею заверить: пока у нас, в республике, у власти наш тандем, продолжающий самые лучшие традиции команды В.И.Чаптынова, наш регион будет оставаться хорошим примером не только для наших соседей, но и на федеральном уровне нас будут знать только с хорошей стороны, а в этом и есть залог нашего дальнейшего процветания.