Уважаемые коллеги депутаты!
Уважаемый Александр Васильевич!
Уважаемые приглашенные!

c_350_250_16777215_00_images_stories_2013_sessions_30_bel.jpgСегодня, мы открыли осеннюю сессию заключительного парламентского года депутатов V созыва.

В соответствии с действующим федеральным законодательством, очередные выборы депутатов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай состоятся не в марте, а в сентябре будущего года.

Новый политический сезон начался в нашей республике, как впрочем, и во всей стране, достаточно бурно.

8 сентября состоялись выборы в местные органы власти. В республике они имели масштабный характер, поскольку в Единый день голосования избирались главы восьми районов, в десяти муниципальных образованиях-главы поселений, депутаты районных советов и сельских поселений. В трех районах они впервые прошли по смешанной системе.

Проходившую в период предвыборной гонки борьбу простой не назовешь, ведь она шла в условиях продолжающейся политической реформы, когда число зарегистрированных партий постоянно росло. У нас эта цифра подошла к 30.

Давая оценку прошедшим выборам, мы, депутаты пятого созыва, понимаем, что это была, своего рода, генеральная репетиция перед сентябрьскими выборами 2014 года, когда будет избираться Глава РА и Парламент республики на новый, теперь уже, пятилетний срок. Отличительная черта приближающихся выборов еще и в том, что они станут завершающим этапом формирования исполнительной и законодательной ветвей власти региона. Вертикаль власти в республике будет сформирована, на ближайшее пятилетие.

В данном случае, уместно сказать, что законодателями республики проведена большая работа по подготовке правового поля, для важных и востребованных избирательных преобразований 2013 года. Принятая законодательная база позволила провести эти выборы на должном организационном уровне.

Хочу заметить, что начинающийся парламентский сезон будет непростым. Прежде всего, конечно, с точки зрения отношения к предстоящим выборам, со стороны каждого действующего депутата, поскольку возникает необходимость показать избирателю не только свою работу, но и всей команды, в целом, за прошедшие четыре года. При этом, с парламентариев никто не снимает главной задачи-активно работать над совершенствованием республиканского законодательства.

Надеюсь, что предстоящему разговору с избирателями нам поможет подготовленный аналитическим отделом сводный отчет о развитии нашего законодательства, за время существования Государственного Собрания, где отмечен вклад депутатского корпуса пятого созыва. Данный отчет даст комплексное представление о развитии законодательства. А процесс формирования правового поля республики, начатый в начале 90-х годов, простым не назовешь.

Парламентариям пришлось преодолеть немало проблем, с тем же, определением статуса субъекта. Но главную задачу всем нам удалось осуществить. Законодательство нашего субъекта достойно вписалось в правовое пространство нашей страны, во многом, опережает федеральное законодательство, отвечая на вызовы времени. Об этом говорила Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко в этом зале на выездном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, которое 28 июля проводилось впервые на нашей земле. Кстати, Валентина Ивановна именно у нас объявила старт Года культуры в России в 2014 году.

Говоря о деятельности депутатского корпуса, хочу особо отметить ряд инициатив, которые сработали на повышение значимости законодательного органа. Начну с Урока Конституции, который, в этом году, впервые прошел во всех школах страны. В нашем же регионе мы его провели четвертый раз.

Следует отметить, что четыре года работы по внедрению Уроков Конституции в образовательных учреждениях республики прошли не зря. Нам удалось главное-сдвинуть с "мертвой точки" вопрос повышения правовой грамотности. Если четыре года назад, урок Конституции проводили только депутаты, то, теперь уже, в его организации принимают участие депутаты всех уровней, представители органов исполнительной власти во главе с Главой республики, Председателем Правительства А.В.Бердниковым.

Этим составом Государственного Собрания была проведена большая работа накануне проведения Переписи населения 2010 года. Почему на уровне республиканского Парламента этому вопросу было уделено такое внимание? Да, чтобы достичь, в конечном итоге, единения алтайского народа, во время переписи. И это была далеко не пиар-компания, с участием Президиума Госсобрания, для получения каких-то «политических очков». Отстаивая единение алтайского народа, мы отстаивали единство всей Республики Алтай и ее республиканский статус. I-ый Съезд депутатов всех уровней Республики Алтай, проведенный по нашей инициативе, впервые за всю историю народного представительства, дал высокую оценку проведенной работе в этом вопросе.

Минувшие годы были непростыми, для нашей республики, её жителей. В условиях экономических и финансовых трудностей, для органов власти региона, задачей номер один было, да, впрочем, и сейчас, остается-не допустить сокращения расходов на социальную политику, обеспечить социальную защиту граждан. А для таких решений, необходима законодательная база. Так что, основные усилия Парламента–высшего законодательного органа республики были направлены на обеспечение законодательной базы, для реализации задач, поставленных в Посланиях Президента страны, а также в его майских Указах 2012 года. Мы смогли в полном объеме обеспечить законодательное обеспечение всех инициатив Главы РА, Правительства республики по вовлечению инвестиций. Это-и аэропорт, и дороги, и свободная экономическая зона, газификация, развитие агропромышленного комплекса и др.

В этом году мы впервые официально отмечаем Дни алтайского и русского языков, тем самым, воспитывая у жителей республики уважение к родным языкам. Не очень активно?! Да, но уроки Конституции тоже внедрялись с трудом.

Кстати, целенаправленная работа с федеральным центром позволила внести изменения в 44 статью Конституцию Республики Алтай, касающуюся регионального компонента. Надеемся, что эта поправка сыграет положительную роль в системе формирования этнокультурного мировоззрения у подрастающего поколения.

Мы также пришли к пониманию того, что Алтай является уникальным регионом культурно-исторического и природно-рекреационного значения. Что не только экономика, но и, в такой же степени, культура может определить самодостаточность, того или иного, субъекта Российской Федерации. На мой взгляд, это имеет принципиальное значение во всем нашем дальнейшем развитии.

Идея Президента России В.В.Путина о создании евразийского союза была поддержана нашим Парламентом, мы стали инициаторами обращения ряда законодательных Собраний зауральских регионов России, общественных и творческих деятелей по созданию Евразийского Союза, с укреплением единства культурно-исторических и духовных начал. Документ был назван «Евразийская декларация». Именно она явилась основой обсуждения на вышеназванном выездном заседании Комитета Совета Федерации.

Депутаты Государственного Собрания ежегодно утверждают главный республиканский документ-Бюджет Республики Алтай. Общие расходы республиканского бюджета на 2013 год составляют 10,5млрд.руб., из них более 8,0млрд.руб., или 85%, направляются на обеспечение первоочередных и социально-значимых расходов. Как и в прежние годы, бюджет республики является социально-ориентированным.

Говоря о бюджете этого года, можно сказать, что нам удалось главное-изыскать финансовые средства на реализацию указов Президента страны по повышению заработной платы работников нашей бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, культработникам и другим.

Важнейшая, для нас, тема–экология. Мы-счастливые обладатели богатейших водных и рекреационных ресурсов.

Сегодня, жители Алтая стараются сохранить прекрасную, уникальную природу, без глобальных потерь.

Депутатский корпус, понимая ценность Алтая, совместно с исполнительной властью разных уровней, старается его сберечь. Одним из приоритетных направлений деятельности Парламента является совершенствование республиканского законодательства именно в этой сфере, пожалуй, самой востребованной нашим населением.

Кстати, не так давно был проведен Правительственный час на тему: «Об исполнении Закона Республики Алтай «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай».

В то же время, я не могу не отметить, что, в результате позитивного процесса развития сети особо охраняемых природных территорий Республики Алтай и принятия закона «О нематериальном наследии», который в стране является пионером, Алтай занимает ведущее место в нашей стране, по показателю насыщенности природными охраняемыми территориями и объектами.

Наличие четырех фракций в Парламенте объективно отражает общественно-политические интересы общества. Мы живем в многопартийной стране. Многопартийность предопределяет, прежде всего, многовариантность, разноплановость мнений и решений. Не должно быть диктата только одной партии. Мы это проходили. В этом контексте, естественно наличие представительства разных партий, каждая из которых представляет интересы и мнения разных представителей общества, народа.

В Парламенте мы создали новую структуру–Совет руководителей фракций. Перед каждой сессией, сообща, обсуждаем подходы по решению важных, для республики, вопросов, стремимся приходить к консолидированному решению, находим консенсус. Ведь политика–это искусство возможного. А если не будет разных точек зрения, то сложно принять правильное решение. Да, порой, сильна политизация. Но на то мы и политики, чтобы находить взаимопонимание, учитывать все интересы. При наличии дискуссии, порой, острой дискуссии, мы вырабатываем уровень политической и фракционной культуры. В многопартийном обществе должен нарабатываться высокий уровень политической культуры. Это все предопределено руслом демократических преобразований.

Главное, для нас, важно и дальше укреплять межфракционное взаимодействие. Это-очень важное достижение нашего созыва, и только от нас зависит, насколько оно будет развиваться и какие плоды принесет.

В этом году, Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай вынесло на суд общественности ежегодный доклад «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2012 году». Данный вид деятельности стал неотъемлемой частью работы Парламента в процессе повышения эффективности и правового регулирования общественных отношений.

Мы должны усилить парламентский контроль над процессом исполнения законов, осуществлять постоянный мониторинг состояния законодательства, всемерно поддерживать сложившиеся парламентские традиции. Плодотворные связи с Главой РА. А.В.Бердниковым, Правительством и другими субъектами права законодательной инициативы должны способствовать повышению эффективности публичного управления.

Уважаемые коллеги!

Как я уже говорил нам предстоит очень непростой заключительный год работы. На повестке дня стоит разработка и утверждение бюджета республики на 2014 год, самого сложного, за последние десятилетие. Нам также необходимо будет принять реальный план работы на 2014 год. Ведь наша главная беда в том, что мы хотим сделать все и сразу, в итоге, хронически не выполняется план законотворческой деятельности–до сих пор, в стадии разработки законы об отгонном животноводстве, о молодежной политике…

Необходимо добиваться, чтобы все вновь принимаемые нами акты отмечались высоким качеством и, строжайшим образом, соответствовали федеральному законодательству. Все это потребует от нас предельной концентрации и ответственности.

Призываю всех, в будущем, сдерживать эмоции, действовать взвешенно и конструктивно. Гражданское согласие–это цель и, одновременно, средство достижения многих целей в экономике, политике, культуре, общественной жизни.

Благодарю за внимание.