Дорогие земляки!

20 лет назад, 12 декабря 1993 года, путём всенародного референдума сам народ, напрямую, с осознанием высокой ответственности, перед нынешним и будущим поколениями, принял, в качестве высшего закона страны, Конституцию независимого государства Российской Федерации.

«Конституция, провозгласив высочайший статус прав и свобод граждан, ценности федерализма и сильного государства, стала надежным фундаментом, для развития страны»,–было подчеркнуто в приветствии Президента России Владимира Путина к участникам торжественного заседания обеих палат Федерального Собрания 9 декабря 2013 года.

Этот судьбоносный документ, отразивший волю и решимость народа, определил дальнейший путь прогресса и совершенствования нашего общества и государства. Благодаря Конституции России, регионы стали полно- и равноправными субъектами федеративного государства.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_publishspeech_belekov_belekov.jpgНеобходимо помнить, что принятию Конституции предшествовали непростые годы, период поиска конкретных ответов на вопросы: какой общественный строй и система государственности нам нужны; в рамках какой политической системы и социальной обстановки мы хотим видеть будущее общества и государства; каким образом нам реализовать права народов России.

Поэтому Конституция Российской Федерации принята в своеобразных условиях сложных национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, иногда доходившего до вооруженных конфликтов, в ситуации, когда общество отказалось от «прошлого», но еще не вступило в «будущее». В ней есть, может быть, не совсем удачные формулировки и конструкции. Но ведь, ни одна конституция не является совершенной. Неурегулированность, тех или иных, общественных отношений основным законом нельзя считать его недостатком и даже конституционным пробелом. Являясь основой основ, конституция не может мельчить.

В Конституции России провозглашены правовые основы независимого государства, неприкосновенность ее территории, форма государственности, сущность и задачи государства, права и свободы человека и гражданина, защита национальных целей и интересов, государственного языка, официальные символы, цели внутренней и внешней политики, экономические, политические, социальные и культурные основы общества и государства.

Федеративная форма государственного устройства, закрепленная в Конституции, наиболее полно отражает приоритет интересов и защиту прав разных народов России, а также позволяет в полном объеме объединять усилия, во имя достижения общих целей. Именно в единстве многообразия народов сила и мощь нашего государства.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 01.10.1993г. №1557 и от 11.10.1993г. №1626, в день референдума были проведены и выборы депутатов обеих палат Парламента России.

Первым составам Государственной Думы и Совета Федерации предстояло осуществить работу по наращиванию конституционного «каркаса» развивающими законодательными нормами.

Среди значимых успехов Государственной Думы первого созыва можно считать нормативное регулирование бюджетных отношений. Начиная с 1995 года, бюджет на следующий год принимается вовремя–перед началом финансового года. В результате этого, процесс бюджетного планирования в стране вошел в нормальное организационное и правовое русло.

В непростой политической ситуации был принят пакет законов, посвященных реализации политических прав граждан. Это-федеральные законы об основных гарантиях избирательных прав граждан, о выборах Президента, депутатов Государственной Думы, о формировании Совета Федерации, о местном самоуправлении, о референдуме, о профсоюзах.

«Российская парламентская система—это не только палаты федерального Парламента–Государственная Дума и Совет Федерации. Важной особенностью России, как огромного федеративного государства, является двухуровневая парламентская система, поскольку, помимо федерального Парламента, в 83 субъектах Федерации действуют свои региональные парламенты, которые, за два десятилетия, приняли около 160 тысяч региональных законов. Развитие регионального парламентаризма должно стать одним из магистральных путей развития нашей Федерации, на обозримый период».

Так обозначила место и роль регионов в развитии парламентаризма в России Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственность алтайского народа имеет длительную историю. В ней были и периоды затишья. Возрождение процесса формирования самостоятельного публичного образования в составе федеративного государства было положено на прошедшей 24-25 октября 1990 года сессии Горно-Алтайского Совета народных депутатов с принятия Декларации о государственном суверенитете.

Значимым в становлении молодой республики и формирования ее органов является Указ Президента Российской Федерации от 09.10.1993г. №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Республике Алтай». Основываясь на его положениях, Верховный Совет Республики Алтай принял Постановление от 14.10.1993г. №1-10, согласно которому высшим представительным и законодательным органом Республики Алтай является Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай.

12 декабря 1993 года с избранием депутатов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай завершилось формирование представительного органа власти Республики Алтай, и было положено начало развитию регионального парламентаризма нового типа. Этот путь начался с формирования системы органов государственной власти республики. Принятие основополагающих законов и постановлений, образование конституционной комиссии стали серьезной проверкой на политическую прочность, для молодого Парламента Республики Алтай.

Депутатам Республики Алтай, как и коллегам в других субъектах новой России, пришлось работать в сложных политических и социально-экономических условиях: законодательно обеспечивать совместно с исполнительной властью выплаты зарплат, детских и иных пособий, гарантии льгот и т.д., максимально соблюдая принципы справедливости, выбирая приоритеты, реагируя на митинги и протесты. Именно тогда закладывались законодательные основы социальной политики республики.

В начале своей деятельности у депутатов республики не было опыта полноценной законотворческой работы. Им пришлось столкнуться со многими трудностями. Но у них были примеры беззаветного служения своему Алтаю. Так, интересы своего народа в Государственной Думе Российской Империи представлял Даниил Тобоков. Это-уникальный человек, которые смог пройти уездный и губернские этапы выборов, для того, чтобы народ Алтая был представлен в начале XX века в высшем законодательном органе России. Он, фактически, был непосредственным участником становления парламентаризма в истории нашего государства.

Говоря о становлении республики, надо говорить и о тех, кто всего себя отдали на служение народу, на формирование автономии, на развитие государственности, на отстаивание интересов Алтая. Это Г.И.Чорос-Гуркин, И.С.Алагызов, П.А.Сары-сеп Конзычаков, Чагат-Строев, Н.М.Киселев, Ч.К.Кыдрашев, М.В.Карамаев, В.И.Чаптынов, В.И.Петров, Д.И.Табаев, С.С.Тюхтенев и другие видные общественные деятели.

Повышение статуса автономной области до автономной советской социалистической республики в составе РСФСР–это закономерный итог деятельности государственников нашего региона.

Трудно переоценить значение депутатов первых созывов в развитии республиканского законодательства. Именно они начинали закладывать прочную правовую основу парламентаризма и депутатской ответственности, которые стали неотъемлемым условием работы народных представителей всех последующих созывов.

Хочу подчеркнуть, что они проделали огромную работу, начинали с чистого листа.

Главным итогом их работы является успешно выполненная основная задача законодательной власти–создание нормативно-правовой базы Республики Алтай.

В этот период, были приняты основополагающие законы, в первую очередь, Конституция Республики Алтай, что определило государственно-правовой статус республики, ее административно-территориальное деление, формы участия граждан в деятельности республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления. И главное, она явилась фундаментом конституционных основ статуса Республики Алтай, как полноправного субъекта Российской Федерации.

Народным избранникам пришлось работать, в условиях отсутствия федерального законодательства, на опережение. Анализируя результаты деятельности депутатов первых созывов, считаю недопустимым делать упреки в некомпетентности и местечковости. То обстоятельство, что, в последующем, Парламент приводил многие свои законы в соответствие с федеральными актами, как раз, и говорит о живости, мобильности регионального законодателя. Опираясь на опыт правового регулирования сходных общественных отношений в разных регионах, федеральный Парламент принимал и принимает унифицированные акты. Таким образом, депутаты Республики Алтай шли не на противоречия, они стремились законодательно защитить важные общественные и статусные отношения.

Ярким примером солидарности депутатов всех политических партий в Парламенте послужило совместное заявление фракций о недопустимости упразднения Республики Алтай на митинге осенью 2006 года.

Деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай направлена на позиционирование республики, как полноправного субъекта Российской Федерации.

В настоящее время, мы продолжаем традиции предшественников, вносивших новизну в федеральное законодательство. Так, наша республика является единственным регионом, в котором принят закон, регулирующий отношения в сфере нематериального культурного наследия. На базе нашего закона, проходит широкое обсуждение возможного проекта федерального закона.

В числе первых мы стали практиковать мониторинг законодательства. Ежегодно готовится доклад по этому вопросу, что существенно влияет на качество законотворческого процесса.

Последние 4 года, по инициативе Парламента, депутаты республики всех уровней ежегодно проводят уроки Конституции в школах республики. В правовом просвещении наших старшеклассников принимают активное участие члены Правительства. С этого года, уроки Конституции стали проводиться во всех субъектах России.

Депутатский корпус республики всех созывов составляли, в абсолютном своем большинстве, реально мыслящие ответственные люди. В итоге, Парламент Республики Алтай стал действенной площадкой, для профессионального и конструктивного диалога между народом и властью. По данной теме в ноябре 2012 года мы провели I Съезд депутатов Республики Алтай всех уровней.

За прошедшие 20 лет, с первого созыва, в Парламенте республики прошли становление многие ныне действующие политики. Эти стены стали трамплином, для людей неравнодушных к проблемам людей, для тех, кто думает о народе, о своей малой Родине–Алтае.

В 90-ые годы депутаты, непосредственно, принимали участие в создании правовых условий по выходу республики из очень сложной политической и экономической ситуации, сложившейся в стране. В этот период, приобретался колоссальный опыт работы депутата, как аналитика, прогноста, переговорщика.

Правила работы Парламента, сложившиеся 20 лет назад, действуют и сегодня. В основе деятельности Государственного Собрания неизменным остаются принципы разграничения компетенции между Правительством и Парламентом, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, конструктивизм и уважение, во имя сохранения стабильности, для решения всех жизненных проблем населения.

Следуя общероссийской тенденции, выдерживая единую государственную политику социальной направленности, Парламент Республики Алтай приоритетными направлениями своей деятельности считает регулирование широкого спектра социальных отношений. Все возможности, предоставленные федеральным законодательством, мы используем сполна. Несмотря на превалирование расходов на социальные нужды, в бюджете республики на соответствующие годы, нам, пока, не удается решить все проблемы населения. Поэтому мы стремимся законодательно закрепить адресный характер мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Сегодня, наступают напряженные времена, и мы должны быть едины, не позволяя нарушать политическую стабильность в регионе, вне зависимости от партийной принадлежности и личных взглядов.

На юбилейном собрании в Государственном Академическом Большом театре, посвященном 20-летию принятия Конституции Российской Федерации, отмечалось, что «в современной ситуации, роль законодательных органов власти регионов будет только возрастать. Без соответствующей региональной законодательной базы, нам не создать, по-настоящему, благоприятного инвестиционного и делового климата, не обеспечить на местах активное развитие образования, здравоохранения и культуры, укрепление гражданского мира и согласия».

Деятельность Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай ориентирована на обеспечение стабильности и преемственности в работе Парламента и, вместе с тем, на решение новых сложных задач, вызванных требованиями времени. Это позволило значительно повысить результативность законотворческой деятельности и законодательного процесса в целом. В частности, в сфере государственного строительства, защиты конституционных прав граждан, в сфере экономической политики, бюджетного, налогового и финансового законодательства, а также реформирования социальных отношений, повышения уровня жизни населения и решения наиболее острых социальных, экономических и экологических проблем, проблем традиционных форм хозяйствования и жизнедеятельности коренного населения.

Сегодня, основная часть законотворческого процесса проходит в комитетах. В результате всестороннего обсуждения всех тонкостей законопроектов на рабочих группах и заседаниях комитетов, на пленарных заседаниях, мы рассматриваем проект, уже без внесения больших, принципиальных изменений, что, конечно же, экономит время и силы. Если же деятельность органов государственной власти основывается на теории разделения власти, то деятельность комитетов построена на разделении по направлениям деятельности.

Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай, выполняя функции представительного органа, старается всесторонне отстаивать интересы своих избирателей.

Все предшествующие годы, человечество стремилось открыть новые возможности человека и природы. Технологический прогресс стабильно развивается, но в тени остались вопросы защиты природы, поддержания ее в надлежащем виде. Увеличивающаяся, с каждым годом, антропогенная нагрузка на природную, историческую и культурную уникальность Алтая требует к себе самого пристального и глубокого внимания законодателей.

Сегодня, необходимо объединение усилий всех, для того, чтобы передать своим потомкам это хрупкое наследие–естественность природы республики. В этой связи, с сожалением констатирую факт, что нам не удалось отстоять защиту интересов горных территорий в рамках принятия соответствующего федерального закона. Учитывая, что Алтае-Саянская горная система является всемирным водоразделом, считаю, что федеральный закон нам необходим.

В целях координации своей деятельности, взаимного обмена оперативной информацией между Парламентом и представительными органами муниципальных образований, осуществляет свою деятельность постоянно действующий Совет представительных органов муниципальных образований городского округа и районов.

Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай тесно сотрудничает с законодательными органами других регионов, с учебными заведениями, с общественными и международными организациями. В целом, заключен 31 договор. Один из договоров подписан в рамках деятельности международного координационного совета «Наш общий дом–Алтай». Смысл заключения межпарламентских соглашений заключается в обмене опытом, а главным является взаимная поддержка региональных законодательных инициатив в Государственной Думе Российской Федерации. Госсобрание уже вносило несколько проектов федеральных законов, воспользовавшись своим правом законодательной инициативы в нижней палате Федерального Собрания. В этой работе существенную роль играют сенаторы Республики Алтай, но поддержка наших коллег–региональных парламентариев, не будет лишней.

В действующем Парламенте представлены 4 политические партии–«Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия», а также независимые депутаты. Уверен, что элементы многопартийности, наличие оппозиционного ресурса объективно обеспечивают необходимое в интересах граждан разнообразие мнений и критическое восприятие принимаемых решений.

Большой общественный интерес вызывают конференции, проводимые в стенах Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. Считаю, что было важным проведение конференции, в преддверии всероссийской переписи населения–«Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай» консолидировавшей1 алтайский народ. Все это было направлено на упорядочение внутринациональных и межнациональных отношений. Правильность наших действий подтверждается словами Владимира Путина о том, что «сейчас особенно значимы активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обеспечить выполнение новой Стратегии государственной национальной политики, разумеется, с учётом специфики и особенностей территорий», которые были озвучены на заседании Совета по межнациональным отношениям в г.Уфе.

Подводя промежуточный итог деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай за 20 лет, можно уверенно сказать, что высший законодательный орган Республики Алтай, как основа государственности народов республики, состоялся. В этом есть заслуга каждого депутата каждого созыва. И, сегодня, мы говорим всем депутатам большое спасибо за позицию по базовым вопросам о суверенитете, об образовании республики, о формировании органов власти, о защите интересов народа.

Убежден, что, только при сильном Парламенте, может быть эффективное Правительство. Именно на таком тандеме основывается стабильность всей системы власти в Республике Алтай.

Уважаемые друзья!

Искренне поздравляю всех с 20-летием Конституции Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

Благодарю за внимание!