Уважаемые депутаты!
Сегодня, мы проводим завершающую сессию депутатов Республики Алтай 5 созыва.
Анализируя депутатскую деятельность, мы можем смело утверждать, что этот состав справился с поставленными задачами. Парламент закрепил свои позиции самостоятельного органа власти в деле отстаивания интересов наших избирателей.
После выборов в марте 2010 года, депутатский корпус был обновлен, практически, на 70%. Пришли новые, перспективные политики. Качественный состав от этого, ничуть, не пострадал. Свидетельством этого является то, что 5 из 6 председателей комитетов сменилось, а это не отразилось на работоспособности Парламента. Более того, период адаптации депутаты 5 созыва прошли уже к концу первого года.
Благодаря глубокой серьезной проработке всех вопросов на заседаниях комитетов, сессии стали проходить более организованно, без излишней политизированности. Аппарат ГС-ЭК РА смог работать стабильнее, нареканий, со стороны депутатов, стало на порядок меньше.
За 4 года было проведено 35 сессий, на которых было рассмотрено 645 вопросов. По этим вопросам принято 1 539 документов, из них 384 закона и 1 140 постановлений. Среди законов базовыми являются 94 закона, 275 закона-о внесении изменений в действующие акты и 15 законов-о признании утратившими силу некоторых законодательных актов.
За этот период, между парламентариями, политическими партиями установились деловые партнерские отношения.
Самое главное-при существующей разности политических взглядов, отношений между депутатами, партиями, депутатский корпус пришел к рациональному алгоритму взаимоотношений. Успешно и конструктивно работает Совет партийных фракций, т.е. созданы условия, для работы всех представленных политических партий.
Все решения принимались в интересах жителей, для поступательного развития экономики республики, в первую очередь, это касается бюджета. Мы ввели в практику "нулевое" чтение проекта бюджета республики, начали привлекать общественные организации и продолжили практику совместного рассмотрения проекта бюджета в комитетах и комиссиях.
Мы, в полную силу, заявили о себе, как о зрелом Парламенте на федеральном уровне, о чем говорят:
-проект федерального закона о нематериальном культурном наследии;
-инициатива принятия Декларации о Евразийском союзе;
-поправка в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в части касающейся регионального образовательного компонента;
-на нашей земле дан старт Году культуры в России 2014 году;
-проведение в 2013 году выездного заседания Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике СФ ФС Российской Федерации и приезд В.И.Матвиенко, которая поддержала нашу идею о принятии федерального закона о нематериальном культурном наследии;
-проведение, впервые в истории, I-го съезда депутатов всех уровней.
Кроме законотворческой деятельности, депутатский корпус проводит и работу по восстановлению исторической памяти.
По инициативе депутатов:
-открыта мемориальная доска в память о первом депутате от Алтая в Государственной Думе Российской Империи Данииле Михайловиче Тобоеве;
-проведены юбилейные мероприятия, в честь М.В.Карамаева, Ч.К.Кыдрашева. На сегодняшний день, идет работа по подготовке к юбилею В.И.Чаптынова.
В этом созыве нами введены следующие новации:
-ежегодно в День знаний депутаты проводят Урок Конституции. Этому новшеству уже 4 года, хотя в России, в общероссийском масштабе, подобные уроки начали проводить только с 2013 года;
-в сентябре-октябре депутаты провели урок Крыма.
Продолжилась практика развития межпарламентских связей. За истекший период, заключено 21 соглашение, в т.ч. с органами местного самоуправления и научными и учебными заведениями. Смысл подписания межпарламентских соглашений заключается в обмене опытом и взаимной поддержке. В данном направлении уже у нас перенимают опыт работы, подходов к рассмотрению проблем жизнеобеспечения населения и социально-экономического развития республики.
Окончательно покончено с противостоянием между законодательной и исполнительной ветвями власти. Есть мнение, что, при этом, Парламент потерял самостоятельность, стал ручным. Мы полагаем, что, в любом случае, переговоры, конструктивный диалог всегда лучше взаимных упреков и нарастания нерешенных проблем. Худой мир, лучше доброй войны, не так ли? К тому же, как было отмечены выше, большая часть разногласий между Парламентом и Правительством снимаются именно в ходе работы комитетов на рабочих группах и заседаниях.
Отдельно хотел сказать о критической статье в адрес Парламента уважаемого Д.И.Табаева. Если совсем коротко, то его взгляд–это ностальгия по парламентской республике, которая была у нас 23 года назад. В декабре 1993 года в России была принята действующая Конституция, и не только мы, а все регионы приводили региональные базы законодательства в соответствие с федеральным. Мы, хотя и на дальних рубежах России, но должны, а может быть, и вдвойне обязаны соблюдать законодательство государства.
Парламент стал более открытым, для избирателей. Прежде всего, это он-лайн трансляции сессий. Продолжена работа по широкому информированию жителей республики по ТВ, радио, посредством республиканских и районных газет и всемерную сеть (Интернет). Ежемесячно депутатами проводятся прием граждан, помимо чего, на сайте ГС-ЭК можно обратиться к Председателю Парламента, да и к любому депутату через интернет-приемную.
Одним их исключительных полномочий Парламента является контрольная функция.
Во исполнение этого, полномочия депутатами практикуется:
-отчеты Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай,
-отчеты Министра МВД России по Республики Алтай,
-доклады Прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов, Уполномоченного по правам человека;
-отчеты Контрольно-счетной палаты РА.
К тому же, перед каждой сессией проводятся Правительственные часы.
Все это направлено на информирование населения о действиях власти.
Считаю, что, в целом, Парламент Республики Алтай свои конституционные обязанности выполнил, и потому, благодарю всех, без исключения, депутатов за четырехлетнюю работу в высшем представительном и законодательном органе нашей Республики!