Уважаемые участники Международной научно-практической конференции!

От имени Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, от всего многонационального народа Республики Алтай, горячо и сердечно приветствую всех участников нашего форума!

Проведение подобной международной конференции на древней, священной земле, в столице Сибирских Афин, считаю неслучайным. Этому сопутствуют знаковые события: 410-летие основания г.Томска, 210-летия образования Томской губернии и 70-летие Томской области.

С этой высокой трибуны отрадно отметить: многовековая история связывает Республику Алтай с Томской землей. Предки современных алтайцев, к моменту появления в Сибири русских, кочевали по всей огромной территории.

После разгрома хана Кучума дружиною Ермака, начался активный процесс "прирастания Русского государства Сибирью". Первые томские воеводы Писемский и Тырнов проявили завидную мудрость и дальновидность в "приискании новых земель", в приобщении "таможенных народов" к Русскому государству. Именно "лаской и приветом" им удалось привести в 1609 году "под высокую государеву руку" правителя Большого Телеутского Улуса Абака. Последующие правители г.Томска использовали удачный опыт невоенного территориального прирастания" России, весь XVII век они направляли усилия на мирное вхождение алтайских кочевников в состав Российской Империи, принятию русского подданства.

С образованием в Сибири новой административно-территориальной единицы-Томской губернии, земли, занимаемые алтайскими кочевниками, вошли в состав Бийского уезда Томской губернии. Таким образом, Томская губернская администрация, на всем протяжении XIX века, строила свою политику в отношениях с местным населением, на принципах невмешательства в его жизнь, сдерживая, в меру сил, колонизацию края. До 1917 года территория нынешней Республики Алтай входила в состав Бийского уезда Томской губернии.

Томская губерния, по масштабам своей территории, в это время, занимала главное место в Сибири. На рубеже XIX-XXв.в., возрастает интерес томской передовой общественности к южной окраине Западной Сибири-Алтаю, входившему, в то время, в состав Томской губернии. На Алтай снаряжались неоднократно экспедиции ученых Г.Н.Потанина, В.В.Сапожникова, жившего в г.Барнауле, краеведа В.И.Верещагина и др. Важную роль в развитии художественно-эстетических и культурно-идеологических процессов на Алтае сыграло знакомство лидера сибирского областничества Г.Н.Потанина с художником Г.И.Чорос-Гуркиным. Их объединяла не только большая любовь к Алтаю, но и общие жизненные позиции, идеалы, нравственные принципы.

Сибиряки-патриоты, в первую очередь, попытались подсказать российскому обществу, как обустроить Сибирь. Главным пунктом этих подсказок был довод о том, что сибирское общество формировалось, на основе взаимовыручки, зависимости и взаимосвязи, по принципу "каждого—с каждым".

Возвращаясь к тематике нашей конференции, хотелось бы отметить о том, что, с наряду с чисто теоретической эволюцией идеи, евразийство имело и практическую направленность, в плане оценки конкретного опыта освоения Россией территории за Уралом, прежде всего, Сибири. Процесс этот, до недавнего времени, трактовался, как взгляд с запада на восток, как пространственное распространение западной цивилизации в северо-восточный угол Евразии, приобщение к более прогрессивной европейской культуре аборигенов региона.

Во второй половине XIXв. оформляется альтернативный подход к проблеме освоения (колонизации) Сибири, которую, условно, можно назвать взглядом “с востока на запад”. Ее разрабатывали сторонники сибирского областничества, как системы взглядов части местной интеллигенции на прошлое, настоящее и будущее региона, как специфической области в составе российского государства, а также общественно-политическое и культурное движение, пытавшееся пропагандировать эти взгляды. Оно проделало длительную эволюцию, развивая, на разных этапах своей истории, концепцию территориальной самостоятельности Сибири во главе с областным представительным органом (думой), наделенным комплексом полномочий, аналогичных компетенции штата в федеральной система США.

Вопрос о евразийских аспектах областничества получает права научного «гражданства». Кроме того, в последнее время, проблема евразийства находит свое развитие и как один из вопросов собственно истории Сибири. Есть все основания, чтобы понимать Сибирь не формально-географически, как азиатский регион, а именно в историко-цивилизационном плане–как регион евразийский, где русские и другие европейские этносы, в социо-культурном взаимодействии, встретились с этносами азиатскими.

Уважаемые участники конференции! Евразийская идея, сегодня–это цивилизационная парадигма гигантского субконтинента Евразии. Она прошла путь от накопления частных идей евразийской направленности, в исторической практике великих евразийских держав, до осмысления и концептуального оформления целостной евразийской цивилизационной концепции в отечественной исторической и общественно-политической мысли. Главным выразителем ее стал Лев Николаевич Гумилев. О чем на конференции будет специальный доклад.

В целом, евразийская идея представляет собой исторически развивающийся комплекс положений, концепций, взглядов, трактующих сущность российской государственности, культуры и цивилизации, как единство в многообразии, уникальный социо-культурный синтез традиций и интеграции народов Евразии, превращающих Россию в самостоятельный центр силы.

И сегодняшнее наше мероприятие является продолжением I-го Международного Гумилевского форума, прошедшего в г.Горно-Алтайске в июле 2004 года, I-ой Международной научно-творческой конференции "Единое пространство культуры Евразии" в г.Якутске в декабре 2011 года, дальнейшим развитием темы послужило проведение научно-творческой конференции "Алтай в цивилизационном пространстве Евразии" в марте 2013 года в г.Горно-Алтайске.

Во всех конференциях главной идеей звучала мысль о дальнейшем развитии и продолжении духовных ориентиров, в разрезе идей евразийства, но, уже теперь, в начале XXI века. Сегодня, как никогда, становится востребованной идея о глубинном единстве и духовном родстве народов Евразии. В конце 2012 года мы, руководители ряда сибирских законодательных Собраний, общественные и творческие деятели обратились к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с письмом, в котором выразили поддержку создания Евразийского Союза, с укреплением культурно-исторических и духовных начал. Документ был назван "Евразийская декларация".

Сегодня, в условиях корректировки геополитического курса России, наш форум приобретает особое значение.

Еще раз, приветствую участников конференции и желаю всем успешной и плодотворной работы.

Спасибо за внимание!