Уважаемые друзья!

c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_interbelek.jpgМы рады приветствовать, от имени алтайского народа, вас, тюркских братьев и хозяев этого замечательного форума-азербайджанских сородичей, в течение многих веков, очарованных синевой Каспийского моря и проживающих на западных границах тюркской Ойкумены. Азербайджан-родина многих духовных лидеров тюркских народов, среди которых и Низами, мыслитель и поэт-правдолюбец средневековья, гений, равный мастерам древнего слова Гомеру, Вергилию, Данте. В вашей стране большое количество прославленных талантов современности.

Мы с огромным уважением относимся к Кара Караеву, творчество которого переняло эстафету поэтов прошлого, о чем свидетельствуют его симфонические произведения «Лейла и Меджнун», «Семь красавиц» и многие другие.

Мы же привезли с собой голос ветра гор благословенного Алтая, т.к. в протяжных алтайских песнях есть одна нескончаемая мелодия; это-благословение своей земли-Алтая, золотой колыбели народов, ушедших и пришедших, а также вечно живущих там. Все духовное наследие алтайского народа очень толерантно. В эпических сказаниях говорится о том, что на алтайских просторах паслись разномастные стада и табуны, которые лик месяца закрывали. Жили разноязыкие народы, которые лик солнца закрывали. В алтайских сказаниях сохранились коды сказаний всех тюркских народов, в т.ч. есть древние основы сюжета о великом азербайджанском герое Кер-оглы в эпосе об Алып-Манаше. В алтайском и азербайджанском текстах нашли яркое отражение духовно-нравственные представления, выступающие одним из внешних проявлений культурного облика каждого народа.

Мы благодарны первому Президенту Азербайджана Гейдару Алиеву, который, в советское время, будучи депутатом от Алтая, проложил самый большой мост в Сибири через р.Обь, образовавшуюся от слияния алтайских р.р.Бия и Кадын (Катунь). Не в этом ли символ связи, на новом витке времени, азербайджанского народа с алтайским и проявление единства древних корней огузской и кыпчакской ветвей тюрков.

В свое время, незабвенный тюрколог Л.Н.Гумилев, подчеркивая особую роль древнего Алтая в системе всех тюркских народов, писал о том, что «языки, ныне называемые, тюркскими, сложились в глубокой древности, а народ «тюркютов» возник в конце V века, вследствие этнического смешения, в условиях лесостепного ландшафта, характерного для Алтая и его предгорий. Слияние пришлого и местного населения на Алтае оказалось настолько полным, что через 100 лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью или тюркютами».

В кризисный период распада Советского Союза, в 1996 году, по инициативе Республики Алтай, впервые на государственном уровне, была отмечена дата создания Первого Тюркского каганата-1450-летие, что получило хороший резонанс у всех тюркоязычных народов нашего огромного тюркского пространства.

В сознании нашего народа Алтай-это вход в будущее, т.к. именно здесь формируются контуры будущей историко-духовной культуры, на основе выработанных вековых традиций наших предков, сохраненных в разных пластах современной культуры. Поэтому мы считаем, что Алтай–это не только историко-географическое место прародины тюрков, но и золотая колыбель, в которой, из века в век, передавались сокровенные знания духовных ценностей всех тюркских народов.

Общеизвестен факт, что на Алтае найдено более сотни рунических надписей и каменных изваяний древнетюркской эпохи, вековых свидетелей сложения в Центральной Азии тюркского мира. Да, именно на Алтае, в широком понимании этого региона, зародилась древнетюркская цивилизация, а многие современные тюркские народы ведут свое происхождение с Алтая. Ныне, здесь, проживают алтайцы, потомки тех древних племен, которые закладывали основу тюркского мира. В их родовой структуре присутствуют все названия тех древних племен, а в культуре-традиции и обычаи того отдаленного времени.

Неслучайно, в 2012 году в г.Астане на совместном заседании национальных комитетов ЮНЕСКО-стран ТЮРКСОЯ мы вошли в число инициаторов, выступив с предложением о внесении древнетюркских рунических памятников в Список объектов, для включения в Программу ЮНЕСКО «Память мира».

Древнейшие памятники письма, оставленные нашими предками на скалах, являются бесценными сокровищами не только алтайского народа, но и всех тюркоязычных народов. Лаконичные строки доносят до нас язык, звучавший в раннем средневековье в долинах алтайских рек, поэтому так важно сохранить древнейшие записи тюркской речи.

Памятники тюркского рунического письма VIII-XIв.в. к настоящему времени, представляют собой довольно значительную по объему и ценную в лингвистическом и историческом отношении часть обширного письменного наследия тюркоязычного мира. Несколько сотен надписей, написанных тюркским руническим письмом на скалах и камнях, а также частью на предметах обихода, были открыты в Монголии, на территории всей Южной Сибири, в Китае, Казахстане и Киргизии. Бесспорно, что наиболее изученными являются всемирно известные орхонские рунические памятники. Далее, на западе, по всей степной территории Евразии, вплоть до Венгрии, также найдены сотни надписей, сделанных подобной письменностью и, до сих пор, еще нерасшифрованные.

Конечно же, мы отдаем огромную дань уважения первооткрывателям памятников рунического письма на Алтае и сопредельных его территориях: В.В.Радлову, Н.А.Баскакову, В.Д.Кубареву, И.Л.Кызласову, С.Г.Кляшторному и многим другим исследователям-тюркологам. Работа по фиксации и изучению древнетюркских текстов на Алтае, особенно, оживилась, в последние годы. На территории Горного Алтая происходят важные открытия все новых и новых памятников рунического письма. Рунические надписи, которые были найдены в 2002-2006г.г. археологами В.Д.Кубаревым и В.А.Кочеевым в Кош-Агачском и Усть-Канском районах, на сегодняшний день, являются одними из самых больших и хорошо сохранившихся текстов не только на Алтае, но и в Южной Сибири, в целом.

В сегодняшних условиях, нет важнее задачи, чем зафиксировать и сохранить, для науки, бесценные памятники рунического письма. Ведь многие надписи уже безвозвратно потеряны, из-за взрывных работ, при строительстве дорог, обвалов скал и камней, при землетрясениях, или им нанесен непоправимый ущерб современниками.

Рунические памятники распространены, в основном, в центральных районах Горного Алтая. Основная масса надписей сконцентрирована в долинах рек. Гора Калбак-Таш в Онгудайском районе–это уникальный историко-культурный памятник не только нашей республики, но и России, в целом. Калбак-Ташские надписи, состоящие из 29 строк, являются крупнейшим в Южной Сибири скоплением надписей в одном месте. Стеллы Бар-Бургазы и эпитафия на гор.Кургак, надписи долины Бичикту-Боом, надписи на предметах–это только некоторые из наиболее значительных составляющих корпуса рунических надписей Алтая.

В этой связи, мы считаем, что совместное предложение несколькими странами: России (Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия), Кыргызстана, Казахстана, Монголии по внесению древнетюркских рунических надписей в число охраняемых ЮНЕСКО памятников будет достойным вкладом потомков древних тюрков в человеческую сокровищницу.

Мы готовы поддержать и присоединиться и к другим заявкам по объектам культурного наследия тюркских народов, в том т.ч. и Азербайджана в части исторических корней эпоса «Кёроглу», а также Турции, Казахстана, Кыргыстана, Республики Саха, Республики Тува в номинации: «Тенгрианство, как связь мировоззрения с экологическим этикетом тюрков», т.к. многие знания основ данных традиций, почти в полной мере, сохранились в современном культурном наследии алтайского народа.