25 октября 1990 года, ровно 25 лет назад, на третьей сессии областного Совета народных депутатов была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической республики. О значимости данного события, сегодня, рассказывает спикер республиканского Парламента Иван Белеков.

-Иван Итулович, каждый документ имеет свою историческую значимость. Что послужило, как говорят юристы, правовой основой, для принятия Декларации Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической республики?
-Принятая 12 июня 1990 года Декларация о государственном суверенитете РСФСР явилась основанием, для ее создания. Кстати, в ней не было ни слова об особом статусе республик, т.е., фактически, федеральный документ позволял каждому региону решить, какое занять положение.

В четвертом его пункте говорилось, что государственный суверенитет РСФСР провозглашается, для обеспечения каждому народу права на самоопределение избранных им национально-государственных и национально-культурных форм. Случайности в этом я не вижу, ведь этот документ родился в эпоху демократических перемен в нашем государстве.

-К этому времени относится и утверждение Поста Президента СССР?
-Да, на тот момент, политическая жизнь в стране бурлила, как стремительная горная река. Полярность мнений и решений была налицо. Незадолго, до принятия Декларации, был учрежден пост Президента СССР, а из Конституции страны исключили статью о том, что "направляющей силой общества выступает Коммунистическая партия".

-Сегодня, многие знают, что Декларация открыла новую эпоху в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни и развитии Горного Алтая. Благодаря данному документу, повысился статус республики, появилась возможность вести самостоятельную социально-экономиc_200_250_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_interbelek.jpgческую политику
-Говоря о Декларации 1990 года, будет неправильно утверждать, что мечты о самоопределении касались только алтайского народа. Большинство русских жителей автономной области отметали разговоры, а они были, чего скрывать, что суверенитет принесет определенные блага только алтайцам. Исторический опыт и здравый смысл им подсказывал, что прямое подчинение Москве даст области куда больше возможностей, для развития, чем нахождение в составе Алтайского края. В этой связи, в печати, разговорах и политических дискуссиях с новой силой засверкали имена сибирских ученых и общественных деятелей, которые в своих статьях в начале 20-го века отстаивали идеи сибирского областничества.

Среди них особо выделялись имена талантливых сибиряков-председателя Горной Думы, яркого художника Григория Ивановича Гуркина и неординарного этнографа Григория Николаевича Потанина, который опередил свое время и, еще в начале ХХ века, в своих выступлениях и статьях: "Областническая тенденция в Сибири" (1907г.), "Народы Сибири" (1908г.) и других настойчиво пропагандировал идеи областничества, «сибирского сепаратизма», в хорошем понимании этого слова, поскольку в их основе-реальное укрепление федерализма.

Многие партийные советские деятели тоже приходили к этому выводу, что отделение области от края даст только положительный результат. Ровно 60 лет назад, поплатился должностью первый секретарь Горно-Алтайского обкома партии Николай Михайлович Киселев, который взял на себя смелость и отправил, за своей подписью, письмо секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву в декабре 1955 года.

«…При выделении области из края возрастет роль, повысится ответственность, развяжется инициатива областных работников в решении хозяйственно-политических вопросов, стоящих перед областью, а самое главное–более успешно будут расти местная промышленность и повысится национальная культура области», -говорилось в том историческом послании. Но тогда, в суровые 50-е годы, он не был услышан.

Вне сомнения, что Михаил Васильевич Карамаев, заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР, Председатель Горно-Алтайской облисполкома знал об истории данного письма и судьбе его автора. И, все-таки, на 11 сессии Верховного Совета РСФСР он решается заявить, что «существующий статус автономных областей, входящих в состав краев, не отвечает современному этапу их развития, создает конституционное и фактическое неравенство в их правовом положении. Применительно к Горно-Алтайской автономной области, можно сказать, что она только номинально считалась автономией, а на деле, стала обычной административной единицей края, без автономных прав».

В этой связи, есть необходимость с особой благодарностью вспомнить Первого Главу Республики Валерия Ивановича Чаптынова. В марте 1990 года он был избран первым секретарем обкома КПСС и, одновременно, председателем Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области. Как настоящий лидер, Валерий Иванович становится выразителем интересов всего многонационального народа Горного Алтая в центральных органах власти страны. Именно в этот период, Валерий Иванович активно выступает за повышение статуса автономной области. Во многом, благодаря его дару политического предвидения и внутренней энергии, автономная область была преобразована в республику.

-Иван Итулович, поскольку наш разговор зашел о, так называемых, «губернских правах», а были ли они реально у автономии, в советский период?
-Изначально, они были предоставлены Декретом ВЦИК 1922 года. Находясь в составе Сибирского, а потом, Западно-Сибирского краев до вхождения в состав Алтайского края в 1937 году, автономия ими пользовалась. Но, при вхождении в край, «губернские права» были утрачены. В первоначальный период нахождения области в составе края, в силу довоенных событий и военных это было оправданно, в какой-то мере. Но, с ростом масштабов хозяйственного и культурного строительства, подобное подчинение превратилось в сдерживающий фактор ее развития. Экономика области, по существу, стала служить сырьевым придатком.

-Как шла работа над принятием Декларации?
-Текст Декларации, над которым работали известные юристы вместе с Д.И.Табаевым, был опубликован в двух государственных газетах–«Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны». Мнения, по ее принятию, были диаметрально противоположными. Одни говорили, что ее нужно принимать незамедлительно, другие высказывали категорическое «нет», по ее принятию. Когда же вопрос был вынесен на сессию областного Совета, то из 87 присутствующих депутатов «за» ее принятие проголосовало 70 депутатов, 8-были против, а 9 депутатов решило воздержаться. Всего в составе областного Совета тогда было 100 депутатов.

Но не стоит, сегодня, обличать непроголосовавших за самостоятельность нашего региона. Так они, тогда, думали. Это был их выбор. Главное, что, 25 лет спустя, мы можем, со всем основанием, говорить, что решение было принято правильное. Республика наша стала узнаваемым субъектом, несмотря на все трудности, она динамично развивается. В эти юбилейные дни есть необходимость поблагодарить всех политических деятелей, общественников, кто, не считаясь со временем, работал над теоретическим обоснованием исполнения выхода из состава Алтайского края, обретение самостоятельности, делали первые шаги по становлению нового административно-территориального формирования России. А сколько потребовалось душевных сил, тому же, С.С.Тюхтеневу, чтобы выступить с публицистической статьей «Где наши губернские права?», знает только он сам.

-Какие изменения последовали за принятием Декларации о суверенитете?
-Их немало, но каждый из принятых документов и решений я отнес к разряду ключевых. На основании Декларации 3 июля 1991 года был принят закон «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР». Так что, сегодня, мы можем смело сделать вывод, что именно Декларация способствовала приобретению регионом высокого статуса республики. Ее нормы, как считают историки и видные юристы, были учтены и при подписании Федеративного договора 1991 года, а в дальнейшем, при принятии Конституции РФ 1993 года РФ.

Исходя из положений Декларации, версталось, в дальнейшем, законодательство молодой республики. Ряд законодательных понятий данного документа вошел в Конституцию РА 1997 года. Именно к этому периоду относится начало работы над принятием символов суверенности-государственного флага, герба, гимна. К числу положительных последствий принятия Декларации о государственном суверенитете я бы отнес и учреждение республиканского Совета по местному самоуправлению. Сейчас, он носит название Совет муниципальных образований Республики Алтай. Во многом, он продолжает начинания, заложенные еще в 1990-х. Орган помогает развитию местного самоуправления в республике, а также экономических и правовых основ.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей республики с историческим событием–принятием Декларации и надеюсь, что общественное согласие, политическая стабильность и конструктивное взаимодействие всех ветвей власти позволят добиться намеченных целей, обеспечить достойную жизнь каждому гражданину Республики Алтай.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)