Уважаемые участники совещания!

c_350_250_16777215_00_images_stories_2016_meroprijtia_monitoring2015_monbel.jpgЕжегодные совещания о состоянии законодательства Республики Алтай на современном этапе, проводимые Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай, стали нашей доброй традицией и отвечают основной задаче, поставленной перед республиканским Парламентом-обеспечить высокое качество законодательных решений.

Представленный Доклад о состоянии законодательства Республики Алтай за 2015 год-девятый по счету.

Девять лет назад, его начали готовить несколько специалистов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. Сегодня-это большой коллектив авторов. Среди них, комитеты Парламента Республики Алтай, Правительство Республики Алтай, прокуратура Республики Алтай, Министерство юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, органы местного самоуправления.

Мы были бы рады видеть среди авторов, представляющих материалы к проекту Доклада, и коллектив из высоких профессионалов из Горно-Алтайского государственного университета.

Но несмотря на столь обширный авторский коллектив, представленный вашему вниманию Доклад не превратился в объем разрозненной информации, а является единым сводом аналитико-правовой информации, объединенной единой идеей и целью. Доклад выступает, своего рода, комментарием к действующим республиканским законам, принятым в 2015 году, в нем, помимо изложения аналитического материала, предполагающего исследовательский, а не «отчетный» взгляд на законодательство, перечислены неточности и пробелы действующих законов Республики Алтай, сформулированы предложения по их усовершенствованию.

Концептуальная структура проекта Доклада «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2015 году» выстроена таким образом, чтобы системно представить основные результаты законотворческой и правоприменительной деятельности в Республике Алтай, отразить позитивные сдвиги и нерешенные проблемы в этих областях. Особое внимание уделено анализу основных направлений внедрения в 2015 году в Парламенте Республики Алтай системы оценки эффективности законодательных решений в практике их правоприменения и результатов указанной деятельности, а также перспективным направлениям дальнейшего развития республиканского законодательства.

В структуру доклада «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2015 году» включено 6 разделов:

I раздел посвящен анализу общей характеристики законотворческой деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай за 2015 год;

во II разделе отражен анализ основных направлений развития законодательства Республики Алтай в 2015 году по направлениям:

-конституционное законодательство и национальная политика;

-законодательство в сфере местного самоуправления и правопорядка;

-законодательство Республики Алтай по финансовой, налоговой и экономической политике;

-законодательство Республики Алтай в сфере аграрной политики, природопользования и развития села;

-законодательство Республики Алтай в сфере социальной политики и охраны здоровья населения;

-законодательство Республики Алтай в сфере образования, культуры, молодежной политики и общественных объединений.

Данный анализ изложен, с учетом приоритетных направлений комитетов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в 2015 году.

В III разделе проанализированы вопросы планирования законотворческой и контрольной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай на 2015 год и результаты данной деятельности, в соответствии с планами законопроектной, контрольной и организационной деятельности, утвержденными на I и II полугодия 2015 года постановлениями Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, включая статистические данные о количестве запланированных к рассмотрению законопроектов и, фактически, принятых законодательных актах Республики Алтай.

В IV разделе изложены основные направления внедрения в 2015 году в Парламенте Республики Алтай системы оценки эффективности законодательных решений в практике их правоприменения и результатов указанной деятельности.

В V разделе содержится комплексный анализ выполнения законодательных и организационно-правовых предложений предыдущего Доклада о состоянии законодательства в Республике Алтай в 2014 году.

VI раздел посвящен анализу проблем правового регулирования и путей их решения-предложениям по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Алтай, а также тенденциям дальнейшего развития законодательства Республики Алтай в 2016 году, включая предложения по рассмотрению соответствующих проектов законодательных актов Республики Алтай и осуществлению Парламентом Республики Алтай контрольных полномочий.

Ежегодно Парламентом Республики Алтай принимается около 20 новых, базовых законов Республики Алтай. Не исключением стал и отчетный 2015 год. В прошедшем году, парламентариями Республики Алтай принято 86 законов Республики Алтай в различных сферах правового регулирования, из них базовых, новых законодательных актов Республики Алтай-20. Наиболее значимыми республиканскими законами, принятыми в 2015 году, являются следующие законодательные акты:

-«О стратегическом планировании в Республике Алтай»;

-«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Алтай»;

-«О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай»;

-«О регулировании отдельных вопросов участия граждан в охране общественного порядка на территории Республики Алтай»;

-«О патриотическом воспитании в Республике Алтай»;

-«Об установлении ограничений в сфере розничной продажи и потребления слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Алтай»;

-«Об уменьшении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи объектов недвижимого имущества на территории Республики Алтай»;

-«О порядке деятельности фракций в представительных органах муниципальных образований в Республике Алтай»;

-«Об административных правонарушениях в Республике Алтай»;

-«Об установлении максимального размера общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства граждан в Республике Алтай»;

-«О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай»;

-«Об установлении налоговой ставки 0%, для впервые зарегистрированных налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Республики Алтай» и т.д.

Кроме того, Парламентом Республики Алтай в 2015 году принято 66 законов Республики Алтай о внесении изменений в действующие законы Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай, в т.ч. 3 Конституционных закона Республики Алтай.

Принятие Парламентом Республики Алтай конституционных законодательных актов было обусловлено не только приведением положений Конституции Республики Алтай в соответствие, с требованиями федерального законодательства, но и запланированной в 2015 году подготовкой комментария к Конституции Республики Алтай.

Напомню, уважаемые коллеги, что 11 марта 2015 года постановлением Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай «О подготовке комментария к Конституции (Основному Закону) Республики Алтай» образована редакционная комиссия в составе депутатов Республики Алтай, представителей Правительства Республики Алтай, прокуратуры Республики Алтай и научного сообщества, определены следующие задачи подготовки комментария:

-соотнесение положений Конституции Республики Алтай с положениями федерального и республиканского законодательства;

-выявление пробелов и коллизий, противоречий, устаревших и недействующих норм законодательства Республики Алтай;

-определение полноты правотворческой деятельности органов государственной власти Республики Алтай по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай;

-выработка предложений и рекомендаций по вопросам применения норм Конституции Республики Алтай.

В целях выработки единого подхода к подготовке текста комментария к Конституции Республики Алтай, 2 апреля 2015 года в Малом зале Парламента Республики Алтай проведено заседание редакционной комиссии, на котором была одобрена концепция и план подготовки комментария, определены ответственные за подготовку соответствующих разделов комментария.

Во исполнение указанного постановления Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и решения редакционной комиссии, распоряжением Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в апреле 2015 года создана рабочая группа по подготовке комментария. В настоящее время, работа по подготовке сводного текста комментария к Конституции Республики Алтай находится на завершающем этапе.

Отмечу, что рабочей группой, в течение всего года, производился организационно-правовой мониторинг Конституции Республики Алтай, проведена комплексная работа по приведению ее положений в соответствие, с требованиями федерального законодательства. ВСЕ, без исключения, статьи Конституции Республики Алтай проанализированы на предмет действия ее положений в правоприменительной практике.

В результате, были выявлены проблемы, требующие незамедлительных законодательных решений, а также ряд проблем правоприменения, которые будут отражены в комментарии. Этот яркий пример свидетельствует о том, как нам, законодателям, необходимо анализировать КАЖДЫЙ принятый закон Республики Алтай на предмет его соответствия требованиям федерального законодательства, актуальности и эффективности.

К сожалению, проводимый, сегодня, на уровне органов государственной власти Республики Алтай, правотворческих органов и правоприменителей, мониторинг законодательства Республики Алтай еще нельзя назвать системным, а, следовательно, совершенным, по своему качеству и значению.

Следствием такого мониторинга законодательства является, так называемое, «лоскутное», «точечное» законодательство, когда разработчик проекта закона, при формировании текста законопроекта, учитывает одни положения федерального законодательства и оставляет на «потом» другие, не учитывая их в проекте, при этом, забывая, что инструментальная ценность мониторинга состоит в том, что он способен послужить решению задачи создания эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов, отражающего общественные потребности.

Именно в этой «забывчивости» кроется причина избыточности нашего республиканского законодательства, о которой мы, уже не раз, с вами говорили.

На наш взгляд, сложности в разрешении этих проблем тесно связаны, с отсутствием четко сформулированных целей и задач, которые необходимо предъявлять нормативному регулированию, тех или иных, общественных отношений, а отсюда-построение нормотворческой деятельности на стихийной основе.

За примером далеко ходить не надо. Проекты государственных программ Республики Алтай, которые, в прошлом году, в большом количестве поступали на рассмотрение в Парламент Республики Алтай, вызвали у депутатов Республики Алтай очень много вопросов и о применении норм Закона Республики Алтай, регулирующего бюджетный процесс, и о качестве представленных программных документов.

Выход из ситуации видится в усилении роли мониторинга законодательства Республики Алтай, который позволит:

-оптимизировать планирование нормотворческой деятельности;

-существенно усовершенствовать технологию правового мониторинга республиканского законодательства;

-обеспечить стройность целей, задач правового мониторинга, а также показателей эффективности законодательства и правоприменительной практики.

Возвращаясь к вопросам нормотворческой деятельности, отмечу, что в 2015 году Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай была активизирована работа по подготовке законодательных инициатив, направлявшихся, после их рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Так, за прошедший период, в Государственную Думу Парламентом Республики Алтай было направлено 3 законодательные инициативы:

-«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

-«О внесении изменений в ст.ст.42 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации и Лесной кодекс Российской Федерации в части правового регулирования защиты лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»;

-«О внесении изменений в ст.5 Федерального закона «Об исчислении времени».

Проект федерального закона об исчислении времени на прошлой неделе прошел рассмотрение на заседании профильного Комитета Государственной Думы, был поддержан, и мы надеемся, что, в ближайшее время, он будет принят Государственной Думой в окончательном чтении.

Законодательные же инициативы о трудовом воспитании и о защите лесов на землях сельскохозяйственного назначения, хотя и имеют концептуальную поддержку и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, но содержат ряд вопросов, по которым нам необходимо проводить дополнительную работу.

В связи с этим, обращаюсь и к председателям профильных комитетов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, и к специалистам Аппарата Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай: к разработке проектов федеральных законов прошу подходить с особой тщательностью и ответственностью, строго соблюдая нормы федерального законодательства и анализаруя внесенные другими субъектами Российской Федерации в Государственную Думу проекты федеральных законов.

Безусловно, нам необходимо и более активно взаимодействовать с профильными комитетами федерального Парламента, в этом направлении, предварительно, направлять наши проекты, обсуждать их, а где-то и обращаться к ним за правовой и организационной помощью. Именно от тщательности проработки федеральных инициатив Парламентом Республики Алтай будет зависеть конкретный результат их рассмотрения в Государственной Думе.

Уважаемые коллеги!

В прошедшем году Парламентом Республики Алтай совместно с Правительством Республики Алтай был выработан и реализован комплекс мер по снижению негативного воздействия финансово-экономического кризиса на экономику и социальную сферу нашего региона. В текущем году, нам также предстоит большая работа по реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Алтай.

И, в этой связи, анализ законодательства Республики Алтай и практики его применения, с учетом развития системы оценки эффективности законодательных решений в практике их правоприменения, является одной из приоритетных задач Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

Благодарю за внимание.