Уважаемый Рустем Закиевич! Уважаемый Григорий Эдуардович!
Уважаемые участники международной конференции!

 

c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_belekov_bel10let.jpgОт имени Парламента Республики Алтай, ее многонационального народа, с земли–прародины тюркской цивилизации, горячо и сердечно приветствую и поздравляю всех присутствующих со знаменательным событием–открытием конференции перекресток культур «Межкультурный диалог и сотрудничество на евразийском пространстве», собравшейся в г.Уфе, столице Башкортостана, на стыке Европы и Азии.

Ровно двенадцать лет назад (сакральное число), в 2004 году мы подняли рассматриваемую тему в г.Горно-Алтайске на Международном Гумилевском форуме, посвященном проблемам Евразийства. Затем, эта тематика в 2008-2014г.г. специально рассматривалась в Якутии, Томске, еще несколько раз в Горном Алтае.

В 2012 году от зауральских регионов общественными, научными деятелями, руководителями законодательных собраний была разработана «Евразийская декларация», с инициативой формирования Единого культурного пространства, как форма развития межкультурного диалога, межрегионального и приграничного сотрудничества, как средство укрепления и развития Евразийского межкультурного диалога. Она была адресована Президенту Российской Федерации В.В.Путину.

Проводимая нами работа нуждалась в государственной поддержке, с чем мы обращались к Президенту РФ В.В.Путину, в Федеральное Собрание РФ, в Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ с предложениями создать некую координирующую наши усилия государственную или общественно-государственную структуру.

И наши обращения достигли цели, мы были услышаны Президентом.

В повестке дня сегодняшней конференции стоит вопрос об исполнении поручения Президента России В.В.Путина от 24.12.2014г. об активизации сотрудничества в области культуры на Евразийском пространстве – учреждения постоянного Евразийского культурного форума на регулярной основе.

Это-именно тот формат, который позволит аккумулировать все наши предложения на государственном уровне и претворить их в реальную практическую плоскость.

Я хочу обратиться со словами особой благодарности к Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, его Председателю, человеку, который занимается, не только по долгу своей службы, формированием и реализацией принципов государственной политики России на уровне международного сотрудничества, но который полностью отдает себя утверждению общечеловеческих ценностей не только в Евразии, а во всей планете в XXI веке–это наш Министр иностранных дел России С.В.Лавров.

Слова благодарности, конечно же, Г.Э.Орджоникидзе, который по линии ЮНЕСКО прилагает много усилий как среди субъектов РФ, так и за ее пределами укреплению межкультурного диалога на Евразийском пространстве.

Также хочу сказать несколько слов о феноменальном человеке, который присутствует сегодня в зале, государственном советнике Республики Саха-Якутия, А.С.Борисове.

Это он, из числа артистов Саха Якутии, Тувы, Алтая, Монголии, Хакасии поставил художественный фильм «По велению Чингис-Хана», в г.Пекине, им поставлена опера «Князь Игорь» композитора М.П.Мусоргского, также, по его инициативе, в Якутии проводится международный спортивный праздник «Дети Азии», а якутский эпос «Олонхо» представлен зрителям знаменитого японского театра Кабуки.

Это и есть большое евразийское подвижничество, продолжение общекультурной традиции, сформированной на Евразийском пространстве в течение многих веков. Вспомним Пушкина: «…. И друг степей калмык», Джамбула: «Ленинградцы, дети мои!», Мустая Карима: «Не русский я, а россиянин», Айтматова, Мирзо Турсун-заде и других. Это и есть наша неразрывная нить вечного евразийского духовного состояния.

Если говорить о ключевых проблемах, проистекающих из общей темы нашего разговора, то, для начала, нужно вспомнить о том великом материковом пространстве, в котором мы живем, и которое является природной основой нашего с вами единства. Евразия–это самый большой материк планеты, состоящий из двух частей света. Это-колыбель древнейших цивилизаций, давших миру основную массу этнокультурного разнообразия научных открытий, духовных учений, философских концепций. Блистательные цивилизации Шумера и Вавилона, древней Эллады, Индии и Китая, Великий шелковый путь-все это яркой строкой вошло в анналы мировой истории.

Глубокие мысли восточных и западных философов лежат в основе миропонимания всей планеты. В Евразии возникли и доминируют, теперь, по всей земле три мировых религии.

Поскольку разговор коснулся идей евразийства, не могу не сказать, что, ныне, Россия–это своеобразная евразийская ось, состоящая из содружества славяно-тюркских и других народов, соединяющих собой Европу и Азию. В целом, это, как бы, Евразия внутри Евразии. Россия–полиэтническая страна, где, веками, нарабатываются традиции межэтнического и межкультурного диалога и творческого этнокультурного взаимовлияния. Именно российские мыслители заложили основу такому известному в интеллектуальной среде явлению, как евразийство–это П.Савицкий, Н.Алексеев, Л.Карсавин, Н.Трубецкой. Их идеи, конечно же, возникли не на пустом месте. Этому направлению предшествовали мысли М.Ломоносова, А.Пушкина, Ф.Достоевского, Д.Менделеева. Немало, для развития евразийских идей, сделали Н.Рерих и его сын Ю.Рерих. В этом ряду, конечно же, находится Л.Н.Гумилев.

Стоит заметить, что путь в большую науку молодой Гумилев начинал у нас на Алтае, находясь, в качестве участника археологической экспедиции под руководством академика С.Руденко. Экспедиция проводила раскопки, теперь уже, знаменитых на весь мир Пазырыкских курганов. Алтай предстал перед ним, прежде всего, как хранитель древних пластов евразийской культуры. Извлекаемые, даже из раздробленных, древних курганов археологические находки позволяли делать вывод, что это был центр взаимодействия индоевропейских, тюрко-монгольских, угро-самодийских, тунгусо-манчжурских народов, собирая в своей сокровищнице элементы их культурного разнообразия.

Именно здесь слились воедино наскальные рисунки скифов, тюркский эпос и кай, традиции старообрядцев, китайские зеркала шелка из Древних курганов, раковины каури с берегов Индийского океана, переднеазиатские ковры и ткани. На Алтае мы находим органический синтез, развернутый в большой исторической перспективе. Даже поверхностный анализ дает повод думать, что наша горная страна–это не только центр биоразнообразия, на что обращается особое внимание, в наши дни, но и центр культурного разнообразия Евразии. Значительна в этом роль тюркского мира, преемника ранних государственных традиций гуннов. Создав свое мощное государство–Древнетюркский каганат-с центром у нас на Алтае, они сделали возможным диалог восточного и западного культурного миров, взаимодополнявших друг друга своими достижениями.

Тревожные международные события нашего времени с новой силой возвращают нас к проблемам межкультурного общения: понимания, открытости, толерантности. Умения услышать голос другого–не природная данность, приобрести это качество возможно, при постоянном общении представителей разных этносов, включая самые малые.

Вот почему, для России, Евразийской страны в Евразии, имеющей многовековые позитивные традиции, без конфликтного сосуществования европейских и азиатских культур, важно утверждение (внутри страны) постоянного межрегионального Евразийского культурного форума на регулярной основе.

Лев Николаевич Гумилев в своем последнем интервью в 1991 году-печальном и трагическом году развала СССР-обеспокоенный, в первую очередь, судьбой России, прозорливо заметил, что, если Россия и будет спасена, то только, как евразийская держава.

Давайте не будем забывать, что было с нами, буквально, несколько лет тому назад. Политический, экономический коллапс, разрыв хозяйственных связей, попытки центра как-то выстроить отношения оказалась неудачной. Возникает реальная опасность раздробления государства, о чем вслух открыто и определенно говорили тогдашние советники Президента США. Даже называлась цифра–20 независимых регионов-государств на территории РСФСР. На всемирной шахматной доске Россия, для них, превращалась в разменную фигуру.

И у них были, для этого, серьезные основания. Вспомните: прорабатывались идеи создания Уральской Республики, Сибирской Республики, Дальневосточной Республики…, как самостоятельных государственных образований.

И только чувство самосохранения, вековая мудрость, генетически заложенная в нашем многонациональном народе, смогли преодолеть такой катастрофический (югославский) путь развития событий.

1 марта 1992 года был подписан Федеративный Договор, который, в чистом виде, является воплощением Евразийской идеи. Была политически, законодательно оформлена Российская Федерация-Евразия в рамках континентальной Евразии, включающая в себя многоукладность, многонациональность, православно-исламский союз и братство.

Мы срослись в семьях, соседях миллионами нитей, независимо от национальных, конфессиональных, принадлежностей. Россия-это сплав терпимости и уважения к близкому, этот процесс органично шел веками, и, сегодня, это наглядно проявляется и в топонимике, и лексике, государственных языках субъектов Российской Федерации. Взаимопроникновение их видно, без специального филологического исследования. Стремление к общению, диалогу-неотделимая часть человеческой природы, испокон веков. Сегодня, нас пытаются разъединить, вбить клин, разными тонами, включая «розовые», «оранжевые», «березовые» революции, исходя из их названий.

И, в этой связи, как не вспомнить Льва Николаевича Гумилева, который, однажды, мудро заметил: «Нам не надо искать врагов–их и так много, а надо искать друзей, это-самая главная ценность в жизни».