c_350_250_16777215_00_images_stories_2017_tyulentin_tulentin.jpgВ республиканском литературно-издательском доме «Алтын Туу» в ноябре 2017 года вышла книга «Жизнь, посвященная Алтаю».

Данное издание тиражом 1 200 экземпляров посвящено выдающемуся общественно-политическому деятелю Республики Алтай, достойному сыну алтайского народа Юрию Васильевичу Антарадонову, который, на протяжении ряда лет, выполнял обязанности заместителя Председателя Правительства Республики Алтай по социальным вопросам.

Современники относят его к числу успешных руководителей дирекции эколого-экономического региона «Алтай». В книге опубликована статья спикера республиканского парламента Владимира Тюлентина под названием «Он знал свой народ, и все это чувствовали». Пользователи сайта имеют возможность с ней познакомиться ниже.

Время от времени, задаю себе вопрос: почему около четверти века, с момента создания республики, Юрию Васильевичу Антарадонову выпадала честь работать в каждом новом составе Правительства республики? Он был единственным человеком, который входил в правительственную команду Семена Зубакина, Михаила Лапшина и Александра Бердникова.

Некоторые говорят, что ему удавалось сохранить свой пост, благодаря широким связям в г.Москве. И это, в какой-то мере-справедливо. Действительно, со времен работы в обкоме ВЛКСМ, он поддерживал тесные отношения со всеми комсомольскими работниками, сделавшими успешную карьеру на федеральном уровне. В качестве примера, могу привести тот факт, что делами нашей республики всегда интересовалась Валентина Ивановна Матвиенко, когда курировала социальные вопросы в должности вице-премьера правительства России.

При этом, Юрий Васильевич никогда не афишировал свои столичные связи, а просто работал с людьми, которых давно знал, на благо нашей республики. Прошу заметить: на благо республики, а вовсе, не ради собственного карьерного роста.

Очень надеюсь, что собранные в данном сборнике воспоминания об этом ярком политическом деятеле помогут современникам и будущим поколениям восстановить его жизненный путь во всех подробностях.

Что касается лично меня, то чисто деловых встреч с Юрием Васильевичем у меня было немного. Я имею в виду такие встречи, которые откладываются в памяти, и, со временем, их воспринимаешь совсем иначе. Мимолетные разговоры-не в счет. Мы ведь каждый день с кем-то встречаемся, о чем-то говорим, а проходит год–другой, и оказывается, что вспомнить-то и нечего. Это оттого, наверное, происходит, что сами отношения были дежурными и ни к чему не обязывали.

В этом плане, случаи из моей жизни, о которых хочу рассказать, как раз, тем и характерны, что помогли мне, по-настоящему, открыть характер Юрия Васильевича, его отношение к жизни, уровень профессионализма, и еще самую главную, может быть, черту настоящего политика–его ответственность перед людьми, с которыми выпало работать.

А редко встречались мы с ним, вовсе, не потому, что у нас не было общих интересов или таких дел, которые были бы одинаково важны каждому из нас. Вовсе, нет, у нас с ним просто был разный образ жизни: он стал публичным политиком, работал на самом высоком уровне, а я оставался, будучи депутатом республики, рядовым хозяйственником, и круг моего общения был другим.

У нас, в Амурском СПК, с момента его создания, на базе бывшего совхоза, привыкли рассчитывать, в первую очередь, на себя потому, что власть в республике постоянно менялась, и, как показало время, ходить в чьих-то любимцах, для настоящего хозяйственника, в общем-то, нежелательно.

Политическая мода-переменчива, а руководитель обязан выстраивать свою работу так, чтобы его связи никак не отражались на работе всего коллектива. Одним словом, я старался быть вне политики и даже сторонился, если можно так выразиться, местной политической жизни, и могу сказать, что, за счет этого, больше времени оставалось на производственные дела.

Итак, первая наша серьезная встреча состоялась осенью 2003 года, когда в республике произошло землетрясение, с эпицентром в Кош-Агачском районе. Его разрушительные подземные толчки дошли и до Усть-Коксинского района. В частности, в Карагайской школе, которая была далеко не новая, «поехала» крыша, в стене образовалась трещина огромной величины. Учиться в таком здании-было просто невозможно.

На дворе октябрь, учебный год в полном разгаре. К кому обращаться за помощью? Конечно же, к Юрию Васильевичу, который, на тот момент, отвечал за всю образовательную систему республики.

На наше коллективное обращение–а это и директор школы Ольга Попова, и глава района Сергей Гречушников, и я, как депутат республики по данному округу, он откликнулся сразу. Приехал, осмотрел здание, согласился, что учиться в нем просто невозможно. Попросил нас не волноваться.

«В беде не оставим», –коротко сказал и тут же сообщил, что, в данный момент, работает комиссия, которая изучает последствия землетрясения по всей республике. Что касается дальнейшей судьбы Карагайской школы, то в село будут направлены представители УКСа, для обследования учебного учреждения.

И, действительно, очень скоро приехали подрядчики, все изучили, и наш образовательный объект был внесен в реестр пострадавших от землетрясения. Предложение вице-премьера о привязке нового здания, на основе проекта Тондошенской школы Турачакского района, мы все поддержали.

Хочу отметить, что Юрий Васильевич строительство данного объекта, все время, держал в поле зрения. Часто приезжал в поселок. На любом мероприятии в городе он непременно интересовался у меня ходом строительства. В моем понимании, такой неравнодушный подход к строительству, со стороны Юрия Васильевича, позволил сдать в эксплуатацию новое здание уже в 2006 году.

Кстати, он умел слушать и слышать критику. Когда возводилась школа, заложенных в проект денег хватило только на строительство одного крыла, и он предложил сдать его к 1 сентября, а потом, со временем, когда появятся средства, достроить второе крыло. Лично я, как и мои земляки, с таким предложением был не согласен.

Сначала Юрий Васильевич попытался нас убедить в обратном, но, видя нашу настойчивость, возражения принял. И... деньги нашел, для завершения этой стройки, уже в республиканском бюджете.

А в 2009 году у нас, в с.Сугаш, случился пожар–сгорела сельская школа. И что самое страшное–это произошло, как раз, перед новым учебным годом. Что делать? В срочном порядке, перевели школьные классы в одноэтажное здание детского сада. Преподаватель школы Валентина Кузуковна Ерелина обратилась ко мне за помощью: нельзя ли построить новую школу? Легко сказать… А где такие деньги найти внутри хозяйства?

Пришлось мне, депутату республики по данному округу, ехать в Правительство.

Нам часто кажется, что мы знакомы со многими людьми, сами себя убеждаем в том, что хорошо знаем их, но коснись какого-нибудь дела, и вот тогда-то начинаешь узнавать человека, по-настоящему. Теперь я понимаю, что наша новая деловая встреча с Юрием Васильевичем позволила узнать его еще лучше.

После разговора с вице-премьером, прямо скажу, непростого, ведь я, в душе, надеялся, что наши проблемы будут тут же решаться, я приехал в с.Сугаш и на сельском сходе рассказал о результатах нашей встречи. Прежде всего, то, что вопрос строительства новой школы зависает, поскольку мы не можем войти ни в одну из действующих программ. Но есть предложение Антарадонова–провести реконструкцию детского сада, и, на его базе, открыть новую школу.

Народ зашумел, с таким предложением не соглашались, стали говорить о том, что Антарадонов сам должен приехать в село и, вместе со всеми, подумать, какой должна быть новая школа.

Честно скажу, как и большинство селян, я тоже был против варианта реконструкции. Казалось, что в г.Москве, при желании, можно найти средства, для строительства нового здания. Но Юрий Васильевич, приехав в с.Сугаш, сумел переубедить всех нас, что, в данном случае, очень важно не потерять время и войти в работающую, на, тот момент, программу модернизации детских дошкольных учреждений. Его аргумент: «Главное–получить деньги из федерального бюджета, а уже на месте можно решать, как проводить эту модернизацию», –говорил он.

И когда старое здание детсада было разобрано до фундамента, мы все оценили дальновидность Юрия Васильевича: ведь, фактически, под видом модернизации (или реконструкции) на старом месте начиналось новое строительство.

«А я что говорил!», –таким был его ответ, когда мы ему сказали об этом.

В итоге, одно здание на месте старого детского сада сохранило свой прежний профиль, а на месте другого-в 2014 году открылась новая школа.

На сегодняшний день, это современный образовательный комплекс, включающий детское дошкольное учреждение и прекрасно оборудованный спортзал. Вода подведена в школе к каждому классу. Дети учатся в родном селе до 11-го класса, а наиболее одаренные-имеют возможность обучения в республиканском классическом лицее, республиканской гимназии.

Все очень благодарны Юрию Васильевичу за такое нестандартное решение, и очень жаль, что мы не поблагодарили его, при жизни, за такой подарок селу, долго собирались устроить встречу, с его участием в здании новой школы. Но–не успели….

В Юрии Васильевиче меня всегда удивляло его постоянная открытость, для общения. Поэтому с вопросом о строительстве новой школы в с.Банное, которая располагалась в двух ветхих зданиях на моем избирательном округе, и учиться в ней стало просто невозможно, вместе с директором школы, главой района Сергеем Гречушниковым, мы, конечно же, обратились за помощью к нему. И, как это бывает в таких случаях, вопрос встал: где брать средства? Тем более, что даже приблизительный подсчет показывал, что они будут немалые–не то, что в 5млн.руб., в 10 млн.руб.–не уложиться.

Юрий Васильевич предложил не торопиться, подождать, вдруг какая-то федеральная программа появится. И, как всегда, оказался человеком дальновидным. С его помощью, мы смогли войти в программы «Модернизация ветхих школ» и построить хорошее учебное заведение за очень солидные деньги, в котором, сегодня, наши ребятишки с удовольствием учатся, а педагогический коллектив трудится.

Мы много лет знали друг друга, но в гостях у меня Юрий Васильевич был только однажды. В памяти осталось общее настроение от наших разговоров. Во всех подробностях вспомнить их не могу, но больше всего меня поразило в тот вечер, насколько глубоки познания Юрия Васильевича в истории Горного Алтая, в его традициях и обрядах, в народной культуре. Он знал свой народ, и все это чувствовали. Вот почему к нему шли за помощью и советом, и вот почему, без него, не могло работать ни одно Правительство республики, после очередной смены власти

Юрия Васильевича очень многие относили к числу незаменимых руководителей, на уровне региона. И он, действительно, был незаменимым–и здесь, на республиканском уровне, и в московских коридорах власти. Он умел быть своим на чабанской стоянке и в кабинете федерального чиновника любого уровня. Если оглянуться и задать себе вопрос, кто из нынешних политиков способен занять его место, то окажется, что таких людей рядом с нами, пока еще, нет. И поэтому я хотел бы посоветовать молодым людям, приходящим в политику, брать пример служения своей малой родине именно с Юрия Васильевича Антарадонова.

Владимир Тюлентин, Председатель Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай