c_200_280_16777215_00_images_stories_2011_novosti_22_04_11_IMG_5326.JPG

21 апреля в Малом парламентском зале под руководством председателя Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай по аграрной политике, природопользованию и развитию села В.Яныканова состоялся "круглый стол" на тему: «О нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай».

Актуальную тему собрались обсудить депутаты, представители Правительства, территориальных органов управления в Республике Алтай и муниципальных образований.

Среди собравшихся на совещание-люди, напрямую, занимающиеся земельными вопросами: начальник Отдела государственного земельного контроля, землеустройства и мониторинга земель, геодезии и картографии Н.Герасименко; начальник отдела УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай Г.Долгих; директор ФГУ «Станция агрохимической службы «Горно-Алтайская» В.Костерин; директор Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по РА В.Каверин; Министр имущественных отношений Республики Алтай С.Кардаманов; Министр сельского хозяйства Республики Алтай С.Огнев; начальник отдела Министерства имущественных отношений РА по управлению земельными ресурсами А.Алисов; начальник отдела кадастровых работ и инженерно-геодезических изысканий ФГУП «Ростехинвентаризация—Федеральное БТИ» Л.Иванова; председатель Совета депутатов муниципального образования «Онгудайский район» Э.Текенов и другие.

Приветствуя участников "круглого стола", В.Яныканов заметил, что от персонального состава присутствующих зависит очень многое в нашей республике. Есть и самая главная задача, над которой все предстоит работать: земли сельскохозяйственного назначения не должны стать предметом торга. Ведь цель приватизации земель была одна–увеличение производства сельскохозяйственной продукции, совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_22_04_11_IMG_5312.JPG

"Можно назвать много положительных примеров, -продолжил председатель парламентского комитета, -когда на частной земле сельскохозяйственный бизнес имеет высокий уровень производства. Сформировался новый хозяин. Но отрицательных примеров больше, зачастую, земля сельскохозяйственного назначения становится предметом торга.

Результат-перевод в другие категории, использование не по назначению. Причин много-отсутствие рынка сбыта, высокая себестоимость сельхозпродукции, недобросовестная ценовая политика, отсутствие залога, высокие проценты по кредитам, низкий профессиональный опыт".

Достаточно резко высказался В.Яныканов в адрес руководителей, ответственных за работу в данном направлении Учреждений и ведомств, отвечающих за земельные вопросы-множество, а четкой совместной работы-просто нет. Слабо выполняются функциональные обязанности по государственному контролю.

Он привел пример по Чемальскому району, где земли сельскохозяйственного назначения крестьянского хозяйства «Ардимат» перешли в земли поселения, без наличия каких-то договоров и решений. И, сегодня, в райцентре существует социальная напряженность: построенные на непонятной, как выяснилось позже, земле дома люди не могут оформить в собственность. После землетрясения 2002 года, там пытаются обосноваться бельтирские семьи.

Другой пример: предпринимателю дали земельный участок под бизнес в селе по заготовке и переработке древесины. Он произвел много затрат, построив ЛЭП, КТП, завез оборудование, а оказалось, что его действия незаконны—земли эти сельхозназначения.

Не могут расширить свое производство существующие крестьянские хозяйства, т.к. все земли частные. Федеральные земли ОПХ «Чуйское» не используются. Майминское СПТУ-49 и Майминское сортоиспытательная станция не имеют земли. А это-наши кадры и наука.

Не откладывая в долгий ящик проблему, В.Яныканов обратился к Министру имущественных отношений С.Кардаманову с просьбой оказать содействие данным предприятиям.

"Перевод земель сельхозназначения в другие категории мы не можем запретить-это экономическое развитие региона, туристическая индустрия, инвестиционная политика. В 2011 году планируется перевод около 800га в рекреацию. Но делать это надо не в ущерб сельскому хозяйству", -говорил вчерашний предприниматель, занимавшийся немало лет сельскохозяйственным бизнесом.

c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_22_04_11_IMG_5341.JPG Как человек, хорошо владеющий проблемой, В.Яныканов не стал задавать излюбленные вопросы нашей интеллигенции: кто виноват и что делать? Он внес предложение, для начала, создать комиссию и провести мониторинг (инвентаризацию) земель сельскохозяйственного назначения. "Подобный положительный опыт, -заметил он, -в Брянской области есть".

А также, в качестве действенных мер, он предложил через республиканскую целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Республики Алтай до 2017 года» разработать и ввести ряд стимулирующих к действию мер в вопросе возврата в пользование сельскохозяйственные земли.

Судя по реакции зала, предложение председателя Комитета многим понравилось своей конкретностью. Как и высказанная мысль, что принятый Федеральный закон №435 от 29.12.2010г. поможет разрешить многие земельные проблемы.

Внимательно выслушали участники "круглого стола" доклад «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельхозназначения», с которым выступил А.Алисов. Донесенная до слушателей информация оказалась настолько интересной, что они обратились к В.Яныканову, с просьбой оказать содействие в проведении встречи по данной теме, с участием работников муниципальных поселений.

Серьезные размышления у участников круглого стола вызвала информация В.Костерина «О состоянии плодородия и использования пахотных угодий Республики Алтай по состоянию на 1 января 2011 года», который высказал серьезную озабоченность балансом гумуса почв. Приведенные докладчиком факты, мягко говоря, настораживают: практически ежегодно, площадь пашни, закрепленная за сельхозпредприятиями и крестьянскими хозяйствами, сокращается. Ухудшается качественное состояние неиспользуемых земель.

В настоящее время, площадь эродированной пашни по республике составила 4,5тыс.га, подверженной дефляции-40тыс.га, водной и ветровой эрозии-8тыс.га В.Костерин поддержал В.Яныканова в вопросе необходимости проведения мониторинга. По его мнению, данное мероприятие позволит выяснить реальную картину качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, обеспечит информационную основу, для принятия органами государственной власти, руководителями хозяйств, сельскохозяйственными производителями, управленческих решений в области организации рационального их использования, разработки программ, а также мероприятий, направленных на сохранение и восстановление их плодородия.

Г.Долгих к числу злободневных проблем отнес ситуацию, когда землепользователи в процессе землепользования отказываются осуществлять контроль за содержанием опасных химических веществ и солей и тяжелых металлов в почве. А это ведет к снижению качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. Он подчеркнул, что, при создавшемся землепользовании, создалась угроза выполнения задачи обеспечения продовольственной безопасности государства.

Серьезно беспокоят представителя фитосанитарного надзора имеющиеся на территории республики факты порчи земель, при прокладке или демонтаже подземных линейных объектов, разработке карьеров, планировке земельных участков, нарушение верхнего плодородного слоя происходит, в результате воздействия на нее тяжелой техники и, как правило, ненадлежащей последующей рекультивации земель.

Г.Долгих заметил, что в республике пришло время разработать программу по воспроизводству плодородия земель сельхозназначения.

Выступление Н.Герасименко было, своего рода, семинаром в плане порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, который установлен Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В данный документ внесены изменения 29.12 2010г., а вступит он в силу с 1 июля 2011 года.

Участники встречи согласились, что установленный порядок, в отличие от Земельного Кодекса РФ, более четко определяет орган власти, который может обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка. Это-орган исполнительной власти субъекта РФ . В нашем случае-Правительство Республики Алтай.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_22_04_11_IMG_5353.JPG
Л.Иванова заметила, что процессы деградации сельскохозяйственного производства и последующая земельная реформа нанесли сильный удар по сельскохозяйственным предприятиям, в результате чего, сократилась численность и количество используемых не по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения. Их начали включать в состав населенных пунктов, для осуществления жилищного строительства, использовать в прибрежной полосе водоемов, для размещения туристко-рекреационных объектов.

В ходе обсуждения депутаты А.Манзыров и С.Ефимов не только высказали свое мнение на проблему, но и внесли ряд существенных предложений. Они, как и другие предложения участников встречи, нашли отражение в рекомендациях круглого стола.

Цифры и факты:
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения-2 616тыс.га. В т.ч. с/х угодья-128,6тыс.га, что составляет 43,1% от площади земель с/х назначения. В их числе: пашни-34,1тыс.га (11,9%); леса-943,4тыс.га (36,1%); болота-29,2тыс.га (1,1%); другие угодья-514,8тыс.га (19,7%).

Площадь земельных участков, переведенных из земель сельскохозяйственного назначения: в Майминском районе-1 466,09га в категорию земель населенных пунктов; в Шебалинском районе-674,2га в иную категорию в т.ч. 429,9га включены в границы населенных пунктов; в Кош-Агачском районе-40,1га в иную категорию; в Усть-Коксинском районе-366,1га, в т.ч. 365,95га включены в границы населенных пунктов, 0,16га-в земли промышленности; в Усть-Канском районе 107 га-в черту населенных пунктов, 11,1га-в земли промышленности, 4,6га-в земли особо охраняемых территорий и объектов.



(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)