c_380_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_31_05_11_IMG_6952.JPG

25 мая в Малом зале Государственного Собрания-Эл Курултай под председательством Т.Гигель состоялся "круглый стол" на тему: «Налогообложение малого бизнеса: практика применения, проблемы и перспективы».

Уже само название говорит о том, что организаторы не побоялись поднимать крайне сложные вопросы. Сегодня, ни для кого не секрет, в каких сложных условиях оказалась эта сфера деятельности. Чего только стоит значительное увеличение социальных выплат предпринимательством, не говоря уже о росте цен и тарифов.

Проблемы остаются

Обращаясь к собравшимся, среди которых были руководители государственных и муниципальных органов власти, руководители ведущих банков республики, налоговой службы, Торгово-промышленной палаты, общественных объединений предпринимателей, а также индивидуальные предприниматели, заместитель Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Т.Гигель заметила: государство делает много, для того, чтобы поддержать малый и средний бизнес в рамках существующего законодательства.

В частности, ограничены плановые проверки, регламентированы внеплановые визиты контролирующих органов, введен уведомительный порядок начала бизнеса, сокращено количество разрешительных документов, для осуществления предпринимательской деятельности, а обязательную сертификацию–декларированием качества выпускаемой продукции, исключены внепроцессуальные проверки органов внутренних дел, введен еще ряд мер по либерализации ведения бизнеса. Но, в сегодняшней ситуации, когда резко возросли социальные выплаты и цена на электроэнергию, становится выживать крайне сложно.

"Что касается законодательной и нормативно-правовой базы, то, для малого бизнеса, она на уровне республики, в основном, отрегулирована. "Но, скажем честно, -заявила вице-спикер, -предприниматели, нередко справедливо, отмечают бездействие властей. В частности, в данной среде существует информационный голод. Не один год депутаты ведут речь о создании в республике бизнес-инкубатора, который бы смог предоставить предпринимателям полный информационный пакет, начиная от существующих программ господдержки и заканчивая налогообложением. Пока же, проблема остается открытой".

Кроме того, есть необходимость в разработке законодательной инициативы и направлении её в Госдуму, в целях поддержки стартующего бизнеса об освобождении от налогообложения полученных ими субсидий и грантов, в порядке господдержки, а также по расширению возможности применения упрощенной системы налогообложения, на основе патента.

Кроме того, целесообразным является переход от ежеквартальной к ежегодной системе отчетности.

По мнению Т.Гигель, не оправдывают себя льготы пенсионерам, в виде полного освобождения от уплаты налога со всех видов недвижимого имущества. Данная норма, предусмотренная федеральным законодательством, во-первых, не соответствует принципу справедливости налогообложения, и во-вторых, способствует злоупотреблениям. Не секрет, что имеются случаи оформления на родственников пенсионного возраста объектов недвижимого имущества, в т.ч. объектов бизнеса: магазины, автозаправки, автомобили и другие. Здесь также нужен анализ ситуации и предложения.

Т.Гигель считает, что, при желании, можно было бы обсудить целесообразность введения льготной системы налогообложения на прибыль, на имущество, для поощрения банков в выдаче «длинных» кредитов сроком от 1 года и более, скажем, до 10 лет, для покупки коммерческой недвижимости под ее залог или покупку сложного технического оборудования.

Сотрудничество бизнеса и власти обоюдно выгодно

Выступление председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму С.Ефимова также привлекало внимание участников "круглого стола".

"Бизнес, как известно, имеет своей целью получение прибыли. В то же время, его эффективность измеряется не только высокой доходностью предприятия или частного предпринимателя, но и экономической и политической стабильностью республики и государства, в целом. А благополучие нашей республики и есть первоочередная задача властей всех уровней. Поэтому сотрудничество бизнеса и власти является обоюдно необходимым и взаимовыгодным", -сделал первый вывод председатель парламентского комитета.

"Немаловажную роль, для развития бизнеса, играет обеспечение соответствия республиканского законодательства и актов органов местного самоуправления нормам федерального законодательства. Такие законы у нас не только приняты. По данным федерального регистра нормативных правовых актов Республики Алтай за I квартал 2011 года, в республике действует 44 нормативных правовых акта", -это-второй вывод С.Ефимова.

Темпы роста деятельности малых предприятий в среднесрочной перспективе, в значительной степени, будут обусловлены реализацией механизмов государственной поддержки по следующим направлениям:развитие системы бизнес-инкубаторов, для начинающих предпринимателей; поддержка субъектов малого предпринимательства через субсидирование возмещения части процентных ставок по привлеченным кредитам;развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства; создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий. Это-еще одно, итоговое замечание, которое сделал депутат.

"Даже сформированная нормативно-правовая база не позволяет, в полной мере, решить ряд проблем, а именно-недостаточное развитие инфраструктуры, высокая стоимость электроэнергии, обусловленные особенностями развития малого бизнеса в Республике Алтай, как высокогорность, транспортная отдаленность, труднодоступность и малая плотная населения", -подытожил С.Ефимов.

Говоря об обеспечении единой системы регулирования порядка привлечения кредитных ресурсов в экономику республики, создании механизмов контроля за использованием по назначению кредитных ресурсов, привлекаемых под залог государственного имущества, депутат не скрывал своего сожаления, что кредитные учреждения (ОАО «Россельхозбанк» и Горно-Алтайское отделение №8558 СБ России) не рассматривают, пока, землю, в качестве обеспечения кредитных ресурсов, в связи с тем, что имущество обременено правами третьих лиц (аренда, оперативное управление) и, в соответствии с федеральным законом №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»-отсутствие права собственности на земельные участки.

Как положительный пример реализации Закона о залоговом фонде, он привел работу Администрации муниципального образования «Онгудайский район» по оформлению двух кредитов, с применением механизма залогового фонда. По мнению председателя Комитета, всем органам власти есть над чем работать в продвижении вопроса обеспечения условий функционирования залоговых фондов Республики Алтай.

c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_31_05_11_IMG_6975.JPG Подводя итог сказанному, С.Ефимов особо остановился на проблемах, которые необходимо решать, в ближайшее время. На его взгляд, это-обеспечение доступа к кредитным ресурсам и их удешевление; создание и расширение инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства; повышение инновационной привлекательности Республики Алтай.

Даешь рост!

Выступающих поддержала заместитель главы муниципального образования «Чемальский район» О.Косолапова. Она подробно остановилась на характеристике модели организации малого бизнеса в своем муниципалитете, где, с каждым годом, увеличивается количество малых и микропредприятий, наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей. Цифры, приведенные докладчиком, действительно впечатляют. На территории района осуществляют свою деятельность 707 хозяйствующих субъектов малого бизнеса. В сфере малого и среднего бизнеса задействованы около 1 000 человек, или 16% трудоспособного населения района, и 43,5% от занятого в экономике района.

В рамках исполнения муниципальной целевой программы на условиях софинансирования с РЦП «Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай» и, на основании проведенного конкурса, предпринимателям района выделены субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам на общую сумму 927,4тыс.руб.

Три предприятия получили компенсацию затрат на реализацию мероприятий, связанных с улучшением экологической обстановки в районе (строительство полигона ТБО, подъездной дороги, электроснабжение полигона) на сумму 4,3млн.руб.

16 предпринимателей в рамках государственной поддержки субъектов малого предпринимательства получили грантовую поддержку через Министерство туризма и предпринимательства РА на сумму 4,041млн.руб. По программе «О дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда» 83 безработным гражданам в 2010 году было выделено 5,9млн.руб. субсидий из федерального бюджета на открытие своего дела. На поддержку крестьянских фермерских хозяйств через отраслевое министерство в 2010 году поступило 1,4млн.руб.,на строительство откормочных площадок, в виде субсидий на содержание маточного поголовья. У муниципалитета налажены связи с кредитными учреждениями республики. За 2010 год филиалами двух банков-СБ и ОАО «Россельхозбанк» на территории района личным подсобным хозяйствам выделено 459 кредитов на сумму 97млн.руб. на закуп скота, сельхозтехники, оборудование.

Наиболее эффективной формой поддержки малого предпринимательства, по утверждению выступающей, является формирование муниципального заказа. В 2010 году его общий объем составил 105млн.руб., в т.ч. для субъектов малого предпринимательства 2,8млн.руб.

Заместитель главы Администрации считает, что, для дальнейшего улучшения развития экономики, необходимо обеспечить дальнейшее улучшение следующих условий: обеспечить бизнесу доступ к кредитным ресурсам, формировать инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, способствовать развитию предпринимательства (выделение земельных участков, для ведения предпринимательской деятельности), ликвидировать административные барьеры (электроэнергия, оформление документов, оформление различных сертификатов и разрешений), совершенствование законодательной базы. Это касается кадровых вопросов, налогообложения, получения кредитных ресурсов, для развития деятельности, повышение тарифов на коммунальные услуги и др.

С интересом выслушали присутствующие выступления руководителя УФНС по Республике Алтай А.Закутина на тему: «Налоговые законодательство, регулирующее налогообложение субъектов малого бизнеса», а также доклад: «Роль малого бизнеса в доходах консолидированного бюджета Республики Алтай и планируемые изменения в налогообложении малого бизнеса», с которым выступила начальник отдела Министерства финансов Республики Алтай Ю.Мягкова.

Много полезного почерпнули присутствующие из выступлений начальника отдела кредитных продуктов Горно-Алтайского отделения №8558 СБ России И.Кудермековой, и директора Горно-Алтайского регионального отделения банка ОАО «Россельхозбанк» Е.Кашиной, которые попытались подробно рассказать о системе и порядке кредитования предпринимателей.

Кроме того, в ходе работы «круглого стола» выступили заместитель Министра туризма и предпринимательства Республики Алтай А.Тодошев, и и.о.заместителя Министра сельского хозяйства Республики Алтай А.Иташев, которые остановились на проблемах налогообложения субъектов малого бизнеса и особенностях развития малого предпринимательства на селе.

c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_31_05_11_IMG_7006.JPG Председатель Совета некоммерческого партнерства (объединение предпринимателей РА) М.Еграшев рассказал о насущных проблемах развития и государственной поддержке субъектов малого предпринимательства.

В прениях выступили предприниматели С.Черняк и С.Кухтуеков. Их выступления были насыщены конкретными замечаниями и предложениями.

На "круглом столе" была принята резолюция, где в разделе «рекомендации» есть и такие предложения: в целях проведения инвентаризации и создания единой базы по землям сельхозназначения, рассмотреть возможность создания республиканской комиссии по выявлению неиспользуемых земельных участков из земель сельхозназначения на территории Республики Алтай.

В перечень основных мероприятий республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса РА на 2011-2017 годы» было рекомендовано включить мероприятия по рациональному использованию земельных ресурсов, охране и защите земель сельхозназначения от негативного влияния антропогенных факторов.

Кроме того, было взято на контроль предложение об изучении опыта Брянской области по осуществлению деятельности по сбору и анализу информации об использовании земель сельхозназначения.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)