c_380_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_02_06_11_IMG_7212.JPG

31 мая в Государственном Собрании-Эл Курултай состоялся «круглый стол» по теме: «Система тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Алтай».

Открывая заседание, Председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму С.Ефимов заметил, что система ЖКХ, сегодня, нуждается как в организационном реформировании, так и в технической модернизации.

Прежде всего учет

В своем выступлении председатель парламентского комитета подчеркнул, что, более всего, нареканий вызывает существующий порядок формирования тарифов, который является порочным, в своей основе. Согласно установленному порядку, объем потребляемых ресурсов определяется по нормативам, а стоимость—по затратам ресурсоснабжающих предприятий, которые они обосновывают перед уполномоченными органами.

Если не поменять ситуацию, то у властей останется только один метод контролировать цены—их административное и законодательное ограничение на уровне Правительства и субъектов России. Но это-не выход из ситуации. Реально мы сможем перейти как к рыночным отношениям, так и к ресурсосбережению, только внедрив учет потребляемых ресурсов. Первый шаг в этом направлении сделан: по Закону об энергосбережении с 1 января 2012 года собственники жилых домов или помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить дома счетчиками, а многоквартирные дома—коллективными и индивидуальными приборами учета воды, тепла, электроэнергии.

Когда есть бюджетная поддержка

При ответе на поставленный вопрос-«О мерах, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности Республики Алтай», и.о.Министра регионального развития Республики Алтай Н.Кондратьев подробно остановился на реализации республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Республики Алтай на 2010-2015 годы и на период до 2020 года».

На эту программу в 2010 году выделено из республиканского бюджета 9,684тыс.руб. Средства были направлены в 6 муниципальных образований на организацию мероприятий по энергосбережению на предприятиях ЖКХ. В 2011 году из бюджета республики на реализацию этой пролонгированной программы направляются уже 38,3млн.руб. 20млн.руб. уйдут на перевод на газ котельных Майминского района, 11млн.руб.—для подводки газа к домам в г.Горно-Алтайске.

На территории Республики Алтай реализуются проекты «энергоэффективная больница» и»»энергоэффективная школа», а также президентская программа «Новый свет», в рамках которой приобретаются и устанавливаются энергосберегающие лампочки на объектах бюджетной сферы. По программе «Оснащение многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления коммунального ресурса на 2009-2011 годы, за два последних года, установлено 183 прибора учета холодной воды, 96 приборов-учета горячей воды, 225 приборов-учета тепловой энергии. Практически, все многоквартирные дома г.Горно-Алтайска и с.Маймы (всего 529) оснащены приборами учета коммунальных ресурсов.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_02_06_11_IMG_7223.JPG

С 2008 года по 2010 в регионе на газ переведено 33 котельных, газифицировано 500 домовладений, это-где-то 80% от общего потребления тепловой энергии. По мнению и.о.Министра, население республики активно привлекается к обслуживанию жилищного фонда.

Так, если в 2006 году на территории нашего региона было только 2 ТСЖ, то в 2010 году их стало 192. На сегодняшний день, доля многоквартирных домов, собственники которых выбрали способ управления, составил более 68%. По сравнению с 2006 годом, увеличилась доля собираемости платежей с 73% до 90,4%.

С 2008 года Республика Алтай получает средства Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда. Всего получено более 550млн.руб. федеральных средств. За данный период, реализовано 3 программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Отремонтировано 562 многоквартирных дома общей площадью 208 402м2, в которых проживает 9 521 человек. Общий объем финансирования данных программ составил 446,9млн.руб.. В 2011 году предполагается отремонтировать в г.Горно-Алтайске и пос.Акташ 6 многоквартирных домов общей площадью 9 042м2. Тем самым, жилищные условия улучшат 189 семей.

Отметив множество положительных моментов в развития ЖКХ, Н.Кондратьев заявил, что ситуация в жилищно-коммунальном комплексе республики, как и во всей Российской Федерации-сложная. Основной причиной этого является ветхое состояние фондов в отрасли. Если в 2006 году, в среднем, износ основных фондов составил по тепловым сетям 42%, водопроводным—61%, канализационным—59% и энергетическим—51%. В 2010 году, эти показатели достигли по тепловым сетям—41%, водопроводным-65%, канализационным—63% и энергетическим—60%. И здесь, без значительных вливаний, в целях обновления основных фондов, не обойтись.

О предельных индексах и снижении затратности

Председатель Комитета по тарифам С.Романов познакомил участников "круглого стола" с задачами по формированию тарифов на услуги ЖКХ на 2012 год». Он заметил, что органам регулирования субъектов РФ, при расчете предельных уровней тарифов и предельных индексов, рекомендовано использовать показатели инфляции в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год, плановый 2013 и 2014г.г..

Что касается крайне высоких цен на электроэнергию в сфере экономики, то здесь есть положительные сдвиги. С января цена на электроэнергию, для этой категории потребителей, снижена на 8%. Сделан перерасчет.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_02_06_11_IMG_7257.JPG
Зам.главы Администрации г.Горно-Алтайска В.Емельянов остановился на проблемах по снижению затратности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и повышению собираемости платежей за услуги, предоставляемые жилищно-коммунальным организациям. Заместитель мэра столицы республики считает, что, пока, система теплоснабжения работает недостаточно эффективно, хотя потенциал ее экономии огромен как в сфере распределения, так и ее потребления.

Наши дома рассеивают тепло в атмосферу от 40% до 70% через тонкие панельные стены, межплиточные швы, разбитые окна в подъездах. Вопрос утепления должен стать первостепенным как для жильцов так и для обслуживающих компаний.

Что касается потерь тепла в системах теплоснабжения, то и здесь есть резервы решения проблем-за счет комплексной модернизации отопительных систем, с переходом к регулируемому теплопотреблению на стороне абонентов-потребителей. Переход от системы централизованного распределения тепла через централизованные теплопункты к индивидуальным средствам регулируемого потребления, для каждого здания, позволит экономить 20%-10% тепловой энергии.

Хозяин или квартиросъемщик?

О взаимодействии товариществ собственников жилья с управляющими компаниями рассказала представитель общественности Н.Денисова. Она считает, что снижать до беспредела тарифы нельзя. Сегодня, необходимо задуматься о хозяйственном подходе к управлению многоквартирными домами. Чтобы непростой вопрос сдвинулся с "мертвой точки", требуется сломать, сложившийся годами, стереотип мышления у жильцов МКД. Они должны ощущать себя хозяевами не только своих квартир, но и лестничных площадок, подвалов и т.д. Изменится отношение, повысится участие жильцов в управлении домом и, как следствие, улучшится его сохранность, снизятся затраты на содержание.

При этом, Н.Денисова обратила внимание присутствующих на тот факт, что управляющая компания, которая, сегодня, в нашем городе не имеет конкурентов, перешла на обслуживание жилого фонда, с помощью подрядных организаций, все свои действия направив на контроль над ними.

Только вот контроль часто переходит на плечи председателей ТСЖ, домкомов. В связи с этим, общественница предложила оплачивать контролирующие функции председателям. Подводя черту под своим выступлением, Н.Денисова высказала предложение приступить к созданию объединений-ассоциаций ТСЖ. Это-экономически выгодно, поскольку, сообща, грамотно организовывать работу легче. И, с их созданием, у нас появится реальная альтернатива управляющей компании (ПЖЭТ). А наличие конкурентов только стимулирует работу.

А, еще, представитель общественности потребовала, чтобы управляющая компания начала реально выполнять свои функции. Вопрос формирования тарифа должен быть прозрачным, как и стоимость платных услуг. Перечень набора услуг, входящих в тариф, должен быть доведен до сведения каждого жильца. Предоставление отчета УК по потреблению тепловой энергии, горячей воды, холодной воды, водоотведения, электроэнергии, по содержанию и ремонту жилья должно быть не по требованию, а обязанностью. Это-дисциплинирует.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_02_06_11_IMG_7260.JPG
Еще одна представительница общественности А.Печерская, познакомила присутствующих с системой работы ТСЖ, а также поддержала предложение Н.Денисовой о необходимости создания объединенных ТСЖ. Как организатор ассоциации ТСЖ, она пригласила всех желающих в нее войти. Сообща, решать вопросы ТСЖ-легче.

Участники круглого стола, по итогам состоявшегося обсуждения, приняли рекомендации, направленные на совершенствование системы тарифного и нормативного регулирования жилищно-коммунального хозяйства.



(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)