c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgНа такую тему 29 мая в Малом парламентском зале состоялся «круглый стол» с участием депутатов, представителей Правительства Республики Алтай, МВД, Роспотребнадзора, Службы судебных приставов и председателей советов депутатов муниципальных образований. Сразу отметим, что прошло заседание в обстановке заинтересованного обсуждения. Были высказаны деловые предложения, которые в итоге были с готовностью восприняты инициаторами проведения мероприятия – Комитетом по правовой политике и местному самоуправлению.

Настроил присутствующих на конструктивный диалог спикер республиканского Парламента Иван Белеков. Он призвал отдать приоритет в обсуждении комплексу вопросов, связанных с регулированием административных норм в области благоустройства населенных пунктов. Кроме того, добавил спикер, неплохо бы обсудить возможность разработки и принятия республиканского закона «О рекламе», где также не нет единых правил игры. Он также выразил c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_prez.jpgнадежду, что свободный обмен мнениями позволит принять необходимые на данный момент решения на законодательном уровне.

Председатель Комитета по правой политике и местному самоуправлению Виктор Хабаров, руководивший подготовкой «круглого стола» выступил с обобщением практики применения административного законодательства. В своем выступлении он рассказал о работе с Законом «Об административных правонарушениях в Республике Алтай». Он также заметил, что в сентябре 2011 года были внесены изменения в Закон Республики Алтай «Об административных комиссиях», согласно которым административные комиссии создаются в городском округе и муниципальных районах. В рамках рассмотрения этого вопроса на сессии Парламента депутаты подняли вопрос о необходимости проведения анализа работы административных комиссий и практики реализации республиканского законодательства об административных правонарушениях в целом.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_habks.jpgИнфромация к сведению:
Предельные размеры административных штрафов, которые могут устанавливать субъекты РФ установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях. Для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.
Предельные размеры, установленные республиканским Законом: для граждан 2,5 т. руб., для должностных лиц – 5 т. руб., юридических лиц – 100 т. руб. Следует отметить, что максимальных размер административного штрафа, установленный республиканским Законом соответствует максимальным размерам, действующим в Кодексе РФ об административных правонарушениях на 2003 год. С тех пор установленные КоАП размеры выросли, для граждан – в два раза, для должностных лиц – в десять раз, для юридических лиц также в десять раз. При этом размеры административных штрафов в республиканском Законе с 2003 года не менялись.
Депутат в своем выступлении подчеркнул, что с учетом роста доходов населения и юридических лиц, а также инфляции с каждым годом фактическая сумма административного штрафа уменьшается, что снижает эффективность применения мер административной ответственности. В связи с этим муниципальные образования предлагают пересмотреть размеры административных штрафов в сторону их увеличения хотя бы по статьям, по которым происходит наибольшее число правонарушений, - заявил В. Хабаров.
Из таких статей можно отметить следующие: в городе - статья 7.1 (Вывешивание печатной продукции, нанесение рисунков и надписей в неустановленных местах), статья 7.2 (Семейно-бытовое дебоширство), статья 20 (Засорение улиц и иных общественных мест), статья 47 (Торговля в неустановленных местах), статья 73 (Нарушение правил благоустройства). В районах к таким статьям относятся – статья 7.2 (Семейно-бытовое дебоширство), статья 9 (Нарушение правил содержания домашних животных), 20 (Засорение улиц и иных общественных мест), статья 43 (Потрава посевов, стогов, порча или уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений), статья 73 (Нарушение правил благоустройства).
Наряду с этим анализ административной практики показал, что в муниципальных образованиях по разному относятся к проблеме несоблюдения правил содержания животных. Так, в Шебалинском районе в год рассматривается по 50-60 дел, а в Майминском районе за 2009-2011 годы было рассмотрено 30 дел. При этом, по данным МВД по Республике Алтай в Майминском районе в прошлом году было наибольшее количество ДТП с участием животных (12 ДТП с одним пострадавшим). Онгудайский район на втором месте – 11 ДТП с двумя пострадавшими (по статьям 9 и 9.1 в 2009-2011 годах было рассмотрено 28 дел).
Виктор Хабаров отметил, что также проанализирована практика работы административных комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях на 2009-2011 годы и выявлено следующее:
Максимальное количество дел об административных правонарушениях в 2009-2011 года рассмотрено в муниципальном образовании «Город Горно-Алтайск» - более 8000 дел. На втором месте муниципальное образование «Шебалинский район», в котором рассмотрено около 1200 дел. В имеющим в два раза большую численность муниципальном образовании «Майминский район» более 900 дел. Вообще Шебалинский район стоит отметить особо, если пересчитать количество административных дел на душу населения, то он находится на первом месте и его административная комиссия работает очень активно.
Кроме того, как заметил выступающий, Аппаратом Парламента проведен анализ судебной практики по обжалованию положений законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Анализ судебной практики показал, что установление порядка обслуживания и ремонта жилищного фонда относится к федеральным полномочиям, поэтому статьи 81 и 82 Закона необходимо признать утратившими силу.
Также вызывает вопросы о соответствии федеральному законодательству статьей 77, 85, 87, 89 и 90 с учетом того, что экологические, санитарно-эпидемиологические мероприятия, а также требования по содержанию и охране зеленых насаждений, элементов ландшафтной инфраструктуры на территориях общего пользования определяются федеральным законодательством. Судебная практика по указанным вопросам неоднозначна и требует дополнительной проработки.
Депутат предложил с учетом проработки на федеральном уровне вопросов о передаче части полномочий на региональный рассмотрение вопроса о внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» отнести на вторую половину этого года и дополнительно внимательно изучить составы правонарушений на предмет их соответствия федеральному законодательству.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_st2.jpgВиктор Хабаров также информировал участников «круглого стола» о том, что в ходе проведенного анализа удалось выявить ряд проблем в правоприменении административного законодательства. Это небольшая сумма административных штрафов; рецидив (повторные нарушения) лицами, привлекаемыми к ответственности; трудность привлечения к административной ответственности иногородних студентов в связи с длительным поиском их местонахождения; затруднения при составлении протоколов об административных правонарушениях, связанные с отказом нарушителя в предоставлении документов, удостоверяющих личность.
К выявленным трудностям в работе он отнес слабую работу в муниципальных образованиях с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республики Алтай и его структурными подразделениями в части взыскания с нарушителей наложенных административных штрафов. Еще не организована работа по привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях лиц, не уплативших административные штрафы в установленной Кодексом 30-дневный срок.
Административные штрафы в республике взыскиваются в основном с граждан, число привлеченных к ответственности должностных юридических лиц минимально. Так, в Онгудайском, Турочакском, Чемальском и Чойском районах административная ответственность в отношении должностных и юридических лиц за 2010-2011 годы не применялась. В городе Горно-Алтайске за это время по статье 73 наложены штрафы на 30 должностных и 20 юридических лиц, что составляет в целом 27 % от числа граждан, на которых наложены штрафы по этой статье (в районах этот процент значительно ниже).
В итоге сумма средств, поступивших в местные бюджеты от уплаты штрафов, как правило, в два-три раза ниже суммы назначенных штрафов.

Начальник отделения организации исполнения административных законодательств отдела обеспечения охраны общественного порядка Министерства внутренних дел по Республике Алтай c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_oglez.jpgВасилий Оглезнев проинформировал собравшихся о роли органов внутренних дел в применении норм административного законодательства. Он заметил, что только в 2010 году работниками органов внутренних дел было выявлено и направлено в административные комиссии при органах местного самоуправления 3682 дела об административных правонарушениях с наложенными штрафами на общую сумму 1 млн. 163 тыс.94 руб. В административные комиссии в 2011 году направлено 4051 дело, а в текущем году сотрудниками органов внутренних дел передано в административные комиссии 1922 дела.
По словам представителя МВД, основным проблемным вопросом является то, что административные комиссии на местах не работают по статьям 20, 25, предусматривающим действия в случае своевременной неуплаты штрафа. Наряду с этим не во всех муниципальных образованиях утверждены правила благоустройства населенных пунктов. Например с 2010 года по настоящее время в МО»Усть-Канский район» не выявлено ни одного административного правонарушения, предусмотренных статьями 9 и 9.1.
От лица ведомства выступающий высказал пожелание в адрес законодателей о необходимости применения административного ареста от 3 до 5 суток, как средства наказания по статье 7.2 «Семейно-бытовое дебоширство».

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_nechks.jpgДалее слово было предоставлено председателю Совета МО «Город Горно-Алтайск» Юрию Нечаеву. Он коротко, и в то же время подробно, рассказал о практике применения административного законодательства в столице республики, уделив особое внимание функционированию административной комиссии. Руководитель представительного органа власти информировал присутствующих, что за 2011 год в городе проведено 53 заседания, административной комиссии, рассмотрено 2563 протокола по 21-ой статье административного кодекса правонарушений. Всех больше, 2007 протоколов рассматривалось по статье «Засорение улиц и других общественных мест», 203 протокола были рассмотрены по статье «Семейно-бытовое дебоширство». На третьем месте количество протоколов по статьям «Нарушение содержания животных и птиц» и «Нарушение режима тишины».
В текущем году уже проведено 30 заседаний административной комиссии, рассмотрено 1284 протокола на сумму 528670 рублей.
Глава городского совета заметил, что основные трудности в работе связаны с деятельностью по контролю за исполнением административного законодательства в жилом частном секторе. Он признался, что в настоящий момент навести здесь порядок не удается. В основном это связано с засорением улиц и прилегающих территорий. Люди не хотят заключать договора на вывоз мусора. муниципальное образование намерено выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 73.1 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», где предусмотреть административную ответственность в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 рублей за необеспечение сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (отсутствие у гражданина, проживающего в индивидуально жилом доме, договора на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов). При этом от подчеркнул, что большинство граждан все же согласны соблюдать данные правила административного законодательства, речь идет о несознательных горожанах. У администрации имеются все возможности обеспечить регулярный вывоз и утилизацию отходов, - заметил Юрий Нечаев.
Далее выступающий задался вопросом: что делать с бродячими собаками? Данный вопрос остро стоит не только в городе.
Оказалось, что полномочия в данной сфере федеральные и региональные. Законопроект, регулирующий отношения в данной области уже больше года находится в комитете по ветеринарии и определенности в том, когда он будет представлен на экспертизу – нет.
Поэтому председатель городского совета попросил законодателей ускорить принятие соответствующего законопроекта.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_zatzep.jpgВедущий специалист-эксперт Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай Сергей Зацепин высказался за такую схему работы в контроле за соблюдением административного законодательства в сфере благоустройства, чтобы каждый представитель ведомства четко знал свои полномочия и обязанности. От этого, по мнению представителя Роспотребнадзора, страдает конечный результат в правоприменении.
Вместе с тем он заметил, что в законодательстве вовсе не определено, что такое «объект благоустройства». Надо это определить и причислить к установленному перечню сакральные места, а также разработать правила содержания таковых. Он предложил ввести штраф до 5000 рублей за нарушение правил благоустройства.
По мнению С. Зацепина а Республике Алтай необходимо разработать проект закона о чистоте и благоустройстве. Он также поддерживает необходимость обращения ГС-ЭК РА в Государственную Думу с законодательной инициативой об установлении ареста и исправительных работ за нарушение законодательства в данной сфере.
Представитель Роспотребнадзора считает необходимым активизировать работу по наведению порядка в населенных пунктах, связанную с обеспечением безопасности от «бродячих собак», так как это влечет угрозу жизни населания.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_nikitks.jpgЗатем председательствующий представил слово председателю Совета депутатов МО «Шебалинский район» Наталье Никитенко. Она, в свою очередь, поделилась информацией о результатах деятельности административных комиссий. В практике работы шебалинцев прижилась такая норма, как ежемесячные выездные заседания административной комиссии по сельским поселениям с участием депутатов.
Председатель райсовета пожаловалась на плохую работу почтового ведомства, в результате чего уведомления для граждан об административном правонарушении приходят с задержкой.
Наталья Никитенко полностью поддержала коллег о необходимости законодательного закрепления наказания в виде админстративного ареста и исправительных работ для нарушителей, проходящих по статье «Семейный дебош». Как правило, такие граждане совершают данные правонарушения неоднократно.

Заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Наталья Тяпкина также признала, что основные  виды нарушений админисрративного законодательства: семейно-бытовой дебоширство и загрязнение территорий. Основные c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_tyapk.jpgтрудности по взысканию с граждан просроченных штрафов связаны, в основном, с их асоциальным образом жизни. Несмотря на это служба судебных приставов взыскивает 80% неоплаченных вовремя штрафов.
Представитель ведомства также поддержала инициативу МВД по РА о введении административного ареста как еще одного средства наказания для правонарушителей.
Она также заметила, что административные комиссии имеют слабое межведомственное взаимодействие, в результате чего до конца не отслеживаются собственные решения по наложению административного взыскания.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_kormks.jpgНачальник отдела местного самоуправления Правительства Республики Алтай Татьяна Кормина заявила, что вопросам применения административного законодательства уделяется должное внимание при  проведении обучающих семинаров с главами сельских поселений. Что касается вопросов благоустройства, то в последние три месяца работа в данном направлении заметно активизировалась. Что касается разработки проекта закона о благоустройстве, то данный вопрос следует дополнительно обсуждать.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_kazks.jpgНачальник Государственно-правового управления Правительства РА Елена Казанцева считает, что на уровне субъекта возможно говорить только об изменении норм административной ответственности и разграничении полномочий. Здесь есть над чем подумать. В Республике Алтай, например, самые низкие штрафы.
И еще. Руководитель правового управления обратила внимание участников круглого стола на Типовые правила благоустройства территорий, разработанных минрегионом и посоветовала сверять свои действия с данным документом на уровне муниципальной власти.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_balak.jpgПредседатель Майминского районного Совет депутатов Павел Балакин поддержал инициативу коллег по внесению изменений в части установления ответственности в виде административного ареста для нарушителей статьи 7.2., а также заметил, что неплохо бы было увеличить субвенции на деятельность административных комиссий в части оплаты труда ответственного секретаря административной комиссии.

Заместитель председателя ГС-ЭК РА, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяна Гигель напомнила присутствующим, что не следует забывать такие профилактические c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_giks.jpgрычаги, как воспитание экологической культуры со школьной скамьи. Для улучшения  экологической обстановки в муниципальных образований требуется привлечение к решению проблемных вопросов представителей предпринимательства, общественников. Она , в частности заметила, что в Турочакском районе, где остро стоит проблема мусорных свалок, кажется нашли решение – предприниматели увидели выгоду в деле сортировки и утилизации твердых бытовых отходов. Татьяна Гигель остановилась на таком примере, как утилизация опилок. Она считает, что освоение имеющейся технологии использования отходов лесопроизводства для получения тепловой энергии давно назрело.
Вице-спикер считает целесообразным введение в Критерии оценки эффективности деятельности органов власти такого пункта, как чистота и благоустройство территории.
По мнению депутата, наряду со штрафами и более серьезными наказаниями для нарушителей административного законодательства необходимо вводить и «предупредительные меры».

Депутат Республики Алтай Сергей Коротенко в принципе согласен с необходимостью изменения административного законоодательства, однако считает, что приоритет должен быть c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_korot.jpgотдан профилактическим методам работы. Нарушителю надо дать шанс исправиться, - считает депутат, тем более, что материальное положение большинства жителей села желает лучшего. Необходимо доводить до людей полную и четкую информацию о действующих муниципальных услугах: какие отходы, куда и по какой цене можно убирать.

Председатель районного Совета депутатов МО «Усть-Коксинского района» Василий Смирнов обозначил, как одну из главных, проблему «бродячего скота» и заявил, что власти Усть-Коксинского района намерены заняться паспортизацией скота. Что касается практики работы по благоустройству, то во всех сельских поселениях за определенными участками закреплены ответственные. Уже нее один год традиционно проводятся конкурсы на лучшую усадьбу, благоустройство прилегающих участков и т.п.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_st1.jpgВ прениях по обсуждаемому вопросу также участвовали депутаты Сергей Ефимов, Вячеслав Уханов, Николай Чеконов, обозначившие свое мнение по ряду аспектов правоприменения административного законодательства.

Итогом парламентского мероприятия стало принятие рекомендаций. В предложенном документе организаторы «круглого стола» пообещали учесть все высказанные предложения.
Согласно принятому за основу документу Государственному Собранию – Эл Курултай Республики Алтай поручается провести анализ действующего Закона Республики Алтай об административных правонарушениях на предмет соответствия нормам федерального законодательства и законодательства об административных правонарушениях других субъектов Российской Федерации.
Парламентскому Комитету по правовой политике и местному самоуправлению под руководством Виктора Хабарова поручается разработать проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», в котором предусмотреть:
c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_29.05.12_haks.jpg- исключение или изменение статей, которые в действующей редакции противоречат федеральному законодательству;
- исключение статей, которые не применялись за весь срок действия Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай»;
- включение статей, имеющих новые составы правонарушений исходя из практики реализации законодательства об административных правонарушениях в других субъектах Российской Федерации;
- увеличение размеров административных штрафов, особенно по наиболее часто совершаемым правонарушениям;

Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству Республики Алтай:
- организовать обучение должностных лиц местного самоуправления, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, а также членов административных комиссий, по вопросам применения Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай»;
- рассмотреть вопрос о разработке проекта закона Республики Алтай
«О чистоте и благоустройстве территории Республики Алтай»;
- обратить особое внимание на эффективность работы административных комиссий в муниципальных образованиях.

Органам местного самоуправления рекомендовано:
- осуществлять более активное взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай и его структурным подразделениям в части взыскания с нарушителей наложенных административных штрафов;
- в случае отсутствия в муниципальных образованиях правил содержания домашних и сельскохозяйственных животных, разработать и принять указанные правила, а в тех муниципальных образованиях, где такие правила утверждены, пересмотреть их с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613.
- должностным лицам, имеющим право в соответствии со статьей 104 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» составлять протоколы об административных правонарушениях, при возможности выбора привлечения к административной ответственности гражданина либо должностного, юридического лица, составлять протоколы об административных правонарушениях в первую очередь в отношении должностных и юридических лиц.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)