c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgПод председательством заместителя Председателя ГС-ЭК РА, председателя Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяны Гигель состоялся «круглый стол» на тему: «Налоговые льготы: анализ практики и применения и методика оценки эффективности действия».

Для обсуждения аспектов, касающихся положения дел в сфере налогового регулирования, практики правоприменения, в Малом парламентском зале собрались депутаты, представители исполнительной власти, представители территориальных органов государственной власти в Республике Алтай, местного самоуправления, предпринимательского и ученого сообщества.

Участников "круглого" стола поприветствовал Председатель Госсобрания-Эл Курултай Иван Белеков. Он отметил, что сегодняшний разговор имеет, для парламентариев, принципиальное значение. Законодательная основа, для проведения налоговой политики в республике, на сегодняшний день, сформирована.

В то же время, налоговая политика, в условиях меняющегося рынка, требует гибкого законодательного регулирования. Депутатами Республики Алтай уже c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_belekr.jpgнемало сделано в части инвестиционной и социальной направленности налогового регулирования. Спикер заметил, что, в свое время, в Республике Алтай впервые была апробирована модель эколого-экономического региона. Это позволило в 90-е годы, относительно безбедно, пройти этот непростой период, характерный нестабильностью в экономической и социальной сфере страны. Этот опыт, с учетом новых реалий, нам надо применять.

Иван Белеков обратил внимание участников "круглого стола", что в своем докладе на Петербургском экономическом форуме Президента РФ В.Путин, как раз, сделал акценты на необходимость создания «не просто благоприятного, а в полном смысле лучшего, конкурентного инвестиционного климата», что, напрямую, связано с режимом налогового регулирования в регионах. Спикер выразил надежду, что участники совещания составят плодотворный и результативный разговор.

Татьяна Гигель заявила, о том, что решение о проведении "круглого стола" на тему налоговых льгот было приято неслучайно, ведь использование налоговых льгот-один из наиболее спорных вопросов применения российского налогового права, что подтверждается наличием большого числа, связанных с этим, судебных разбирательств между налогоплательщиками и c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_gig.jpgналоговыми органами. Это объясняется тем, что налоговые льготы представляют собой, в т.ч., основной канал законной оптимизации уплаты налогов и сборов.

Сейчас развитие российской налоговой системы, в целом, подошло к такому этапу, когда надо остановиться и оценить, а все ли льготы по налогам и сборам эффективны? Если нет–отказаться от них и двигаться дальше.

Об этом свою четкую позицию высказал Президент страны в своем Бюджетном послании на 2012-2014 годы. Он подчеркнул, что «требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности.

Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Возможная отмена таких льгот–это не только справедливое распределение собственных налоговых доходов между субъектами и муниципальными образованиями, но и повышение их ответственности за принимаемые решения».

В то же время, Президент подчеркнул, что «наряду с настоятельной необходимостью, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой-в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны, в целях модернизации производства и внедрения инноваций».

"В этом ключе и нам следует проанализировать всю нашу законодательную и нормативно-правовую базу в области налоговой политики", -считает вице-спикер.

Для стимулирования инвесторов и привлечения, их необходимо привлекать налоговыми льготами, которых немного, и возможностью их предоставления, которая предусмотрена федеральным законодательством.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_ekl.jpg

Это-всего три вида налогов-освобождать от налога можно налогоплательщиков транспортного налога, снижать ставку и освобождать от уплаты налога плательщиков налога на имущество организаций и понижать ставку на 4,5 процентных пункта (с 8% до 13,5%) по налогу на прибыль организаций.

Понятно, что этих налоговых льгот явно недостаточно, для привлечения крупных частных инвесторов, т.к. во всех субъектах Российской Федерации льготы аналогичны. На первое место выступают другие меры стимулирования-это и земля и административные особенности сопровождения проектов, которые не обладают всеми вышеперечисленными возможностями, единственно возможным становится увеличение периода, на который предоставляются льготы по налогам.

До 2010 года значительные и совершенно обоснованные льготы имел малый бизнес. В т.ч., льготы содержались в 20-ой главе Налогового кодекса Российской Федерации, которой регулировался социальный налог. Замена его страховыми взносами в Пенсионный и другие фонды породила весьма серьезные проблемы, для всех предприятий , но, особенно, для малого бизнеса.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что искусственно выведенные из налоговой системы страховые взносы, по своей социально-экономической сущности, безусловно, являются налогами. Повышение основной налоговой ставки с 26% до 34% , т.е. на 8 пунктов, а для малого бизнеса-до 20%, не привело к ожидаемому увеличению сборов.

Причины здесь-следующие. Значительное повышение налогов привело к уводу части заработной платы «в тень». Это повлияет не только на поступления страховых взносов, но и на поступления налога на доходы физических лиц. У многих организаций ухудшились финансовые результаты, что уменьшило налог на прибыль.

В настоящее время, на территории Республики Алтай законодательством установлена льгота только по транспортному налогу. Остальные налоговые преференции, в виде дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций–социальных инвесторов и на имущество целого ряда предприятий, определяющихся по отраслевому признаку. Возможно, сейчас, назрела необходимость пересмотра налоговых ставок, для экономической категории организаций не по отраслевому признаку, а индивидуально, учитывая все особенности потенциального инвестора, его статус и ту пользу, которую он принесет в республику своим проектом.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_obsh.jpg

Татьяна Гигель отметила, что, в период подготовки к "круглому столу", была изучена практика многих субъектов Российской федерации в налоговой политике, особенно дотационных. В большинстве субъектов, где проводится оценка эффективности налоговых льгот (анализируются как действующие, так и вводимые льготы), она осуществляется по трем категориям: бюджетной, экономической и социальной эффективности, но на федеральном уровне, пока, отсутствует единая методика оценки эффективности налоговых льгот.

Для осуществления этой триединой оценки эффективности налоговых льгот, основной проблемой является отсутствие у нас доступа к информации о суммах предоставленных налоговых льгот по региональным и местным налогам, в разрезе конкретных налогоплательщиков, согласно 102 статьи НК РФ.

Путь решения этой проблемы, пока, не выработан. В субъектах принятые ими методики оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот очень разнятся. В частности, постановлением Правительства Республики Алтай от 30 июня 2006 года №158 утвержден порядок оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Качество и само содержание данного документа весьма грамотные и не вызывают сомнений. Однако, вызывает вопрос о ее практическом применении.

Татьяна Гигель отметила, что по имеющимся федеральным источникам, к сожалению, только за 2009, но, за прошедший период, не произошло глобальных изменений в НК РФ. Из-за льгот по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством (налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц), бюджет Республики Алтай недополучил доходов на 294,0млн.руб.

В то же время, по льготам, установленным законами Республики Алтай и актами органов местного самоуправления, потери консолидированного бюджета РА составили 281,0млн.руб. Таким образом, республиканский и местные бюджеты теряют весьма значительные суммы, которые могли бы являться дополнительным резервом наполнения их доходной части.

Вице-спикер заметила, что значительная часть налоговых преференций предоставлена не для получения экономических или социальных выгод, а с целью сокращения перекрестных финансовых потоков между бюджетом и бюджетополучателями, а также с целью сдерживания тарифов на коммунальные услуги.

Льготы на имущество граждан носят социальный характер и предоставляются ветеранам войны, инвалидам 1-ой и 2-ой групп и др. категориям.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_kirkaz.jpg

По земельному налогу, льготы предоставляются, в основном, организациям бюджетной сферы, с целью ликвидации встречных финансовых потоков. Не критикуя никого, констатирую факт, что, в настоящее время, анализ эффективности налоговых льгот в Республике Алтай, практически, не проводится.

Информацией о размерах получаемых организациями или физическими лицами налоговых льгот обладают налоговые органы, при сборе и обработке налоговых деклараций. Но запреты, установленные 102 статьей НК РФ, не позволяют раскрыть эту информацию и довести до сведения органов власти.

В результате, в лучшем случае, органы власти, кроме данных об общих обезличенных объемах льгот, не обладают никакой информацией ни о конкретных пользователях льготами, ни, тем более, о путях использования эффекта от этих льгот.

"Основным направлением деятельности законодательного и исполнительного органов власти республики, в настоящих условиях, наряду с разработкой различных критериев оценок эффективности налоговых льгот, должно быть сокращение обезличенных льгот и ограничение перечня льготных категорий налогоплательщиков, -считает Татьяна Гигель. -Инструмент налоговых льгот может и должен использоваться, в качестве магнита, для привлечения потока инвестиций. И только в краткосрочном режиме, не более двух, трех лет. Краткосрочность налоговых льгот создает возможность, хоть какой-то оценки, их эффективности".

Вице-спикер заметила, что, недавно, был принят закон Республики Алтай по снижению налоговой ставки на имущество до 0,7% по газопроводным сетям сроком до 31 декабря 2014 года, т.е. до периода, когда объем транспортировки газа в республику достигнет безубыточного уровня.

Т.Гигель подчеркнула, что вопрос о налоговых льготах очень остро встанет с переходом к единому налогу на недвижимость. Здесь возникнут не столько экономические, сколько c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_zal2.jpgсоциальные проблемы.

Однако, как заверил В. Путин на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, «При этом, налоговые поступления в местные бюджеты должны серьезным образом увеличиться, но не за счет повышения ставок… А за счет дифференциации этих ставок, сказал, что ставка налога будет больше, для тех, кто владеет значительными участками земли, крупной недвижимостью и дорогостоящими квартирами и меньше, для тех, кто является собственником скромного имущества, небольших квартир, небольших домов, небольших земельных участков, садоводческих домиков».

В заключение, Татьяна Гигель отметила, что налоги, в первую очередь, должны исполнять свою основную задачу-фискальную т.е. обеспечивать необходимый уровень наполнения бюджета, для финансирования государственных и муниципальных полномочий. Но, в то же время, только создание комфортного налогового климата может заинтересовать инвесторов и служить основой, для формирования доходной части бюджета республики.

В выступлении следующего участника "круглого стола" заместителя Министра финансов РА Надежды Табаевой, подчеркнуто, что, на сегодняшний день, в Республике Алтай льготы c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_tabaevar.jpgпредусмотрены по трем налогам: транспортному, земельному и налогу на имущество физических лиц. По региональному налогу на имущество организаций предусмотрены дифференцированные ставки. Они также предусмотрены и по транспортному налогу.

Работа по налоговым льготам ведется в Министерстве с 2006 года в рамках реформирования региональных финансов. В это время, были приняты закон Республики Алтай о порядке принятия решений о порядке установления налоговых льгот и их отмене и постановление Правительства РА №158 «О порядке оценки эффективности налоговых льгот.

Оценка эффективности проводится по трем критериям: бюджетному, экономическому и социальному, а информация, ежегодно до 1 июля, размещается на официальном сайте ведомства. В целом, объем льгот, который предоставляется, в соответствии с федеральным законодательством в Республике Алтай, составляет 30,8% в общем объеме поступлений налогов.

Для оптимизации налоговых льгот в 2013-2015г.г., планируется рассмотреть вопрос об отмене льгот по ряду региональных и местных налогов, прежде всего, наиболее крупных, в частности, по налогу на имущество организаций. Планируется также включить в перечень налогооблагаемых объектов: земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные, для обороны и обеспечения безопасности, таможенных нужд.

Предполагается сохранение отдельных социальных льгот по региональным и местным налогам, например, для религиозных организаций, организаций инвалидов и других. И, при этом, планируется осуществление компенсаций на выпадающие доходы в рамках распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из фонда поддержки субъектов РФ.

Льготы по местным налогам, решения по которым принимают органы местного самоуправления, в 2010 году составили 20млн.руб. Из них 19,5млн.руб.-льготы по земельному налогу, 170тыс.руб.–льготы на имущество физических лиц. Все эти льготы носят социальный характер.

Что касается анализа дифференцированных ставок, то работа в данном направлении, в данный момент, ведется, на основании информации УФНС. В особенности, это касается налога на имущество организаций.

c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_kulakr.jpgСудья Арбитражного суда Республики Алтай Лариса Кулакова в своем выступлении заметила, что в России ежегодно рассматривается множество дел, связанных с законностью предоставления налоговых льгот, и, в дальнейшем, рассказала о судебной практике по рассмотрению споров юридических лиц и налоговых органов.

При этом, вся практика связана с применением федерального законодательства. "Вопрос применения налоговых льгот, несмотря на то, что он, уже достаточно, урегулирован, по-прежнему, является актуальным, для налогоплательщиков, -подчеркнула судья. -Несмотря на то, что, каких-либо, проблем в рассмотрении дел не возникает, не всегда налоговые органы дают право налогоплательщикам реализовать свое право на льготы".

Далее, представитель Арбитражного суда более детально рассказала о механизме возникновения споров, уделив внимание характерным практическим выводам.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_zakutl.jpgРуководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Александр Закутин посвятил свое небольшое выступление администрированию налоговых льгот.

За 2011 год 6 653 налогоплательщика воспользовались льготами и пониженными налоговыми ставками, из них 6 137–физические лица и 516-юридических лиц. Общая сумма выпадающих доходов, за этот период, составила 502млн.руб. Это-достаточно большая сумма, если учесть, что общие налоговые поступления составили 3 870млн.руб. В сравнении с 2010 годом, сумма выпадающих доходов увеличилась на 164млн.руб.

При этом, основной объем выпадающих доходов в размере 271млн.руб. приходится на социальных инвесторов, которые применяли, в основном, пониженную ставку налога на имущество, а также льготы по налогу на прибыль организаций и транспортному налогу, сумма консолидированных доходов от льготников в 2011 году составила 246млн.руб., что больше уровня 2010 года всего на 14млн.руб. При этом, социальными инвесторами в бюджет было перечислено 225млн.руб.

Над льготниками осуществляется контроль, в виде камеральных проверок, на общем основании, как и остальных плательщиков налогов. В 2011 году по льготникам было проведено 613 камеральных проверок.

c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_dupl.jpgПредседатель Совета депутатов МО «Чемальский район» Вера Дуплинская рассказала о ситуации с применением налоговых льгот, на примере Чемальского сельского поселения, в котором проживает 40% населения района.

Так, по итогам 2010 года, с 1 681 жителя было уплачено земельного налога на сумму 1 373тыс.руб., в т.ч. льгота, для 505 чемальцев, составила 314тыс.руб. По налогу на имущество, для 528 жителей, льгота составила 125тыс.руб. В 2011 году 1 511 человек-2 905тыс.руб., по налогу на имущество, для 486 человек, льгота составила 115тыс.руб.

Председатель райСовета усомнилась в эффективности правоприменения льгот, для пенсионеров, которые, по её словам, могут иметь в собственности несколько земельных участков и объектов собственности. Ввиду того, что большинство налогоплательшиков на селе являются пенсионерами и освобождены от уплаты налога на землю и имущество, то возникает вопрос, как развиваться поселениям. "Воля законодателей решить, каким образом, в дальнейшем, применять льготы на данный вид налогов", -считает Вера Дуплинская.

С обозначенной проблемой согласна Т.Гигель. Действительно, в настоящее время, пользуясь налоговыми льготами, сельчане невольно ухудшают налоговую базу сельских поселений, которым надо решать множество хозяйственных вопросов.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_todoshevr.jpgЗаместитель Министра туризма и предпринимательства РА Анатолий Тодошев в своем выступлении остановился на вопросах улучшения инвестиционного климата в регионе, практике частно-государственного партнерства, рассказав о существующие практике привлечения инвесторов.

Внес он и ряд предложений. Обеспечить дальнейшее совершенствование организационно-правовой практике института социальных инвесторов. Рекомендовать Правительству РА и муниципальным образованиям более активно использовать в практике механизм государственно-частного партнерства. Продолжить практику выделения средств бюджета, для подготовки технико-экономических обоснований нужных инвестиционных проектов, которые необходимы, для развития экономики республики.

Это может стать началом, для создания венчурного фонда. Необходимо изучить правоприменительную практику Самарской области относительно снижения ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, для резидентов особой экономической зоны.

По мнению А. Тодошева, это может сделать более привлекательными наши большие инвестиционные проекты. Надо также принимать решение о создании технопарка, привлечь дополнительных инвесторов. Работа Правительством РА в данном направлении ведется, необходима поддержка законодателей. Нужна она будет и для обеспечения реализации программы создания технопарка в части обеспечения софинансирования в размере 80млн.руб.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_shvak.jpgЗаведующий кафедрой экономического факультета Горно-Алтайского государственного университета Евгений Шваков предложил подумать над механизмом дифференциации и замены налоговых льгот.

Он предложил разделить все налоговые льготы на экономические и социальные. К их предоставлению должны быть различные подходы. Социальные налоговые льготы, в большей части, касаются населения и реализуются, в основном, федеральным законодателем. Чтобы устранить злоупотребления в части их использования можно предложить заменить льготы на бюджетные субсидии.

Применительно к Республике Алтай, необходимо выделить категорию социальных инвесторов в части реализации экономических налоговых льгот. Для оценки их эффективности, целесообразно применить процессный подход. Можно также заменить налоговые льготы предприятиям на бюджетное содействие. Например, инвестору без разницы: получить налоговую льготу или земельный участок с инженерной инфраструктурой или субсидирование процентной ставки по кредиту и т.п.

c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_kirkaz.jpgПредседатель Комитета по социальной защите и охране здоровья населения Алена Казанцева посвятила свое выступление анализу социальных налоговых льгот. "Важным является то, насколько эффективны применяемые льготы и насколько полно бюджетные средства попадают в семейную корзину", -подчеркнула депутат.

Председатель Совета некоммерческого партнерства «Объединение предпринимателей Республики Алтай» Михаил Еграшев в своем выступлении отметил, что, в последние год-два, сельские поселения стали активно пересматривать ставки земельного налога, подняв их максимально. В то же время, предприятия малого бизнеса, микропредприятия, не обладают правом льготы на уплату данного вида налога. В связи с этим, высказано предложение, на c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_egrash.jpgпарламентском уровне обсудить вопрос преференций в части налога на землю.

В последнее время, получает развитие процесс создания малых инвестиционных предприятий. Поэтому необходимо проработать механизм предоставления льгот, для данной категории субъектов малого бизнеса.

Заключая обсуждение, Татьяна Гигель заявила, что в ходе обмена мнениями поступили конкретные предложения, которые необходимо учесть в резолюции «круглого стола». Проект решения будет доработан и доведен до сведения участников совещания.

Что касается общей информации, то налоговые льготы и налоговые ставки, которые установлены законами Республики Алтай и правовыми актами муниципальных образований, имеют различную целевую направленность. Снижение ставки по налогу на прибыль, а также освобождение от налога на имущество предоставлены организациям, реализующим крупные инвестиционные проекты (создание инфраструктуры особой экономической зоны туристко-рекреационного типа), а также предпринимателям, участвующим в решении приоритетных, для республики, задач (аэропортовая деятельность, газификация региона). Цель этих льгот состоит в стимулировании роста налогооблагаемой базы, обеспечении, в перспективе, прироста налоговых поступлений в бюджеты.
c_350_250_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_gigr.jpg

Большая группа льгот, а именно освобождение от уплаты транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц либо снижение ставок этих налогов, носят социальный характер и направлены на поддержку граждан с невысокими доходами.

Так, налог не взимается с пенсий, стипендий, сумм материальной помощи, доходов детей-сирот, средств материнского капитала, государственных пособий и компенсационных выплат. Широко используются имущественные и социальные вычеты, позволяющие уменьшать налогооблагаемую базу на суммы расходов, затраченных налогоплательщиками на цели образования, лечения, приобретения недвижимости, строительство индивидуального жилья.

Льготы, которыми пользуются учреждения, органы государственной власти республики и муниципальных образований, финансируемые из республиканского или местного бюджета, установлены, в целях устранения встречных финансовых потоков и рационального использования бюджетных средств. Они касаются освобождения или снижения ставки по транспортному и земельному налогу и налога на имущество организаций.

При этом, оценка эффективности налоговой льготы и дифференцированных налоговых ставок является важным и необходимым моментом, при введении новой льготы или проведении инвентаризации действующих льгот. Необходимо четко представлять цели, которые требуются достичь, при применении, той или иной, льготы, а также последствия, для бюджета и экономики на региональном и местном уровнях.

Информация из доклада:

-Потери республиканского и местных бюджетов от предоставленных налоговых льгот, установленных законами Республики Алтай и актами органов местного самоуправления, за 2009 год составили 280,4млн.руб., наибольший удельный вес занимает налог на имущество организаций–230,3млн.руб. и налог на прибыль–23,1млн.руб. А льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством, составили 139,8млн.руб., в т.ч. налог на имущество организаций составил 186,4млн.руб., или 96%…

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)