c_350_250_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_bel.jpg7 апреля в Большом зале республиканского Парламента, по инициативе Комитета ГС-ЭК РА по финансовой, налоговой и экономической политике, проходят Парламентские слушания на тему: «О финансовом обеспечении расходных полномочий органов местного самоуправления в Республике Алтай».

В мероприятии приняли участие депутаты Республики Алтай, представители исполнительной власти, главы городского округа, муниципальных районов, сельских поселений, представители законодательной власти и федеральных органов.

В своем приветственном слове Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Иван Белеков отметил, что основной целью Парламентских слушаний является не столько проведение анализа существующего положения дел в данной сфере, сколько выработка первоочередных мер, которые позволили бы укрепить финансовые основы местного самоуправления.

Это, в свою очередь, создаст предпосылки к повышению роли местного самоуправления, как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, позволит нашим гражданам рассматривать местное самоуправление, как реальный инструмент, для решения вопросов местного значения.

По словам спикера, укрепление экономической, финансовой базы муниципалитетов, их бюджетной самостоятельности–один из приоритетов государственной политики в сфере развития муниципалитетов. При Президенте страны создан Совет по развитию местного самоуправления, в рамках которого обсуждаются и принимаются конкретные меры по развитию и поиску новых форм и механизмов улучшения финансового состояния органов местного самоуправления.

Иван Белеков заметил, что суммарные доходы местных бюджетов с 2006 года увеличились в 3,5 раза. Основная часть дополнительных доходов поступила по линии приоритетных национальных проектов, государственных программ Республики Алтай и за счет участия в федеральных программах. Это способствовало муниципалитетам существенно продвинуться в решении ряда проблем в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сноса аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилищного фонда, дорожного хозяйства, благоустройства и др.

"Однако, такая структура дополнительных финансовых средств, -считает Иван Итулович, -привела к тому, что все меньшую долю в доходах местных бюджетов стали занимать собственные источники, которыми могут самостоятельно распоряжаться органы местного самоуправления, и все большую долю-различные формы целевых трансфертов, которые могут и возрастать, и непредсказуемо сокращаться, особенно субвенции на исполнение государственных полномочий".

Спикер заявил, что важно не просто увеличение консолидированных доходов местных бюджетов, а увеличение той их части, на формирование которой органы местного самоуправления должны оказывать влияние и которой они могут самостоятельно распоряжаться. Именно в этих условиях, на муниципальном уровне будет стимулироваться поиск дополнительных источников доходов и, тем самым, наращиваться совокупный экономический потенциал республики.

По мнению Ивана Белекова, наряду с мерами законодательного регулирования, важную роль в повышении уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований может играть де­ятельность самих органов местного самоуправления. В связи с этим, он перечислил некоторые приоритетные направления: муниципально-частное партнерство, привлечение средств немуниципальных хозяйствующих субъектов к решению задач социально-экономического развития территорий; привлечение внешних инвестиций; переход на методы программно-целевого планирования, обеспечивающие увязку объемов бюджетных ассигнований, с достижением конкретных результатов; вовлечение граждан в бюджетный процесс, за счет которого могут быть выявлены наиболее важные и приоритетные направления использования бюджетных средств.

Спикер Иван Белеков, подводя итог, отметил, что на слушаниях были озвучены конкретные предложения, которые говорят о том, что законодательство о местном самоуправлении, действительно, нуждается в дополнительном урегулировании, особенно, по вопросам увеличения доходной части местных бюджетов. Поэтому, приняв за основу принятые рекомендации, необходимо поработать по усовершенствованию деятельности местного самоуправления, с точки зрения законодательно-правого обеспечения.

С основным докладом перед участниками Парламентских слушаний выступил Сергей Ефимов, председатель Комитета ГС-ЭК РА по финансовой, налоговой и экономической политике. "Местное самоуправление, -подчеркнул парламентарий, -это-особый уровень власти наиболее приближенной к населению. Именно там решаются основные вопросы жизнеобеспечения населения республики, социально-экономического развития сел и города.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все эти вопросы названы вопросами местного значения. Понятно, что, для их решения, необходима соответствующая экономическая база. С одной стороны, казалось бы, сформирована вся необходимая нормативно-правовая база. На федеральном уровне-это ФЗ №184 и ФЗ №131, Бюджетный, Налоговый, Земельный кодексы и другие. На региональном–законы о республиканском бюджете, бюджетном процессе, межбюджетных трансфертах, об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты и т.д.

С другой стороны, до сих пор, остается нерешенным ряд проблем, в числе которых основной является соответствие обязательств и возможностей республики и местного самоуправления. Ведь об эффективной республиканской политике и местном самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда имеется обеспеченность справедливыми доходными источниками, что подтверждается всем предшествующим опытом. Особенно, это стало актуальным, когда на поселения были возложены десять дополнительных полномочий принятым Законом РА от 7 июля 2015 года «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Алтай», который вступил в силу с 1 января текущего года, а финансово никак не были подкреплены.

"Для нас, очевидно, что исполнение данных полномочий, наряду с имеющимися, должны осуществляться с финансовым подкреплением, если мы, действительно, намерены развивать и совершенствовать местное самоуправление поселений", -заявил Сергей Ефимов. По мнению председателя парламентского комитета, пришло время на федеральном уровне более тщательно проработать вопросы распределения налогов и сборов между бюджетами республики, а также возможность возвращения налоговых доходов сельским поселениям от НДФЛ и единого сельскохозналога, что послужит укреплению финансовой базы сельских поселений и обеспечит равное исполнение полномочий, закрепленных Законом №32-РЗ.

Говоря об увеличении доходной части бюджетов муниципальных образований, С.Ефимов призвал обратить особое внимание на вопрос укрупнения некоторых сельских поселений, путем преобразования муниципальных образований. В качестве положительного опыта, он привел объединение в Майминском районе двух поселений-Верх-Карагужского и Майминского-в одно. Он также сообщил, что на действующей рабочей группе по увеличению доходной части консолидированного бюджета из 11 муниципальных образований первым был рассмотрен Турочакский район. Как выяснилось, в результате проведенной работы в данном направлении, за 2015 год район переместился с 7 на 5 место по росту собственных доходов.

"Понятно, что денег всем и всегда не хватает, -заявил депутат, -но, сегодня, главный вопрос-не в количестве финансовых средств, а в эффективности их расходования. Правительством региона сделана большая работа в поиске дополнительных средств на погашение кредиторской задолженности муниципалитетов. Однако, на 1 января текущего года, в разрезе муниципальных районов вопрос кредиторской задолженности остается открытым, и все мы должны понимать, что это-общая ответственность региональных и муниципальных властей".

"Одним из важнейших инструментов, с помощью которых можно эффективно содействовать развитию местного самоуправления, является не только повышение уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов, но и привлечение внешних инвестиций", -считает С.Ефимов.

С докладом « Об отдельных вопросах исполнения местных бюджетов» выступила заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, Министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова.

В своем выступлении она отметила, что вопросам исполнения расходных полномочий органов местного самоуправления Правительством республики уделяется большое внимание. Но, учитывая высокую дотационность нашего региона, сами муниципалитеты должны работать над увеличением доходной части своих бюджетов. В данном направлении, как считает Министр, есть резервы. В то же время, Ольга Владимировна посоветовала руководителям поселений не принимать обязательства сверх бюджетных нормативов.

С приветственным словом к участникам Парламентских слушаний обратилась представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай Татьяна Гигель.

"Тема, которую мы, сегодня, обсуждаем, важна всегда, поскольку она ключевая для межбюджетных отношений", -заметила сенатор. По мнению Татьяны Гигель, в ходе слушаний следует сделать акцент на два момента: поиск источников, механизмов, которые позволят увеличить доходные статьи муниципальных бюджетов и повышение эффективности расходов.

Говоря о финансовом аспекте функционирования местного самоуправления, сенатор обратила внимание присутствующих на проблему общего дефицита финансовых ресурсов. По данным Минфина России, доходы местных бюджетов в 2015 году исполнены в объеме 3 497,1млрд.руб., или со снижением на 0,3% к 2014 году. Собственные доходы местных бюджетов, которые используются муниципальными образованиями, для финансового обеспечения решения вопросов местного значения, в 2015 году снизились на 2%, по сравнению с собственными доходами местных бюджетов в 2014 году, и составили 2 258,4млрд.руб. Общий объем расходов местных бюджетов в 2015 году ниже на 0,1% объема расходов местных бюджетов в 2014 году.

В целом, в 73 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с дефицитом, который составил 67,7млрд.руб., в 12 субъектах Российской Федерации–с профицитом в сумме 4,4млрд.руб.

"По мнению членов Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, -сообщила Татьяна Гигель, -на сегодняшний день, наиболее актуальными вопросами, связанными с формированием, а также исполнением местных бюджетов являются: повышение качества кадастровой оценки земельных участков; сохранение или перераспределение доходных источников, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, для каждого вида муниципальных образований, в связи с предстоящей отменой с 2018 года специального налогового режима, системы налогообложения, в виде единого налога на вмененный доход и возможность передачи, в этой связи, с 2018 года на уровень муниципальных образований части доходов от упрощенной системы налогообложения, а также дальнейшее совершенствование механизма самообложения граждан, как одной из форм участия населения в местном самоуправлении".

Присутствующие узнали, что Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, по поручению Председателя СФ В.И.Матвиенко, приступил к разработке новой концепции межбюджетных отношений. В этой связи, СФ обратился в Правительство с предложением проинвентаризировать все полномочия. Правительство среагировало, в этой части, очень оперативно. Задача разделена на несколько потоков.

Первый поток—это большой пласт работ, которым занимается Минюст Российской Федерации. Они сейчас делают единый реестр полномочий, их набирается, навскидку, около 680-федерального, регионального, муниципального уровней, финансируемые и нефинансируемые.

Вторая задача, которую поставил Комитет, перед собой-надо сделать классификатор, т.е. четко классифицировать эти полномочия, чтобы не получалось, что часть полномочий с федерального и регионального уровней передается на муниципальный, но, при этом, их забывают в полном объеме финансировать. Поэтому здесь уже возникает задача классифицировать эти полномочия.

И третья задача-посчитать, сколько стоит каждое полномочие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

О роли контрольно-счетных органов Республики Алтай по повышению эффективности бюджетных средств участникам слушаний рассказал Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Алтай Артем Сумачаков.

О том, как разрешать существующие проблемы финансирования полномочий муниципалитетов рассказал представитель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Алтай», глава МО «Чойский район» Александр Борисов. В своем выступлении глава района уделил больше внимание аспектам взаимодействия органов местного самоуправления с надзорными органами.

Старший помощник прокурора РА Татьяна Затеева в своем выступлении рассказала о практике прокурорского надзора за использованием федерального законодательства органами местного самоуправления в Республике Алтай за 2015 год и Ι-ый квартал 2016 года.

Председатель районного Совета депутатов МО «Шебалинский район» Эрчим Сарбашев посвятил свое выступление оптимизации структуры территориальных федеральных органов и её влиянию на деятельность муниципальных образований. По словам председателя райСовета, сокращение в районной Администрации ставки ведущего специалиста-эксперта, занимающего сбором и анализом статистических данных, привело к ухудшению ситуации в деятельности данного направления. В связи с этим, он предложил восстановить должность специалиста-статиста в районах и городском округе. Также выступающий предложил законодательному собранию разработать и принять Закон Республики Алтай о муниципальной статистике.

Глава МО «Турочакское сельское поселение» Виктор Осипов рассказал о влиянии изменений федерального законодательства на бюджетную сферу сельских поселений и необходимость передачи на уровень сельских поселений полномочий по водоснабжению и дорожной деятельности. Он обратился к участникам Парламентских слушаний с предложением изыскать возможность и вернуть сельским поселениям, хотя 8% нормативов начисления НДФЛ.

"Только в этом случае, -заметил выступающий, -можно будет вести разговор о полноценной деятельности власти на местах".

Глава, председатель Совета депутатов МО «Куладинское сельское поселение» Онгудайского района Валентина Паянтинова поделилась опытом работы по увеличению налогооблагаемой базы бюджетов сельских поселений. По ее мнению, одним из путей пополнения собственных доходов могут стать средства самообложения. Эта-одна из форм активизации и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

После выступления участников Парламентских слушаний, состоялся обмен мнениями, в котором приняли участие председатель районного Совета депутатов МО «Усть-Канский район» Алексей Лутцев и глава Манжерокского сельского поселения Александр Корчуганов.

Среди выступивших на Парламентских слушаниях была глава сельской администрации Верх-Уймонского сельского поселения Усть-Коксинского района Ирина Кононова. Она подробно остановилась на вопросах обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений, которые, согласно ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», а также, в соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

"Чтобы их исполнять в полной мере, -заметила И.Кононова, -необходимо содержать добровольную пожарную дружину, в плане обеспечения ее спецодеждой, страхования участников ДПД от несчастных случаев, обеспечения транспортом, для прибытия к месту пожара. Исходя из финансового положения, на сегодняшний день, сельской администрацией исполняется только оповещение и явка членов ДПД. Члены ДПД свою работу исполняют подручными средствами, т.к. специального оборудования и техники нет".

"В настоящее время, между Администрацией заключены договора с лесхозами на тушение пожаров на землях поселения. Но где взять в бюджете средства, для исполнения обязательств по данному договору?", -задалась вопросом Ирина Кононова.

От имени всех коллег, руководителей сельских поселений, она призвала присутствующих особенно внимательно отнестись к данному вопросу.

В своем выступлении Ирина Кононова также остановилась на аспектах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера-предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

"При исполнении данных полномочий, -заметила глава сельской администрации, -возникают ситуации, которые требуют быстрого и качественного реагирования, в целях сохранности жизней населения. Безусловно, район оказывает поддержку нам и помогает в финансовом решении проблем. Но, порой, времени на то, чтобы ждать помощи, нет, и приходится работать в «долг», как бы это, банально, ни звучало. А если будет прямая статья затрат на исполнение данных полномочий, а именно на участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, данные полномочия будут исполняться эффективней и своевременно".

С докладом об особенностях полномочий органов местного самоуправления сельских поселений в области земельных отношений перед участниками Парламентских слушаний выступила председатель Чемальского районного Совета депутатов Александра Механошина.

Как заметила представитель муниципалитета, с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в т.ч. были изменены ст.ст.14,15,16, в сторону уменьшения полномочий сельских и городских поселений и передачи их на уровень района.

Вполне логичной и обоснованной была разработка Министерством финансов РА рекомендаций по формированию расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и на содержание органов местного самоуправления. В данных рекомендациях предусмотрено уменьшение штатной численности муниципальных служащих и работников, неотносящихся к должностям муниципальной службы. Соответственно, были уменьшены и нормативы на оплату труда муниципальных служащих (декабрь 2014 года).

Все сельские поселения сформировали свои бюджеты, с учетом рекомендуемых нормативов и провели сокращение штатов. Однако, с 1 марта 2015 года все полномочия по распоряжению земельными участками перешли на уровень сельских поселений, в т.ч. и муниципальный земельный контроль. А с 1 января 2016 года, в соответствии с законом Республики Алтай, также и вопросы градостроительной деятельности переданы на уровень сельских поселений.

«С чем же столкнулись сельские поселения, в связи с этим?", -задается вопросом председатель районного Совета. -Конечно же, с определенными проблемами. Для качественного исполнения полномочий, необходимы достаточно квалифицированные кадры: юристы и архитекторы». Но, по словам Александры Леонидовны, доведенные нормативы не позволяют увеличить штатную численность в сельских поселениях. Также низкий уровень оплаты труда затрудняет привлечение квалифицированных кадров. Все эти факторы влияют на качество оказываемых услуг.

Содержание органов местного самоуправления должно осуществляться из собственных доходов. Но на федеральном уровне в ноябре 2014 года произошло перераспределение нормативов зачисления от налоговых и неналоговых доходов в бюджеты разных уровней–внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. При этом, по отдельным налоговым доходным источникам нормативы сельских поселений уменьшились, а доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и доходы от передачи в аренду таких участков зачисляются в бюджеты муниципальных районов 100%.

"Как следствие этого, в сельских поселениях произошло уменьшение собственных доходов. При этом, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности остались, примерно, на том же уровне. Это привело к уменьшению доходной части бюджетов всех поселений. Выходит, что, сегодня, сельские поселения, исполняя полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками, находящимися в государственной собственности, не получают от этого никаких доходов в свои бюджеты", -сделала вывод выступающая.

Конечно, потенциал по увеличению собственных доходов сельских поселений и района не исчерпан. Но решить все проблемы самостоятельно муниципальные образования не смогут. В т.ч., очень много вопросов возникает к кадастровой оценке земель населенных пунктов. Как заметила Александра Механошина, два населенных пункта Чемальского района, два села, являющиеся административными центрами сельских поселений с, примерно, одинаковой численностью населения, равноудалены от столицы нашей республика–Анос и Узнезя. Разница только в том, что находятся они по разным берегам р.Катунь. При этом, с.Узнезя имеет большую транспортную доступность, т.к. находится на правом берегу реки, но удельный показатель кадастровой стоимости, при этом, в с.Узнезя-42 рубля 34 копейки, а в с.Анос-78 рублей 08 копеек. С.Аскат находится в нескольких километрах от с.Анос, абсолютно в тех же параметрах доступности, а удельный показатель кадастровой стоимости–31 рубль 49 копеек и т.д.

Завершая свое выступление А.Механошина отметила, что решения о передачи полномочий по распоряжению земельными участками и градостроительной деятельности на уровень сельских поселений, правильное, но, в сегодняшних условиях, оно трудновыполнимое, требующее дополнительного финансирования.

На Парламентских слушаниях с докладом «О работе налоговых органов с муниципальными образованиями Республики Алтай по пополнению местных бюджетов» выступила заместитель руководителя УФНС России по Республике АлтайТатьяна Ильина.

По словам представителя налогового ведомства, основным источником формирования поступлений в местные бюджеты является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), доля которого, на протяжении последних лет, составляет около 60%., доля поступлений имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог) в местные бюджеты составляет 17%, единый налог, уплачиваемый, при применении упрощенной системы налогообложения–15%.

Как отметила Т.Ильина, в 2015 году не достигнуто исполнение кассового плана по НДФЛ (98%) по следующим причинам: в 2015 году как у индивидуальных предпринимателей, так и у юридических лиц наблюдается снижение финансово-хозяйственной деятельности, сокращение численности работающего персонала, снижение фонда оплата труда; произошло увеличение возвратов на расчетные счета налогоплательщиков социальных и имущественных налоговых вычетов, по сравнению с 2014 годом, на 36,9млн.руб.

В 2015 году поступление имущественных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог), уплачиваемых физическими лицами, составило 139млн.руб. и увеличилось, по сравнению с 2014 годом, на 26млн.руб., или на 23%. Общая задолженность по налогам в Республике Алтай, по состоянию на 1 марта текущего года, составила 1 408млн.руб., в т.ч. по региональным и местным налогам-всего 186млн.руб., из которых 90млн.руб.–это задолженность по имущественным налогам физических лиц, что составляет 6,4% от совокупной задолженности.

По мнению Татьяны Ильиной, в современных экономических условиях, имущественные налоги являются наиболее устойчивым источником доходов, для консолидированного бюджета. Они совершенно не зависят от изменений цен и от финансового состояния организаций. Одним из приоритетных направлений работы по увеличению поступлений налогов является совместная работа органов власти субъекта, местного самоуправления и налоговых органов.

"При проведении информационной кампании, главы сельских поселений создают условия, для работы мобильных офисов, в т.ч. при необходимости, предоставляют помещения, информируют население. Однако, посещаемость граждан в некоторых населенных пунктах оставляет желать лучшего, -посетовала выступающая. -Так, при проведении мобильного офиса, в текущем году в 8 сельских поселениях Шебалинского района из 54 физических лиц, обязанных предоставить декларации о полученных доходах (потенциальные декларанты) только 11 предоставили налоговые декларации (20,4%), в 3 сельских поселениях Майминского района (Кызыл-Озекское СП, Манжерокское СП, Майминское СП) предоставили только 26 (2,9%) налоговых деклараций из 910, аналогичная ситуация складывается по Турачакскому, Чойскому, Чемальскому районам".

Поэтому, как считает Т.Ильина, органам местного самоуправления необходимо усилить работу по информированию граждан о проведении в населенных пунктах мобильных офисов, т.к. это позволит гражданам, не обращаясь в налоговый орган, уточнить объекты налогообложения, предоставить налоговые декларации по форме 3-НДФЛ, предоставить документы на льготы, получить квитанции об уплате налогов. Еще одним направлением взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления является проведение комиссий по легализации налоговой базы и урегулированию задолженности.

В завершение, участники Парламентских слушаниях приняли ряд рекомендательных решений, направленных на совершенствование работы по финансовому обеспечению полномочий муниципальных образований.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)

c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_efim.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_gig.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_zav.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_zal1.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_zateeva.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_ilina.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_sum.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_boris.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_erchim.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_kononova.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_kulada.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_lutzh.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_manzh.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_parlslush_07.04.16_sasha.jpg