c_390_250_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_9.jpgПод председательством Артура Кохоева состоялась восемнадцатая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва. В парламентском заседании приняли участие 39 депутатов из 40. В работе сессии приняли участие: Глава Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Олег Хорохордин, сенаторы Татьяна Гигель, Владимир Полетаев, депутаты Государственной Думы Иван Белеков и Родион Букачаков, члены Правительства Республики Алтай, руководители республиканских комитетов и ведомств, федеральных исполнительных органов управления в Республике Алтай, главы и председатели советов депутатов муниципальных образований Республики Алтай, представители республиканских средств массовой информации.
В ходе заседания депутаты рассмотрели 32 вопроса, в том числе 24 законопроекта. Центральным вопросом повестки дня стал отчет главы Республики Алтай о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2020 год.

Заслушав отчет главы Республики Алтай о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2020 год, парламентарии приступили к рассмотрению следующих вопросов повестки дня.

Прокурор Республики Алтай Анатолий Богданчиков, выступая на сессии с информацией «О состоянии законности в Республике Алтай за 2020 год» отметил, что в 2020 году в условиях ограничительных мер, связанных с пандемией, прокурорами последовательно продолжались надзорные проверки во всех сферах правоотношений, потребовавших прокурорской оценки. В своем выступлении прокурор отметил, что деятельность прокуратуры республики строилась в соответствии с требованиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и была нацелена на защиту прав и законных интересов жителей региона.
Как отметил прокурор, пандемия коронавируса внесла определенные коррективы в организацию надзора. Мы по-новому расставили акценты в надзорной деятельности, выработали дополнительные механизмы в целях влияния на состояние законности в регионе.
Принимаемые меры были направлены на соблюдение прав граждан, защиту интересов государства, обеспечение стабильности криминогенной обстановки. Благодаря совместным действиям прокуратуры и органов власти большинство проблем своевременно решались.

В 2020 году прокурорами выявлено более 22 тысяч нарушений закона. По внесённым представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено почти 3,6 тысяч должностных лиц, более 700 - привлечены к административной ответственности. В суды направлено 1,8 тысячи исковых заявлений, предостережено о недопустимости нарушений закона 336 должностных лиц. По инициативе прокуроров возбуждено 85 уголовных дел. Результатом деятельности прокуроров стало реальное восстановление прав граждан.

По-прежнему, допускались нарушения трудовых прав граждан. Пресечен ряд фактов незаконных увольнений, сокращения штатов, изменения условий трудовых договоров, неверного исчисления заработной платы. В целом в результате нашего вмешательства 1422 работника получили более 56 млн. руб. заработанных средств.
По мерам прокурорского реагирования восстановлены нарушенные права 94 медицинских работников. Общая сумма выплаченных денежных средств составила 1,7 млн. рублей.

В числе приоритетных оставались вопросы исполнения законодательства о защите прав граждан на доступную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение. В целях оперативного выявления нарушений в этих сферах прокурорами организованы «горячие линии».
Пресечены нарушения прав граждан с инвалидностью при предоставлении им медицинских услуг, обеспечения жизненно необходимыми лекарственными средствами, организации образовательного процесса, занятости и осуществления ими трудовых функций.
Первостепенное внимание обращено на исполнение законодательства при реализации национальных проектов.
При осуществлении надзора прокурорами выявлено 253 нарушения, по мерам реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 92 должностных лица, предостережено 23.
Выявлены факты заключения сделок без проведения торгов за что должностные лица заказчиков привлечены к административной ответственности.
Прокурорами пресечены попытки неправомерного перечисления подрядчикам денежных средств за невыполненные работы.

Виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, инициировано проведение уголовно-процессуальных проверок.
В поле зрения прокуроров продолжали оставаться вопросы исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В первую очередь это обоснованность тарифов. Прокуратурой республики пресечены нарушения при расчете тарифов на передачу электроэнергии. Так, сетевой организации в качестве выпадающих доходов включены фактически не понесённые расходы. В тарифы были включены затраты по неподключенным объектам, без подтверждения соответствующих затрат на сумму 131,7 млн. рублей.
По мерам прокурорского реагирования произведен перерасчет незаконно начисленных услуг на общую сумму 400 тысяч рублей.

Продолжена реализация мер, направленных на обеспечение законности в сфере экологии. По мерам прокурорского реагирования в собственность Российской Федерации возвращены земли площадью почти 90 тыс. кв. м, имевшие наложение на акваторию Телецкого озера.
Пресечены факты загрязнения воды в реках Турочакского района взвешенными веществами и нефтепродуктами при добыче россыпного золота.
Уполномоченные органы по результатам рассмотрения возбужденных нами 30 дел об административных правонарушениях назначили виновным штрафы на общую сумму свыше 3 млн. рублей, вред, причиненный водным объектам, возмещен на сумму более 500 тыс. рублей.

Пресечено незаконное бездействие Минприроды Республики Алтай, которым не принимались меры по подготовке предложений о создании охранных зон вокруг 8 озер - памятников природы республиканского значения.
Значительные усилия прокуроров были направлены на исполнение законодательства об отходах производства и потребления, где прокурорами вскрыты многочисленные нарушения в деятельности региональных операторов, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.
Принимались меры к понуждению органов местного самоуправления и подрядных организаций к своевременной и качественной уборке снега, расчистке улиц и тротуаров.

Работа прокуроров в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности была скорректирована с учетом распространения на территории республики коронавирусной инфекции и задач, поставленных Генеральным прокурором России.
Задействованы новые механизмы прямой связи с бизнес-сообществом. Для оперативного решения возникающих вопросов обеспечивалось участие в данных процессах иных государственных органов и представителей банковского сектора.
В связи с введенным мораторием на проведение проверок вследствие объявления пандемии велась работа по исключению из плана проверок, запланированных на 2020 г. Принято решение об исключении 1090 плановых проверок органов контроля.

Под нашим особым контролем остаются вопросы надлежащего выполнения государственными и муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств перед предпринимателями, что прямо влияет на создание комфортных условий для бизнеса. Принятыми мерами погашена задолженность на сумму более 24,5 млн. руб. Вместе с тем, случаи несвоевременной оплаты контрактов не изжиты.
Особое место занимает надзор за соблюдением прав несовершеннолетних.
Первоочередное внимание уделено вопросам предоставления жилья сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На 1 января 2020 года в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями состояло 1300 человек. За год приобретено для включения в спецжилфонд 95 жилых помещений для детей указанной категории. При этом дополнительно выделенные в сентябре средства не были освоены.
Расследуются уголовные дела в Кош-Агачском районе и г. Горно-Алтайске, возбужденные по материалам прокурорских проверок в связи с приобретением некачественных жилых помещений и не предоставлением жилья.
На особом контроле находятся вопросы исполнения законодательства при обеспечении детей местами в дошкольных образовательных организациях, исполнения законодательства об образовании.

На системной основе совместно с уполномоченными органами и организациями ведется работа по профилактике суицидального поведения подростков. О результатах проверок в этой сфере и принятых мерах мы информируем органы государственной власти региона.
Активно осуществлялась деятельность по формированию единого правового пространства Российской Федерации на территории Республики Алтай.
Прокурорами изучено свыше 2,5 тыс. проектов нормативных правовых актов, подготовлено 511 заключений с замечаниями, в том числе прокуратурой республики проверен 1221 проект нормативного правового акта органов государственной власти республики, подготовлено 241 отрицательное заключение с указанием на противоречия федеральному законодательству.
Продолжалось взаимодействие с законодательным и высшим исполнительным органами государственной власти Республики Алтай в правотворческой деятельности. По законодательной инициативе прокурора республики Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай принято 9 региональных законов по вопросам социального обеспечения, профилактики правонарушений и противодействия коррупции.
Сегодня, первоочередная совместная задача прокуроров и депутатского корпуса привести региональные и муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с изменениями в Конституцию Российской Федерации. Такая работа уже начата.

Несколько слов скажу о порядке рассмотрения обращений в органах государственной власти и местного самоуправления. В прошедшем году в данной сфере выявлено 264 нарушения закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 46 должностных лиц, к административной – 8. Проверками установлены факты несоблюдения должностными лицами сроков рассмотрения обращений, а также необеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения всех доводов заявителей.
Многие сделали правильные выводы из прокурорских актов реагирования. Но в некоторых ведомствах проблемы еще остаются.
По-прежнему, одним из приоритетных направлений остаются вопросы противодействия коррупции.
В 2020 году прокуратурой выявлены коррупциогенные факторы в 548 нормативных правовых актах и 220 их проектах.
Кроме того, установлено 314 нарушений, связанных с ненадлежащим исполнением обязанности представлять сведения о доходах, расходах и имуществе служащих. За это к дисциплинарной ответственности привлечено 144 лица. Поставлен вопрос об ответственности 5 служащих, не исполнивших требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
По материалам прокурорских проверок возбуждено 12 уголовных дел о коррупционных преступлениях. Вдвое увеличилось количество выявленных прокурорами административных правонарушений.
В 2020 году правоохранительными органами республики выявлены 93 преступления коррупционной направленности, что на 21,5 %, больше показателя 2019 года (73).
В структуре коррупционных преступлений в 2020 году преобладали факты взяточничества – 63 % (59), хищение денежных средств должностными лицами - 29 % (27).

По итогам 2020 года число зарегистрированных преступлений увеличилось на 11,6% (с 4 268 до 4 761). Каждое пятое преступление относится к категории тяжких и особо тяжких. Более 2 тысяч преступных посягательств были направлены против собственности граждан.
Произошел рост на 73,4 % преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (886 преступлений). При этом раскрываемость таких деяний составила лишь 30,3 % (раскрыто 295 преступлений).
В целях влияния на ситуацию правоохранительными органами республики выработаны и реализуются согласованные механизмы взаимодействия в сфере борьбы с преступностью.
В числе приоритетных остается обеспечение законности на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Число выявленных нарушений в этой сфере превысило 7 тыс.
Прокурорами поставлено на учет 243 преступных посягательства, которые были укрыты путем вынесения незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в их числе имелись факты прямого укрытия.
Отменено 54 незаконных постановления о возбуждении уголовного дела.
При осуществлении надзора за расследованием уголовных дел прокуроры реагировали на факты волокиты, нарушения прав потерпевших и других участников процесса.

Несмотря на эпидемиологическую обстановку прокуроры не приостанавливали работу с населением, напротив, число поступивших обращений в сравнении с 2019 годом увеличилось на 1000 или на 16 %.
На личном приеме, в том числе с применением современных видеотехнологий, принято 2820 граждан (2750). На 40 % больше, чем в прошлом году обратилось граждан непосредственно к прокурорам и их заместителям.
Прокуроры ориентированы на качественное и своевременное рассмотрений обращений, исключение формализма в этой работе и принятию исчерпывающих мер к восстановлению нарушенных прав граждан.
Органы прокуратуры республики будут активно отстаивать права граждан и интересы государства.
Рассчитываю и на дальнейшую конструктивную и эффективную работу с депутатским корпусом, органами государственной власти и местного самоуправления.

В завершение доклада депутаты Юрий Суртаев, Аскар Тулебаев, Евгений Ложкин, Асет Заргумаров, Петр Попошев, Айдар Тазрашев, Сергей Кухтуеков, Еликпай Аманчин задали вопросы. В своих выступлениях Аскар Тулебаев, Владислав Рябченко и Виктор Ромашкин отметили конструктивное взаимодействие депутатского корпуса с прокуратурой РА, а также результативность прокурорского надзора.

Во втором и окончательном чтении был принят проект конституционного закона Республики Алтай «О внесении изменений в Конституционный закон РА «О Правительстве Республики Алтай». Его представил представил председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин.
Он отметил, что на 16-ой сессии законопроект был принят в первом чтении. Проектом предлагалось внести изменения в Конституционный закон РА от 24 февраля 1998 года №2-4 «О Правительстве Республики Алтай» в части исключения полномочия Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай по формированию Единого Аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай и замены наименования «Единый Аппарат Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай» на «Аппарат Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай».
Как пояснил парламентарий, к законопроекту была подготовлена поправка, содержащая положение, уточняющее срок, в течение которого Глава республики при формировании Правительства РА представляет Государственному Собранию-Эл Курултай отдельные кандидатуры для согласования их назначения на должность, установленный частью 3 статьи 9 Конституционного закона РА «О Правительстве Республики Алтай».
В частности, было предложено: - изложить часть 3 проекта изложить в следующей редакции: «Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай при формировании Правительства Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вступления в должность представляет Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай отдельные кандидатуры для согласования их назначения на должность.».
- Часть 4 изложить в следующей редакции: «В случае, когда представленная кандидатура не получает согласия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай в течение трех месяцев представляет Государственному Собранию – Эл Курултай Республики Алтай указанную кандидатуру повторно, либо представляет новую кандидатуру. Если повторно представленная кандидатура не получает согласия Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай в течение трех месяцев представляет Государственному Собранию – Эл Курултай Республики Алтай новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься на согласование более двух раз».


Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Алтай «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Алтай» во втором чтении представил  председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин.

Парламентарий отметил, что проектом закона предлагается внести изменения в Закон Республики Алтай от 18 октября 2005 года № 76-РЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Алтай» в части определения Аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай  в качестве исполнительного органа государственной власти Республики Алтай, образованного для обеспечения деятельности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и  Правительства Республики Алтай, организации контроля за выполнением иными исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, принятых Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай и Правительством Республики Алтай решений, осуществления функции по выработке государственной политики Республики Алтай, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, правоприменительных и иных функций в соответствии с положением, утверждаемым Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай.

С учетом таблицы поправок законопроект принят во втором и окончательном чтении.

Во втором чтении проект закона РА «О внесении изменений в Закон РА «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай» представила председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева. Председатель парламентского комитета подчеркнула, что законопроектом, с учетом таблицы поправок предлагается уточнить написание Народного праздника Республики Алтай «Чагаа Байрам», заменив на «Чага Байрам (Чагаа-Байрам).
«Действующий закон также предлагается дополнить абзацем «Дьылгаяк (Jылгайак) – древний традиционный праздник алтайского народа, символизирующий приход весны, проводимый по лунно-солнечному календарю», - заявила Н.Екеева.
Также, транскрипция «Чагаа-Байрам (Чагаа-Байрам)» излагается – «Чагаа-Байрам», а транскрипция «Дьылгаяк (Jылгайак)» излагается –«Дьылгайак (Jылгайак)».
По законопроекту задали вопросы и высказались: Виктор Ромашкин, Петр Попошев, Аскар Тулебаев, Ай-Сулу Ябыева, Денис Шубин, Айдар Тазрашев, Сергей Мазалов, Рустам Байдалаков. Все они поддержали законопроект.
В итоге проект закона принят во втором и окончательном чтении с учетом таблицы поправок.

Сессия приняла проект конституционного закона Республики Алтай «О внесении поправок в Конституцию Республики Алтай», инициированный группой депутатов Республики Алтай. проект представил Виктор Ромашкин.
Основанием для внесения поправок явилось вступление в силу 4 июля 2020 года поправок в Конституцию Российской Федерации после официального опубликования закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ и Указа Президента РФ от 3 июля 2020 года № 445, - подчеркнул он. В итоге было внесено 9 поправок в Конституцию Республики Алтай.

1. Согласно новой редакции статьи 129 Конституции  Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Субъекты Федерации теперь в процессе назначения прокурора соответствующего субъекта не участвуют.
В связи с этим подлежат исключению из Конституции Республики Алтай положения пункта 31 статьи 103, части 3 статьи 141 Конституции Республики Алтай, предусматривающие согласование кандидатуры на назначение на должность прокурора Республики Алтай.
2. В новой редакции Конституции Российской Федерации вместо понятия «член Совета Федерации» введено понятие «сенатор Российской Федерации», в связи с чем подлежат корректировке положения Конституции Республики Алтай, содержащие термин «член Совета Федерации» - пункт 28 статьи 103 и пункт 13 статьи 113.
3. Поправками к Конституции Российской Федерации статья 77 была дополнена частью третьей, закрепляющей требования к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. В связи с этим требует корректировки статья 111 Конституции Республики Алтай, которой установлены требования к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай в части дополнения нормами о постоянном проживании в Российской Федерации и запрете открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
4. Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» были внесены изменения в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которым к 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов должны быть ликвидированы. В Республике Алтай такой суд не создавался, однако, возможность его образования заложена в статьях 103 и 131 Конституции Республики Алтай, в связи с чем указанные положения проектом предлагается исключить.
5. Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 года
№ 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» Кемеровская область была переименована в Кемеровскую область – Кузбасс, соответствующие изменения внесены в Констиуцию Российской Федерации. В связи с этим подлежит корректировке часть 2 статьи 11 Конституции Республики Алтай, где указаны регионы, с которыми граничит Республики Алтай.
6. Проектом предлагается исключить из статьи 140 Конституции Республики Алтай положение о муниципальной милиции как правоохранительном органе, действующем на территории Республики Алтай.
7. В связи с переименованием Единого аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в Аппарат Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай предлагается внести соответствующие изменения в пункт 20 статьи 113 и часть 1 статьи 120 Конституции Республики Алтай.
8. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2018 года № 164-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации» проектом предлагается термин «хозяйствование» в статье 24 Конституции Республики Алтай заменить термином «хозяйственная деятельность».
9. Также проектом предлагается внести изменения в пункт 33 статьи 103, уточнив, что Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай рассматривает отчет Министра внутренних дел по Республике Алтай, а не информацию.

Конституционный законопроект РА  «О внесении изменений в статьи 8 и 37 Конституционного закона Республики Алтай «О Государственном Собрании – Эл Курултай Республики Алтай» на сессии представил председатель Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению Виктор Ромашкин.
Было отмечено, что проектом закона предлагается внести поправки в Конституционный закон Республики Алтай от 27 марта 1998 года № 3-44 «О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай», в связи с вступлением в силу 4 июля 2020 года поправок в Конституцию Российской Федерации после официального опубликования закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ и Указа Президента РФ от 3 июля 2020 года № 445.
1. Согласно новой редакции статьи 129 Конституции  Российской Федерации прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Субъекты Федерации теперь в процессе назначения прокурора соответствующего субъекта не участвуют.
В связи с этим из Конституционного закона исключаются положения пункта 30 статьи 8, предусматривающие согласование кандидатуры на назначение на должность прокурора Республики Алтай.
2. В новой редакции Конституции Российской Федерации вместо понятия «член Совета Федерации» введено понятие «сенатор Российской Федерации», в связи с чем корректируются положения Конституционного закона, содержащие термин «член Совета Федерации» - пункт 27 статьи 8 и часть 1 статьи 37.
3. Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» были внесены изменения в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которым к 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов должны быть ликвидированы. В Республике Алтай такой суд не создавался, однако, пунктом 41 статьи 8 Конституционного закона к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай отнесено назначение судей Конституционного суда Республики Алтай, в связи с чем указанное положение исключается.
4. Также внесены изменения в пункт 32 статьи 8,с  уточнением, что Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай рассматривает отчет Министра внутренних дел по Республике Алтай, а не информацию.
В итоге проект принят в первом, втором и окончательном чтении.

Сессия одобрила изменения в закон о порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры. Соответствующий законопроект представил министр регионального развития РА Константин Зорий. Он подчеркнул, что проект  закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О порядке проведения в Республике Алтай публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» разработан в целях реализации части 3.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно изменений федерального законодательства, порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 указанной статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований данного Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Сессия приняла Закон РА  «О внесении изменений в закон Республики Алтай «О перечне государственных должностей Республики Алтай», направленный на приведение положений действующего республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством. Принятым законом в перечень государственных должностей Республики Алтай включается должность мирового судьи.

Сессия приняла в первом, втором и окончательном чтении представила неоднократно обсуждавшийся в рабочих группах проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай». Проект представила председатель комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева.
Законом устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускаются только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 60 кв. метров.
Закон вступит в силу с 1 июня, в целях предоставления времени организациям и индивидуальным предпринимателям, подпадающим под его действие, частично перепрофилировать свою деятельность.

В первом чтении принят законопроект о внесении изменений в закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Алтай «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Алтай» представила председатель Комитета по экономической, финансовой и налоговой политике Радмила Пекпеева, отметившая, что проект разработан в целях приведения Закона № 14-РЗ в соответствие федеральному законодательству.

Сессия приняла Закон Республики Алтай «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай». Соответствующий проект представила председатель Комитета по национальной политике, культуре, образованию, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева, пояснившая, что законопроект разработан комитетом с целью законодательного установления Дня алтайского языка, как неотъемлемой части культурного и духовного наследия алтайского народа, повышения его роли как государственного языка в Республике Алтай и определения даты его проведения 20 октября каждого года.
Парламентарий отметила, что порядок проведения Дня алтайского языка будет определяться Правительством Республики Алтай, а также органами местного самоуправления в Республике Алтай при проведении мероприятий на соответствующих территориях.
Наталья Екеева добавила, что Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 19 сентября 2012 года № 21-30 «О праздновании дня русского языка и установлении дня алтайского языка в Республике Алтай» были поддержаны инициативы по распространению празднования Дня русского языка и установлению Дня алтайского языка и ежегодном его праздновании.
Для Правительства Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай разработка планов мероприятий по проведению празднования Дня алтайского языка носило рекомендательный характер. 
С 2014 года Правительство Республики Алтай ежегодно издавало распоряжения о Плане мероприятий по празднованию Дня алтайского языка, и определилась дата – 20 октября, день рождения одного из основоположников алтайской классической литературы Лазаря Васильевича Кокышева (20 октября 1933 – 7 мая 1975) – алтайского поэта-философа, драматурга, прозаика, переводчика, художника и музыканта, хотя такое полномочие так и не было законодательно установлено.

По словам председателя комитета, предлагаемый проект закона позволит на законодательном уровне  закрепить сложившиеся нормы и сделает их обязательными для исполнения.
Уточняющий вопрос по законопроекту задал Дмитрий Софронов.

В первом, втором и окончательном чтении принят проект закона РА «О внесении изменений в статью 3 Закона РА «О дополни тельных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай» представила председатель Комитета по здравоохранению и социальной защите Алена Казанцева. Как пояснила парламентарий, проект разработан с целью приведения действующего закона РА в соответствие с федеральным законодательством.
Законом внесены изменения в статью 3 закона РА от 8 июля 2011 года № 44-РЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории территории Республики Алтай» в части уточнения оснований прекращения права на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей: женщин, в случае совершения в отношении своего ребенка умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка.
А также отца (усыновителя) ребенка, у которого возникло право на дополнительные меры поддержки, мужчины, являющегося единственным усыновителем ребенка, который совершил в отношении своего ребенка умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка.

В первом чтении принят проект закона Республики Алтай «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай». Проект представила Алена Казанцева, председатель Комитета по здравоохранению и социальной защите.
Субъектами законодательной инициативы выступили депутаты Республики Алтай: Аманчин Е.С., Амыев А.О., Байдалаков Р.Н., Бегенов Е.Т., Бидинов Б.И., Букач П.В., Волосовцева О.И.,  Екеева Н.М., Заргумаров А.А., Кабудыкова М.К.,  Кагарманов С.М., Казанцева А.Б., Коновалов М.В.,  Коршук А.Н., Кохоев А.П., Кухтуеков С.В.,  Мазалов С.А., Пекпеева Р.С., Попошев П.Б., Ромашкин В.В., Рябченко В.В., Сюйлешев Э.Е.,  Тимошенский С.К., Тулебаев А.Р., Цуприкова Е.В., Чепкин Г.Е., Ябыева А.А. 
Разработчиком проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Алтай» является Комитет Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по здравоохранению и социальной защите.
Проект закона разработан с целью:
1) продления мер социальной поддержки многодетным семьям, в случае обучения ребенка из такой семьи по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования - до окончания такого обучения, но не более, чем до достижения им возраста 23 лет;
2) установления ежегодной денежной компенсации расходов на школьные нужды (одежда для посещения обучающимися школьных занятий (школьная форма), спортивная форма, канцелярские товары) на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации и (или) зачисленного в общеобразовательную организацию, с учетом принципа адресности;
3) видоизменения мер социальной поддержки по бесплатному проезду на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси) для детей, обучающихся в образовательных организациях всех типов на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) по муниципальным маршрутам и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок для детей, обучающихся в образовательных организациях всех типов;
4)  посещения детьми на льготных условиях организаций культуры, находящихся в ведении Республики Алтай;
5) бесплатного предоставление земельных участков, которое осуществляется в случаях и порядке, определенных Законом Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай»;
6) установления первоочередного права на временное трудоустройство многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, при реализации мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Принятие проекта закона потребует расходов за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай и  принятия нормативных правовых актов Правительства Республики Алтай.
Проект закона принят в первом чтении,  поскольку есть необходимость прохождения согласования в установленном законодательством порядке с Министерством финансов Российской Федерации.

В ходе обсуждения проекта высказались: Аскар Тулебаев, Дмитрий Софронов, Александр Груздев, Сергей Кухтуеков, Петр Букач, Михаил Коновалов, Евгений Ложкин, Сергей Тимошенский, Еликпай Аманчин, Владислав Рябченко, Григорий Пильтин.

По инициативе Комитета по экологии и природопользованию принят Закон РА «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Алтай «О пожарной безопасности в Республике Алтай». Как пояснил в своем выступлении на сессии председатель комитета Владислав Рябченко, целью разработки проекта является приведение в соответствие Закона Республики Алтай № 69-РЗ в соответствие с федеральным законодательством.

Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в ст.2 Закона Республики Алтай «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» представил депутат Республики Алтай Аскар Тулебаев. Как подчеркнул парламентарий, законопроектом предусматривается, что глава городского округа, муниципального района в Республике Алтай избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
При этом способ избрания и место главы городского округа, муниципального района в Республике Алтай в структуре органов местного самоуправления определяется уставом городского округа и муниципального района в соответствии с законом.

По итогам состоявшегося голосования законопроект не был поддержан в первом чтении.
В ходе его обсуждения высказались: Виктор Ромашкин, Борис Бидинов, Айдар Тазрашев, Асет Заргумаров, Рустам Байдалаков, Михаил Терехов, Аскар Тулебаев, Григорий Пильтин, Дмитрий Софронов,  Самат Кагарманов,  Александр Груздев, Сергей Тимошенский, Сергей Мазалов, Еликпай Аманчин, Евгений Ложкин, Сергей Кухтуеков, Владислав Рябченко.

Сессия приняла пять законопроектов, инициированных прокурором и Правительством РА, представил Заместитель Председателя Правительства РА, руководитель Единого аппарата Главы РА и Правительства РА Михаил Маргачев.
Он заметил, что необходимость принятия законопроектов связана с изменившимся федеральным законодательством, в связи с принятием Указа президента РФ от 10.12.2020 года № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральных законов от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В итоге на сессии были приняты следующие законы: «О внесении изменений в статью 10.1 Закона РА «О государственных должностях Республики Алтай»; «О внесении изменений в статью 8.1 Закона РА «О государственной гражданской службе Республики Алтай»; «О внесении изменений в статью 7.2 Закона РА «О противодействии коррупции в Республике Алтай»; «О внесении изменений в статью 5.5 Закона РА «О муниципальной службе в Республике Алтай»; «О внесении изменений в Закон РА «О порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Республике Алтай, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений».

Сессия внесла изменения в закон о проведения Всероссийской переписи населения. Соответствующий законопроект РА «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения» представил исполняющий обязанности министра экономического развития РА Владимир Лацков.
Принятым законом вносятся изменения в пункт 2 приложения к Закону Республики Алтай от 24 июня 2010 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения» в части уточнения нормативов, определяющих: стоимость обеспечения охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения при круглосуточном режиме работы за 1 квадратный метр в i-м муниципальном образовании в Республике Алтай; стоимость транспортных услуг исходя из тысячи рублей в час, а не в сутки; период предоставления транспортных услуг исходя из часа, а не суток.

Парламентарии внесли изменения в закон о подготовке проекта схемы территориального планирования. Соответствующий проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Республики Алтай и внесения в нее изменений» представил министр регионального развития РА Константин Зорий.
Министр труда, социального развития и занятости населения Адар Сумин, представляя проект закона РА «О внесении изменений в Закон РА «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Республике Алтай», подчеркнул, что проект подготовлен в целях приведения в соответствие действующего закона РА с изменившемся федеральным законодательством.
Законом вносятся изменения в части организации и проведения плановых (внеплановых) проверок подведомственных) организаций, имеющих целью выявление нарушений трудового законодательства.
Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Министр труда, социального развития и занятости населения РА Адар Сумин представил проект закона РА «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай». Как пояснил министр, проектом вносятся изменения в Закон РА от 11 марта 2016 года № 13-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, в Республике Алтай», а также в приложение к Закону РА от 31 марта 2008 года № 23-РЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на выплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю» в части приведения в соответствие данных законодательных актов в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.
Проект закона принят в первом, втором и окончательном чтении.

Депутаты заслушали информацию об итогах деятельности Верховного суда РА за 2020 год. С информацией «О работе Верховного суда Республики Алтай, районных (городского) судов и мировых судей Республики Алтай за 2020 год» выступил Председатель Верховного Суда РА Алексей Кокорин.

Руководитель ВС отметил, что в 2020 году уголовной коллегией по первой инстанции рассмотрено два уголовных дела, из них одно дело рассмотрено с участием присяжных заседателей (качество рассмотрения составило 100%), а также 24 материала по представлениям, ходатайствам и жалобам; в апелляционном порядке в отчетном периоде судебной коллегией по уголовным делам рассмотрено 1047 дел, что на 28 % больше чем в 2019 году (747 уголовных дел), из рассмотренных в 2020 году дел - 102 многотомных; всего разрешено 326 жалоб и представлений; подготовлено 38 аналитических справок и обобщений судебной практики.
За отчётный период судьями судебных коллегий по административным и гражданским делам по первой инстанции вынесено 105 судебных решений, определений, что на 6 % больше по сравнению с 2019 годом (99 решений), (качество рассмотрения составило 100%); в апелляционном порядке рассмотрено 788 гражданских и административных дел (в 2019 году 999 дел); 122 жалобы по общим вопросам, подготовлено 29 аналитических справок и обобщений.
В 2020 году судьями по первой инстанции рассмотрено по существу 77 административных дел, что на 8 % больше, чем в 2019 году (71 дело) (качество рассмотрения составило 100%); в апелляционном порядке рассмотрено 97 административных дел, что на 49 % больше чем за аналогичных период 2019 года (65 дел); 238 дел по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.

А.Кокорин отметил, что по итогам 2020 года в производстве мировых судей находилось 836 уголовных дел, из них окончено производством 750 дел (в 2019 году 735 дел), в том числе с вынесением приговора 339 дел в отношении 339 лиц, из них в отношении 3 лиц вынесены оправдательные приговоры; к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок осуждено 126 лиц, в особом порядке судебного разбирательства осуждено 164 лица, что составляет 48,8% от общего числа осужденных; кроме того, за анализируемый период рассмотрено представлений, ходатайств и жалоб различного характера с вынесением постановлений в отношении 149 лиц; качество работы мировых судей в 2020 году составило 85,6 %.

Мировыми судьями субъекта за 2020 год рассмотрено 44544 гражданских и административных дела, что на 29 % выше по сравнению с 2019 годом (31537 дел), с вынесением решения 43 847 дел, в том числе с выдачей судебного приказа 42035 дел; среднереспубликанский показатель качества рассмотрения гражданских и административных дел составил 82,7 %.

За 2020 год мировыми судьями республики рассмотрено 15063 дела об административных правонарушениях (в 2019 году – 15604 дела); за анализируемый период времени к административной ответственности привлечено 14086 лиц, из них юридических лиц 171, должностных лиц – 2728, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – 38, иных физических лиц – 11149; качество работы мировых судей составило 71,4%.

Говоря об итогах работы районных (городского) судов Республики Алтай по итогам 2020 года, А.Кокорин подчеркнул, что в отчетном периоде в производстве федеральных судов Республики Алтай находилось 2 173 уголовных дела, из них окончено производством 1755 дел (в 2019 году 1668 дел), в том числе с вынесением приговоров 1285 дел в отношении 1351 лица, из которых осуждено - 1349 лиц, в отношении 2 лиц вынесены оправдательные приговоры; к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок федеральными судами осуждено 322 лица (в 2019 году 333 лица), в особом порядке судебного разбирательства осуждено 633 лица, что составило 46,9 % от общего числа осужденных; рассмотрено представлений, ходатайств и жалоб различного характера с вынесением постановлений в отношении 5009 лиц, что на 665 лиц больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года; стабильность приговоров составила 87,4 %.

В 2020 году районными судами Республики Алтай всего рассмотрено 9175 гражданских и административных дел, что на 10,2 % больше аналогичного периода 2019 года (8240 дел), из них с вынесением решения рассмотрено 8140 дел, в том числе с выдачей судебного приказа 2380 дел; среднереспубликанский показатель качества рассмотрения гражданских и административных дел составил 84 %.
За 2020 год районными (городским) судами республики рассмотрено 9851 дело об административных правонарушениях (в 2019 году – 7 594 дела); качество работы составило 70,5 %.

Вопросы докладчику задали Григорий Пильтин и Сергей Кухтуеков.

Парламентарии заслушали и приняли к сведению информацию об итогах деятельности Арбитражного суда. Исполняющий обязанности председателя Арбитражного суда Республики Алтай Евгений Гуткович, выступая на сессии  с информацией об итогах работы суда в 2020 году подчеркнул, что имело место уменьшение на 29% количества рассмотренных заявлений. Количество рассмотренных дел также снизилось на 28%. В прошедшем периоде уменьшение отмечено почти по всем видам споров. Вместе с тем, количество поступивших заявлений о признании несостоятельным (банкротом) увеличилось со 117 до 156. Показатель по рассмотренным делам остался на уровне 2019 год, а заявлений в рамках дел о банкротстве в 2020 году рассмотрено на 31% больше.
Судебная нагрузка в 2020 году составила 24 дела в месяц на судью. Исполнено 220 судебных поручений об организации видеоконференцсвязи ( в 2019 году -205). Судьями Арбитражного суда вынесено 188 приказов, что в 3 раза меньше, чем в 2019 году.
За истекший период величина доли возвращенных заявлений к поступившим искам составил 7% ( в 2019 году – 12%).
Нарушений процессуальных сроков рассмотрения споров, установленных Арбитражным процессуальным кодексом РФ, в 2020 году судьями не допускалось. Показатель нарушения сроков изготовления итоговых судебных актов составил 0,14% от рассмотренных дел. Разослано с нарушением сроков 3 судебных акта (02%).
В порядке упрощенного производства рассмотрено 21% дел от общего числа разрешенных в 2020 году. Показатель увеличился по сравнению с 2019 годом на 7%.
Апелляционной инстанцией было отменено (изменено) 2,7% судебных актов от общего числа рассмотренных дел. В этот же период было отменено (изменено) в кассационном порядке 1,5% дел и заявлений.
В 2020 году в суд поступило 6 жалоб на действия судей и сотрудников суда. Одна жалоба признана обоснованной.

Вопрос о решении кадрового вопроса по замещению должности председателя Арбитражного суда докладчику задал Артур Кохоев.

Был принят к сведению Доклад «О результатах деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Алтай в 2020 году в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов  детей» представила Надежда Манзырова.
В информации, в частности, отмечается, что Уполномоченным по правам ребёнка в Республике Алтай было рассмотрено 475 обращений, которые позволяют выявить наиболее типичные, системные проблемы и нарушения прав и интересов детей и с другой стороны предоставляют возможность оперативно реагировать на нарушение прав и интересов детей и обеспечить их защиту в рамках установленной компетенции.

За оказанием содействия в решении проблемных вопросов к Уполномоченному и сотруднику аппарата на личный прием обратилось 318 граждан. По результатам рассмотрения обращений, Уполномоченным и сотрудником аппарата всем обратившимся гражданам были предоставлены консультации, давались подробные разъяснения о порядке их действий в случае нарушения прав их детей, способах реализации законных прав и их защиты.

Количество обращений граждан, поступивших в адрес Уполномоченного в 2020 (475) году увеличилось по сравнению с 2019 (468) годом, учитывая эпидемиологическую ситуацию в регионе возросло число письменных обращений посредством почтовой и электронной связи. В целях нераспространения коронавирусной инфекции был ограничен личный прием граждан, шире использовались средства для дистанционного общения с заявителями.

В докладе отмечается, что среди обратившихся на личный прием граждан традиционно преобладали жители города Горно-Алтайска, также было организовано 36 выездов в муниципальные образования Республики Алтай (15 школ-интернатов в муниципальных образованиях; 3 дошкольные образовательные организации в муниципальных образованиях; 28 общеобразовательных организаций; 4 медицинских организаций; 1 организация отдыха и оздоровления детей).
География граждан обратившихся Уполномоченному охватывает и другие регионы нашей необъятной страны. Из них– 447 из республики, 28 из других регионов Российской Федерации.

Депутаты приняли решение о внесении изменений в постановления ГС-ЭК РА: «Об образовании Президиума  Государственного Собрания Эл Курултай РА»,  «Об образовании комитетов Государственного Собрания Эл Курултай РА», а также одобрили пакет проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В завершение был решен кадровый вопрос. На основании личного заявления, сессия приняла решение о досрочном сложении депутатских полномочий Кымындынова Юрия Иосифовича, избранного от избирательного объединения «Алтайское республиканское объединение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Коллеги высказали Кымындынову Ю.И. слова поддержки и пожелания.
c_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0001.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_00010.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0003.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0004.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0005.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0006.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0007.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0008.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2021_sessions_18_0009.jpg