c_390_250_16777215_00_images_stories_2021_sessions_19_10.jpgДепутаты Республики Алтай приступили к рассмотрению проектов постановлений, в том числе кадровых вопросов.

Первым парламентарии заслушали и обсудили обязательный публичный отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Республики Алтай и учредителем которых является Республика Алтай, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций, за 2020 год, который представил Первый заместитель Председателя Правительства РА Эжер Ялбаков.
По итогам было принято решение принять к сведению обязательный публичный отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Республики Алтай и учредителем которых является Республика Алтай, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций, за 2020 год.

Депутаты рекомендовали Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай:
1) осуществлять контроль за выполнением рекомендаций общественных советов по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания по устранению выявленных недостатков;
2) отражать в последующих отчетах информацию о результатах работы по устранению недостатков, отмеченных общественными советами по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания;
3) обратить особое внимание на доступность и качество оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания для людей с ограниченными возможностями здоровья, людей пенсионного возраста;
4) усилить контроль со стороны учредителей за ведением организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания своих официальных сайтов в части открытости и доступности информации об их деятельности;
5) актуализировать составы общественных советов по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания.

В ходе обсуждения высказались: Ай-Сулу Ябыева, Мария Демина, Аскар Тулебаев, Ольга Волосовцева, Петр Попошев, Петр Букач. Было также озвучено предложение о переносе отчета на осеннюю сессию ввиду того, что не была представлен оценка качества услуг в сфере здравоохранения. Однако большинством голосов предложение не было поддержано.

Сессия приняла решение о принятии плана законопроектной, контрольной и организационной деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай на второе полугодие 2021 года. С информацией по данному вопросу выступил Заместитель Председателя ГС-ЭК РА Герман Чепкин.
По предложению Комитета по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению (Ромашкин В.В.) было принято решение о назначении представителей Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Алтай".
Единогласным решением сессии депутаты Республики Алтай Байдалаков Рустам Николаевич, Ромашкин Виктор Васильевич, Рябченко Владислав Васильевич назначены представителями депутатского корпуса в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Алтай".
По представлению Верховного Суда РА сессия приняла решения о назначении:
- Крашенинниковой Елены Евгеньевны на должность мирового судьи судебного участка Чемальского района на 10-летний срок полномочий.
- Тупикиной Юлии Владимировны на должность мирового судьи судебного участка №3 г.Горно-Алтайска на 10-летний срок полномочий.
Майжегишева Суюнбая Анатольевича на должность мирового судьи Чойского судебного участка на 3-х летний срок полномочий.

Вопросы Председателю Верховного Суда РА Алексею Кокорину и кандидатам задала Мария Демина, уточняющий вопрос задал Дмитрий Софронов. В поддержку кандидатов высказались: Сергей Мазалов, Юрий Суртаев, Ержанат Бегенов, Аскар Тулебаев, Владислав Рябченко.

Сессия приняла решение о внесении изменений в Положение «О Почетной грамоте Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай».
Как заметила Наталья Екеева, председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям  и СМИ, проект постановления подготовлен в соответствии со статьей 10 Закона Республики Алтай от 18 октября 2005 года № 73-РЗ  «О государственных наградах Республики Алтай» и направлен на повышения статуса и значимости государственной награды Республики Алтай – Почетной  грамоты Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай. Для достижения этой цели предлагается увеличить минимальный общий трудовой стаж необходимый для представления   к награждению Почетной грамотой с 5 лет до 10 лет, из которых не менее 5 лет человек должен проработать в одной отрасли (сфере) деятельности.
Кроме того, проектом постановления вносятся юридико-технические правки в Наградной лист, где уточняется нумерация пунктов, вид листов заполнения сведений о награждаемом.

Сессия также приняла постановление «О внесении изменения в приложение 2 постановления ГС-ЭК РА «О системе поощрений Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай», которым предусматривается премирование организацией, представивший кандидата к награждению по итогу награждения Благодарственным письмом ГС-ЭК РА денежного вознаграждения в размере 1 тыс. рублей.

Министр регионального развития РА Константин Зорий выступил с информацией «О теплоснабжении в Республике Алтай». Руководитель министерства отметил, что в республике по обеспечению теплом действуют 19 предприятий, 2 из них государственные, 17 – частные. Тепловую энергию вырабатывают 137 котельных, 94 из них – на твердом топливе, 40 – на газе, 2 – на сжиженном углеводородном газе и 1 – на жидком топливе. На территории республики 164 км. тепловых сетей – в основном в городе Горно-Алтайске и с. Майма. Здесь износ составляет от 60 до 70%. В частности, в Шебалинском районе износ тепловых сетей составляет от 30 до 50%.
51 котельная находятся в концессии и вырабатывает 16% всей тепловой энергии.
Министерством ведется большая работа по разработке концепции развития отрасли. В Индивидуальной программе развития РА на эти цели предусматривается около 100 млн. рублей. Часть средств будет направлено в рамках отраслевой государственной программы – 27 млн. рублей. Как отметил министр, к 1 сентября 2021 году  планируется завершить разработку концепции.
К.Зорий также заметил, что существует проблема несвоевременной оплаты за потребленное тепло, в основном – частный сектор. Имеется задолженность порядка 115 млн. рублей. В данном направлении работа также ведется постоянно.

В завершение министр ответил на вопросы парламентариев. Вопросы в рамках обсуждения задали: Аскар Тулебаев, Рустам Байдалаков, Айдар Тазрашев, Петр Букач, Сергей Кухтуеков, Дмитрий Софронов, Сергей Мазалов, Михаил Федькин, Мария Демина.
По рассматриваемому вопросу выступили: Асет Заргумаров, Рустам Байдалаков, Сергей Кухтуеков.
В итоге сессия приняла постановление ГС-ЭК РА «О теплоснабжении в Республике Алтай».

На сессии был представлен доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Алтай Максима Карамаева о работе института уполномоченного за 2020 год. По итогам обсуждения принято решение - принять информацию к сведению.
Как отмечено в отчете, в 2020 году  было принято 285 обращений от субъектов предпринимательской деятельности, в том числе 55% гражданско-правового и 45% административно-правового характера. Все они, а также 4 жалобы с 20129 года рассмотрены. По сравнению с 2019 годом число жалоб и обращений  увеличилось на 20%. Превалируют обращение индивидуальных предпринимателей (91%). Большинство обращений из Горно-Алтайска (46%), Майминского района (15%), Кош-Агачского района (7%).
В 2020 году основными проблемами предпринимателей являлись: участие в мероприятиях по оказанию государственной поддержки (16,2%), обращения, связанные с пандемией коронавируса (14,2%), банковская деятельность и кредитование в период пандемии (12,6%) и другие.
В связи с введением в действие ограничительных мер в 2020 году, принятых в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Аппарат Уполномоченного обеспечивал своевременный прием и обработку поступающих телефонных звонков, почтовых электронных отправлений и иных обращений заявителей. За это время поступило 33 жалобы, часть из них перешли для решения на 2021 год. В рамках рассмотрения жалоб оказывалась юридическая помощь. В частности, специалисты аппарата принимали участие в семи судебных заседаниях по гражданским делам в качестве третьей стороны.
В 2020 году Аппарат Уполномоченного принял участие более чем 80 различных мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня. Это позволило решать насущные проблемы предпринимателей, повышать качество защиты прав предпринимателей и находить пути решения этих проблем.
В отчетный период в Общественную приемную Института Уполномоченного поступили обращения из 11 муниципальных образований Республики Алтай, в том числе из Горно-Алтайска (35,6%), Шебалинского района (8,8%), Майминского района (24,9%), Усть-Канского района (6,3%). При этом актуальными темами при этом были: оказание государственной поддержки в период пандемии коронавируса; восстановение нарушенных прав предпринимателей в суде; кадастры, земельные отношения и имущественные права; договорные обязательства; исполнительное производство; отсрочка уплаты налоговых платежей в страховые фонды.
В рамках реализации федеральных мер поддержки субъектам МСП в условиях распространения коронавируса, на территории Республики Алтай поддержка бизнеса составила 263,6 млн. рублей.
В том числе: предоставлены субсидии на выплату заработной платы и на сохранение уровня оплаты труда в размере 108,4 млн. рублей; предоставлены субсидии на дезинфекционные мероприятия, в том числе турбизнесу в размере 10,5 млн. рублей 451 субъекту МСП; освобождены от уплаты налогов и сборов за второй квартал 2020 года 1473 налогоплательщика на 40,3 млн. рублей; оказана имущественная поддержка на 1,54 млн. рублей по государственному имуществу и на 0,25 млн. рублей по муниципальному имуществу; проведена докапитализация микрофинансовой организации на 91,6 млн. рублей; оказана поддержка региональных операторов по вывозу отходов на 11 млн. рублей.
Мерами поддержки воспользовались 70 налогоплательщиков, объем высвободившихся средств составил 13 млн. рублей.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на 1 января 2020 г. Зарегистрировано  7880 субъектов МСП. Среднесписочная численность работников в бизнесе в 2020 году составила 18,5 тыс. человек.  За отчетный период прекратили существование 2,2% субъектов МСП. По данным Алтайкрайстата за последние 5 лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай сократилось на 21,3%, в том числе индивидуальных предпринимателей – на 18,3%.
По итогам подготовки отчета о деятельности за 2020 год, с учетом  проблематики предпринимательского сообщества, Уполномоченный отметил ряд необходимых мер, которые необходимо реализовать на федеральном уровне. В их числе: исключение противоречий в федеральном законодательстве, касающихся запрета и обязанности возведения ограждений лесных участков в силу разносторонних требований различных государственных органов; исключить двойную ответственность юридических лиц и их должностных лиц за одно правонарушение, за исключение случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан; включение участников сельского туризма в категорию «самозанятые». Это позволит легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность; внести дополнения в регламентацию проведения проверок приборов учета сетевыми организациями; внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части дополнения его неналоговыми платежами (утилизационный сбор, гостиничный сбор, госпошлины за выдачу сведений из госреестра). Доработать и утвердить Реестр обязательных неналоговых платежей. Разработать и утвердить единый нормативно-правовой акт, регулирующий остальные виды сборов, правила их установления и взымания.

Вопросы омбудсмену задали: Сергей Кухтуеков, Евгений Ложкин, Мария Демина, Сергей Тимошенский, Сергей Мазалов, Аскар Тулебаев, Петр Попошев, Юрий Суртаев, Александр Груздев, Мария Кабудыкова.
По рассматриваемому вопросу выступила Мария Демина.

По предложению  Комитета по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике парламентарии одобрили  законодательную инициативу Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в отношении маломерных судов».
Как заявил председатель профильного комитета Сергей Тимошенский, законопроектом в статьях 1 и 2 предлагается устранить разделение маломерных судов в зависимости от их коммерческого и некоммерческого использования и закрепить, апробированный десятилетиями порядок освидетельствования, контроля и регистрации в реестре маломерных судов за уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При таком подходе сохранится признанный и доказавший свою эффективность на практике единый порядок обеспечения деятельности и контроля маломерных судов и порядок действия соответствующих органов власти и организаций.
Предлагаемые изменения также позволят собственникам маломерных судов осуществлять необходимые процедуры непосредственно по месту эксплуатации этих судов, что сократит до минимума непроизводственные затраты времени, а также уменьшит финансовую нагрузку, что особенно важно для индивидуальных предпринимателей и небольших предприятий, не располагающих значительными финансовыми средствами.

В обсуждении приняли участие: Мария Демина, Аскар Тулебаев, Дмитрий Софронов, Виктор Ромашкин, Евгений Ложкин.
В итоге законодательная инициатива была поддержана. По вопросу принято постановление.

По предложению Комитета по здравоохранению и социальной защите сессия одобрила проект Обращения Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай к Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. по вопросу установления единой системы оплаты труда работникам бюджетной сферы и рекомендует принять обращение на сессии. С информацией по данному вопросу выступила председатель профильного комитета Алена Казанцева.
«Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай просит вас рассмотреть вопрос об ускорении процесса перехода на новую систему оплаты труда, включении Республики Алтай в число пилотных регионов, использующих новую систему оплаты труда и увеличении финансирования из средств федерального бюджета на заработные платы работников бюджетных сфер, поскольку без дополнительного финансового вливания существенного увеличения заработных плат не представляется возможным», - отмечается в обращении.

В обсуждении проекта обращения приняли участие: Александр Груздев, Дмитрий Софронов, Ай-Сулу Ябыева, Мария Демина. Все депутаты выступили в поддержку принятия обращения.

По инициативе Комитета по аграрной политике сессия приняла Обращение Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Патрушеву Д.Н. о необходимости внесения изменений в Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов туберкулеза, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 8 сентября 2020 года № 534. Проект обращения представил председатель профильного комитета Рустам Байдалаков.
В проекте обращения говорится следующее: «Одна из интенсивно развивающихся отраслей сельского хозяйства на территории Республики Алтай - мараловодство.
Содержание маралов осуществляется в парковых изгородях, возведенных в основном на участках лесного фонда, как в естественной среде обитания маралов. Основная продукция мараловодства - панты, реализация которых осуществляется экспортом в зарубежные страны. В последнее время побочная продукция, получаемая при срезании и варке пантов, это кровь и пантовые отвары используются в лечебных целях как собственниками продукции, так и переработчиками, имеющими соответствующие документы на медицинские услуги и производство препаратов. Данное направление деятельности представляет интерес для туристов и гостей республики.
Необходимо отметить, что благодаря развитию мараловодства на территории нашей республики крестьянские (фермерские) хозяйства поддерживают другие отрасли животноводства, создаются рабочие места, что, несомненно, важно для экономики региона в целом.
Между тем необходимо отметить определенные проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данной отрасли.
В настоящее время Республика Алтай остается благополучным регионом по отсутствию заболеваемости туберкулезом животных. До этого года мараловодческие хозяйства Республики Алтай осуществляли диагностические, профилактические и лечебные мероприятия на основании схемы профилактики туберкулеза, разработанной учеными Всероссийского научно-исследовательского института пантового оленеводства и внедренной в хозяйствах. Данная схема предполагала однократное исследование животных, которое проводили перед постановкой маралов на зимнее стойловое содержание (ноябрь, декабрь), то есть благоприятный период, когда для здоровья животных и репродукции были минимальные риски.
1 марта 2021 года вступил в силу Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 534 «Об утверждении Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления  и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов туберкулеза» (далее –  Приказ).
В соответствии с пунктом 8 указанного Приказа, в целях доказательства отсутствия циркуляции возбудителя туберкулеза в хозяйствах, специалистами ветеринарной службы должны осуществляться плановые аллергические исследования животных на туберкулез оленей (маралов), - два раза в год с интервалом не менее 180 календарных дней.
Таким образом, во II квартале 2021 года на территории Республики Алтай должно быть исследовано 100 % поголовье маралов на туберкулез в хозяйствах всех форм собственности.
Помимо исследований маралов на туберкулез в ноябре-декабре, необходимо проводить туберкулинизацию еще в мае-июне (через 180 дней после последнего исследования).
При этом Приказом не учитывается специфика мараловодства:
- в период с апреля по июнь идет интенсивный рост пантов и их срезка;
- в апреле-мае маралухи являются глубоко стельными, а в мае-июне идет массовый отел животных.
Для проведения исследования необходимо согнать из парков и зафиксировать 2 раза животных в станке, первый раз - для  постановки диагностической реакции и второй раз - для ее прочтения. При этом будет испорчена большая половина пантов маралов рогачей, а оставшиеся целыми снизят продуктивность. Дополнительно эти процедуры будут стрессом для животных. Еще больший урон можно прогнозировать у маток от массовых абортов и гибели новорожденных маралят. При этом потери маралят в целом по хозяйствам могут достигнуть 90-100 % телят.
Таким образом, в целях сохранения мараловодства, полагаем целесообразным сохранение однократного исследования маралов на туберкулез в период с ноября по декабрь, в связи с чем, просим рассмотреть вопрос о внесении изменений в Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов туберкулеза, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 8 сентября 2020 года № 534».

Депутаты обсудили ход разработки мастер-плана развития туристских территорий в Республике Алтай.

С информацией «О ходе разработки мастер-плана развития туристских территорий в Республике Алтай и планируемых туристско-рекреационных кластеров в Республике Алтай» выступила министр природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай Екатерина Поворова.
Вопросы докладчику задали: Мария Кабудыкова, Сергей Тимошенский, Рустам Байдалаков, Айдар Тазрашев, Александр Груздев, Борис Бидинов, Юрий Суртаев, Дмитрий Софронов, Аскар Тулебаев, Айдар Мызин, Виктор Ромашкин, Эзен Сюйлешев, Бегенов, Ержанат Бегенов, Ольга Волосовцева, Еликпай Аманчин, Ай-Сулу Ябыева, Асет Заргумаров, Сергей Кухтуеков, Петр Попошев, Петр Букач.

В рамках обсуждения выступили: Рустам Байдалаков, Юрий Суртаев, Мария Демина, Михаил Коновалов, Евгений Ложкин, Сергей Мазалов, Наталья Екеева, Сергей Кухтуеков, Айдар Тазрашев, Александр Груздев, Аскар Тулебаев, Дмитрий Софронов, Сергей Тимошенский, Владислав Рябченко, Радмила Пекпеева, Артур Кохоев.

Подводя итог обсуждению, Артур Кохоев сказал следующее: «Сегодня прозвучало много мнений. Обратите внимание, что все они схожи в одном – есть колоссальный риск для населения при реализации данного мастер-плана. Это звучит в районах, на сходах, в обращениях избирателей. Наверное,  будет неправильно, если мы не услышим наше население… Скажу о фундаментальных вещах. Первое, - это земли. Категорически недопустимо изъятие земель. Второе, - это сакральные места. Они не должны попасть в мастер-план. И, конечно же, местный бизнес.
Надо, чтобы в районах обсудили, надо ли создавать кластер или не надо. Надо создавать инфраструктуру в районе или не надо. Мастер-план, к сожалению, направлен на большие инвестиции. Местные предприниматели без поддержки не смогут обеспечить создание высококлассных объектов. У нас нет таких возможностей. Поэтому надо перестраивать эту научно-исследовательскую работу.
Мы много говорим, что же такое - Республика Алтай. Республика Алтай, прежде всего, это люди. И не услышать этих людей будет неправильно. Надо услышать людей, понять, посоветоваться с ними, и только после этого двигаться вперед».

По рассматриваемому вопросу сессия приняла постановление, где отмечено следующее.
- В рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 года № 937-р, Республика Алтай приступила к выполнению в 2020 году научно-исследовательской работы по разработке мастер-плана по развитию туристских территорий.
По итогам конкурсных процедур 28 декабря 2020 года подписан государственный контракт № 2020.549878 на разработку мастер-плана по развитию туризма в Республике Алтай с акционерным обществом «Стратеджи Партнерс Групп» («Strategy Partners Group»).
Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года понятие «мастер-план развития туристской территории» – план пространственного развития туристской территории, самостоятельный документ или раздел стратегического документа регионального и (или) муниципального уровня, определяющий локализацию проектов по развитию туристской территории. Мастер-план разрабатывается на всю территорию (часть) муниципальных образований либо территорию нескольких муниципальных образований в составе туристской территории, включает территорию точек притяжения, мест локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей развитие туристской территории и иных зон.
В соответствии с информацией Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай понятие «мастер-план» – это научно-исследовательская работа комплексного планирования территории, основанная на диалоге всех заинтересованных сторон, определяющая общую концепцию развития региона, его основные пространственные параметры, показатели, принципы и методологию достижения задач в вопросах развития туристической отрасли в Республике Алтай.
Итогами данной работы определены следующие направления:
анализ состояния туристского сектора в Республике Алтай и его вклада в социально-экономическое развитие Республики Алтай;
разработка стратегии развития туристской отрасли Республики Алтай с учетом новых условий и возможностей;
перспективы и направления развития территорий – основных туристских кластеров Республики Алтай. Тут выделено шесть кластеров, в которых сосредоточены основные «туристические активы» региона: «Каракольские озера», «Майминский», «Телецкое озеро», «Белуха», «Тюрк-Кабай» и «Актру».
В мастер-плане развития туристских территорий в Республике Алтай дана характеристика кластеров и планы их развития, которые ориентированы на сохранение природы и привлечение более ответственных туристов. Задача проектирования развития туристической инфраструктуры осуществляется с учетом сложившегося использования территории (сельскохозяйственные угодья, пастбища, заповедники и др.).
Согласно информации Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай научно-исследовательская работа комплексного планирования территории служит обоснованием для включения Республики Алтай в программу мероприятий по реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В течение мая 2021 года Правительством Республики Алтай совместно с разработчиком – акционерным обществом «Стратеджи Партнерс Групп», были организованы выездные мероприятия в семи муниципальных центрах в Республике Алтай с целью обсуждения вопросов по разрабатываемому проекту мастер-плана.
Вместе с тем по вопросам разработки мастер-плана развития туристских территорий и планируемых туристско-рекреационных кластеров в республике от населения Республики Алтай, от общественных организаций в адрес региональных органов государственной власти поступают обращения, в которых высказывается обеспокоенность о недостаточном информировании в вопросах нормативно-правового статуса туристско-рекреационного кластера и отсутствии толкования данного понятия в законодательстве о туристской деятельности в Республике Алтай.
В Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» данное понятие не определено.
По Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 872-р, понятие «туристский кластер» означает сосредоточение на определенной территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

На основании изложенного Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай постановило:

1. Отметить неготовность мастер-плана для реализации на территории Республики Алтай и нецелесообразность использования кластерного подхода при определении стратегии развития туристских территорий в Республике Алтай.

2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай:

2.1. возвратить мастер-план развития туристских территорий в Республике Алтай на доработку, в целях:
- обсуждения проекта мастер-плана в муниципальных образованиях в Республике Алтай;
- корректировки проекта с учетом поступивших предложений от населения и с соблюдением интересов местного предпринимательского сообщества.
По итогам проведенной работы опубликовать проект. 

1. Рекомендовать Правительству Республики Алтай:

3.1. Обеспечить защиту сакральных мест, объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай.
3.2. Широко информировать население о разработке проектов, затрагивающих интересы населения Республики Алтай.

4. Рекомендовать Комитету Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по развитию туризма, предпринимательства, спорта и молодежной политике:
4.1. Проработать вопрос об увеличении размера административного штрафа за причинение вреда памятникам природы республиканского значения, за нарушение режима особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай.
4.2. данное постановление взять на контроль.

В завершение сессия приняла постановления Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай:
- «О внесении изменений в постановление Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай «Об образовании комитетов Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» (переход Евгения Ложкина в Комитет по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению).
- «О внесении изменения в постановление Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай «Об избрании Счетной комиссии  Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай» (В состав Счетной комиссии введен Михаил Федькин).

По данным вопросам выступил Герман Чепкин,Заместитель Председателя Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, руководитель Комиссии по организации деятельности Парламента Республики Алтай.

Парламентарии также одобрили пакет проектов федеральных законов, законодательных инициатив и обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее обсужденных в комитетах ГС-ЭК РА.

На этом сессия была завершена.