ekt02Председатель Комитета по национальной политике, образованию,культуре,
общественным объединениям и СМИ
__________________________
Наталья Екеева

Алтай издревле являлся зоной становления народов и культур и одним из цивилизационных центров Евразии. Культура народов, проживающих здесь, вобрала в себя богатейший опыт, традиции, духовные ценности, накопленные прежними поколениями. Сегодня важным ресурсом развития, способном стимулировать духовное развитие граждан и обеспечивать сплоченность  общества, выступает нематериальное культурное наследие, которое часто называют «живым наследием». Оно включает в себя живую традиционную культуру, духовно-нравственные ценности, исторические ремесла и технологии, традиционные формы природопользования и этнокультурную среду. Это наследие, которое сегодня стремительно нивелируется под воздействием процессов глобализации и унификации, а также в результате высоких научно – технических достижений, поэтому важно его защитить на законодательном уровне.

В Республике Алтай в этом направлении ведется серьезная работа. Вопросы развития культуры нашли отражение в Конституции Республики Алтай: «Республика Алтай принимает меры по сохранению и развитию культуры, науки, духовных ценностей, историко-культурного наследия, самобытности традиций, обычаев всех народов, населяющих республику… Для уникальных культурных ценностей Республики Алтай может устанавливаться особый правовой режим, и они включаются в государственный реестр национального достояния республики».
Базовым в сфере сохранения культурного наследия является Закон Республики Алтай от 25 июня 2014 г. «О культуре в Республике Алтай». Законом определены полномочия органов государственной власти Республики Алтай в области культуры и установлены формы государственной поддержки развития культуры в Республике Алтай, к которым отнесены финансовая, информационная и консультационная поддержки.
Закон Республики Алтай от 18 октября 2005 г. «О государственных наградах Республики Алтай» особое внимание  уделил поддержке юных талантов, творческой молодежи, дебютантов, начинающих творческих коллективов посредством учреждения премий и наград. Учреждены государственная премия Республики Алтай имени Г.И.Чорос-Гуркина в области литературы и искусства и почетные звания за профессиональное мастерство, многолетний и добросовестный труд, такие как «Народный писатель Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ Эл бичиичизи», «Народный сказитель Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ Эл кайчызы», «Народный художник Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ Эл jурукчызы», «Заслуженный художник Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ Нерелӱ jурукчызы», «Заслуженный артист Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ Нерелӱ артизи», «Заслуженный работник культуры Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ культуразыныҥ Нерелӱ ишчизи», «Заслуженный деятель искусств Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ Нерелӱ санатчызы», «Народный мастер Республики Алтай» - «Алтай Республиканыҥ Эл узы».
В 2011 г. учреждена премия имени народного сказителя - кайчи Алексея Калкина, которая ежегодно вручается исполнителям за достижения и общественно значимые исследования в области народного творчества
Государственная премия Республики Алтай имени Григория Ивановича Чорос-Гуркина в области литературы и искусства присуждается с 2005 года за создание особо значимых произведений литературы и искусства, реализацию творческих и исследовательских работ, внесших выдающийся вклад в развитие культуры Республики Алтай.     

Отношения в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при их выявлении, сохранении, использовании и популяризации на территории Республики Алтай регулируются Законом Республики Алтай от 6 июля 2017 г.  «О регулировании некоторых вопросов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай».

Республика Алтай была в числе первых субъектов Российской Федерации, в котором получили поддержку на законодательном уровне вопросы выявления, сохранения и использования нематериального культурного наследия.  В 2008 г. был принят Закон Республики Алтай  «О регулировании отношений в области развития нематериального культурного наследия», который определил практики выявления, возрождения, сохранения и использования объектов нематериального  культурного наследия в историко – культурном пространстве  региона,  частности, установил порядок проведения экспертизы, формирования государственного реестра объектов нематериального наследия. В 2014 г. вышло Постановление Правительства Республики «Об утверждении государственного реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай». Был утвержден список объектов нематериального культурного наследия, состоящий из 23 позиции. К примеру, в него вошли: кай – искусство алтайского горлового пения; кай чӧрчӧк – алтайские героические сказания; мастерство кайчы – сказителей; один из основных мифологических символов Алтая – Бай Терек/Священный Тополь – образ вселенной в традиционном фольклоре; топшуур и икили – традиционные музыкальные инструменты; алтайский шаманизм; Белую веру/Бурханизм; обряды почитания духов – хозяев Алтая; традиционное алтайское летоисчисление – календарь 12-летнего животного цикла и т. д. 
Особое место среди нематериального культурного наследия занимают алтайские эпические памятники, которые и по сей день бытуют в естественном состоянии.  Древнейшие памятники устного народного творчества - алтайские героические сказания в яркой художественной форме отражают историю и мировоззрение народа и не будет преувеличением, если скажем, что эпос принадлежит к числу важнейших историко-культурных факторов, благодаря которым алтайский народ сумел сохранить свое этническое самоназвание, самобытную культуру, свой язык, традиционный образ жизни, исконные нравственные формы и обычаи

В целях сохранения этого наследия, входящего в число величайших памятников устного народного творчества народов мира, в 2018 г. был принят Закон Республики Алтай «Об эпическом наследии Республики Алтай». Именно в нем определены основные задачи в сфере государственной охраны эпического наследия и полномочия органов государственной власти региона, закреплены такие основные понятия как эпическое наследие Республики Алтай, эпическая среда, традиционное эпическое произведение и др. Выделен кай или горловое пение как самый древний вид искусства алтайского народа. Это отдельный вид алтайского фольклора – устное народное творчество, которое передается многими поколениями кайчи. Горловое пение не просто музыкальное исполнение эпоса, это глубокое философское, нравственное осмысление жизни. С 2004 г. в республике проводится Международный Курултай сказителей,  который способствует сохранению преемственности народного исполнительского мастерства героических сказаний посредством привлечения к участию в форуме молодых исполнителей; выявлению уникальных мастеров горлового пения и сказителей, исполняющих современные формы героических сказаний, созданию банка данных о мастерах горлового пения.  
Нематериальное культурное наследие народов РА выступает сегодня важным фактором, способствующим сближению и взаимопониманию между народами. Свидетельством этому служат регулярно проводимые праздники: алтайский «Эл Ойын» (Народные игры), русские «Родники Алтая»,  «Тюрюк-Байрам – праздник кедра, Дьылгайак древний традиционный праздник алтайского народа, символизирующий приход весны (по лунно-солнечному календарю) и др. Чага Байрам - Новый год (по лунно-солнечному календарю),  Наурыз – Новый год по мусульманскому календарю празднуется всеми народами, проживающими в республике.

Учитывая сложившиеся исторические традиции и их важное общественно-политическое значение в жизни людей Закон РА «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в РА» 2003 г. закрепил эти праздники.
Под защитой государства находятся языки – носитель культурного наследия многонационального народа Республики Алтай. Правовое регулирование этого вопроса осуществляется Законом Республики Алтай от 3 марта 1993 года «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай». В регионе установлено действие двух государственных языков – русского и алтайского.

Работа парламента по сохранению и защите на законодательном уровне памятников нематериального культурного наследия народов РА продолжается. Наш субъект вышел с инициативой о принятии на федеральном уровне закона, регулирующего вопросы охраны объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
Сказки, песни, сказания, былины и т.д. не только передают богатство языка, но и выполняют очень важную функцию: формируют духовные, интеллектуальные и нравственно-этнические ценности, которые являются отражением культурной и национальной самобытности общества. Именно наследие народов России является связующим звеном, способствующим укреплению государственной целостности нашей страны и движению ее по пути инновационного развития.

Сегодня в обществе есть запрос на разработку Закона о священных (сакральных) территориях. Особенностью РА является наличие большого количества культовых мест – священных мест, целебных источников, мест совершения обрядов, родовых мест, почитаемых арх объектов.  В духовной культуре алтайского народа Алтай  не только понятие географическое, не просто территория, на которой мы живем. Для алтайцев Алтай –синоним самой жизни, более того, он воспринимается ими священным, одухотворенным, обожествленным, населенным духами гор, рек, огня, тайги, деревьев, животных и т.д. Он наделен эпитетами: «царственный», «величественный», «благословенный», «священный». Для мировоззрения алтайцев важна, прежде всего, одухотворенность Алтая, ощущение его животворящей энергии, а не только красота его природы. Сакральные места олицетворяют собой духовный опыт многих поколений. Это места, имеющие особую экологическую, энергетическую, эстетическую ценность. В парламенте ведется совместно с общественностью серьезная работа над  проектом закона о сакральных территориях. Неурегулируемость отношений в этой сфере ведет к росту социальной напряженности в обществе

В настоящее время в программе социально-экономического развития Республики Алтай ведущей отраслью, наряду с сельским хозяйством, определен туризм. Депутаты парламента считают, что именно туризм может стать наиболее эффективным механизмом сохранения и использования историко-культурного наследия региона. Пришло время позиционирования республики не только как региона с богатым рекреационным потенциалом и чистой экологией, но и как региона с богатым историко-культурным потенциалом, что позволит более активно развивать такие виды туризма как культурно-познавательный, музейный, этнотуризм, экологический, научно-образовательный и т.д.
При этом необходимо отметить, что полноценное сохранение объектов наследия возможно лишь в том случае, если они входят в целостную «картину мира» местного населения, воспринимаются им в качестве востребованных и необходимых элементов «среды жизни», комплексно встроены в реальную повседневную житейскую практику и являются составной частью социально-экономического развития территории. Историко-культурные объекты должны оставаться живыми, должны использоваться людьми, быть неотъемлемой частью их жизни. Только при этих условиях историко-культурное наследие будет «работать» на благо республики и его населения. Именно сохранение связи прошлого и современности, осознание современным человеком важности наследия для развития настоящего и формирования будущего и является залогом успешного развития региона.