Председатель Комитета
по экологии и природопользованию
________________
Владислав Рябченко
Мусорная реформа в нашей стране вступила в силу с 1 января 2019 года, когда был внесен ряд изменений в федеральный закон 1998 года «Об отходах производства и потребления». Он установил правила учета, нормирования отчетности и разграничений действий при вывозе отходов.
В соответствии с принятым документом, вывоз мусора стал не жилищной, а коммунальной услугой и был вынесен в отдельную строку оплаты в счетах наших граждан за коммунальные услуги. Тут же вводилось понятие ТКО - твердые коммунальные отходы. А за ликвидацию отходов теперь отвечают не муниципалитеты, как это было ранее, а региональные операторы. Каждый обслуживает один или несколько участков - кластеров. Границы кластеров определяются территориальной схемой. Кстати, до продвижения данной реформы с мусором власть на местах тоже активно боролась, кто лучше, кто хуже.
Два года продвижения мусорной реформы на местах показало, что это многоплановая задача. Так, обучать культуре обращения с мусором наших граждан следует еще с малых лет. К тому же она подразумевает слаженную работу всех органов власти и контроль всех служб и самоконтроль граждан. Ведь во многом тормозом реформы стал так называемый человеческий фактор. Наши жители в большинстве случаев не готовы к тому, чтобы вести раздельный сбор мусора. Есть проблема и у региональных операторов, которые все еще не собирают полную оплату за сбор мусора, соответственно, они обслуживают куда меньше контейнеров, чем необходимо для создания реальной чистоты. Тормозит реформу медленный ввод дополнительных площадок для хранения ТКО и мусороперерабатывающих комбинатов.
Из федеральных новостей мы узнаем о существовании огромных свалок в мегаполисах, и что вводятся гигантские проекты по реализации данного направления деятельности, чтобы решить эти проблемы. Но опять же реализация этих проектов идет медленнее, чем того требует время.
Вывод прост. Только при совместной работе всех структур и ведомств, каждого гражданина, региональных операторов мы можем рассчитывать на продвижение мусорной реформы. Как положительный фактор я расцениваю очень неравнодушное отношение и активное участие к продвижению реформы наших сограждан, которые оперативно реагируют на все проблемы в данной сфере деятельности.
Со своей стороны, парламентарии взяли под особый контроль и работают по этой теме, привлекая всех участников процесса. Данная тема очень активно поднимается на заседаниях профильного комитета, рабочих групп, при проведении круглых столов, парламентских часов и т.д. Особый смысл приобретают проблемы с мусором через призму концепции развития туристического направления и инвестиционной привлекательности. При этом мы понимаем, что для разрешения проблемы чистоты и порядка в нашей республике, а значит, и сохранения уникальности и девственности наших природных красот, еще потребуется немалого количества времени.