Под председательством Ю.Земирова состоялось очередное заседание Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай по аграрной политике, природопользованию и развитию села.
Депутаты обсудили во втором чтении проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в ст.1.1 Закона Республики Алтай «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай».
Законопроект стал предметом острых прений, т.к. затрагивает интересы тех, кто работает на земле. Как известно, обновленное федеральное законодательство разрешает принимать в субъектах законы, устанавливающие цену выкупа земель сельхозназначения, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также находящихся в аренде у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств.
Что касается последнего, то находящийся в аренде земельный участок сельхозназначения может быть приобретен арендатором, в случае его надлежащего использования в течение трех лет.
В обсуждении законопроекта приняли участие депататы: С.Михайлов, Е.Танзыков, В.Анчин, Н.Санин, В.Тюлентин, Н.Апенышева, А.Манзыров, Ю.Земиров. Обмен мнениями проходил по различным аспектам, вызывающим разночтения. В частности, высказывалось опасение, что сторонние арендаторы, найдя способ решения вопроса о надлежащем использовании земли, смогут скупить взятые на 3-х летний срок участки земель сельхозназначения.
Наряду с этим, состоятельные арендаторы смогут заплатить за землю большую цену, чем сельхозпредприятия. Поэтому, как считают сельхозтоваропроизводители, неразумно повышать цену выкупа арендованной земли, надо, наоборот, её снизить, а то и, вообще, объявить равной нулю. Кроме того, юристы подчеркнули, что районные администрации, заключая договор аренды, также могут влиять на судьбу такого земельного участка. В договоре может быть указано, что участок передается в аренду, без права выкупа, или, наоборот, с правом выкупа.
После обсуждения, Ю.Земиров поставил на голосование два варианта законопроекта.
Первый предусматривает, что граждане, имеющие участки земель сельхозназначения на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, могут приобрести их в собственность по цене, равной двум процентам от их кадастровой стоимости. Сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйств смогут оформить в собственность находящие у них на праве аренды земли сельхозназначения по цене 15% от их кадастровой стоимости.
Второй вариант был внесен, по предложению депутата В.Тюлентина. Он отличается от первого варианта поправкой, предусматривающей цену выкупа земель сельхозназначения, для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, равную 2% от их кадастровой стоимости. Мотивировка его проста: у данной категории сельскохозяйственных организаций земли сельхозназначения в аренде находятся давно и используются по целевому назначению. Необходимо облегчить возможность оформления земель в собственность тем, кто работает на земле и производит сельхозпродукцию.
По результатам голосования был поддержан второй вариант. За него отдали голоса восемь членов Комитета, трое воздержались. Сессии Госсобрания-Эл Курултай было рекомендовано принять данный законопроект во втором и окончательном чтении.
Вторым вопросом было рассмотрено требование прокурора Республики Алтай о внесении изменения в ст.5 Закона Республики Алтай от 27.09.2010г. №47-РЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории Республики Алтай».
Как отметила помощник прокурора РА И.Тюхтенева, ст.5 настоящего закона содержит коррупциогенные признаки и, поэтому, нуждается в дополнении. Конкретно, предлагается в законе прописать порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Пока, такой порядок не разработан.
Решено согласиться с требованием прокурора Республики Алтай и рекомендовать Правительству Республики Алтай разработать соответствующий порядок и внести в Парламент доработанный законопроект для рассмотрения.
Члены Комитета поддержали ряд законодательных инициатив законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и рекомендовали сессии Госсобрания-Эл Курултай подержать данное решение.
На этом, заседание было завершено.