c_350_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_stol.jpgПод председательством Василия Манышева состоялось заседание Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, экологии, природопользованию на котором было рассмотрено 5 вопросов.

В центре внимания парламентариев были вопросы развития сельскохозяйственной отрасли, племенного дела, обеспечения деятельности сельхозтоваропроизводителей.

По первому вопросу с докладом «О развитии в Республике Алтай овцеводства и козоводства в период с 2013 года» выступил Первый заместитель Министра сельского хозяйства Республики Алтай Владислав Таханов.

Представитель Минсельхоза в своем выступлении отметил, что Республика Алтай, как и в прошлые годы, является лидером среди регионов Cибирского Федерального Округа по производству на душу населения мяса–почти 249,9кг, по молоку-на втором месте, после Алтайского края-419,3кг на одного человека. Выход сельхозпродукции, в прошлом году, составил 9,5млрд.руб. Целевой показатель результативности на 2016 год по производству продукции с/х всех категорий-101,05% к 2015году. В зимовку в хозяйствах всех категорий пошло 451.6тыс. условных голов скота, и она завершилась успешно. "Такого поголовья в Горном Алтае не было даже в советский период", -заметил В.Таханов.

Он также подчеркнул, что неплохие показатели в аграрной отрасли обеспечивает серьезная государственная поддержка. В прошлом году, на поддержку сельского хозяйства было направлено 775млн.руб., прирост к 2014 году-17,8%, или 117млн.руб. Таких финансовых ресурсов агропромышленный комплекс Республики Алтай еще не получал. Господдержка оказывалась по 63 направлениям.

Как отметил В.Таханов, в Горном Алтае традиционно ведущими отраслями, определяющие уклад жизни коренного населения в большинстве районов, было и остается овцеводство и козоводство. Сегодня, эти отрасли развиваются в той местности, где другие виды скота практически не могут содержаться.

Как считает Минсельхоз РА, поголовье овец и коз в республике необходимо стабилизировать на уровне 600-650тыс. голов, т.е. 450-500 тыс. овец и 150тыс. коз, а освободившиеся пастбища продуктивнее использовать для увеличения численности мясного скота, и развития табунного коневодства и мараловодства, т.е., если в Республике Алтай в 1990 году было 1 183тыс. голов овец и коз, то, по состоянию на 01.01.2016г., их оставили всего 635тыс. В общей структуре среди отраслей животноводства это-около 20%. При этом, следует отметить, что динамика поголовья овец за 10 лет говорит о том, что поголовье увеличилось с 377,4тыс. гол до 483,7тыс. гол. Увеличение на 28% по козам, соответственно с 115,7тыс.гол до 151,5тыс. гол, или на 31%.

В.Таханов подчеркнул, что специфические природные и климатические условия Горного Алтая, исследования ученых и накопленный практический опыт определили главные направления ведения этих отраслей на перспективу–развитие полутонкорунного овцеводства и пухового козоводства. В результате породной реконструкции, были созданы две уникальные породы-горно-алтайская порода пуховых коз, за которую ее авторы в 1997 году были удостоены Государственной премии в области науки и техники, и горно-алтайская полутонкорунная порода овец. Они созданы специально для горных территорий Сибири, и именно, с учетом всех природно-климатических особенностей, которыми располагает Республика Алтай.

Главное преимущество, которым обладают отрасли овцеводства и козоводства в сельскохозяйственном производстве состоит в том, что животные способны использовать пастбища, обеспечивая товарное производство мяса, шерсти, пуха. При этом, необходимо учесть, что реализация этой продукции производится в два разных периода года весной и осенью. Для товаропроизводителя-это важно по двум причинам–получив выручку весной от продажи шерсти и пуха, он может направить ее на проведение заготовки кормов, осенью-за мясо, она, как раз, кстати, для сбора и отправки детей в школу и учебные заведения, а также для подготовки хозяйства к предстоящей зимовке.

В докладе было замечено, что в регионе, в настоящее время, возросло число людей, желающих заняться овцеводством и козоводством. Они проявляют внимание к вопросам рационального ведения этой отрасли и производству разнообразной продукции овцеводства и козоводства. Хотя, в настоящее время, без учета субсидий от государства, эти отрасли во всех сельхозпредприятиях, за исключением личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств-убыточны, но разведение овец и коз дает возможность многим жителям выживать, в современных условиях.

Было подчеркнуто, что реальные возможности увеличения продуктивности овец и коз в Горном Алтае имеются. Сравнительный анализ по продуктивности овец, в настоящее время, показывает большое разнообразие результатов между отдельными сельхозпредприятиями, фермами и чабанами, потенциальная возможность которых в улучшении выхода продукции использована далеко неодинаково. Хотя получение 90-100 деловых ягнят, козлят от 100 овцематок (козоматок), в условиях Республики Алтай-вполне достижимо.

Развитие овцеводства, повышение его конкурентоспособности для наших хозяйств, особенно, в связи с массовым развитием туризма (за год республику посещает около 2,0млн.чел.), во многом, обусловлено его мясной продуктивностью. Поскольку доходность отрасли до 95% обеспечивается, за счет выручки от реализации баранины, особенно, молодой, которую получают от ягнят в год их рождения, и остальную выручку от шерсти и племпродажи молодняка. В республике к такому повороту оказались более подготовленными, т.к. одновременно с шерстно-мясным направлением велась работа по разведению мясошерстных овец.

Как заявил В.Таханов, для дальнейшего совершенствования пород и восстановления численности поголовья овец и коз в Горном Алтае имеется соответствующая племенная база, которая представлена 9-ю племрепродукторами, из которых 5 племрепродукторов-по овцам и 4 племрепродукторов-по козам.

По обсуждаемому вопросу состоялся обмен мнениями, в ходе которого высказались члены Комитета Сергей Ефимов, Николай Малчинов, Николай Карманов, Василий Манышев. Поднимались вопросы содержания поголовья овец, улучшения их продуктивности.

В итоге, было принято решение принять информацию о развитии овцеводства и козоводства, с 2013 года по настоящий период, к сведению. Кроме этого, парламентарии рекомендовали Правительству Республики Алтай принять меры по повышению продуктивности поголовья овец и коз путем реализации рекомендаций круглого стола на тему «О развитии племенного дела в Республике Алтай».

Также было рекомендовано проводить, на постоянной основе, мероприятия направленные на рост кормовой базы животноводства, ликвидацию разрыва в кормопроизводстве и поголовье сельскохозяйственных животных; способствовать благополучной зимовке скота, путем плановой работы с муниципальными районами по подготовке к зимовке скота, и своевременно доводя бюджетные средства до получателей мер государственной поддержки в АПК республики; способствовать развитию глубокой переработки мяса овец, повышению заинтересованности торговых сетей в реализации продуктов овцеводства и козоводства; стимулировать производство шерсти, путем увеличения бюджетных средств на субсидирование реализованной шерсти; способствовать организации устойчивого сбыта шерсти овец и сертификации полутонкой шерсти в хозяйствах республики.

По второму вопросу также выступил Владислав Таханов. Он представил информацию о разработке республиканских селекционных программ по направлениям племенного животноводства и выполнении иных рекомендаций "круглого стола" от 29.09.2015г. «О развитии племенного дела в Республике Алтай».

В прениях по данному вопросу приняли участие Василий Манышев, Николай малчинов, Сергей Ефимов, Михаил Федькин. Разговор шел о поддержке племенного дела, его кадрового и технологического обеспечения.

В итоге, Комитет принял решение принять информацию Министерства сельского хозяйства РА к сведению, а также выделил ряд рекомендаций в адрес Правительства Республики Алтай. В т.ч., предложение о необходимости широкого использования в Республике Алтай методов крупномасштабной селекции. Парламентарии считают, что, при разработке республиканских селекционных программ по направлениям племенного животноводства, необходимо предусматривать их научное сопровождение и соответствующие расходы на данные цели, своевременно доводить бюджетные средства до разработчиков программ.

Следует уточнить субсидии на приобретение племенных животных, в целях стимулирования приобретения высококачественной племенной продукции и поддержки племенных хозяйств. Также Правительству РА рекомендовано субсидировать сельскохозяйственным товаропроизводителям приобретение и имплантацию эмбрионов в размере до 70% от произведенных расходов; внести в Соглашение по государственной поддержке с племенными хозяйствами пункт по согласованию предельного размера цен на реализуемый внутри региона племенной скот; организовать ведение Регистра племенных животных Республики Алтай.

Комитет предложил рассмотреть вопрос об организации в Онгудайском районе (географическом центре республики) ежегодного (осенью и весной) аукциона по продаже племенных и товарных животных, обмену производителями, а также создать единый интернет-портал «Племенные ресурсы Республики Алтай» для реализации племенного и товарного скота. Разработать компьютерную программу для электронного аукциона. Обеспечить возможность ведения селекционно-племенной работы, при помощи компьютерных программ для классической и крупномасштабной селекции, которые ведут учет, отбор и подбор родительских пар.

По третьему вопросу выступил заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай Анатолий Самсонов. В своем выступлении «О снижении препятствий фермерам, предпринимателям и сельскохозяйственным организациям в ведении сельского хозяйства, установлении дифференцированных подходов, при возложении на сельскохозяйственных товаропроизводителей обязанностей в сфере ведения сельского хозяйства», он, в частности, заявил, что количество контрольных проверок сельхозтоваропроизводителей, по сравнению с 2015 годом, на территории региона сократилось в 3,3 раза. Это стало возможным, в связи с принятием Распоряжения Правительства РФ №559 Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016г. №559-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Феерации на 2016–2017 годы».

В ходе обсуждения вопроса высказались депутаты Михаил Федькин, Сергей Ефимов, Николай Малчинов, Рашид Атажанов, Николай Карманов.

В своем решении по обсуждаемому вопросу Комитет рекомендовал Правительству Республики Алтай положительно рассмотреть вопрос принятия в Республике Алтай нормативного правового акта устанавливающего правила содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Республики Алтай, всесторонне и полно учесть в данном акте особенности ведения сельского хозяйства в Республике Алтай.

Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, Комитету ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай, при осуществлении в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей государственных надзорных функций, в первую очередь, составлять предписания по устранению выявленных нарушений, и только в случае неисполнения предписаний в установленный срок, составлять протоколы об административных правонарушениях, при возможности, первоначально, применять к нарушителям предупреждение.

Также принято решение о доработке, с участием заинтересованных лиц, и внесении на рассмотрение Парламента Республики Алтай проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» о включении в ряд статей КоАП РФ основного административного наказания, в виде предупреждения.

Далее, парламентарии одобрили ряд проектов федеральных законов и законодательных инициатив законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В завершение, по инициативе депутата М.Федькина, был рассмотрен вопрос об итогах конкурса на предоставление грантовой поддержке субъектов предпринимательства.

По данному вопросу высказались Владислав Таханов, депутаты Николай Нечаев, Николай Малчинов, Рашид Атажанов.

В итоге, было решено предложить усилить состав конкурсной комиссии, в т.ч. за счет представителей муниципалитетов.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)

c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_man2.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_tah2.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_atfed.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_khab.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_karman.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_tah1.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_samson.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_st1.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_yalb.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2016_komitety_manyshev_09.06.16_man1.jpg