Под председательством Виктора Хабарова состоялось очередное заседание Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай по правовой политике и местному самоуправлению.

В ходе работы депутаты рассмотрели 12 вопросов, в т.ч. 11 законопроектов, из них 2-конституционных. Во втором чтении был обсужден проект закона Республики Алтай «О статусе депутата Республики Алтай».

В первом парламентском заседании осенней сессии приняли участие члены Комитета Сергей Ефимов, Александр Кириллов, Урмат Князев, Аманжол Кожанов, Сергей Коротенко, Константин Криворученко, Виктор Ромашкин, Айат Унутов, Виктор Хабаров, Николай Чеконов, Константин Шлак, Первый заместитель Председателя Правительства РА Юрий Антарадонов, начальник отдела обеспечения правопорядка МВД по Республике Алтай Сергей Филиппов, заместитель Министра имущественных отношений Марина Немцева, председатель Контрольно-счетной палаты РА Артем Сумачаков.

Юрий Антарадонов представил депутатам ряд законопроектов, в т.ч. проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в ст.1 Закона Республики Алтай «О структуре Правительства Республики Алтай», которым предусматривается присвоить должности руководителя Единого Аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай статус заместителя Председателя Правительства Республики Алтай.

Законопроект рекомендован к принятию в первом, втором и окончательном чтении.

Далее, был рассмотрен вопрос о согласовании кандидатуры А.А.Сакладова для назначения на должность заместителя Председателя Правительства РА, руководителя Единого Аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай.

Комитет большинством голосов рекомендовал сессии одобрить представленную кандидатуру для утверждения в указанной должности.

Первый вице-премьер предложил депутатам поддержать проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об административных комиссиях». Он обосновал необходимость внесения следующих изменений в Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 года №12-10 «Об административных комиссиях» и указал, что в ст.3 законопроекта уточняется правовая основа деятельности административных комиссий. Её будут составлять также и муниципальные правовые акты, в т.ч. по утверждению состава административных комиссий. Кроме того, в ст.4.1 уточняется порядок создания, срок полномочий административных комиссий, а также порядок досрочного прекращения их полномочий. Т.е. предлагается создавать административные комиссии решениями представительных органов местного самоуправления на срок полномочий данных представительных органов муниципальных районов и городского округа.

Проект закона рекомендован принятию в первом, втором и окончательном чтении.

Наряду с этим, парламентарии одобрили проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай». В ч.3 ст.104 данного закона предлагается внести изменение, предусматривающее, что право составления протоколов об административных правонарушениях предоставляется должностным лицам местного самоуправления, перечень которых определен муниципальными правовыми актами представительного органа городского округа и муниципальных районов.

Юрий Антарадонов представил проект закона Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов в Республике Алтай».

Как пояснил представитель республиканского Правительства, правовой основой принятия проекта закона является п.6 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.

В связи с этим, в республиканском бюджете предусматриваются средства для оплаты работ, связанных с ведением регистра в муниципальных образованиях.

Вячеслав Уханов на правах председателя профильного комитета выступил с информацией о проекте конституционного закона Республики Алтай «О внесении поправки в ст.44 Конституции Республики Алтай». Речь идет о включении в статью формулировки, непротиворечащей федеральному законодательству и, в то же время, закрепляющей в Конституции Республики Алтай, учитывающей региональные особенности образовательного процесса в Республике Алтай. В законопроекте предложено прописать следующую поправку: «Республика Алтай обеспечивает реализацию региональных программ развития образования, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, этнокультурных, демографических и других особенностей».

Предложение поддержано единогласно, законопроект рекомендован к принятию в целом.

Марина Немцева выступила с пояснениями по проекту конституционного закона Республики Алтай «О внесении изменений в ст.15-1 Конституционного закона Республики Алтай «О Правительстве Республики Алтай».

Как пояснила представитель Минимущества, целью принятия проекта закона является приведение Конституционного закона Республики Алтай от 24 февраля 1998 года №2-4 «О Правительстве Республики Алтай» (далее–Конституционный закон №2-4) в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»

Проектом закона предлагается устранить редакционные правки и внести изменения в ст.15-1 Конституционного закона соответствующие изменения, предусматривающие определение полномочия Правительства Республики Алтай по установлению предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков, а также исключение полномочия Правительства Республики Алтай по установлению порядка проведения согласительных процедур, при возникновении споров между участниками долевой собственности о местоположении выделяемого, в счет доли в праве общей собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, в процессе работы над законопроектом выяснилось, что в исправлении нуждаются некоторые другие положения, частности, в ст.13-5. В связи с этим, предложено изменить название проекта закона, удалив из него название ст.15-1.

После обсуждения, в котором приняли участие депутаты Сергей Коротенко, Урмат Князев, Сергей Ефимов, было принято решение одобрить проект закона, с учетом таблицы поправок, и рекомендовать его к принятию на сессии в окончательном чтении.

Далее, по предложению прокурора Республики Алтай, депутаты обсудили проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в ст.24 Закона Республики Алтай «О нормативных правовых актах Республики Алтай». Он разработан, в целях устранения правового пробела в действующем законодательстве Республики Алтай, путем внесения изменений, касающихся проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Алтай, в основной законодательный акт, устанавливающий единые требования, предъявляемые к нормативным правовым актам республики.

Представитель МВД по Республике Алтай Сергей Филиппов информировал депутатов о законодательной инициативе по внесению изменения в ст.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Он пояснил, что необходимость в изменениях в федеральном законодательстве связана с реструктуризацией органов внутренних дел в Республике Алтай. Дело в том, что в ряде районов республики образованы не отделы, а пункты полиции, а согласно Кодексу должностные лица, их возглавляющие не входят в перечень должностных лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов полиции.

Предложение поддержано единогласно. Сессии рекомендовано поддержать законодательную инициативу Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

Здесь же, был рассмотрен еще один проект федерального закона «О внесении изменения в ст.40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Данная законодательная инициатива также связана с особенностями структуры полиции республики и касается полномочий начальника пункта полиции. Ввиду отсутствия у данного должностного лица полномочий начальника органа дознания, для утверждения процессуальных документов (обвинительные акты и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) сотрудники полиции вынуждены выезжать в командировки в межмуниципальные отделы, что ставит под угрозу соблюдение процессуальных сроков, влечет за собой дополнительные временные и материальные затраты, и, в конечном итоге, нарушает права потерпевших и лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращается по реабилитирующим основаниям.

Поэтому для устранения указанных проблем в применении уголовно-процессуального законодательства внести в п.1 ч.1 ст.40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изменение, установив, что начальники пунктов полиции относятся к органам дознания. Законопроект поддержан единогласно и рекомендован к принятию на сессии.

Значительную часть времени члены Комитета посвятили рассмотрению во втором чтении проекта закона Республики Алтай «О статусе депутата Республики Алтай», а точнее, поправкам, выработанным рабочей группой. По данному вопросу выступил Виктор Хабаров.

Напомним, что данный закон, вернее, новая его редакция, был принят в первом чтении на XIII-ой сессии Парламента республики. Он определяет права и обязанности депутата Республики Алтай, устанавливает основные правовые и социальные гарантии, при осуществлении им депутатской деятельности. Впервые же, он был принят в 1995 году и является самым старым законом в сфере организации деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

В ходе детального разбора было обсуждено 39 поправок, предназначенных к принятию, и 14 поправок-к отклонению. Часть их были рекомендованы к исключению, по причине дублирования в других нормативных правовых актах. Законопроектом описывается, его права и обязанности. К примеру, в законопроект предлагается поправка о том, что «депутат, по предъявлению своего удостоверения, по вопросам депутатской деятельности имеет право беспрепятственно посещать государственные органы Республики Алтай, органы местного самоуправления в Республике Алтай, государственные и муниципальные организации Республики Алтай, присутствовать на заседаниях коллегиальных органов указанных организаций, а также беспрепятственно посещать иные организации на территории Республики Алтай, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, полностью или частично финансируемые, за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, местного бюджета, или имеющие, в качестве учредителей (соучредителей) органы государственной власти Республики Алтай и (или) органы местного самоуправления в Республике Алтай, либо обладающие льготами по платежам в республиканский бюджет Республики Алтай или местные бюджеты, за исключением тех организаций, на которые распространяется особый режим посещения, в соответствии с федеральным законодательством».

Кроме того, депутат Республики Алтай «не реже одного раза в год обязан отчитаться перед избирателями о своей работе в Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай и избирательном округе». В законопроекте затронуты вопросы обеспечения деятельности депутата Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и др.

В результате состоявшегося обмена мнениями, принято решение рекомендовать сессии Государственного Собрания-Эл Курултай принять его в о втором и окончательном чтении.

В ходе дальнейшей работы депутаты рассмотрели и одобрили в первом, втором и окончательном чтении проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай, в связи с принятием Федерального закона «О полиции». В частности, предложено внести изменения в законы Республики Алтай: от 31 мая 2004 года №20-РЗ «О регулировании отношений в области образования в Республике Алтай» и от 25 сентября 2008 года №86-РЗ «О республиканской целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Алтай на 2009-2011 годы».

На заседании Комитета была рассмотрена таблица поправок к законопроекту «О контрольно-счетной палате Республики Алтай». Представила законопроект вице-спикер Госсобрания-Эл Курултай, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяна Гигель.

Основными моментами обсуждения стали вопросы формирования состава КСП, структуры и штатной численности контрольного органа, а также соответствия его федеральному законодательству. Всего было рассмотрено 13 поправок. В результате, при трех воздержавшихся членах Комитета, проект закона был рекомендован к принятию во втором и окончательном чтении с учетом таблицы поправок.

В завершение, члены Комитета заслушали отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Алтай за 2010 год. С информацией по данному вопросу выступил председатель КСП Артем Сумачаков. Состоялся обмен мнениями.