c_200_280_16777215_00_images_stories_2018_pamyat_yalatov.jpgВ декабре 1941 года Красная Армия начала контрнаступление под г.Москвой. К началу февраля 1942 года Красная Армия проводила ряд наступательных операций по освобождению дальних подступов г.Москвы. Это был заключительный и, наверное, наименее известный этап великой битвы за Москву (30 сентября 1941 года—20 апреля 1942 года).

В битве за Москву участвовало 20 сибирских дивизий и бригад, сибиряки громили врага, демонстрируя всему миру отменные навыки снайперов, лыжников и доблестных воинов. Чтоб выбить засевших фашистов из «белоснежных полей под Москвой» в Красной Армии были созданы специальные соединения лыжников. Эти соединения были сформированы в Сибири. Привыкшие к холодам, неприхотливые в быту сибиряки-охотники составляли основу таких лыжных батальонов.

7 января 1942 года официальным приказом был создан 144-ый отдельный лыжный батальон, изначально приписанный к 23-ей запасной лыжной бригаде, 288-го запасного лыжного полка, размещавшегося в г.Бийске. Батальон был сформирован из жителей Алтайского края, которые на протяжении нескольких месяцев проходили стрелковую и лыжную подготовку. Политруком батальона был назначен Ялатов Шабычи Сыранович.

До этого момента, Шабычи Сыранович находился в г.Бийске уже около 3-х месяцев, в качестве комиссара 3 батальона 288 отдельного лыжного запасного полка. Учитывая опыт депутатской-обкомовской работы и налаженные контакты с руководством разного уровня, Ялатову было поручено организовать снабжение полка лыжным снаряжением. Укомплектовав полк снаряжением, обмундированием и личным составом, начались долгие недели лыжной и огневой подготовки.

Шабычи Сыранович родился 22 января 1912 года в с.Верх-Апшуяхта Шебалинского района. После прохождения срочной службы в рядах Красной Армии (1934-1936г.г.) вступил в партию (1937г.). Отечественная война застала его в г.Ленинграде, где он получал высшее образование. До начала войны Ш.С.Ялатов возглавлял Кош-Агачский райисполком (аймакисполком) и был действующим депутатом Верховного Совета СССР. Ялатов не подлежал призыву в действующую армию, но, вопреки этому, неоднократно просил отправить его на фронт.

Укомплектовав батальон необходимым снаряжением, закончив обучение личного состава, солдаты и офицеры 144-го отдельного лыжного батальона были отправлены в Москву. С декабря по февраль батальон находился на территории Московского Военного округа на доформировании и довооружении.

16 января 1942 года Шабычи Сыранович Ялатов (по прибытию в действующую армию) был назначен политруком минометной роты.

15 февраля 1942 года 144 отдельный лыжный батальон был зачислен в действующую армию и передан на усиление 202 стрелковой дивизии 36 армии Северо-Западного фронта, а через три дня уже освободил с.Тополево. Наши земляки, почти без потерь (было ранено 35 чел.), одной ротой выбили фашистов из села.

«Чтобы вернуть утраченные позиции, —воспоминал Шабычи Сыранович, —фашисты бросали танки, артиллерию и авиацию. Но советские солдаты, в т.ч. и нашего, 144-го отдельного лыжного батальона, стойко и мужественно отражали атаки и контратаки врага».

Наступая по всему фронту Красная армия окружила 16-ую немецкую армию в районе пос.Демянск между двумя озёрами Ильмень и Селигер. С января по апрель 1942 года «демянский котёл» становится местом затянувшихся ожесточенных боев. В апреле 1942 года фашисты прорвут окружение, однако, стоит отметить, что только элитная дивизия СС «Тотенкопф» (Мертвая голова) за время окружения потеряла в боях около 8 000 человек. Окруженная Демянская группировка фашистов имела хорошее снабжение по воздуху, что позволяло оказывать сильное сопротивление внутри кольца.

С.Тополево, где приняли боевое крещение наши земляки, находилось глубоко во вражеском тылу, и фашисты вскоре отбили его назад. Через село проходила единственная дорога, связывающая 290-ю пехотную дивизию вермахта с остальной группировкой. С.Тополево окончательно было освобождено только 26 февраля 1942 года.

144-ый отдельный лыжный батальон был переброшен к с.Горчицы. В этом селе, помимо сил вермахта, засела дивизия СС «Мертвая голова». С 17 по 23 февраля 202-ая стрелковая дивизия пыталась овладеть с.Горчицы. Немцы держались до последнего, в результате, практически, весь личный состав, оборонявший село, был уничтожен.

Ш.С.Ялатов вспоминал о боях за с.Горчица: «Через нее проходила шоссейная дорога, по которой, злобно огрызаясь, отступали фашисты, получив сокрушительный удар под Москвой. Приказ командования: во что бы то ни стало, овладеть населенным пунктом и отрезать немцам путь к отступлению. До прибытия нашего батальона уже предпринимались попытки овладеть селом, но безуспешно. Под покровом темноты во вражеский тыл была направлена ударная группа лыжников. С рассветом мы снова пошли в атаку. Не выдержав согласованного удара с фронта и тыла, противник смешался и вынужден был отступить. Деревня Горчица была взята».

22 февраля силы вермахта попытались выбить красноармейцев из с.Горчица. Под руководством командира минометной роты Ялатова атака фашистов была сорвана. Наши бойцы вовремя открыли огонь по наступающему противнику, сбив темп атаки фашистов, перешли в контрнаступление, уничтожив 60 гитлеровцев и взяв двоих фашистов в плен. Бои за село продолжались 4 дня, до тех пор, пока не были полностью уничтожены огневые точки и живая сила противника. Именно в условиях пересеченной лесистой местности, когда врага невозможно было достать огнем гаубиц, а авиация не могла оказать ощутимой поддержки, минометчики Ялатова сказали свое веское слово в ходе боев за с.Горчица. После завершения операции, минометной роте Ялатова комдив выразил личную благодарность.

В воспоминаниях фашистов о этих боях имеются следующие данные: «22 февраля Горчицы переходят в руки противника, остатки 3-го танкового корпуса дивизии СС «Мертвая голова» вместе с частями 502-го пехотного полка снова врываются в деревню. Но, все-таки, 23 февраля Горчицы окончательно переходят к русским. Боевая группа Модера больше не существует. Все погибли, за исключением нескольких человек. Остатки соединений дивизии СС «Мертвая голова», примерно 40 человек, присоединяются к боевой группе Клеффнера в Васильевщине».

В последний день боев за с.Горчицы наши лыжники устроили засаду и уничтожили отступавших фашистов.Из воспоминаний бывшего военного фельдшера 202-й стрелковой дивизии Столбова Николая Ильича«…На дороге, по выходе из Горчиц, лежали трупы молодых немцев, без шапок, в сапогах. Как они шли в строю по четыре человека, так и остались лежать. Общее их число было человек пятьдесят. Мне говорил командир роты противотанковых ружей капитан, кажется, его фамилия Дронников, что это ему поручил полковник Штыков сделать засаду в белых маскировочных халатах, и он это выполнил, конечно, не один, а с каким-то подразделением».

В освобожденном с.Горчицы не осталось ни одного уцелевшего дома–все было разбито.

25 февраля 144-ый отдельный лыжный батальон совместно с другими силами дважды атакуют дер.Сомшино, но безрезультатно. Дер.Сомшино лежало в полутора километрах к югу от с.Горчицы, за р.Ларинкой и было превращено в мощный опорный пункт немецкой обороны.

28 февраля 645-й стрелковый полк, 134-й и 144-й отдельные лыжные батальоны, при поддержке двух танков, прорвались в юго-восточную окраину дер.Сомшино и атаковали закрепившегося противника в юго-западной окраине деревни. Фашисты подтянули резервы из с.Новая Деревня и провели в течение дня четыре контратаки. Вскоре, атаки на дер.Сомшино пришлось прекратить. Потребовалось перебросить часть сил в с.Курляндское для усиления обороны.

В этот период 34 армия получает подкрепление в лице 370 стрелковой дивизии, это было первое соединение, которое армия получила с начала наступления в начале января. Командование решило, до наступления весенней распутицы, очистить от противника железнодорожный участок от с.Кневицы до с.Лычково. Для этого 202 стрелковая дивизия 2 марта 1942 года передала свои позиции 370 стрелковой дивизии и передислоцировалась в район Кневыцы–Выдерка–Пустыня.

В ночь на 3 марта 134 и 144 отдельные лыжные батальоны совместно с 645 стрелковым полком (по факту сводный батальон) сосредоточились у населенного пункта Пустыня. Всю ночь наши солдаты находились под минометным и пулеметным огнем. На следующий день Ш.С.Ялатов был тяжело ранен. Через 4 месяца после ранения его комиссовали.

За бои по освобождению с.с.Горчица, Курляндское и Никольское Ялатов был награжден медалью «За отвагу».