c_390_250_16777215_00_images_stories_2020_chaptynov75_vchekon.jpgДолго думал и размышлял я, прежде, чем сесть за письменный стол и писать о Валерии Ивановиче Чаптынове.

В голову засела прочная мысль: опять появился еще один друг. Что-то много стало, за последнее время, у него новоявленных друзей. Все хотят примазаться к славе великого человека.

Сразу же хочу разочаровать всех, кто так думает. Да, я знал Валерия Ивановича многие и многие годы. Мы были дружны, и у нас было много общего. Это могут подтвердить Антонина Иосифовна Чаптынова и Николай Агафонович Чеконов. Да и другие, кто шел рядом с ним в те далекие и памятные годы.

Не ради славы или шкурных интересов засел за статью, а для того, чтобы дополнить образ создателя Республики Алтай. Все о нем пишут, как о руководителе, но о том, как стал им, никто или мало.

Впервые о Валерии Ивановиче я услышал в 1968 году, когда работал в Кош-Агачском аймаке. Валера же работал секретарем Усть-Коксинского райисполкома. Лично познакомились позже, в 1969 году, когда были с ним на семинаре советских работников в с.Сорокино. Мои товарищи, однокашники Валерия Ивановича, рассказывали о нем, как об одном из веселых и компанейских парней, который за словом в карман не лезет. Любит шутки и подначки. Человек большой эрудиции и силы воли.

Встречаю в с.Сорокино небольшого рыжеватого парня с белозубой улыбкой и приветливым лицом. Я пошутил: «Почему рыжеватый, а не черный?» .Он шутку понял и говорит: «Вот ты в Кош-Агаче зимой и летом ходишь в шапке и шубе, а я с Беловодья. Все лето и зиму хожу раздетый, и меня коксинское солнце изжарило и волосы подкрасило». И весело рассмеялся.

Нас поселили в одной комнате, и мы с ним могли до полуночи разговаривать. Иной раз, до хрипоты спорили, но все кончалось обоюдным согласием. Он умел ненавязчиво убеждать и отстаивать свою точку зрения. Шутил, но не обидно, в меру. Мы много говорили о судьбе области, перспективах и путях ее развития. В то время, меня удивляли культура и эрудиция этого человека.

В один из вечеров, мы обсуждали место области в составе края. Валера, буквально, сказал следующее: «Пока мы в составе края-будем нищими. Изначально, ведь хотели сделать республику, но что-то не получилось. Я думаю, не ЦК (имеется в виду ЦК КПСС) здесь виновато, а крайком партии, который боится, что снизится статус края. По-моему, мы допускаем перекос в национальном вопросе. Для нас, лучше было бы выйти из края и жить самостоятельно. Я слышал, что Николай Михайлович Киселев, из-за этого, погорел. Ты же, наверное, знал Киселева?».

30.06.2005г.