c_390_250_16777215_00_images_stories_2020_chaptynov75_nikolaev.jpg

 

Мы, в 90-х годах-председатели Верховных Советов, потом руководители республик, кто президентом был, кто главой был, практически, плечом к плечу работали.

В истории нашей страны это были очень тяжелые, противоречивые годы. Разрушалась огромная держава–Советский Союз. Разрушалась вся плановая система, плановое хозяйство. В это время, очень тяжело было нашему народу. Особенно, я бы выделил, окраины, где жили вдалеке от центра, при отсутствии, практически, централизованного снабжения, завоза грузов и так далее. Люди месяцами, годами заработную плату не получали. Вместо кредитов были различные бартеры.

В это время, Россия удержалась, как монолитное государство, я не побоюсь сказать, благодаря именно республикам. Именно республики задавали тон. Это сегодня говорят, что республики за суверенитетом гонялись, республики самостоятельность объявляли. Ничего подобного. Я живой свидетель, это подтверждаю. Ни одна республика и намерения-то не имела, и не говорили об этом, что мы выходим из состава России, все тянулись к центру. Видели в центре-могущество.

Республики, ставя целью повышение статуса, видели, в лице центра, именно, защитника. Провозглашая суверенитет, они защищали статус права развития своей территории, возможность пользоваться теми богатствами, которыми располагали, те или иные, республики. Это потом появился лозунг, что Россия сильна своими территориями. Это потом было.

Я горжусь, что среди единомышленников был Валерий Иванович. Республика Алтай тоже распложена на окраине, на границе с Китайской Народной Республикой, с Монголией. В это время, нашелся человек, который от имени своего народа подал голос о повышении статуса. Это очень мужественный шаг был, тем более, область входила в состав Алтайского края. Вот таким человеком был Валерий Иванович.

Он державником был. Он видел, чем сильнее Россия, тем больше прав мы будем иметь, больше доверия будем иметь, на основе которого мы будем развиваться.

Он очень хорошо выступал. Такой коренастый, круглолицый. Когда не знал его, так смотрю на него и говорю: "какой красивый мужик". "Он-с Алтая", -говорю своим друзьям.

Он-смелый был. Очень смелый. Открытый был. Он камень за пазухой не держал ни перед Президентом России, ни среди своих коллег. Таким он запомнился мне.

Валерий Иванович был руководителем совершенно молодой республики. В этом плане он явно выделялся. Я не могу, как-то неудобно будет сравнивать с другими республиками, но выделялся. Выделялся своей актуальностью постановочного вопроса. Своей напористостью потому, что я несколько раз выступления его слышал, он много повторялся. Это говорит о том, что он был настойчивый. Один вопрос он, с разных сторон, освещал, пытался донести.

Раскрывал эти темы, если чувствовал, что вопрос не поняли, не доходило, на следующий приезд тот же вопрос, но с другой стороны. Вот этим отличался он в этом деле.

У него школа достаточно большая была. Я наблюдал, он очень хорошо с Аманом Тулеевым дружил, общался. Были всегда вместе. Или они граничили, или больше общались? Это в глаза бросалось.

С Валерием Ивановичем мы близко общались, когда готовили и проводили юбилейные мероприятия, посвященные 1450-летию Великого каганата. Мы решили провести его не на Алтае, в г.Москве, чтобы стянулись все тюркоязычные представители и государств, и субъектов, республик.

У алтайцев испокон веков была гордость, в свое время, они были центром великого тюркского каганата, у них всегда присутствовала государственность. Именно через государственность этот великий тюркский каганат, расположенный от Аральского моря до Тихого океана, держался, управлялся центром с Алтая. Желание иметь, действительно, свое государство. Это-генетическое проявление, это-зов предков. Молодой парень, с жизненной закалкой, с партийной школой. Это-уверенность в себе, в правоте, уверенность в успешности в реализации чаяний народа. И тогда, у всех из нас, возможно, во многих моментах и романтичность была, хотелось проявить себя, заглянуть в неизведанность.

Очень хорошее мероприятие получилось. Министерство по делам национальностей присутствовало, присутствовали многие ученые. Я помню его великолепный доклад, с которым выступил. Действительно, очень глубокого содержания, масштабный. Когда человек делает доклады по, тем или иным, крупным вопросам, видно, насколько он глубоко мыслит, насколько, он, оглядываясь назад на историю, смотрит вперед.

В этом докладе он, еще раз, показал активу российскому, что он имеет право говорить, он имеет право ставить, и он морально имеет право возродить и объединить тюркоязычные народности и нации.

Валерия Ивановича я пригласил в Якутию. Я ему дал возможность познакомиться с Якутией, с ее народом, с ее экономикой, с традициями, и как мы первые шаги, по пути суверенитета, решаем, свои проблемы укрепления государственности, как мы готовим принятие новой Конституции, разграничение собственности.

Я Валерию Ивановичу много рассказывал про Якутию. Всегда надо опираться на все хорошее, чтобы традиции были, чтобы история была.

Что я могу сказать, в целом, об Алтае? Это-жемчужина, конечно. Во многих отношениях еще неразгаданная. Неразгаданность заключается в том, почему в историческом плане была колыбелью. Хотя, на первый взгляд, довольно гористая, отсутствие инфраструктуры, не такая уж богатая земля вдруг становится центром тяготения людей. Это, как бы обобщить, сказать, почему тюркские народы выбрали центром эту территорию?

С другой стороны–красивейшая. Я бывал. Я первый раз посетил Алтай при Советском Союзе, когда по линии ЦК комсомола проходил фестиваль молодежи Советского Союза и Монголии в с.Манжерок. Впервые я там познакомился. Очень радужный, гостеприимный народ был, хотели на перебой рассказать, что из себя представляет.

Мне понравились дети, я смотрел долго в глаза детей, какие-то огненные были. И вот я сравнивал у себя с детьми, которые проживают в тундре, в тяжелейших условиях, в самые неудобных, неуютных территориях. И там тоже глаза детей горели. Парадокс, я, как-то, сравнивал. И вот такую природную таинственность я еще не разгадал, почему так. Но, в общих чертах, я понимаю, чем сложнее, чем тяжелее жизнь, тем добрее люди. Вот видать это дает духовную силу, дух, душа этих людей именно держит. Очень любят природу, поскольку сам характер ведения хозяйства под открытым небом. Ежедневно, ежечасно сталкиваются с природной силой, поэтому эти народы всегда жили в гармонии с природой.

У вас великолепные места, которые занесены в Список ЮНЕСКО, как всемирное наследие человечества. Я даже поразился тому, что небольшая по численности республика, а в год принимает около 2млн.чел.. Это-поразительно. С таким соотношением принимали бы в России, порядка 300млн.чел. приняли бы. Молодцы, в этом направлении.

У вас очень хорошо традиционные занятия развиваются. Нельзя гоняться за количеством, за цифрами, за показателями потому, что это, в конечном итоге, приводит к потере качества. Вы великолепный сыр делаете. Конечно, несравнимы ваши горные пчелы, которые приносят вам великолепный мед. Алтайский мед–это бренд. У вас очень хорошие олени. Сегодня применяется в медицине. Люди, которые получали ванны, панты и так далее, они-в восторге. Всегда приятно вспоминают об этом. Лучше алтайских пантов, лучше алтайских ванн не бывает на свете.

Так что, у вас очень высокий потенциал в этом. Эксклюзивность, именно это есть. В других местах этого нет, в других местах можно заменить только химией и достичь таких показателей.

Валерий Иванович, конечно, он знал все это. Он знал людской потенциал, его ресурсы. Дело не в малочисленности, а дело в генетическом потенциале, который держит нацию. В трудные годы, вы не потерялись. В трудные годы, на "нет" не сошли, поэтому в этом плане я пожелал бы беречь здоровье, то, что Богом дано.

Валерий Иванович, вовремя, не раньше и не позже, пришел к власти, к вопросам повышения государственности своей Родины, подготовленный, с жизненным опытом.

Валерий Иванович, по-моему, встал во главе республики, поскольку в постановке повышения государственности он имел уже хорошую жизненную школу. Руководящие должности. Он не с бухты-барахты появился. Очень подготовленный человек был. Очень контактный, общительный. В последние годы, он болел, чувствуется, но он никогда не давал, не показывал, что прибаливает. Поэтому я считаю, что он пришел вовремя и не упустил время, на счастье народа Алтая.

Он обращался ко мне несколько раз по вопросам экономики. У него связь была установлена с Новой Зеландией по вопросам развития мараловодства. Он просил меня помогать. Я помогал. Петров, в принципе, хорошо знает это. Я политически решил вопрос, а два председателя Правительства вынашивали и дорабатывали. Мне докладывали, что вопрос положительно был решен.

Очень хорошо, что помните и сохраняете память о Валерии Ивановиче. Это-очень нужно. Человек, который свою историю плохо знает, а историю надо не только читать, надо пропускать через свое сердце потому, что история–это человеческая жизнь. И хорошо, что вы по крупицам, по светлой памяти собираете образ Валерия Ивановича, который на всех уровнях, и за рубежом, и внутри страны, воплощал образ алтайца. Образ своего народа. Говорил от своего имени. Таких людей нельзя забывать. Спасибо.