Вместо эпиграфа мы приведем отрывок из речи депутата М.В.Карамаева на VI-ой сессии Верховного Совета РСФСР: "...в системе агропромышленного комплекса исконной проблемой остается переработка сырья, которая сиюминутно влияет на количество и качество продукции. Крупная животноводческая область почти не располагает достаточной сетью мощностей переработки на местах.

Перевозка скота на большие расстояния (до 600км) оттягивает переработку на несколько месяцев, отсюда-большие потери мяса. С этой целью, ежегодно перемещается, для переработки, почти 350тыс.голов скота и в г.Бийск, за несколько сот километров, и на Лениногорский мясокомбинат Казахской ССР.

Последнее предприятие известило нас об отказе приемки на 1988 год. Мы просим Госагропром РСФСР выделить нам модуль-холодильник на 1 000т и, для отгонного животноводства-передвижную овцехладобойню (ПОХ-8). Эти меры смогут на наш взгляд, гарантировать сохранность продукции ("Звезда Алтая" от 4 ноября 1987 года)".

-Сейчас наша страна и наша республика отмечает двадцатилетний юбилей Конституции. Казалось бы, что эти события происходили совсем недавно, однако, уже успело вырасти целое поколение граждан. С подачи нечестных журналистов, многое ставится с ног на голову, звучат несостоятельные утверждения о том, что выход из состава края был не только политической, но и экономической ошибкой. Оставив в стороне политическую сторону, ответьте на вопросы, касающиеся экономической части вопроса.

-Чтобы понять, почему мы вышли из состава Алтайского края, необходимо анализировать структуру фондового распределения, которое тогда было. Государство распределяло готовые производственные мощности, как, сейчас бы, выразились, в форме доведения производственных фондов до субъектов производственно-хозяйственной деятельности функционирующих на территории, как районов Алтайского края, так и Горно-Алтайской автономной области, входившей в его состав: машины, станки, оборудование и многое другое-фонды на все это приходили в краевой центр. Барнаул занимался дальнейшим их перераспределением по своим административно-территориальным единицам.

Отсюда вытекает главный вопрос развития региона-развитие производительных сил, в тот период, за счет расширенного воспроизводства основных фондов. Районы Алтайского края, за счет приоритетного распределения фондов, получали хорошее развитие, как-никак, край всегда был главным сельскохозяйственным центром Сибири, а наша автономная область получала остатки. Возникает вопрос: почему мы не покупали необходимое самостоятельно?

Все фонды, как уже было сказано, в то время, приходили на Алтайский край. В тот период времени, вопрос с деньгами (с финансированием), вообще, не стоял. Деньги были доступны. При банковской ставке 3% годовых, а государство, в лице государственных специализированных банков, давало деньги именно по такой ставке, можно было спокойно брать кредиты. Но наличие доступного кредита предприятиям области помогало мало, т.к. именно фондовое, а значит, целевое распределение материально-технических и сырьевых ресурсов играло решающую роль, для развития экономики нашей автономии.

-В Алтайском крае сейчас 60 районов и 12 городских округов, область получала меньше, чем любой из районов края. А сколько получала область, в среднем?

-Средний объем фондов на одного жителя в крае вычислялся, путем деления их общей стоимости на количество жителей в крае, без учета числа жителей автономной области. По такой же процедуре оценивался объем фондов на одного жителя в автономной области. Затем данные показатели сравнивались. Сравнение показывало, что фондовое распределение на одного жителя у нас, где-то в 1,8-2 раза было ниже, чем, в среднем, по Алтайскому краю. Более низкая фондовооруженность автономной области не могла обеспечить необходимой динамики экономического и социального развития. Наоборот, наблюдалось замедление темпов развития производительных сил, что и привело, в итоге, экономику к депрессивному состоянию, заложив, тем самым, совершенно объективный экономический фундамент к выходу из состава Алтайского края. Данный анализ был сделан мной в период преддипломной практики, еще осенью 1989 года в ПЭУ Горно-Алтайского облисполкома. На экономическом факультете "Нархоза" (ныне НГУЭУ) я получил второе высшее образование по специальности в сфере "планирования промышленности" на экономическом факультете института.

-Выходит, что проведенный Вами анализ стал первым научным обоснованием целесообразности или даже необходимости выхода из состава Алтайского края. Как называлась эта работа?

-Развитие научно-производственной инфраструктуры региона, в условиях хозяйственного расчета (на примере Горно-Алтайской автономной области). Данная проблема и стала темой моей дипломной работы, а потом, и дальнейшей специализации, как экономиста.

В области не было достаточно развитой перерабатывающей базы, которая была бы ориентирована на местное сырье. При ликвидации плановой экономики и обрушении четкой выстроенной системы технологических цепочек между звеньями аграрно-промышленного комплекса, лесопереработки, текстильной и обувной промышленности (это те предприятия, которые работали в автономной области), попросту, случился коллапс. Остаточное фондовое распределение из края и нерациональная привязка промышленных предприятий–вот главная ошибка, сгубившая экономику области.

Предприятия же Алтайского края были, в большей степени, ориентированы на собственную сырьевую базу, а поэтому и меньше пострадали в процессе ликвидации планового хозяйства. Более полная информация по данному вопросу находится в архиве Минэкономразвития республики, наследнике планово-экономического управления облисполкома. Там же можно найти и сведения о структуре, количестве и качестве основных фондов за 1988-1992 годы.

Поэтому, кто бы и что бы ни говорил, вопрос о выходе Горно-Алтайской автономной области из состава края был мерой вынужденной, обусловленной стратегическими ошибками, допущенными на краевом уровне в структуре рационального размещения производительных сил региона, лишавшей его возможности устойчивого развития. Поэтому процесс такого размежевания, ни в коей мере, нельзя оценивать, как захват власти или сепаратизм, это было, в первую очередь, создание механизма выживания региона, в условиях разваливающейся плановой экономики Советского Союза. И наступившие изменения в состоянии инфраструктуры, социальной сфере, уровне жизни наглядно показывают, что сделанный в 1990 году выбор региона, направленный на развитие в качестве самостоятельного субъекта, был экономически обоснованным, исторически правильным и перспективным. Лучшим доказательством этому является более высокая демографическая динамика в Республике Алтай, при сравнении с Алтайским краем, именно прирост человеческого капитала и является интегральным показателем совокупности факторов его определяющих.

-Вынужденная мера, для выживания в той политико-экономической неразберихе. Страшно предположить, что, в тот момент, не обрети мы самостоятельность, нам бы отпускали по остаточному принципу уже не фондовое распределение, а финансирование. И руководители автономной области ездили бы в г.Барнаул, но уже, чтоб выпросить денег, ведь ставка по кредиту в 3% годовых была ликвидирована вслед за исчезновением СССР.

-Нам необходимо было найти какое-то решение, для экономики, чтоб не допустить экономической и социальной катастрофы. Оставшиеся производственные фонды были не привязаны к нашей сырьевой базе. Так, ГТФ-это г.Омск, Ткацкая фабрика-это Киргизия, Самоварный завод-это Новосибирская область и.т.д. С ликвидацией Госплана, закончились плановые поставки сырья на предприятия, и производство остановилось.

-Выходит, что наши производственные линии остановились не потому, что некому было работать, а потому, что не из чего было производить. В свою очередь, сырье, которое производилось у нас, мы не могли переработать, из-за отсутствия необходимой производственной базы.

-И именно в тот момент, когда мы получили статус республики, краевая Администрация стала вывозить с нашей территории производственные мощности, в частности, оборудование по переработке древесины. Но это все были болезни переходного этапа. Мы никогда не считали их какими-то врагами, наоборот, пытались что-то делать совместно.

В тот период, на Бийском химкомбинате (реорганизованного в ОАО "Полиэкс"), обладавшем необходимыми очистными сооружениями, представитель от нашей республики А.Т.Подкорытов, совместно с руководством и инженерно-техническими специалистами предприятия, создавали совместное производство по мойке шерсти. О создании производства по переработке шерсти у нас в области мечтали давно, хотели, чтобы сырье наше проходило мойку и переработку рядом с республикой. Мы инициировали данный проект; инвестировали средства в этот комбинат, и производство по переработке шерсти, было тогда запушено. Но, в дальнейшем, ОАО "Полиэкс" обанкротили, оборудование растащили, а республику оставили и без денег, которые мы вложили, и без производства-такая вот межрегиональная производственная кооперация.

Ситуация была напряженной, а может быть и взрывоопасной. Что было делать в такой ситуации? Нашей молодой республике, а точнее, лидеру-Валерию Ивановичу-необходимо было срочно спасать народ! Выход был найден. Таким механизмом экономического выживания и социального спасения, для нас, стало создание Эколого-экономической зоны "Горный Алтай", впоследствии переименованной в Эколого-экономический регион "Алтай". Создание ЭЭР стало, в тот период, механизмом социально-экономического выживания, для только что родившейся Республики Алтай.

-Насколько мне известно, решение об открытии ЭЭЗ "Горный Алтай" было принято на уровне Москвы, изданием Постановления Правительства РФ №595 от 08.11.91г. Это был один из тех четырех основных документов всероссийского масштаба или федерального уровня (сделанные Чаптыновым), которые касались Горного Алтая.

-Совершенно верно, проекты принятых на федеральном уровне документов, связанных с созданием ЭЭЗ "Горный Алтай", были разработаны целым творческим коллективом, в составе: А.Н.Алчубаев, М.П.Зотов, А.С.Каташ, С.Л.Ленкин, Н.М.Тайтаков. В.И.Чаптынов взял на себя функцию отца-основателя проекта. Ю.А.Лебедев, возглавлявший тогда Инновационный Совет при Правительстве РФ в ранге министра РФ, осуществлял лоббистские функции, при продвижении проекта на уровне Правительства РФ. И, наконец, постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 года №595 "Положение об Эколого-экономической зоне "Горный Алтай" (ЭЭЗ "Горный Алтай") было принято!

В то самое время, в г.Харбине китайцы создавали свои экономические зоны. Вот мы, как говорится, и перенимали у них передовой опыт оффшорного капиталистического строительства. КНР, благодаря экономическим зонам, взрастила целые отрасли производства и экономики. Помимо этого, мы думали, как сформировать систему устойчивого развития горных территорий, учитывая данную специфику нашей республики.

-Когда вы говорите о системе устойчивого развития горных территорий, Вы, насколько я понимаю, не имеете в виду одну лишь индустрию туризма и пантового животноводства?

-В Горно-Алтайской автономной области, по оценкам участников Международного симпозиума "Формирование и развитие Эколого-экономической зоны "Горный Алтай", проходившей в республике еще в сентябре 1991 года, целесообразнее всего было-бы наладить производство органических (экологически чистых) продуктов. У нас почва не загрязнена минеральными удобрениями и пестицидами, как, например, в соседнем Алтайском крае.

Горные территории сохранили свою первозданность не только для туризма, но и, в первую очередь, для органического сельского хозяйства. Хотя, хлеб мы всегда выращивали, в основном на территории Усть-Коксинского района, но можем выращивать и не только хлеб! Продукты, полученные с помощью технологий органического производства продуктов питания, подлежат международной сертификации и очень ценятся в секторе потребителей, следящих за качеством питания как у нас, так и заграницей, они-очень конкурентоспособны, хотя и очень дороги.

-Казалось бы, вот ЭЭЗ "Горный Алтай" начала работать, она должна была осуществить как этот, так и еще ряд других бизнес-проектов, но этого не произошло!

-Почему? Во-первых, потому, что этот проект стал среднесрочным. Впоследствии, после смерти Валерия Ивановича, ЭЭР был, по существу, закрыт Прокуратурой РА, по инициативе Минфина РФ. Произошло это, из-за бездействия Семена Ивановича Зубакина, ставшего новым Главой Республики Алтай после Валерия Ивановича. Во-вторых, те деньги, которые аккумулировались в ЭЭР, не стали направляться Зубакиным на создание реального производства, новых рабочих мест и расширение налогооблагаемой базы.

Данные средства проедались потому, что иных источников доходов у бюджета региона, практически, не было, а ходить по "коридорам власти" в г.Москве и доказывать необходимость финансовой помощи, как это делал В.И.Чаптынов, С.И.Зубакин, попросту, не умел. Если же говорить честно, он и не пользовался на федеральном уровне никаким уважением. А доходы от ЭЭР тогда формировали более 50% регионального бюджета.

-Если привести точные данные, которые были предоставлены Дирекцией ЭЭР "Алтай" на 1999 год, то в общей сумме налогов удельный вес налогов и сборов, приходящийся на участников ЭЭР "Алтай", составил 77.9% (781,8млн.руб.). А вот были ли объективные причины, для закрытия ЭЭР?

-Объективных причин, для закрытия, не было. Но как тогда был закрыт ЭЭР? Семен Зубакин просто отказался продолжить дальнейшие переговоры с Минфином РФ, которые начинались еще с участием В.И.Чаптынова, о подписании Договора о налоговом кредите в 1998 году. Минфин России не закрывал ЭЭР-его закрыл Зубакин!

Камнем преткновения стали "выпадающие налоги" резидентов ЭЭР, вследствие предоставления им различных налоговых преференций. Так вот, Министерство финансов РФ предлагало вести их отдельный учет и считать беспроцентным налоговым кредитом, предоставленным Республике Алтай. Это было не выгодно Правительству Семена Ивановича, т.к., при фиксации "выпадающих налоговых доходов", в качестве налогового кредита региону и учете объемов поступающих от резидентов ЭЭР платежей, становилось бы ясным, что деньги, собираемые от резидентов, не идут на развитие региона и не направляются на создание новых субъектов налогообложения.

Правительством республики просто проедались все финансовые поступления! Взнос резидента ЭЭР "Алтай" платился в Республике Алтай. Эти средства нам поступали, мы их должны были направлять на создание производства, и поддержания экологической устойчивости региона, в соответствии с Положением об ЭЭЗ "Горный Алтай", утвержденным соответствующим Постановлением Правительства РФ, а вновь созданные производства, вот они бы уже платили полный налог.

Этот налог бы учитывался и корреспондировался с суммой выпадающих налогов резидентов ЭЭР и, соответственно, уменьшал бы сумму налогового кредита. Минфин хотел видеть позитивную налоговую динамику от работы механизма ЭЭР, отследить которую и предлагалось, с помощью учета суммы "выпадающих" налогов резидентов. Эта позитивная налоговая динамика и являлась бы суммой предоставляемого республике налогового кредита, погашаемого налоговыми поступлениями от созданных резидентами ЭЭР, за счет налоговой экономии новых хозяйственных субъектов реального сектора экономики.

-Т.е. предприятия, "рожденные" от резидента ЭЭР, все равно бы, платили налоги в республике, просто цифра от их налоговых отчислений учитывалась бы на балансе в масштабах всей страны, как некий показатель эффективности работы подобных экономических зон. Почему же не был подписан такой документ?

-Положение избранного Главы республики, в тот момент, было очень незавидным, почти на каждой сессии ставился вопрос об освобождении его от должности. Чтобы, каким-то образом, ублажить депутатов, средства, поступающие от резидентов и аккумулируемые на счетах Дирекции ЭЭР "Алтай", зачастую, направлялись на выполнение их обещаний, данных избирателям, прежде всего, в социальной сфере, хотя это, существенным образом, противоречило целям, ради которых создавалась ЭЭЗ, прописанным в ее Положении.

Из этой же "оперы" инициатива С.И.Зубакина с Конституционным судом по внесению изменений в Конституцию Республики Алтай, уход от подписания с Правительством РФ договора о разделении полномочий и предметов ведения на территории Республики Алтай. Думаю, что если бы он подписал тогда договор о налоговом кредите с Минфином РФ, то ЭЭР "Алтай" был бы, до сих пор, действующим и приносящим пользу механизмом развития республики. Ведь, до сих пор, работает созданная, одновременно с ЭЭР «Алтай», ОЭЗ в г.Калиннграде!

Зубакин отказался от этого договора, и ЭЭР перестал существовать. Подпиши он тогда этот договор, многих проблем, в том же сельском хозяйстве, мы бы избежали. Хочу напомнить, что отчисления от предприятий-бывших участников ЭЭР, до сих пор, составляют до 50% всех собственных доходов республиканского бюджета предприятий реального сектора, только мало кто сейчас об этом вспоминает.

В г.Находке, например, эта схема, которую предлагал Минфин РФ, заработала. В г.Калининграде она работает, до сих пор. А мы остались ни с чем. Детище Валерия Ивановича Чаптынова, зеленый свет, которому был дан на уровне Совета Министров РСФСР, над которым работали десятки людей из его команды, было уничтожено одним чиновником, вследствие его патологического страха потерять власть, а также в угоду личным амбициям этого странного, как мне кажется, человека.


Сопрок Суразаков