«Горный Алтай, населенный, в основном, алтайцами
(русских были единицы), издревле был самоуправляющейся
территорией, возглавляемой выборными зайсанами.
У нас были: патриархальная демократия, родовая демократия,
военная демократия».

(Из выступления В.И.Чаптынова на Конституционном совещании в г.Москве.)

В 2013 году наша страна отметила юбилей конституции. Нами пройден рубеж «совершеннолетия», за это время, Россия обрела нынешний тип государственного устройства. Член Конституционной Комиссии Российской Федерации В.И.Чаптынов, выступая на заседании Совета глав Республик, отмечал: «Царское правительство не вмешивалось в дела внутреннего самоуправления сибирских народов, в т.ч. алтайцев. «Устав об управлении инородцев» М.М.Сперанского допускал свободное буржуазно-демократическое развитие, разложение родового начала, переход на капиталистический путь развития. Каждая дючина или волость управлялась самостоятельно согласно российским законам.<…>И, тем не менее, несмотря на эти препоны, чиновники Алтайского горного правления не признавали эти права алтайцев, поселяли на этих землях переселенцев из центральной России, которые с началом XIX века начали активно колонизировать край, вытесняя коренное население из их наиболее природных земель».

Именно тогда, в 1993 году, когда шла работа над проектом Конституции, необходимо было указать на важность исторической преемственности с административной организацией Российской империи, что и было сделано Чаптыновым. Национальные автономии народов, вошедших в состав Российской империи, существовали всегда, они имели особый правовой статус. Интересы малых народов, права народов на самоопределение–посылы, зазвучавшие в 2014 году с какой-то особенной интонацией, уже в 1822 году были отражены в «Уставе об управлении инородцев». Тюркские, угро-финские и монгольские народы, вошедшие в состав Российской империи, почти всегда сохраняли особенности традиционного политико-административного устройства и ведения хозяйства, что окончательно было отрегулировано в «Уставе об управлении инородцев». Этот документ заложил правовую основу административно-государственного стержня.

Земли устойчивого развития, с присущими только им традициями ведения хозяйства, не подвергались безумной реформации и «улучшению производительности», наверное, вплоть до хрущевских сельскохозяйственных инициатив. Люди веками занимались отгонным животноводством, но тут кто-то решил распахать эти пастбища и повернуть реки в сторону. Еще большим злом, для малых народов, стала урбанизация: как сохранить вымирающие деревни, как заставить молодежь вернуться в село, как привлечь их в сельское хозяйство?

Уберите национальные автономии и через пару поколений исчезнет связь с землей, которая, и без того, очень хрупкая. Кто будет передавать молодым навыки традиционного ведения хозяйства на землях, которые питают быт малых народов! Даже в Республике Алтай осталось так мало мараловодов, которые могут приготовить высококачественные продукты из пантов марала. Каждое ремесло хранит секреты, о которых не пишут в учебниках, но которые поколениями передаются от отца к сыну, от деда к внуку. Растворив быт и культуру малых народов России в котле стандартизации, мы получим урбанизированного человека глобальной нации. Выжить такому человеку, за счет натурального хозяйства, уже будет гораздо сложнее.

Как истинный классик, В.М.Шукшин высветил эту проблему в рассказе «Жена мужа в Париж провожала». Главный герой рассказа, привыкший всю жизнь работать руками и работать на земле, потеряв эту сакральную связь, попросту перемалывается в жерновах большого города, и задыхается в г.Москве, в прямом и переносном смысле.

В советские годы, автономия алтайцев была нивелирована рамками Алтайского края. Автономность алтайцев была «прицепным вагоном» Алтайского края. Традиционное сельское хозяйство Горного Алтая, лишенное собственной базы по переработке мяса и шерсти, в 90-х потеряло, некогда миллионное, поголовье овец. Капитализм алтайцам пришлось встречать абсолютно неготовыми и неспособными отразить экспансию соседних регионов в посягательстве на самое святое: на заповедные земли Алтая.

Сегодня, по основным показателям (данные в сопоставительных таблицах приводятся на сайте www.chaptynov.ru), мы живем не хуже, а лучше Алтайского края и некоторых других регионов Сибири. Просто, зачастую, когда люди говорят, что край живет лучше, сравнивают нас с г.Барнаулом, забывая про бескрайние степи Алтайского края. Степи, где даже нет леса, и, для многих людей, дрова превращаются в главную проблему. Летом все районы республики получают приток денег от туристов. А, например, туризм в Алтайском крае ограничивается г.Белокурихой и пос.Яровое, да приграничными с нашей республикой районами. Попробуйте, загоните-ка туристов в Поспелихинский или Заринский район края.

Мы должны быть благодарны, что федеративный потенциал по отношению к Республике Алтай реализован в полной мере и, во многом, это-заслуга основателя нашей республики. Самопожертвование, ради какой-то цели, часто иллюзорной; жертвование собственным здоровьем, временем и жизнью, ради какой-то идеи, которая кажется тебе важнее собственной жизни и жизни твоих родных; непреоборимое внутренне стремление к деятельности, ради осуществления этой цели-это то, что можно назвать пассионарностью. Внутренней особенностью некоторых людей, способных на самопожертвование. Зеркальной противоположностью пассионарности является стремление к удовлетворению потребностей своей семьи и жертвование, ради этого интересами общества. Можно тысячу раз критиковать Гумилева «за его пассионарность», но только, нельзя отрицать того, что самопожертвование, ради народа, было, во все времена, и у всех племен. Это было и на фронтах Отечественной войны, когда кто-то бросался на дот, кто-то таранил самолет, а кто-то вызывал огонь на себя. О проявлении подобного самопожертвования, ради своего народа, можно прочитать и в героическом эпосе алтайцев и сказаниях о русских богатырях.

Нынешнее время подарило нам «мирных» пассионариев, одним из которых был Валерий Иванович Чаптынов, положивший на алтарь свою собственную жизнь, ради создания Республики Алтай. После того, как автономная область обрела статус республики, население региона получило прибавку к заработной плате, пенсии и стипендии, в виде 40% регионального коэффициента. Уже только за это мы должны быть благодарны основателю республики. А непосредственно самостоятельность или суверенитет Горного Алтая никогда не был, для него, какой-то самоцелью, как отмечал М.И.Лапшин в своих воспоминаниях: «Суверенитет-это могучее средство, для раскрытия потенциала народа, который проживает в Республике Алтай, для того, чтобы люди почувствовали себя настоящими хозяевами своей республики».

Важно сохранить все то, что было сделано многими людьми, важно сохранить нашу Республику Алтай–детище Валерия Чаптынова. Только самостоятельность государственной власти на местах, с прямым подчинением Москве и никак иначе, есть основа, для оперативного решения стратегических и тактических вопросов развития региона, особенно, если это приграничная территория со сложным конфессиональным и национальным делением общества.