chichinovПрошло тридцать лет со дня образования Республики Алтай. Утихли страсти по этому поводу. А они были нешуточными-даже с организацией митингов против образования самостоятельного субъекта. Инициаторы этих акций известны. Многие из них в здравии и сегодня. Но не о них речь. Говоря словами Владимира Высоцкого: «О таких не поют».

Приближающаяся круглая дата позволяет оглянуться назад и попытаться разобраться: не напрасны ли были труды поколения, которое пришло к пониманию, что без административной независимости от края мы обречены на забвение или отсталость. Это уже как кому нравится думать.

У каждого времени есть свои герои. В период новейшей истории России у нас появились яркие лидеры, главные из которых–Валерий Чаптынов, Владимир Петров, Даниил Табаев. Благодаря их целеустремленности, силе духа и воли, мы получили право на суверенитет. Считаю, что успеху сопутствовало то, что на нашей стороне была Правда.

Лидеры же Алтайского края наше решение приняли, как говорится, в штыки, до конца стараясь «не упустить поводья».

Будучи не только свидетелем, но и участником тех давних событий, могу назвать десятки примеров невнимания в отношении нашей, на тот момент, автономной области, когда руководство края не направляло в регион даже те крохи, которые руководители области и города добивались от Москвы. Это-финансы, дорожная и сельскохозяйственная техника; в это число попали однажды даже ассенизаторские машины.

Многие сочтут, что это-мелочи, но на таких примерах раскрывается, прежде всего, методика руководства, основанная на остаточном принципе финансирования.

Когда я начал работать в руководстве Усть-Канского района, мне приходилось иногда бывать в некоторых районах края. Контрасты были видны почти на каждом шагу. Например, в небольшом с.Каменка я был свидетелем, что на улице стоят водоразборные колонки, везде проведены электролинии к домам сельских жителей. У нас же в райцентре только начали прокладывать водопровод, а освещался он двумя дизель-генераторами по 400КВт, точнее, освещался одним, второй-был в резерве. Они часто выходили из строя, потому приходилось туго. ЛЭП–110 к нам подвели в конце 1978 года, и только в 1979 году райцентр подключился к сети. Какая тогда была радость для жителей! А ведь эту радость жители многих малых сел края испытали лет на десять раньше.

Этот и другие примеры служат доказательством, что финансирование области шло на уровне среднего района края.

Вот и электроэнергия для региона–это сердцевинный вопрос. Руководители области того времени хорошо понимали эту значимость и добились строительства Чуйской ГЭС. В начале 60-х годов было освоено 27% стоимости проекта, даже завезли турбину. Но стройка была остановлена- сил со стороны нашей области не хватило на то, чтобы добиться продолжения строительства. Вот тут-то и должна была проявиться «руководящая и направляющая сила» края. Но они предпочли остаться в стороне.

А ведь первый секретарь крайкома партии был членом ЦК КПСС, которому открывались двери всех московских кабинетов, но он не открыл ни одну из них… Больно вспоминать об этом, тем больнее говорить, но, думаю, надо потому, что новое молодое поколение живет ныне в совершенно других условиях. А некоторые даже ностальгируют по краю, мол, зря мы потеряли с ними дружбу. Но её никто не терял. Если, в то время, о ней чаще всего говорили с трибун, то, сегодня, дружат искренне, по-человечески, даже на уровне нынешних руководителей регионов.

Истоки новых отношений открылись, как раз, из-за самостоятельности каждого, и мы стали говорить друг с другом на равных, без всякой субординации.

Почему я взял для примера строительство Чуйской ГЭС? Да потому, что уверен: будь мы в составе края, то о газификации республики мы бы мечтали по сегодняшний день.

Кстати, проблема газификации стоит, сегодня, так же остро, как, раньше, электрификация каждого села.

Пожелаем руководству Республики Алтай, руководителям всех районов её успешного решения.

 

Анатолий ЧИЧИНОВ,
ветеран труда,
депутат областного Совета депутатов 21-го созыва 1990-1991 годов.