Есть люди, рядом с которыми комфортно находиться не только родным и близким, но и совершенно незнакомым. О новом управляющем Государственного учреждения региональное отделение Фонда социального страхования по  РА, назначенном на эту должность в конце прошлого года, Светлане Степановне Кудрявцевой бывшие коллеги говорят: «Это очень светлый человек – с большой буквы. Общаясь с ней, заряжаешься положительной энергией. Светлана Степановна никогда не остается равнодушной к чужим проблемам. Ее отличают душевная красота и щедрость, чуткость и отзывчивость к людям…».

c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_kudr_za.jpgС.С.Кудрявцева родилась 2 ноября 1958 года в городе Братске Иркутской области. Горно-Алтайский государственный педагогический институт окончила в 1980 году. Возглавляла городской комитет комсомола, организационный отдел областного комитета комсомола, работала инструктором городского комитета партии, воспитателем детсада, учителем начальных классов. В 1998 году стала директором школы №4 и организовала кадетские классы. Избиралась депутатом городского совета, а в 2010 году – депутатом республики. В декабре 2011 года по рекомендации Главы РА Александра Бердникова Светлана Кудрявцева была назначена на должность управляющего региональным отделением Фонда социального страхования РА.

О переменах, произошедших в ее жизни, и многом другом мы говорили с ней во время нашей встречи.

Светлана Степановна, в новой должности вы работаете около трех месяцев. Успели «перестроиться» после школы?
– Дело в том, что педагогической деятельности я посвятила около 20 лет, все это время будто купалась в вечно бурлящем потоке безудержной детской энергии. Признаюсь, первое время никак не могла привыкнуть к тишине на новом рабочем месте: не хватало детских голосов, школьных звонков. Казалось, бесконечно долго длится урок, поскольку по привычке ждала звонка на перемену. Было ощущение, что жизнь остановилась, и в какой-то момент почувствовала свою ненужность, бесполезность.

К счастью, это продолжалось недолго. С головой погрузилась в изучение множества нормативно-правовых документов. Очень радовалась, когда ко мне приходили люди, пусть даже со своими бедами и наболевшими вопросами. Сразу же откладывала рутинные дела в сторону и бралась за решение их проблем.

Когда вникла в специфику нового дела, почувствовала удовлетворение от осознания того, что в этой должности могу помочь гораздо большему количеству людей, начиная от новорожденных и заканчивая пожилыми людьми пенсионного возраста. Если раньше работа в качестве директора ограничивалась лишь заботами о моих учениках, их родителях, коллегах-учителях, то теперь круг моих обязанностей из рамок одного образовательного учреждения вырос до масштабов республики, соответственно в разы возросла ответственность.

Я поняла, какие колоссальные средства вкладывает государство через фонды социального страхования, направленные на повышение качества жизни россиян. Предусмотрено множество видов социальных выплат, которыми пользуются даже еще не родившиеся на свет малыши, а также их мамы, папы, бабушки, дедушки. Это родовой сертификат, оплата пособий по уходу за ребенком, обязательное страхование по несчастным случаям на производстве и профзаболеваний, обеспечение санаторно-курортными путевками, оплата листов нетрудоспособности и многое другое.
Честно говоря, мне даже стало обидно за то, что большинство граждан больше информированы о деятельности Пенсионного фонда, и мало знают о работе Фонда социального страхования, хотя по социальной значимости эти две структуры, на мой взгляд, стоят на одной ступеньке. И при том, что средствами ФСС пользуется практически каждый россиянин, начиная с момента рождения.

– Какие приоритетные задачи ставите перед собой в качестве управляющего региональным отделением ФСС?
– Первоочередной задачей всего нашего коллектива является исполнение поручения Председателя Правительства РФ Владимира Путина. Оно гласит: все инвалиды, вставшие на учет в ФСС до 1 января 2012 года, стопроцентно должны быть обеспечены в первом квартале текущего года техническими средствами реабилитации – ортопедической обувью, тростями, костылями, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами и т.д.

Во-вторых, нам необходимо создать доступную среду для инвалидов. Это значит, что людям с ограниченными возможностями должно быть комфортно среди нас, их жизнь не может замыкаться в стенах одной квартиры, они должны жить нормальной человеческой жизнью.

Следующая задача связана с улучшением условий работы сотрудников ФСС. На мой взгляд, в настоящее время коллегам приходится работать в довольно стесненных условиях, а это в свою очередь создает массу неудобств и для тех граждан, которые приходят к нам для решения своих проблем. Важно, чтобы статус наших уполномоченных в муниципалитетах был гораздо выше, чтобы условия их труда стали лучше.

Еще мне, как управляющей региональным Фондом социального страхования, хотелось бы, чтобы люди были более осведомленными о деятельности ФСС, знали, чем мы занимаемся, чаще обращались к нам за помощью, поскольку основное предназначение ФСС вижу в том, чтобы быть нужными и полезными людям.

– Какими качествами должны быть наделены сотрудники, работающие в учреждении, которое вы возглавляете?
– Они должны быть вежливыми, тактичными, а главное – обладать милосердием и состраданием, поскольку мы имеем дело с особенной категорией граждан, измотанные свалившимися на них проблемами. К нам они идут с верой и надеждой на получение помощи. Поэтому любое обращение в ФСС каждого конкретного гражданина должно быть решено положительно, если не сегодня, то в ближайшее время. Об этом я постоянно напоминаю коллегам.

– А каким в принципе должен быть начальник?
– Есть крылатая фраза: «Рыба гниет с головы». Поэтому считаю, что любой руководитель всегда должен задавать тон и быть примером для коллег. От этого зависят его успех, и отношение к работе подчиненных.

Будучи директором школы, я не позволяла себе прийти позже всех на работу, а уйти пораньше. Отсутствие на рабочем месте без уважительной причины в течение нескольких часов – непозволительная для настоящего руководителя роскошь, а отсутствие в течение суток – конец карьеры. Начальник должен быть в курсе всех событий и выстраивать с подчиненными деловые и партнерские отношения, построенные на взаимоуважении и доверии.

– Довольны новым коллективом?
– Чувствуется, что коллектив сформировавшийся, работоспособный, главное – люди работают с желанием. Считаю, что мы нашли взаимопонимание, у нас сложились нормальные деловые отношения. В работе опираюсь на моих первых помощников – заместителей. Это опытные профессионалы Любовь Николаевна Скляренко и Виталий Глебович Шараборин. Коллектив у нас большой – около 70 человек. Уверена: вместе мы справимся со всеми задачами, стоящими перед ФСС.

– Ваше имя неразрывно связано с созданием, становлением кадетской школы. Скучаете по бывшим коллегам?
– Кадетская школа – важный этап в моей жизни. Заслуга педагогов в том, что мы сумели сделать школу №4 элитной. Совместная работа нас настолько сплотила, что все мы – учителя, дети, их родители – стали одной большой семьей. После ухода оттуда я поняла, какими теплыми, почти дружескими были наши отношения. При встрече на улице, в общественных заведениях бывшие коллеги с сожалением говорят о моем переводе на новое место работы. Кончено, приятно, что меня помнят, уважают. Мы часто созваниваемся, общаемся. Я скучаю, но что поделать: свой выбор сделала…

– Легко было сделать этот шаг?
– Когда мне предложили новую должность, долго находилась в раздумье. Не могла представить, как буду жить без ставшей родной для меня школы. В результате решила: поступлю так, как посоветуют мне мои дети. И сын, и дочь в один голос сказали, что жизнь без перемен скучна и неинтересна. Так я приняла трудное, но очень важное для себя решение.

– Профессия педагога, как лакмусовая бумажка, проверяет человека не только на профпригодность, но и гуманность. Случайные люди, как известно, в этом деле не задерживаются. Вы же посвятили детям не один десяток лет. Что вас удерживало?
– Профессию педагога я выбрала не случайно. В школе очень любила химию, поэтому решила поступать на биохим. Узнала о том, что в Горно-Алтайске есть хороший пединститут. В 1975 году прилетела сюда на ЯК-40 и поступила на нужный факультет. В годы учебы там возглавляла научное студенческое общество. Затем жизнь сложилось так, что ушла на выборную комсомольскую работу, и за свою трудовую деятельность не дала ни одного урока химии. Вскоре вышла замуж, родила детей. Когда они пошли в детский садик, устроилась туда воспитателем. Работа очень нравилась. Как только мои дети пошли в школу, я пошла вслед за ними – учителем  начальных классов. И эта работа мне тоже нравилась.

Перед уходом в Госсобрание–Эл Курултай РА на должность директора школы меня рекомендовал мэру города В.А.Облогину В.К.Трутнев, работавший на тот момент директором школы №4.
Чуть позже родилась идея о создании кадетской школы. Думаю, без поддержки коллектива вряд ли что получилось бы. А после этого все дружно работали над созданием имиджа единственной в республике кадетской школы. Так год за годом, незаметно пролетело время.

– Чему научила вас работа с детьми?
– Умению вникать в чужие проблемы и понимать их, даже если речь идет о ребенке.  За годы работы в школе я посетила много квартир так называемых трудных детей и поняла, в каких немыслимых условиях порой им приходится жить, какой тяжелый психологический груз, душевную боль в связи с этим они несут в своем маленьком сердце. Любой ребенок – это личность, к которой нужно относиться с уважением. Только любовь может растопить лед в его душе. И это не пустые высокопарные слова, а проверенный жизнью опыт. Очень важно уважительно относиться к людям, понимать их страдания и по мере возможности помогать в решении проблем.

– Вы довольны собственными детьми? Как у вас складываются отношения с внуками?
– У меня взрослые сын и дочь. Горжусь тем, что они достойно окончили школу и вузы. В настоящее время они создали свои семьи. Сын и зять – военнослужащие. Внучка, Настенька, пока у меня одна, но я в ней души не чаю. Дети для меня – первые друзья-советчики. Несмотря на то что они уже взрослые, я и сегодня постоянно держу их в поле зрения. Если вижу, что они делают что-то не так, убеждаю их в обратном. Живем мы дружно, тесно общаемся. Все праздники отмечаем вместе. Я накрываю праздничный стол. Мы весело проводим время.

– Каким «коронным» блюдом их угощаете?
– Окрошку и холодец считаю самыми вкусными блюдами. Хотя всем, кто приходит ко мне в гости, нравятся любые мои угощения. Пустым стол у меня никогда не бывает.

– Говорят, маленький ребёнок может научить взрослого трём вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и твердо настаивать на своём. А чему должен научить ребенка взрослый?
– Любить, уважать родителей, да и в целом старшее поколение. Два года назад я потеряла маму. Когда она лежала в больнице, мы с дочерью Натальей постоянно ухаживали за ней. При виде того, как внучка заботится о бабушке, многие в палате плакали. Так вот, мне бы очень хотелось, чтобы все с любовью и уважением относились не только к родителям, но и к бабушкам и дедушкам. Иной раз идешь по городу и видишь, как одеты некоторые наши старики. Насколько одинокими, жалкими и несчастными они выглядят! В такие моменты думаю: наверняка у них есть дети, возможно, живут они в тепле, достатке и сытости, тогда как их родители страдают от одиночества и нужды. Так не должно быть в нашем обществе!

Второе, что должны дать родители детям, – это образование. Нужно, чтобы ребенок был грамотным, трудолюбивым, чтобы в будущем жить и трудиться, зарабатывать себе на существование.

В-третьих, нужно дать ребенку хорошее воспитание, сделать из него настоящего человека.
Если все наши дети будут уважать старших, получат образование, будут трудолюбивыми и воспитанными культурными людьми, то жизнь у них сложится благополучно. Только при таких условиях государство будет крепнуть и развиваться.

– Какие поступки людей вас шокируют, а какие радуют?
– Могу простить многое, только не предательство и обман. По натуре я не злопамятный человек, но не выношу предателей и лжецов.
Радуют победы, успехи детей, учеников, знакомых. В этом году ребята первого выпуска кадетской школы №4 окончат военное училище и в звании лейтенантов приступят к несению службы. Этому, конечно же, я бесконечно рада. В канун 8 Марта была приятно удивлена и обрадована,  когда один из моих выпускников нашел меня на новой работе и поздравил с праздником. Не скрою, очень была рада этой неожиданной встрече. Радуюсь, когда выпускники помнят обо мне, иногда они приглашают меня на свадьбы.

– Судя по вашему постоянному стремлению кого-то опекать, заботиться, помогать окружающим, можно предположить: в семье вы старший ребенок…
– Я единственный ребенок у мамы. Папа скоропостижно скончался, когда мне было 14 лет. С тех пор мама не выходила замуж, одна воспитывала меня. Всю жизнь она проработала процедурной медсестрой и делала все, чтобы выучить меня, дать образование. Мама была человеком добрейшей души и очень трудолюбивой. Любила заниматься садом, огородом и эту любовь привила мне.

– Наверняка у каждого в жизни случаются моменты, когда хочется уединиться, посидеть в тишине. О чем вы думаете в такие минуты?
– Как ни странно, но о работе и семье. Это важные, неотъемлемые составляющие моей жизни. С ними связаны все переживания, хлопоты и заботы. Очень хочу, чтобы у сына было все в порядке, чтобы у него пополнилась семья, чтобы у дочери все сложилось, чтобы внучка выросла хорошим человеком, чтобы люди в своих душах несли только добро, любовь и взаимоуважение.