Справка

Предшественниками современных органов местного самоуправления в Советском Союзе были районные комитеты партии и райисполкомы. В 1991 году они канули в Лету, и главным органом власти был Майминский районный Совет народных депутатов, который и учреждал администрацию Майминского района.

Председателя районный Совет народных депутатов избирал из своих рядов, он же автоматически становился главой районной администрации. В 1992 году первым на эту должность парламентарии выдвинули В.Ф.Веревкина, который занимал ее четыре года. В 1996-м его сменил П.И.Бурлаков, руководивший районом до конца 2002 года.

В 2003 году, в связи с принятием Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», происходили системные изменения в этой сфере, тогда впервые появилось понятие «муниципальное образование» и соответствующая должность «главы». Новый закон давал возможность продолжить выбирать руководителя района из числа депутатов, но региональные власти настояли на введении всенародных выборов.

Таким образом, выборы первого главы муниципалитета, с которым были совмещены и функции главы администрации, в Майминском районе были проведены в июне 2003 года, им стал А.М.Осокин. Его преемником в 2008 году стал Е.А.Понпа, который руководит районом по сей день.

* * *

Сейчас в Майминском районе существуют три основополагающие управленческие должности: глава муниципального образования «Майминский район», глава администрации муниципального образования «Майминский район» и председатель районного Совета депутатов. Первые две совмещены (согласно существующему уставу муниципалитета), их занимает Е.А.Понпа, третью – П.Ю.Балакин. Глава района избирается путем всенародных выборов и автоматически получает в свои руки руководство администрацией. Совет депутатов избирается также с помощью волеизъявления населения района, а председателя парламентарии выбирают путем внутреннего голосования из своих рядов.

О том, что изменилось и как это отразится на судьбе района, «Сельчанка» поговорила с П.Ю.Балакиным.

– Какова суть основных изменений в структуре органов местного самоуправления согласно новому законодательству?
– Изменения коснутся двух уровней власти: сельских поселений и района. В настоящее время в сельских поселениях есть должность главы сельской администрации, главы муниципального образования и председателя сельского Совета депутатов, их, как правило, занимает один и тот же человек. Исключение у нас составляет лишь Майма, где эти функции разделены на двоих. Поэтому на уровне поселений изменится только порядок выбора главы, который теперь будет избираться из состава Совета самими парламентариями.

На районном уровне произойдут более заметные изменения. Сейчас глава муниципального образования избирается всенародно и он же после выборов становится руководителем районной администрации. По новому законодательству функции главы муниципального образования «Майминский район» будет выполнять председатель райсовета, выбирать его по-прежнему будут сами депутаты. Глава районной администрации же будет теперь наемным работником, так называемым сити-менеджером.

Утверждать его кандидатуру и заключать с ним контракт будут депутаты, а вот подбором кандидатуры займется специальная комиссия, состоящая на 50% из районных парламентариев, на 50% будет сформирована главой региона.

– Кто же они – «глава администрации» и «глава района»?
– Действительно, для непосвященного человека эти понятия трудноразделимы. На всенародных выборах мы вверяем власть главе муниципального образования, и на него автоматически ложатся полномочия по управлению администрацией района, которые составляют основу занятости этого человека. Если же их обязанности разделить, то станет понятно, что глава района выполняет лишь представительские функции, а глава администрации в полной мере управляет работой учреждения (администрации): планирует и контролирует финансовые потоки, управляет земельными ресурсами, ЖКХ, строительством и др.

Уже сейчас в работе находятся документы, регламентирующие деятельность органов МСУ согласно новому законодательству, основным является положение о контракте с главой администрации. В течение трех месяцев мы должны внести изменения в устав муниципального образования «Майминский район». Для приведения в порядок законодательной базы региональным и муниципальным парламентариям предстоит разработать, скорректировать и принять еще более 200 нормативно правовых актов.

– Когда органы местного самоуправления начнут формироваться по новому принципу?
– Со следующего избирательного периода. Для Майминского района им станут выборы депутатов в 2018 году, в некоторых поселениях это случится уже в 2015-м.

– Приведут ли нововведения к усилению вертикали власти, не «пострадают» ли от них принципы демократии?
– Безусловно, взаимосвязь между региональным уровнем власти и муниципалитетом станет плотнее. И это логично, поскольку должна увеличиться согласованность региональной и районной политики, все должно двигаться в едином направлении. Что касается демократии, то принципиально ничего не изменится. Придя на выборы, жители района по-прежнему будут отдавать свои голоса за тех, кому доверяют управление муниципалитетом и представление их интересов.

Теперь это нужно делать даже более тщательно и ответственно, поскольку один из депутатов станет «лицом» Майминского района. Технически же на уровне ежедневных процессов функционирования органов местного самоуправления и их взаимодействия с населением мало что изменится.

– Каковы слабые и сильные стороны нового порядка?
– Сейчас глава района – это всенародный избранник, и всю свою деятельность он ведет на благо жителей муниципалитета: работает сверхурочно, не жалея сил, времени и средств, чтобы оправдать оказанное доверие. Груз ответственности перед избирателями заставляет жертвовать многим. В работе сити-менеджера этой мотивации уже не будет. Наемный работник, скорее всего, не будет рисковать «собственной шкурой», трудиться от рассвета до заката и т.д.

Еще один риск вытекает из чисто человеческих характеристик. Если на пост главы муниципального образования придет политически слабая личность, а администрацию, наоборот, возглавит харизматичный и влиятельный человек, может произойти некоторый «перекос» во власти. Сити-менеджер сможет оказывать влияние на политику, а также деятельность парламентариев. Этого нельзя допускать: политикой должны заниматься депутаты и глава района, глава администрации – экономикой и управлением.

Из «плюсов» можно отметить значительное упрощение процедуры освобождения главы администрации от должности. Сейчас невыполняющего свои обязанности руководителя снять возможно, но крайне проблематично. В нашем регионе за всю историю существования органов местного самоуправления таких случаев не было, едва ли были они и в других субъектах. Теперь же глава администрации, работающий по контракту, может быть уволен практически так же, как и любой сотрудник. Нужны лишь основания, соответствующие трудовому законодательству и контракту.

С другой стороны, сити-менеджер изначально ориентирован на результат, поскольку ему не нужно работать на имидж и заботиться о предстоящих выборах.

– Несмотря на недавнее принятие закона, в народе уже бытуют опасения: а вдруг депутатов подкупят, и место главы займет чей-то ставленник…
– Этот миф обязан своим появлением смешению понятий «глава муниципального образования» и «глава администрации» и их функциональных обязанностей. Еще раз повторюсь, что статус главы района несет на себе представительскую нагрузку – это скорее дополнительная ответственность и необходимость участия в формальных процедурах. Даже если кто-то и задастся целью во что бы то ни стало заполучить статус главы муниципалитета при голосовании депутатов, это принесет ему скорее ворох забот, чем какие-то преференции.

На самом деле и по старому законодательству парламентарии из своего числа выбирают председателя райсовета, который получает представительские функции. Ажиотаж на выборах главы сейчас происходит исключительно по причине объединения функций главы администрации и главы района в одном лице.

– Каков опыт использования подобной системы в других регионах?
– В 2003 году во время формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай и Алтайском крае уже были озвучены идеи об использовании такого принципа. Руководитель нашего региона М.И.Лапшин твердо стоял на позиции необходимости всенародных выборов в муниципалитетах, а во многих районах соседнего региона законодательство изменилось.

Сейчас 85-90% органов МСУ в Алтайском крае придерживаются принципов формирования, описанных во вступившем у нас в силу законе. Опыт накоплен значительный. Даже то, что этот процент планомерно увеличивался в течение 10 лет, уже говорит об эффективности выбранного пути.

* * *

Мнение

Н.П.Тишкова, в недавнем прошлом председатель Майминской районной территориальной избирательной комиссии с более чем двадцатилетним стажем:
– В нашем районе уже практиковалась подобная система формирования органов местного самоуправления: председатель райсовета избирался из числа депутатов и автоматически становился главой администрации района. На моей памяти при этом происходили весьма занятные случаи. Один из глав, например, не гнушался никакими методами дабы расположить к себе коллег и тем самым повлиять на итоги голосования. При такой системе манипулировать главой весьма просто.

Я целиком и полностью «за» всенародное избрание главы района, потому как при этом труднее оказать недоверие руководителю муниципалитета и сменить его. Когда человек уверен в своем положении, он и действует более решительно.

В.И. Хабаров, разработчик законопроекта, председатель комитета ГС–ЭК РА по местному самоуправлению и правопорядку:
– Преимущество нового порядка в том, что он обеспечит оперативность решения вопросов местного значения. Исключается возможность контроля со стороны заинтересованных групп и возникновения политического конфликта между муниципальной и региональной властью. Помимо этого, становится возможным избежать бесконечных выборов, которые ложатся тяжким бременем на местные бюджеты, а также являются благодатной почвой для использования грязных политтехнологий в период предвыборных кампаний. Посредством системного подхода к отбору кадров через многоступенчатый фильтр обеспечивается нравственность и профессионализм управленческого персонала.

В числе преимуществ избрания главы муниципального образования из состава депутатов и назначения главы администрации по контракту я бы отметил обеспечение политической и экономической стабильности, снижение риска противостояния муниципальных и региональных элит, исключение появления случайных или некомпетентных людей на посту главы муниципального образования и главы администрации.

Немаловажным фактором становится и четкое разделение политических и хозяйственных функций в руководстве муниципального образования, повышение интереса населения к формированию представительных органов местного самоуправления и при таком подходе исключается противостояние представительных и исполнительных муниципальных органов.

Марина Бабайцева
«Сельчанка» №48 от 21 ноября 2014 г.