c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_tyulentin_tint.jpgНа выборах в Государственную Думу седьмого созыва, которые прошли по всей стране 18 сентября 2016 года, депутатом от Республики Алтай в результате всенародного голосования был избран спикер республиканского Парламента Иван Белеков. После снятия спикером полномочий депутатский корпус избрал Председателем Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай  своего коллегу, представителя Усть-Коксинского района Владимира Тюлентина.

Сегодня Владимир Тюлентин гость редакциий  газет «Алтайдын Чолмоны» и "Звезда Алтая".

Владимир Николаевич, для большинства наших избирателей, общественников, политических деятелей республики избрание Вас спикером парламента на внеочередной 19-ой сессии Госсобрания стало некоторой неожиданностью…
- По правде сказать, такого предложения я тоже не ожидал, поскольку не относил себя  к публичным деятелям в прямом понимании этого слова. Работа в родном хозяйстве поглощала все время. Хозяйственники хорошо знают, как много нужно душевных и физических сил, чтобы в перестроечное время его  сохранить, не дать людям потерять веру в себя, в будущее. Собственно  в этих каждодневных хлопотах как-то не заметил, что пролетело 18 лет моего директорства.

А тут после выборной кампании, в которой я тоже как депутат-единоросс принимал участие, поступает предложение возглавить Парламент республики. Конечно, немного растерялся, сомнения стали одолевать: а справлюсь ли?!  В моем возрасте очень важно годами наработанный авторитет не потерять.

Кстати, встречаясь с сотрудниками  администрации Президента, я узнал, что  это предложение исходило от Главы республики Александра Бердникова и руководства партии «Единая Россия». А такое доверие нужно оправдывать…  И дал согласие.

Почему на меня пал выбор? Думаю, что здесь сразу несколько факторов: у меня за плечами серьезный опыт хозяйственника. Многократно избирался депутатом как по партийному, так и одномандатному округам. А это немаловажно для такой должности, поскольку говорит об определенном доверии народа. Ну и то, что я по национальности алтаец. У нас республике, если вы помните, этот паритет со времен советской власти четко соблюдается: если в исполнительной власти руководитель субъекта  русский, то в законодательной - непременно алтаец.

— Вас знают как человека немногословного, делающего конкретную работу, а быть спикером парламента — значит заниматься публичной политикой, вести парламентские дебаты, руководить законотворческим процессом. Как думаете, в новом статусе Вам долго придется осваиваться?
— Мне кажется, в политике, как и любой сфере деятельности,  самое главное — иметь характер; если он есть, то все трудности будут преодолены. К одному  из наиболее ярких политиков нашего времени я отношу прославленного борца Александра Карелина и очень горжусь личным с ним знакомством. Он часто бывает у нас в республике, здесь у него много друзей. Насколько мне известно, как раз благодаря спорту он стал большим политиком. Он часто говорит: «Борьба — это не только спорт. Это образ жизни».

Я полностью согласен с великим борцом: от каждого из нас зависит, как сложится его судьба.

— Владимир Николаевич, известно, что Вы входили в число известных спортсменов  автономной области, ваше имя было на слуху. В этом плане можно ли считать, что спорт помогал Вам в формировании характера? А потом, что, на ваш взгляд, в спорте важнее  — участвовать или побеждать?
— Конечно, побеждать. Родоначальником классической борьбы у нас в Горном Алтае по праву называют Николая Шурумовича Мюсова. В автономной тогда области ему не дали работать. Он не стал ничего доказывать, уехал в г.Бийск и там заработал себе имя, как говорится. Тем самым, он показал: мы всего можем добиться, только не надо сдаваться. Гордый и сильный человек  - таким он и остался в нашей памяти. Он  воспитал первого мастера спорта СССР в Горном Алтае по классической борьбе — Мадия Каланакова, кстати, он был моим учителем.

Не могу сказать, что у меня были какие-то блистательные победы в спорте. В 1978 году после окончания Горно-Алтайского ЗВТ я поехал работать веттехником в Амурский совхоз. Занятия греко-римской борьбой не бросил, открыл секцию для местных ребятишек. Приходилось защищать честь Амурского совхоза не только по борьбе, но и в составе команды футболистов на областных соревнованиях, выступал за Усть-Коксинский район как гиревик. Но к самой значительной  своей победе в спорте  я отношу подготовку самого молодого на тот период времени мастера спорта по греко-римской борьбе — моего земляка Алана Адышева. Мы увидели: всё в наших силах.

— После шести лет работы веттехником Вы возглавили Абайскую ферму. Можно ли считать этот шаг в Вашей биографии первой ступенью, с которой начинался дальнейший рост?
— Считаю, что мне повезло, поскольку довелось воочию познакомиться с опытом работы видных руководителей нашей автономной области. Так,  нашим Амурским совхозом в 70-е годы руководил Анатолий Николаевич Николаевский, прирожденный организатор, всесторонне образованный человек.

И, кстати говоря, таких руководителей было в то время много — Ю.И.Золотарёв в Мультинском совхозе, Г.М.Косарев — в Абайском, в других районах работали А.К.Бардин, Д.Е.Плетенецкий, А.В.Санаа, С.В.Бухарин и многие, многие другие. В 90-е годы их называли «красными директорами», пытаясь вложить в это определение негативный оттенок, но время всё расставило по своим местам. Они как были, так и остались талантливыми руководителями, настоящими организаторами производства.

Школа «советских директоров» помогает мне до сих пор. И в том, что наше коллективное хозяйство сохранилось, я вижу и их заслугу.

— Вы действительно считаете, что коллективные хозяйства имеют больше перспектив? Или все-таки у нас должны развиваться фермерские хозяйства на основе животноводческих стоянок?
— Перспективно то и другое, об этом я говорю постоянно. Форма СПК хороша тем, что позволяет объединить фермеров в крупное хозяйство. Вместе, в условиях рискованного земледелия выживать легче, чем в одиночку. Сейчас поголовье животных в нашем хозяйстве насчитывает около 7 500 овец горно-алтайской породы прикатунского типа, более 2800 голов КРС молочного и мясного направлений, 1 400 лошадей, в числе которых 470 элитных кобыл и 30 жеребцов новоалтайской тяжеловозной породы, а также 700 маралов. Кроме того, члены СПК  занимаются еще и пчеловодством.

Благодаря селекционно-племенному делу, которое ведется у нас с 1978 года, на базе СПК «Амурский» была выведена новоалтайская порода лошадей мясного направления. Ее особенность в том, что животные приспособлены к круглогодичному пастбищно-тебеневочному содержанию. Вес жеребцов достигает 640–700 кг. В 2000 году наша порода была утверждена официально, с тех пор сельхозпредприятие считается заводчиком по их производству.
Думаю, что вопрос: смогли бы мы достичь таких же успехов, если бывший совхоз «Амурский» был бы разделен по паям, и каждый выживал бы в одиночку, - в нашем случае правильно отнести к риторическому.

— Да, ответ очевиден даже для самых ярых противников сельскохозяйственной кооперации. Владимир Николаевич, а абайский сыр, который горожане сегодня охотно покупают, - готовая продукция  вашего хозяйства?
— Да. На собственном сырье работает на Абайской ферме наш сырзавод. Ежегодно на предприятии производится до 100 тонн сыра и около 12 тонн масла. Готовая продукция пользуется большим спросом внутри района и за его пределами, поэтому проблем с ее реализацией нет. Кстати, мы стараемся ежегодно  проводить ремонт в помещении завода, обновлять оборудование.

— В течение  четырех  созывов Вы становились депутатом Республики Алтай. Какие цели вы ставили перед собой, выходя на очередной предвыборный марафон за мандат депутата республики?
— В 2001 году, если вы помните, в парламенте республики оказалось сразу девять депутатов-аграриев. Как я понимаю теперь, это было требование времени, поскольку очень много проблем накопилось в сельском хозяйстве, и решать их нужно было именно через законодательную систему. Избиратели это поняли и оказали нам доверие.

Только из нашего высокогорного сельскохозяйственного района с мандатом депутата сразу оказались кроме меня Владимир Давыдович Вайнбергер, Сергей Ильич Огнев, Алексей Тихонович Клепиков. Также могу назвать Тодошева Алексея Ивановича, Манзырова Юрия Макаровича, Сумачакова Игната Ивановича, Кокушева  Михаила Еченовича, Земирова Юрия Семеновича.

У нас образовалась полноценная парламентская фракция. Это нам позволило продвигать свои вопросы вместе с руководством республики. И с поставленной главной задачей, считаю, все мы, хозяйственники-депутаты смогли справиться. Мы выработали целый пакет документов, которым пользуются до сих, пор по получению дотаций.

АПК получил существенную поддержку, население облегченно вздохнуло, увидев, что поступают реальные деньги в виде дотаций на производство сельхозпродукции и рост маточного поголовья. Сначала в бюджете было 3,5 процента от расходной части на поддержку сельского хозяйства, а уже через год ситуация значительно улучшилась, когда поддержка возросла уже до 7 процентов.

Кстати, эта традиция жива до сих пор. Крестьяне имеют возможность получать дотации. Я искренне рад, что сегодня в стране, несмотря на кризисную ситуацию, о сельском хозяйстве не забывают. Реальную поддержку со стороны государства получают начинающие фермеры, семейные фермы и т.д.

— Владимир Николаевич, исходя из опыта Вашей предшествующей работы в республиканском парламенте, какие первоочередные задачи в развитии АПК можно выделить на первый план?
— С одной стороны, мы говорим об импортозамещении, а с другой  стимулов для развития производства все еще недостаточно. Сейчас начинается работа по верстке бюджета на 2017 год, так вот в нем мы не должны «забыть» о дотациях, тем более что в законе «О поддержке АПК» всё это прописано. Он действует в республике  с 2003 года, и по нему из бюджета  региона где-то 7% положено отдавать аграриям на поддержку и развитие АПК. Но в  последнее время туда же вписали пункт на «развитие села».

На практике это значит, что  расходы по проведению электролиний, водопроводов, ремонт дорог в селе теперь относятся к этой статье. То есть конкретная сумма поддержки сельского хозяйства стала меньше — уже не 7 процентов, а в пределах 3-4 процентов. А этого недостаточно, если мы всерьез думаем повышать в регионе эффективность сельскохозяйственной отрасли. На мой взгляд, есть необходимость четко разделить эту статью расходов на две - финансирование сельского хозяйства должно идти по одной статье, а «развитие села» - по другой.

— У каждого депутата обязательно есть наказы, решением которых он будет гордиться всю жизнь. Что Вы могли бы сказать на этот счет?
— Пусть и скромные, но достижения в этом плане у меня, как у депутата, тоже есть. Уже в первый свой депутатский созыв я смог выполнить пожелание односельчан. И средства, необходимые для капитального ремонта Абайской школы, в бюджете республики были изысканы.  Будучи депутатом, вместе со своими коллегами я много ездил тогда по району, стараясь все болевые точки взять на контроль. В их число вошла и Карагайская школа, которая на тот момент располагалась в двухквартирнике. Вместе с ее директором Ольгой Дмитриевной Поповой мы решили построить новую школу. И с этой задачей справились.

Еще тогда я убедился, что  ни один социальный объект не будет построен, если в его продвижении депутату не будет помогать директор садика, школы и руководство района, республики.

Со времен автономной области существует негласный и незыблемый паритет между представительством в двух ветвях власти региона. Если исполнительный орган возглавляет русский, то руководителем законодательного органа должен стать алтаец. Вы считаете это оправданным?
Это совершенно правильный подход. Везде должно быть равновесие, особенной в национальном вопросе, который всегда воспринимается людьми очень остро. И в этом плане не лишне вспоминать опыт советской власти, где очень грамотно проводилась именно кадровая национальная политика. Паритет представительств во всех органах власти четко отслеживался.

И сегодня мы также должны очень внимательно относиться к этому вопросу, если хотим действительно настоящей стабильности и прозрачности в отношениях между живущими на территории региона народами. Кстати, у нас на уровне республики это всегда очень четко соблюдается.

— Вы состоите во фракции «Единая Россия»; а как будете взаимодействовать с представителями других фракций?
— Я всегда относился уважительно ко всем депутатским фракциям и входящим в них депутатам. Их партийная принадлежность в моем понятии никак не влияет на их деловые и человеческие качества. И теперь уже, будучи в другом ранге, я намерен с ними очень тесно сотрудничать.  Мы продолжим добрую традицию - накануне очередных сессий обговаривать самые острые вопросы с руководителями фракционных движений. Открытый и честный разговор всегда помогает снять ненужное никому напряжение. Ведь у всех депутатов одна задача - улучшить жизнь наших избирателей.

— В вашей семье соблюдаются  традиции, обычаи алтайского народа?
— Да, мы их придерживается очень строго. Один раз в год я вместе с женой и детьми, а теперь и внуками  едем на священное место наших предков, и там в тишине молимся не только за здоровье всех домочадцев, но и  чтобы не было войны. Эта молитва в нашем роду священна. Моя мама и бабушка, насколько я помню, всегда этого боялись больше всего.

Кстати, у меня жена русская, она уроженка села Верхний Уймон, так что мы в семье соблюдаем и все христианские заповеди. И это нам не мешает жить в мире и согласии. Наоборот, мне кажется, что помогает лучше понимать друг друга.

—Хотелось бы узнать о Ваших жизненных увлечениях?
— Я люблю лошадей, люблю ухаживать за ними, ездить  в горы. Это очень хорошая зарядка. А еще мне нравится уходить в тайгу на охоту. Но не ради трофеев, а когда такая необходимость возникает. Кстати, есть древний закон охоты: никогда не иди на шум; иди туда, где тихо. У нас в народе много таких знаний, и я думаю, что в какие-то  моменты мне это помогает в жизни.

Прошел месяц Вашего пребывания в новой должности. Вы готовы подвести определенные итоги?
— Я думаю,  что об итогах говорить рановато. Ведь это совершенно другая сфера деятельности. Она связана с законодательными, представительными, контролирующими функциями. Нужно время, чтобы во все это  по-настоящему войти и что-то существенное сделать. Но уже сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы стать просто организатором всей этой работы.

Всех своих коллег-депутатов я хорошо знаю, и буду приветствовать любую  их личную  инициативу.