c_200_250_16777215_00_images_stories_2017_deputaty_maninter.jpgПредлагаем вниманию читателей интервью с депутатом от избирательного объединения «Справедливая Россия» 6-го созыва Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, председателем Комитета по аграрной политике, экологии и природопользованию Василием Карманчиновичем МАНЫШЕВЫМ.

Из всего многообразия тем мы выбрали одну, но очень важную. Эта тема-экология. Согласитесь, уважаемые читатели, что эта тема сегодня не лишена актуальности. Разговор получился серьезный, обстоятельный и глубокий. Так бывает всегда, когда имеешь дело с профессионалом.

- Василий Карманчинович, расскажите, пожалуйста, об основных задачах и направлениях деятельности возглавляемого Вами Комитета.
-К ведению Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по аграрной политике, экологии, природопользованию относятся вопросы: государственной аграрной политики, поддержки и развития сельского хозяйства; ветеринарного дела; регулирования земельных отношений; рационального природопользования, в том числе недропользования, водопользования, лесопользования и воспроизводства лесов; охраны окружающей среды, в том числе охраны водных ресурсов, недр, почв, лесов, атмосферного воздуха; охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; государственного экологического надзора, экологической экспертизы и формирования экологической культуры; особо охраняемых природных территорий; экологической безопасности; обращения с отходами производства и потребления; защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- Каковы перспективы развития «зеленой» экономики в связи с ЭЭР «Алтай», деятельность которого возрождается?
-С момента образования Республики Алтай большое внимание Парламентом и Правительством Республики Алтай уделялось именно вопросам охраны окружающей среды. Осуществлялись практические меры по достижению устойчивого развития, обеспечивающего баланс между решением социально-экономических проблем региона и её сохранение.

С 1991 по 2002 годы основным механизмом развития Республики Алтай являлось эколого-экономическое образование - это, первоначально, Эколого-экономическая зона «Горный Алтай», затем - «Эколого-экономический регион «Алтай». Решались не только вопросы социального развития и улучшения инфраструктуры молодой республики, была разработана Концепция экологически устойчивого развития Республики Алтай, проработаны вопросы включения во Всемирное природное наследие ЮНЕСКО ряда уникальных природных объектов, создан проект трансграничной биосферной территории «Алтай» в Алтае-Саянском экологическом регионе.

Поэтому вполне закономерно, что в настоящее время предпринимаются меры к возрождению Эколого-экономического региона «Алтай». Глава республики Александр Бердников в прошлом году обратился к Президенту страны с просьбой поддержать предложение региона по реализации данной программы.

В целом для Республики Алтай не представляется иного пути кроме реализации модели устойчивого развития, когда удовлетворение потребностей настоящего поколения не ставит под угрозу возможность для будущих поколений удовлетворять в полной мере свои собственные потребности.
Концепция эколого-экономического региона «Горный Алтай» включает четыре главных направления развития территории; научно-методическое, экономическое («зеленая экономика»), а также гуманитарное и социальное.

Эта модель должна дать дополнительные доходы региону, новые рабочие места, новые отрасли экономики. Предлагается реализовать этот проект как пилотный, а потом распространить его наработки по всей России. Планируется создать территориальный производственный комплекс, профильные отраслевые кластеры (научно-технического, агропромышленного, туристско-рекреационного, санаторно-курортного, физкультурно-оздоровительного, биофармацевтического, кластера природных парков, культурно-образовательного, археологического, таможенно-логистического и горнодобывающего).

- Пять объектов нашего региона - Алтайский и Катунский заповедники, гора Белуха, природный парк «Зона покоя Укок», Телецкое озеро  внесены в список объектов природного наследия ЮНЕСКО «Алтай-золотые горы». Что это дает нам, жителям республики?
-Внесение в список природного наследия ЮНЕСКО является предметом признания работы конкретного государства в плане охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия. Российская Федерация занимает сегодня четвертое место в мире по количеству объектов, внесенных в список всемирного природного наследия. На данный момент в Российской Федерации таких объектов десять, в том числе наши объекты в номинации «Алтай-золотые горы».

Основанием для включения в список является состояние этих природных объектов, их первозданность, сохранность, разнообразие и т. д., наличие национальных правовых документов, которые обеспечивают сохранность данных объектов. Сегодня Российская Федерация располагает ими как в природном, так и в нормативно-правовом обеспечении.

В России сегодня 103 заповедника, 33 заказника и более 20 национальных парков. Все они работают по федеральному закону.  «Алтай-золотые горы» включает в себя 2 государственных заповедника-Алтайский и Катунский, гору Белуха, Телецкое озеро и плато Укок. Что дает этот статус, это внесение в список? Прежде всего, это пропаганда работы и республики и Российской Федерации в целом по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в надлежащем состоянии этих объектов. В финансовом плане мы никаких преференций не получаем. Это просто оценка нашей работы. Это предмет имиджа нашей республики и страны в целом. Это предмет научного изучения в археологическом, культурном и ином плане. Других преференций мы от этого не имеем.

- Какие «зеленые» технологии, кроме солнечной электрогенерации, могут быть применены у нас в республике? Как известно, построено всего 3 таких электростанций общей мощностью 15 Мвт.
-Есть традиционные виды выработки электроэнергии: гидроэнергетика, атомная энергетика. Альтернативными сегодня считаются солнечная энергетика и ветровые установки. Еще есть способ выработки электроэнергии-работа ТЭЦ, которые работают на угле либо природном газе. Ни того, ни другого у нас в республике нет.

Есть возможность развивать электроэнергетику за счет солнечных батарей. Сегодня смонтировано 3 солнечных электростанции мощностью 5 Мвт каждая. Ветровую электроэнергетику у нас развивать нет возможности, поскольку отсутствуют постоянные ветры. Ветровая электроэнергия применяется локально: на отдельных участках, на отдельных стоянках, на светофорах и т. д. Но большого значения она не имеет. В стадии изучения находится вопрос развития ветровой электроэнергетики в степной части Кош-Агачского района. Но в ближайших планах строительство не предусматривается.

Что касается газа, то это вопрос развития не столько энергетики, сколько вопрос топливный. Мы видим, что в г.Горно-Алтайске нет такой черноты снега, нет такого смога, как это было до подключения к газу, когда котельные отапливались углем. В г.Горно-Алтайске было 92 котельных на угле (больших и малых). Сейчас их осталось менее десятка. Это котельные на небольших предприятиях, которые имеют в своих планах установку газового оборудования. Это позволило сократить выбросы в атмосферу твердых частиц в виде сажи и несгоревших остатков угля в разы. Если раньше в год выбрасывалось порядка 32-33 тысячи тонн, то сейчас менее 5 тысяч тонн. Очевидно, что объемы выбросов сократились.

- 45 тонн пантов марала в год-это много или мало? Почему рынок сбыта один -исключительно страны Юго-Восточной Азии?
-Пантовая продукция-панты маралов и оленей в нашей республике изначально являлись единственным валютным товаром, который производился и в советское время. На данном этапе Россия продолжает занимать ведущие позиции в мире по производству пантов. В последнее время производством этой продукции начали заниматься Казахстан, Китай и страны Юго-Восточной Азии, где пантовая продукция пользуется большим спросом. Прежде всего, в Китае, Корее, а также в Новой Зеландии и некоторых других странах, где панты используются в традиционной медицине.

Эта продукция поставлялась на рынок еще в конце позапрошлого века, начале прошлого через Монголию в Китай. С образованием Советского Союза эта отрасль получила большее развитие, это был валютный товар. Если брать Шебалинский район, то Шебалинский совхоз (село Дьектиек) был одним из пионеров по производству пантов. Были предприниматели Поповы, которые разводили маралов еще 100 с лишним лет назад. Сейчас эта отрасль в хозяйстве продолжает развиваться.

У нас в стране производилось лекарственное сырье в виде вытяжки под названием пантокрин. Он производился на Хабаровском фармхимпредприятии. Сегодня по неизвестным причинам его производство практически прекращено, я по крайней мере не встречал этой продукции. Сейчас делают пантогематоген из крови, полученной от маралов, в том числе, пантов. Это не является лекарством, а скорее БАДом. Почему не производится у нас в республике? Думаю, что либо объемы не те, либо слишком затратное производство. Сейчас панты активно используются в лечебных целях в санаторно-курортных учреждениях в виде ванн и других процедур.

Рынок сбыта-в основном Корея, а оттуда в другие страны. К сожалению, в 90-е годы, когда начался свободный рынок, каждый производитель выходил на рынок со своей продукцией, резко снизилась закупочная цена на панты. Сейчас ситуация стабилизировалась, цены немного поднялись, но негативные последствия ощутимы до сих пор.

- Как можно эффективно использовать наше лекарственное сырье? В республике произрастает более 200 видов лекарственных трав. Из них 120-эндемики.
-У нас в республике произрастает более двухсот видов лекарственного и пищевого сырья. Эндемиков тоже много. Широкое применение получили различные виды чаев, БАДов. Но лекарственных препаратов производится совершенно мало. В республике мало таких предприятий. У наших соседей существует предприятие «Эвалар». Хотя они тоже, по-моему, производят не лекарства, а биологически активные добавки. В советское время производились различные настойки из левзеи, пустырника, чемерицы, подорожника и так далее, которые применялись как в медицине, так и в ветеринарии.

Сейчас часть растений, добыча которых регулируется квотами, уходит в основном в другие регионы, и там из них готовят лекарственные препараты. Это в первую очередь родиола розовая (золотой корень), левзея (маралий корень)-это именно те травы, которые используются в медицине.
Почему панты наших маралов ценятся выше всех остальных? Потому что именно от состава видового разнообразия трав, которые они поедают, складывается ценность пантов. Поэтому наши панты стоят дороже. Есть у нас небольшие предприятия на базе Горно-Алтайского ботанического сада, ОПХ «Горно-Алтайское» и ряд других. Они изготавливают различные фиточаи, бальзамы, которые, однако, не являются лекарством. Есть травы, заготовка которых не подрывает их запасы, они возобновляются. Это бадан широколистный, кипрей, Иван-чай, белоголовник и ряд других. А есть виды, запасы которых подорваны, и надо думать об их восстановлении, ограничении заготовок, реитродукции. Это золотой корень, красный корень-травы, пользующиеся спросом у населения.

Меры, которые мы принимаем различны. Издали, например, свою Красную Книгу, в которую занесены 138 видов растений, которые подлежат охране. Охраной занимаются специальные службы.

- Как на данном этапе обстоит дело с борьбой за сохранение кедра?
-Борьба за сохранение кедра существовала всегда. Если говорить о серьезных мерах, то надо говорить о 1989 годе, когда решением нашего областного правительства был принят запрет на сплошную вырубку кедра и постепенном прекращении молевого сплава. В то время заготавливалось более 1,5 млн кубических метров леса (в основном лес Турочакского и Чойского районов), в основном кедр. Это серьезно подорвало запасы кедровых лесов.

Сейчас сплошные рубки не проводятся, молевой сплав также не проводится. Идет рубка кедра выборочная: санитарная, проходная, рубка осветления и другие технологические приемы лесной отрасли. Но под видом этих рубок можно вырубить все. Конечно, есть перестойные кедровые леса. Кедр ценен не только своей древесиной, но и своими плодами-кедровым орехом. Кедровый орех является основой жизни для многих видов животных, он широко используется населением. Эта продукция всегда пользовалась спросом населения, как для личного потребления, так и для реализации на рынке. Кедровый орех используется также в микроскопической промышленности. Кедровое масло используется как эмерсионное.

Орех имеет широкий спектр применения. Кедр сейчас требует к себе большого внимания, и надо принимать соответствующие меры по его восстановлению. На данном этапе производятся посадки кедра, он выращивается в питомниках, проводятся акции различных «зеленых» и экологических организаций. Ведется работа по восстановлению кедровой тайги.

- Турист-мусор-Чемал уже давно слова-синонимы. Что делается в этом направлении?
-Как следует из представленных материалов, в последние годы значительных улучшений в данной сфере не произошло. Наблюдается рост объемов промышленных и бытовых отходов. Развитие туристской и строительной отраслей, а также ликвидация полигонов твердых бытовых отходов в г.Горно-Алтайске и с.Майма, приводят к замусориванию водоохранных зон и лесных массивов. Растет количество несанкционированных свалок.

Основные причины подобного положения заключаются в недостатках организации работы по обращению с отходами производства и потребления, нехватке ресурсов для финансирования мероприятий в этой области охраны окружающей среды, низкой экологической культуре населения, а также в недостаточной работе муниципальных и природоохранных органов.

Деятельность по организации обращения отходов должна быть продуманной и осмысленной, нельзя отказываться от построенных схем, действующих механизмов. Нельзя просто закрыть свалки и не дать ничего взамен, это неизбежно вызовет стихийное образование свалок в самых неподходящих местах.

Нужно ускорить принятие подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих правила осуществления деятельности региональных операторов.
На законодательном уровне необходимо разрешить вопросы перераспределения полномочий по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Республиканский закон должен определить степень участия муниципальных образований в данной сфере, заложить основы взаимовыгодного сотрудничества муниципалитетов с исполнительными органами власти. Тут есть определенные сложности с построением бюджетных отношений, поэтому нужна конструктивная совместная работа.

Задачи более чем конкретны: это сокращение отходов, через уменьшение потребления, через применение новых безотходных или ресурсосберегающих технологий производства, вовлечение в процессы сбора и переработки отходов большего числа предпринимателей, повышение прибыльности данного бизнеса, привлечение к решению проблемы населения через экологическое просвещение, через возможность сортировать выбрасываемый мусор, это первый шаг к раздельному сбору отходов, к повышению прибыльности услуг в данной сфере.

- Как Вы оцениваете экологическое состояние Шебалинского района?
-Я затрудняюсь оценить экологическое состояние Шебалинского района. Для этого надо иметь конкретные показатели, данные исследований, мониторинга и т.д. У меня их нет. Как обстоит дело с обращением отходов, в каком состоянии вопрос защиты и охраны леса, выбросы в атмосферу вредных веществ, состояние животного мира-вот основные показатели, по которым можно оценить экологическое состояние. В целом, если сравнивать с другими районами, Шебалино выглядит не хуже, а где-то и лучше. Проблема вырубки леса стоит остро везде. Сегодня мы сократили вырубку до 500-600 тысяч кубометров, из 80% население заготавливает для своих нужд. Если говорить о шебалинском лесе, то он был вырублен еще в те далекие времена, когда там работал мощнейший леспромхоз. Сегодня леса осталось мало.

С утилизацией отходов ситуация терпимая. Имеется два полигона - в самом Шебалино и в селе Черга. Но дело сбора, сортировки, размещения и транспортировки отходов - проблемное.

Что касается водных объектов, то загрязняющих их предприятий в районе практически нет. Выбросы в атмосферу - в основном это частный сектор, так как промышленного производства там нет. Вредных производств тоже нет. Вот такая обстановка.

- Кстати, берега р.Улалушки в городе тоже весьма замусорены. Только ли здесь дело в низкой культуре населения?
-Проблема р.Улалушки характерна для всех малых рек в населенных пунктах (городах и селах). Застройка территории ведется давно. Видимо, были генеральный план и схемы застройки, но они нарушены. Есть, например, водный кодекс, который предполагает наличие прибрежной защитной полосы. Она должна быть свободна по берегам водных объектов, и ширина ее зависит от длины водных объектов. У нас же получилось так, что р.Улалушка плотно застроена, вся прибрежная полоса. Видимо, в те времена не было регулирующего закона, который бы не позволил застроить берег. С этим все очень сложно. Людям проще выкинуть мусор на берег, в надежде, что весной река все смоет.

Должен быть более жесткий контроль со стороны органов, которые должны этим заниматься. Это экологические службы города, санэпиднадзор, домовые комитеты в конце концов. Есть методы и способы для привлечения к ответственности за нарушения. Для начала наложить штраф. Но для этого должны быть созданы все условия, мусорный бак в удобных местах, как минимум. Это сложная, повседневная работа.

- Что конкретно намерен сделать Ваш Комитет в рамках объявленного Президентом Года экологии в России?
-Планируем выйти на федеральный уровень со следующими инициативами: Комитет разрабатывает проект федерального закона «Об охране Телецкого озера», который в качестве законодательной инициативы будет внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с тем, что большинство мер необходимых для регулирования пользования и охраны водного объекта регулируются нормативными правовыми актами федерального уровня, принятие закона позволит урегулировать проблемы социально-экономического развития Телецкой природной территории, сохранит данный уникальный природный объект для будущих поколений.

Комитет подготовит обращение в Правительство Российской Федерации о рассмотрении вопроса о разработке федеральной целевой программы с целью сохранения объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая», в том числе Телецкого озера. В настоящий момент в Российской Федерации отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопросы управления, использования и охраны, объектов Всемирного природного наследия. Федеральная целевая программа позволит эффективно использовать объекты Всемирного природного наследия в научных целях, в целях экологического и познавательного туризма, социально-экономического развития региона.

На региональном уровне в процессе подготовки к рассмотрению находятся два законопроекта. Первый: Проект закона Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в области экологической экспертизы Республике Алтай».

Целью проекта закона является необходимость законодательного регулирования вопросов экологической экспертизы на территории Республики Алтай в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в соответствии с которым: законодательство об экологической экспертизе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» и состоит из этого Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

И второй. Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай».
Целью проекта закона является дополнение Закона Республики Алтай от 24 декабря 2012 года № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай».

Ввиду особой значимости природных парков «Белуха» и «Зона покоя Укок», являющихся объектами Всемирного природного наследия проектом закона предлагается дополнить Закон Республики Алтай №70-РЗ статьей, определяющей общие положения о природных парках республиканского значения, в том числе установить право бюджетных учреждений Республики Алтай, осуществляющих управление природными парками, выполнять работы и оказывать услуги, установленные сверх государственного задания, гражданам и юридическим лицам за плату. Порядок определения указанной платы устанавливается Правительством Республики Алтай.

В 2017 году запланировано проведение Круглого стола на тему: «Эффективная природоохранная деятельность как необходимое условие обеспечения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды в Республике Алтай». Необходимо проанализировать практику природоохранной деятельности государственных и муниципальных органов, в случае необходимости потребовать принятия соответствующих мер реагирования.
Кроме этого ряд других мероприятий, согласно утверждённому Президиумом ГС-ЭК РА Плану  проведению Года экологии и Посланию Президента и Федерального Собрания.

 - Я могла упустить что-то важное. Что бы Вы добавили к сказанному?
-Я бы хотел сказать следующее. 2017 год Указом Президента РФ объявлен Годом экологии. Указ вышел 5 января еще прошлого года. А годом раньше, в сентябре 2015 года, вышел Указ, чтобы объявить 2017 год Годом особо охраняемых природных территорий. Если коротко об этом, то на протяжении последних 10-15 лет мы ведем планомерную системную работу в части развития сети особо охраняемых природных территорий. Мы создали их достаточно, у нас сегодня в республике 25% территорий районов имеют такой статус. Половина из них - объекты федерального значения, остальные объекты регионального значения. Это 2 заказника, 4 природных парка и 43 памятника природы-эти объекты занимают четвертую часть территории нашей республики. Имеется нормативная база. Есть проблемы, которые требуют решения, участия, контроля. В ненадлежащем состоянии находятся многие водные объекты. Начните с родника Черемшанского, Манжерокский родник, Золотой Ключик, Аржан-Суу и т. д. И заканчивая более серьезными объектами, такими как Каракольские озера, на состояние которых обратил внимание Глава республики на совместном заседании Президиума и правительства Республики Алтай. Те люди, которые взяли в аренду этот объект, свои обязательства не выполняют. Там много вопросов, которые требуют изучения, оценки и принятия срочных мер. Такие же вопросы по озеру Таймень.

Сегодня нет никаких документов, которые бы регулировали посещение такого важного объекта, как гора Белуха. Для алтайцев она священна. Как использовать Белуху, как охранять? Каждый считает своим долгом подняться на Белуху. Понятно, что надо проводить научные исследования, альпинисткие и учебные сборы. Но все остальные посещения должны быть заявлены, зарегистрированы заранее. Надо знать, сколько человек в год может принять этот объект. Посещения должны быть организованными, либо через туроператора, либо как-то еще. Президент об этом сказал, и мы думаем так же, что от таких посещений должен быть определенный экономический эффект. Надо вводить сборы, квоты, налоги, включенные в стоимость путевки, есть и другие варианты решения проблемы. Бюджет должен пополняться, в том числе и за счет организованного, а не «дикого» туризма.

Мы продолжим в том же ритме следить за тем, чтобы особо охраняемые природные территории функционировали, содержались в порядке и отвечали всем требованиям. Нет задачи создания новых, но есть схема развития существующих.

Что касается Года экологии, то этот вопрос требует участия от всех нас. Мы работаем в этом направлении совместно с Правительством, с экологическими организациями, с теми, кто профессионально занимается охраной окружающей среды. В своем Послании Президент сказал, что надо обратить внимание и принять меры по сохранению таких символов России, как Байкал, Волга и озеро Телецкое. Эти символы надо беречь. Президент утвердил перечень Поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года. Еще раз напомню, Байкал, Волга, озеро Телецкое являются приоритетными проектами страны в плане экологии. Исходя из этого Поручения Президента, мы в декабре провели совещание, на которое пригласили представителей Артыбашского сельского поселения Турочакского МО, заповедника Алтайский, нашего Института экологии, гидрометслужбы, Министерства природных ресурсов, общественных организаций. Обсуждался этот вопрос, после чего мы попросили высказать свои предложения по сохранению озера Телецкое. Будем и дальше работать в плане проведения научных исследований, различных мониторингов, обобщать информацию, делать выводы.

2017 год пройдет под знаком повышенного внимания к проблемам экологии и особо охраняемых природных территорий. Мы к этому готовы.

Беседовала Яна Шатыгина
«Сельская новь» (26.01.2017 г.)